АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (2023)
В исследовании делается сравнительный анализ смысложизненных ориентаций и уровня личностной зрелости у студентов высших и средних специальных учебных заведений (ВУЗов и ССУЗов) в возрасте от 18 до 23 лет.
Нами было выявлено, что для современной молодежи с разным уровнем образования характерны как общие особенности, так и различия. Для большинства студентов как ВУЗов, так и ССУЗов свойственны средние уровни по параметрам личностной зрелости. Смысложизненные ориентации у представителей студенческой молодежи находятся в стадии развития. Они испытывают сложности в целеполагании, не всегда способны видеть будущую перспективу собственного развития, осознать себя в мире как субъекта. Молодые люди, участвовавшие в исследовании, более ориентированы на себя, собственные потребности, чем на активное взаимодействие с обществом, они находятся на стадии осмысления жизни, формирования личностной ответственности в процессе вхождения во взрослую жизнь. Кроме того, между группами студентов высших и средних специальных учебных заведений имеются некоторые различия. Так, студенты ССУЗов (в отличие от студентов ВУЗов) в большей степени ориентированы на эффективность результатов своей деятельности, обладают большей свободой выбора, больше уверены в себе и в том, что они реализуются в будущей профессиональной деятельности.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время в психологической науке проблема феномена личностной зрелости связана с неоднозначностью, множественностью определений, большой вариативностью ключевых критериев. В отечественной психологической литературе выделяются следующие основные виды зрелости: личностная (А. А. Реан, А. А. Бодалев, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Е. Б. Штепа, Е. Е. Сапогова, Р. М. Шамионов), социальная (Б. Г. Ананьев, П. М. Якобсон, А. А. Реан, И. С. Кон, К. А. Альбуханова-Славская, А. Л. Журавлев, П. Я. Гальперин), профессиональная (Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач, А. А. Бодалев), нравственная зрелость (И.Л. Булыгин и др.), эмоциональная зрелость (Л.В. Шабанова, Л.В. Тарабакина и др.) [1, 2, 5, 10, 11, 13].
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Психология формирования и развития личности / К.А. Абульханова-Славская // Развитие личности в процессе жизнедеятельности. – Москва: Наука, 1981. - С.19-44.
- Андрюшкова Н.П. Феноменология и содержание понятия «личностная зрелость» / Н.П. Андрюшкова // Вестник Донецкого национального университета. Серия Д: Филология и психология. – 2020. - №3-4 – С.152-156.
- Кузнецова Д.А. Модель формирования личностной зрелости студентов в вузе / Д.А. Кузнецова, В.М. Минияров // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2020. - Т. 9. - № 1А. - С. 224-231.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – 2-е изд., испр. - Москва: Смысл, 2003. - 487 с.
- Малиева Е.С. Личностная зрелость человека в современном социуме ХХI века / Е.С. Малиева // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2022. - Т. 11. - № 3А. - С. 9-24.
- Манойлова М.А. Смысложизненные ориентации современной российской молодежи (на примере Псковского региона) / М.А. Манойлова, Е.В. Ковалевская // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - №1.
- Мачуха А.М. Понимание и психологическое содержание конструкта личностной зрелости / А.М. Мачуха, О.С. Васильева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2020. - №10. - С. 69-73.
- Мохова С.Ю. Смысложизненные ориентации X, Y и Z поколений / С.Ю. Мохова. – Текст: электронный // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2017. - Том 6. - № 2А. - С. 138-146.
- Мухина М.В., Фокина Т.А., Голубева О.В., Голованова С.О. Изучение проблемы профессионального самоопределения студентов вуза // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т.7. - № 6. – С. 58-67.
- Портнова А.Г. Личностная зрелость: подходы к определению /А.Г. Портнова // Сибирский психологический журнал. – 2008. – С.37-41.
- Психологическая зрелость личности: монография / Л.А. Головей; под редакцией Л.А. Головей. – Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2014. – 240 с.
- Руженков В.А. Методика диагностики личностной зрелости / В.А. Руженков, В.В. Руженкова, И.С. Лукьянцева // Научные ведомости. – 2016. - №26 (247). – Выпуск 36. – С.65-70.
- Русалов В.М. Зрелость: эмоциональная, нравственная, личностная, интеллектуальная, социальная, биологическая. Единая или множественная характеристика? / В.М. Русалов // Феномен и категория зрелости в психологии / А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Институт психологии РАН, 2007. - С.20-30.
