ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Архив статей журнала
Социальные и экономически вызовы, связанные с интеллектуализацией и повышением креативности человеческого труда на фоне цифровизации всех сторон жизни, непосредственным образом затрагивают и сферу образования. Необходимость интеллектуального обогащения учебного содержания и повышения креативности образовательных технологий, перехода к продуктивной образовательной стратегии обуславливает актуальность проблемы исследования, освещаемой в статье. В ней отражены результаты экспериментального исследования взаимообусловленного развития параметров репродуктивности и продуктивности мышления первоклассников. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы, выборку составили 56 первоклассников. В рамках исследования была разработана авторская программа, включающая предметно-творческие задачи на материале двух предметов – математики и окружающего мира. Эти задачи использовались на регулярной основе в образовательном процессе детей экспериментальной группы при обучении этим предметам. В контрольной группе первоклассников учебный процесс осуществлялся по традиционной программе – без использования таких предметно-творческих задач. Полученные результаты демонстрируют выраженную положительную динамику параметров продуктивного и репродуктивного мышления у детей экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой.
В статье представлены результаты исследования влияния экзистенциально-рефлексивного жизненного опыта человека на профессиональное становление специалистов экстремального профиля на примере будущих специалистов МЧС России. Условия работы в чрезвычайных ситуациях являются крайне экстремальными, такая деятельность психологически и органически связана с базовыми экзистенциальными проблемами.
И соответственно при подготовке специалистов для деятельности в экстремальных ситуациях необходимо принимать во внимание уже сформированные экзистенциальные установки, важно улучшать навыки рефлексии, формировать соответствующую образовательную среду, развивать психологическую устойчивость, а значит актуальной становится задача измерения уровня целевых компетентностей и их психологической готовности к подобного рода деятельности.
В рамках изучения экзистенциальной рефлексии, среди обучающихся Академии гражданской защиты МЧС России было проведено исследование, целью работы было определение влияния экзистенциально-рефлексивного жизненного опыта человека на профессиональное становление специалистов экстремального профиля на примере будущих специалистов МЧС России. Объектом исследования выступили обучающиеся – студенты, Академии гражданской защиты МЧС России, желающие реализовывать свою деятельность в структуре МЧС России.
В процессе анализа внутренних экзистенциально-рефлексивных установок, являющихся, по мнению авторов исследования, основой экзистенциально-рефлексивного жизненного опыта человека, выявлены особенности восприятия обучающимися темы смерти, страха личной смерти, рефлексивных навыков, что может влиять на способность реализовывать свою деятельность в структуре ведомства, это также можно назвать основой стрессоустойчивости в профессиональной и повседневной жизни специалистов МЧС России.
В статье рассматривается вопрос целесообразности специальной работы учителя по развитию как репродуктивного, так и творческого мышления обучающегося. На основе экспериментального исследования продемонстрирована возможность взаимообусловленного развития параметров репродуктивности и продуктивности мышления младших школьников: первоклассников и четвероклассников. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы, выборку составили 56 первоклассников и 64 четвероклассника. В рамках эксперимента были разработаны предметно-творческие задачи, которые составили авторскую программу для каждой экспериментальной группы. Данные задачи включались систематически в образовательной процессе детей экспериментальных групп. В контрольных группах учебный процесс осуществлялся без использования таких предметно-творческих задач. Полученные результаты демонстрируют выраженную положительную динамику параметров продуктивного и репродуктивного мышления у детей в экспериментальных группах в сравнении с контрольными группами в своей возрастной категории.