Архив статей журнала

ПРОДУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОПУЛЯЦИИ (2022)
Выпуск: № 5 (37), Том 9 (2022)
Авторы: Свидерская Лилия Николаевна, ТАРАСОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА

В статье рассматривается психологический аспект комплаентности, а именно: влияние мотивации к лечению на состояние здоровье человека. Повышение уровня мотивации к лечению обладает огромным потенциалом и способно оказать намного более продуктивное влияние на здоровье популяции, чем иные усилия, направленные на совершенствование существующих и разработку новых методов лечения.

Цель исследования. Изучить мотивацию к лечению, предшествующему госпитализации, и наиболее значимые факторы мотивации у пациентов, госпитализированных в многопрофильный стационар Краевой клинической больницы города Красноярска.

В исследовании участвовали пациенты, госпитализированные в отделения Краевой клинической больницы города Красноярска. Всем пациентам во время пребывания в стационаре предлагалось заполнить, разработанную нами анкету по оценке психологической мотивации к лечению.

Анкетировались 130 пациентов с обострениями хронических неинфекционных заболеваний: 78 мужчин и 52 женщины. Несколько больше половины пациентов (n = 79) до госпитализации наблюдалась у врача по поводу различных хронических заболеваний, 51 человек регулярно у врачей не наблюдались. Согласно результатам теста Мориски–Грина и разработанной нами анкете по оценке психологической мотивации к лечению, мотивированными к лечению являлись 68 человек (52,3 %), при этом у пациентов была выявлена низкая мотивация к назначаемой терапии. Все рекомендации выполняли лишь 1/3 из участвующих в опросе. Основной причиной нарушения рекомендаций оказалась забывчивость (18,5 %), около 10 % больных боятся побочных эффектов лечения. Главным способом повышения мотивации к терапии пациенты назвали информацию лечащего врача о возможности улучшения прогноза заболевания (67,7 %), качества жизни, улучшения самочувствия (25,8 %).

Специально разработанная нами анкета дала возможность оценить ряд фактов, в том числе влияние психологической мотивации на низкую комплаентность к лечению. Помимо личностных качеств пациентов, основными причинами низкой мотивации к лечению являются недостаточная информированность пациентов о своей болезни и возможностях современной терапии.

Сохранить в закладках
ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЬНЯЕМЫХ В ЗАПАС (2022)
Выпуск: № 4 (36), Том 9 (2022)
Авторы: Комлев Виталий Александрович, Нестеров Юрий Павлович

В статье рассматривается проблема оценки психологического потенциала к предпринимательской деятельности военнослужащих, увольняемых в запас, то есть выявление военнослужащих, чьи психологические качества максимально способствуют созданию эффективного бизнеса. На сегодняшний день существует серьезная проблема по адаптации военнослужащих, увольняемых в запас, к рынку труда. Как показывает ряд исследований, специфика трудовой деятельности в армейской среде сильно отличается от специфики трудовой деятельности в гражданской среде. Не каждый военнослужащий способен самостоятельно успешно адаптироваться в новой для него обстановке. Проблемы с адаптацией могут привести не только к возникновению семейных конфликтов, но и к развитию различного вида девиаций у самого военнослужащего. Для решения этой проблемы в рамках различных проектов, в частности, «Курс малого бизнеса», проходит бесплатное обучение увольняемых военнослужащих. Но, как показывает практика, не все военнослужащие в силу психологических особенностей способны и, даже при серьезном обучении, могут организовать успешный бизнес. На этот процесс влияет целый комплекс факторов: мотивация [6, 8], когнитивные способности [11, 20], определенный набор личностных качеств [10] и другое. Поэтому в целях экономии средств проекта необходима разработка оценки психологического потенциала к предпринимательской деятельности среди слушателей подобных курсов. В рамках данного исследования проводится анализ известных на сегодняшний день подходов оценки психологического потенциала предпринимательской деятельности.

