ОБЗОР ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В ИЗУЧЕНИИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (2023)

Последние десятилетия принесли значительные результаты в развитии концепций и классификаций посттравматического стрессового расстройства. В результате исследований отечественными и зарубежными учеными, было получено достаточное количество данных относительно различных посттравматических состояний и способов психологического сопровождения для жертв травматических ситуаций.

Авторы статьи основное внимание уделяют обзору теоретико-методологических подходов к изучению посттравматического стресса. В научной работе рассматривается история развития взглядов на понятие посттравматического стрессового расстройства (далее-ПТСР) в отечественной и зарубежной психологии. Проанализированы существующие теоретические модели возникновения и протекания посттравматического стрессового расстройства: психодинамическая, когнитивная, психофизиологическая, психосоциальная, а также рассмотрены концепции: двухфакторная теория, теория патологических ассоциативных эмоциональных сетей, общепсихологическая и личностно-ориентированная модель ПТСР.

Проведенный теоретико-методологический обзор существующих подходов к изучению посттравматического стресса позволил сделать вывод о необходимости дальнейшей популяризации и обобщении имеющегося опыта организации и оказания психологической помощи пострадавшим. Работа с синдромом ПТСР требует «ювелирного» подхода к каждому пациенту, учета его особенностей, потребностей и ресурсов. Результаты анализа, преломленные через призму современных психологических технологий, могут способствовать оптимизации работы по сохранению и восстановлению психического и физического здоровья людей, переживших посттравматическое стрессовое расстройство.

Тип: Статья
Автор (ы): Пятибратова Инна Викторовна, Крылов Сергей Юрьевич, Якушева Оксана Владимировна
Ключевые фразы: адаптация, здоровье, военнослужащие, военный невроз, ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО, психические расстройства, теоретическая модель, стресс, травма, стрессогенная ситуация.

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.99. Прочие вопросы психологии
Текстовый фрагмент статьи