ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Архив статей журнала
В статье рассматривается сущность, содержание и подходы к определению относительно нового понятия в психологии «адаптивный интеллект». Авторы предлагают собственную версию его дефиниции, определяя адаптивный интеллект как способность, обеспечивающую качество решения нестандартных практических задач; мастерски проявляющуюся изобретательность (оцениваемую в позитивном плане как социально значимый продукт), в основе которых лежат находчивость, смекалка и умения. Данное исследование раскрывает проявление адаптивного интеллекта в житейской психологии, выявляет его взаимосвязь с образованием и воспитанием, описывает некоторые психологические инструменты формирования адаптивного интеллекта, а также очерчивает перспективы дальнейших исследований в этой области. Авторское видение проблематики сконцентрировано на контекстуальных различиях и наиболее эффективных способах формирования адаптивного интеллекта.
В статье представлены результаты исследования мотивационно-волевой сферы, коммуникативных и организаторских склонностей сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Актуальность работы заключается в выявлении наиболее подходящих кандидатов с целью несения службы в уголовно-исполнительной системе. В качестве цели в статье, выступает изучение специфики мотивационно-волевой сферы личности при разных видах профессионализации сотрудников ФСИН. Гипотезой – предположение о том, что при разных видах профессионализации проявляются различные особенности мотивационно-волевой сферы, мотив и волевое действие осуществляется личностью с четким осознанием и интенсивным стремлением к ее достижению. Методы исследования: 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла, Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) В. В. Синявский и Б. А. Федоришин, методы математической статистики программой SPSS Statistics. Выделяют 12 различных видов профессионализации: специалист, профессионал, результативист, мастер, рационализатор, наставник, фасилитатор, творец, модератор, абнотивист, тьютор, акмеолог. На основе сравнительного анализа следующих личностных факторов: В «интеллект»; C «эмоциональная стабильность / нестабильность»; L «доверчивость / подозрительность»; M «практичность / мечтательность»; Q2 «конформизм / нонконформизм»; Q3 «низкий / высокий самоконтроль» определена специфика мотивационно-волевой сферы личности у сотрудников ФСИН при разных видах профессионализации.