Предлагается система прогнозирования оптимальной стратегии выстраивания собственного бизнеса, исходя из психологических особенностей респондента. Результаты были получены в ходе реализации национального проекта «Курс малого бизнеса» для военнослужащих и членов их семей.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (2022)
Выпуск: № 1 (33), Том 9 (2022)
Авторы: Кузнецова Светлана Владимировна

Изучение и качественное освоение иностранного языка всегда представляло собой непростую задачу. Несмотря на большое количество лет, посвященных работе с иностранным языком в школе и далее в вузе, на выходе студенты и впоследствии специалисты показывают весьма низкий результат в сфере иноязычной коммуникативной компетенции, что в современном контексте является неприемлемым. По данным наблюдений, опросов и экспериментов причиной неэффективного изучения иностранного языка, в первую очередь, служит отсутствие мотивации у обучаемого, т.е. интереса и побуждающих сил, которые бы заставили современного школьника и студента не пренебрегать иностранным языком.

В данной статье будут рассмотрены причины отсутствия качественного интереса к иностранному, в частности к английскому, языку, способы формирования мотивации и определенные рекомендации в указанном ключе.

Актуальность исследования заключается в настоятельной необходимости формирования и поддержания мотивации качественного освоения иноязычной коммуникативной компетенции современными российскими обучаемыми.

Предметом исследования является мотивационная составляющая освоения английского языка у современных российских школьников и студентов.

Объектом исследования являются причины и способы устранения проблем с изучением иностранного языка в современном российском образовательном пространстве.

Новизна исследования заключается в рекомендациях, которые предлагаются в данной статье и могут быть использованы преподавателями в иноязычном академическом процессе.

Сохранить в закладках
МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ ПРИ РАЗНЫХ ВИДАХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ ФСИН (2023)
Выпуск: № 7 (47), Том 10 (2023)
Авторы: Никулина Татьяна Ивановна, Чепурко Юлия Владиславовна, Малахаева Светлана Карловна

В статье представлены результаты исследования мотивационно-волевой сферы, коммуникативных и организаторских склонностей сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Актуальность работы заключается в выявлении наиболее подходящих кандидатов с целью несения службы в уголовно-исполнительной системе. В качестве цели в статье, выступает изучение специфики мотивационно-волевой сферы личности при разных видах профессионализации сотрудников ФСИН. Гипотезой – предположение о том, что при разных видах профессионализации проявляются различные особенности мотивационно-волевой сферы, мотив и волевое действие осуществляется личностью с четким осознанием и интенсивным стремлением к ее достижению. Методы исследования: 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла, Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) В. В. Синявский и Б. А. Федоришин, методы математической статистики программой SPSS Statistics. Выделяют 12 различных видов профессионализации: специалист, профессионал, результативист, мастер, рационализатор, наставник, фасилитатор, творец, модератор, абнотивист, тьютор, акмеолог. На основе сравнительного анализа следующих личностных факторов: В «интеллект»; C «эмоциональная стабильность / нестабильность»; L «доверчивость / подозрительность»; M «практичность / мечтательность»; Q2 «конформизм / нонконформизм»; Q3 «низкий / высокий самоконтроль» определена специфика мотивационно-волевой сферы личности у сотрудников ФСИН при разных видах профессионализации.

Сохранить в закладках
РОЛЬ ЦЕННОСТНО-КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (2023)
Выпуск: № 5 (45), Том 10 (2023)
Авторы: Чеботарева Ольга Владимировна

В статье исследуется критическая роль ценностно-когнитивного компонента инклюзивной компетентности учителя в успешной реализации инклюзивной образовательной практики. Рассматриваются составляющие данного компонента, их понятия, функции, аспекты. Анализируется влияние ценностных убеждений учителей на их мотивацию и отношение к работе в условиях инклюзии. В работе также объясняется значимость когнитивных компетенций педагога в вопросе организации обучения. Автор подчеркивает важность теоретических знаний (понимание принципов инклюзии, потребностей учащихся с различными особенностями) и умение применять их на практике (адаптация образовательного процесса в соответствии с возможностями учеников). Результаты исследования показывают, что развитие ценностно-когнитивного компонента следует считать ключевым условием для повышения эффективности образования в условиях инклюзии.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ У КОНТРОЛЁРОВ ФСИН РОССИИ (2023)
Выпуск: № 5 (45), Том 10 (2023)
Авторы: Киселева Евгения Сергеевна, Дворцова Елена Валерьевна

В психологии ценностные ориентации играют важную роль в понимании личности и ее поведения. Особенную роль приобретает вопрос изучения ценностных ориентиров в профессиональной деятельности, характеризующейся ярко-выраженными специфичными характеристиками. На основании теоретического анализа научной литературы были рассмотрены подходы к пониманию ценностных ориентаций, мотивации и профессионального выгорания, их особенностей среди сотрудников уголовно-исполнительной системы. В эмпирической части исследования проведена диагностика ценностных ориентаций, мотивации и профессионального выгорания контролёров ФСИН России, а также раскрыты особенности взаимосвязи рассматриваемых явлений. Выборку исследования составили 32 контролёра ФСИН России, исполняющих свои обязанности по надзору за осужденными в ЗКИ ООО «Универсал». По результатам диагностики ценностных ориентаций, мотивации и профессионального выгорания у контролёров ФСИН было определено, что большинство обследуемых имеют средний уровень ценностных ориентаций на доминирование и средний уровень ценностных ориентаций на ресурсы, большая часть обследуемых имеют высокий уровень мотивации к достижению успеха, а также преобладающее количество человек в выборке имеют низкую мотивацию к избеганию неудач, большинство сотрудников имеют средний уровень профессионального выгорания. С использованием коэффициента корреляции Пирсона было определено, что чем выше ценностные ориентации самоутверждения «Доминирование» и «Ресурсы», тем ниже мотивация к достижению цели, выше мотивация к избеганию неудачи и выше профессиональное выгорание.

Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (СОТРУДНИКОВ) К ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2023)
Выпуск: № 4 (44), Том 10 (2023)
Авторы: Цуканов Иван Александрович

В статье раскрываются психологические условия, а соответственно и показатели сформированности психологической готовности специального субъекта деятельности к экстремальным условиям. Рассматриваются опредмеченные критерии психологической готовности силового блока: решимость, устойчивость, регуляция. Психологическая решимость раскрывается в теории мотивационного поля К. Левина, законе оптимальной мотивации Йоркса-Додсона, теории поэтапного планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, теории личностных конструктов Д. Келли, теориях базовой мотивации психоанализа З. Фрейда, в концептуальных моделях деятельностного подхода психологии А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, иерархической теории потребностей А. Маслоу, субъективной стороне сознания В. Вундта, модели принятия риска Дж. Аткинсона, теории мыслительных задачи У. Джеймса. Психологическая устойчивость обнаруживается в теории ролей Э. Берна, «Я-социальном» У. Джеймса, индивидуальном стиле деятельности Е.А. Климова. Функциональное существо непроизвольной регуляции отображено в информационной и периферической теориях эмоций, а также – в смеховой культуре, а соответственно произвольная регуляция находится в методологических основах усиления внешних барьеров по Ф.С. Перлзу, теории поэтапного планомерно формирования умственных действий П.Я. Гальперина, культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теории потока сознания У. Джеймса, стадий волевого действия С.Л. Рубинштейна. Проанализировано методологическое содержание психологической готовности. Осуществлен анализ взаимосвязи критериев психологической готовности в интересах выполнения профессиональных задач. Определены психологические условия и средства формирования психологической готовности военнослужащих (сотрудников) к экстремальной деятельности.

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ (2023)
Выпуск: № 3 (43), Том 10 (2023)
Авторы: Муллер Ольга Юрьевна

В статье исследуются педагогические аспекты управления исследовательской и проектной деятельностью студентов. Рассматривается роль в этих видах деятельности понятий «интерес», «творчество», «мотивация» и «надситуативная активность», раскрывающих сущность проектной и исследовательской деятельности. Целью исследования является влияние роли интереса студентов на эффективность проектной и исследовательской деятельности. Теоретическая значимость исследования представлена рассмотренными структурными взаимосвязями при реализации проектной и исследовательской деятельности. Практическая значимость выражена обобщенными выводами о важности организации педагогической среды, ориентированной на интересы каждого студента, в которой осуществляются данные виды деятельности. Методологическая база исследования — литературный обзор, структурный и сравнительный анализ. Результаты исследования указывают на то, что эффективность реализации проектной и исследовательская деятельности во многом определяется гибкостью подхода к обучению и созданными условиями образовательной среды, способствующих формированию положительного отношения студентов к предлагаемым образовательным темам, занятиям и проектам.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИИ (2023)
Выпуск: № 1 (41), Том 10 (2023)
Авторы: Максимова Светлана Валентиновна, Меньшикова Ирина Петровна, Герасимова Елена Львовна, Шипарева Ксения Владимировна

Целью данной статьи является анализ особенностей организации процесса воспитания обучающихся для дошкольного и начального общего образования.

Анализ проблемного поля исследований показывает, что процессы цифровизации, которые затронули современное общество, приводят к изменениям психофизиологических особенностей обучающихся. Новизна работы заключается в описании опыта реализации комплексной программы воспитания в частном образовательной учреждении Фанскул (Funscool) на примере функционирования двух структурных подразделений: сада и школы для 1-11классов.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ (2023)
Выпуск: № 1 (41), Том 10 (2023)
Авторы: Лихачева Ольга Николаевна, Павлова Ася Александровна

В данной статье рассматривается использование социальных сетей в качестве эффективного инструмента для изучения иностранных языков. Описываются преимущества такого подхода, включая возможность общения с носителями языка, практики языковых навыков и изучения реального языка, используемого носителями в повседневной жизни. Также подчеркивается важность экспериментирования с разными методиками и поиска наиболее подходящего подхода к изучению языка для каждого человека. В целом, текст дает читателю хорошее представление о том, как использование социальных сетей может помочь в изучении иностранных языков, и каким образом этот подход может быть эффективно включен в обучение языку.

Сохранить в закладках
УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМИ РЕСУРСАМИ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (2024)
Выпуск: № 1 (49), Том 11 (2024)
Авторы: Фокина Елена Сергеевна

Данная работа отражает специфику процесса управления временными ресурсами в контексте организации трудовой деятельности. Автор изучает особенности процесса планирования и проектирования управления организацией трудовой деятельности с учетом ее потенциальной эффективности.

В данном случае акцент делается на процесс управления как способность руководителя, специалиста определять стратегии результативного поведения, ставить цели, задачи и конкретизировать пути их достижения. Говоря об использовании различных ресурсов, необходимо понимать, что они ориентированы на оптимальную организацию рабочего процесса, который имеет производственные цели. При этом основными участниками трудовой деятельности являются специалисты, которые наделены определенными свойствами и качествами, иногда препятствующими реализации профессиональных функций. К числу таких качеств возможно отнести тревожность, отражающую личностное отношение специалиста к рабочему процессу, выполнению своих обязанностей. Здесь необходимо отметить, что тревожность может являться следствием неэффективной организации рабочего процесса и как результат, в свою очередь, зачастую мешает выполнению непосредственных функций специалиста.

Исходя из этого, нами определена цель работы- изучить процесс управления временными ресурсами, который характеризуется как фактор снижения тревожности. В качестве объекта возможно выделить управленческий процесс в трудовой деятельности, предметом необходимо назвать проявления личностной тревожности в работе.

Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА (2024)
Выпуск: № 3 (51), Том 11 (2024)
Авторы: Лебедева Екатерина Владимировна, Помелова Татьяна Алексеевна, Московских Елена Сергеевна

В статье рассматривается проблема взаимосвязи мотивации обучения и профессиональной идентичности педагогов на стадии получения профессионального образования. Мотивация выступает одним из ключевых факторов, способствующих актуализации личностно-профессионального потенциала будущего специалиста. Уровень учебной мотивации оказывает влияние на степень вовлеченности в учебный процесс, побуждая студента использовать ресурсы образовательной среды для собственного развития. На основе анализа эмпирических данных выявлены значимые различия в выраженности отдельных компонентов учебно-профессиональной идентичности студентов, а также сложная структура взаимосвязи исследуемых феноменов у студентов второго и четвёртого курса обучения. Полученные результаты позволяют предположить, что отдельные группы учебных мотивов могут быть рассмотрены в качестве предикторов формирования когнитивных и эмоционально-установочных компонентов идентичности будущего профессионала. Сделан вывод о необходимости углубленного мониторинга индивидуальной структуры учебной мотивации в контексте профессиональной идентификации педагогов.

Сохранить в закладках