- Ряжкин А.О. Зрелость как индивидуально-личностный ресурс профессионального становления студентов - Текст: электронный: специальность 19.00.13 – «Психология развития, акмеология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ряжкин А.О.; Челябинский государственный университет. – Челябинск, 2020. – 28 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Данная работа раскрывает особенности организации профилактической работы с обучающимися, которые имеют сложности в коммуникации, обучении, состоят на внутришкольном либо районном учете. Исследование отражает не только теоретико- методологическое изучение проблем семейного неблагополучия, но и иллюстрирует опыт профилактической работы одной из общеобразовательных школ. Рассмотрение неблагополучия осуществляется во взаимосвязи с понятием «девиантного поведения» и организации педагогической работы с подобными детьми и подростками.
В статье автор выстраивает методологическую систему организации первичной и вторичной профилактики, выявляя их специфику. Кроме того, определяются целевые группы и субъекты профилактической работы. Исследование подчеркивает важность межведомственного взаимодействия в педагогическом процессе, координацию деятельности различных специалистов в пространстве школы.
Исходя из вышесказанного, целью нашей работы определено исследование специфики организации профилактической работы в школе в контексте современного учебно- воспитательного процесса. Объектом исследования выступает понятие неблагополучия (учебные и комуникативные проблемы), предметом мы определили содержание профилактической работы. Важнейшим элементом в содержании статьи являются рекомендации, которые автор разработал в результате реализации системы профилактики в общеобразовательной школе.
Данная работа отражает особенности организации профориентационной работы в школе в контексте реализации современных профориентационных проектов. Статья описывает опыт реализации программ и проектов по профориентации в школе с учетом федеральных разработок для школьников средних и старших классов. Автор иллюстрирует деятельность учителя в сфере профориентации на примере одной из общеобразовательных школ. Исследование не только описывает опыт реализации федеральных проектов «Россия – мои горизонты», «Шоу профессий», региональных профориентационных программ, но также результаты становления активной жизненной позиции в плане профессионального самоопределения школьников.
Автор отражает результаты поступления в выбранные вузы выпускниками школ по специальностям, которые были определены в процессе обучения в школе. Автор подчеркивает важность профессиональной ориентации в работе со средними и старшими школьниками в контексте необходимости определения в профессии к моменту перехода в выпускной класс и осуществления целенаправленной подготовки к экзаменам и поступлению в конкретные вузы.
Целью данной работы является изучение содержания профориентационной работы в школе с учетом содержания современных образовательных стандартов. Объект исследования-содержание современных ФГОСов, предметом определена организация профориентационной работы в школе
В статье анализируется понятие готовности преподавателя вуза к гражданскому воспитанию студентов, рассматриваются теоретические аспекты формирования готовности, изучается ее структура. Цель исследования — разработка и реализация модели формирования готовности преподавателя вуза к гражданскому воспитанию студентов. Научная новизна исследования заключается в том, что разработана и обоснована модель, способствующая эффективному формированию готовности преподавателя вуза к гражданскому воспитанию студентов. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты обогащают теорию и методику профессионального образования в области формирования гражданственности в условиях проектной деятельности; дополняют научные представления о моделях и понятии о структуре готовности к гражданскому воспитанию. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная модель включена в практическую деятельность учебно-воспитательного процесса вуза. Экспериментальной базой исследования является бюджетное учреждение высшего образования «Сургутский государственный университет». Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение, анализ проектной деятельности студентов. Для определения уровней формирования готовности была использована методика, разработанную М. С. Сидориной и Н. А. Ермаковой (диагностическая программа для выявления состояния готовности педагогов к гражданскому воспитанию).
В статье рассматриваются ценностные ориентации студенческой молодёжи в контексте их влияния на личностное и профессиональное развитие. Уточнено соотношение понятий «ценности», «ценностные ориентиры» и «ценностные ориентации». Рассмотрены ключевые образовательные ценности. Выявлен ряд актуальных проблем, связанных с преемственностью ценностных ориентаций обучающихся. В частности, показана амбивалентность влияния информационных технологий обучения на личностно-ценностное развитие студентов вуза. Обоснована роль преемственности ценностных ориентаций в качестве необходимого условия эффективности образовательного процесса вуза. Особое внимание уделяется связи между ценностными ориентациями и мотивацией к обучению, а также их роли в адаптации к жизни в вузе и успешности в профессиональной деятельности. Проанализированы социально-психологические характеристики молодого поколения, позволившие сделать вывод о возможности воздействия на ценностную систему студенческой молодежи. Выявлены ценности и приоритеты молодого поколения, которые способствуют формированию их профессиональной идентичности, а также оказывают влияние на принятие решений в карьере. Обосновано, что достижение оптимизации преемственности ценностных ориентации возможно в рамках конкретных учебных курсов, внедрению методов кейс-стади в учебный процесс, выстроенных содержательно и структурно в соответствии с психолого-педагогическим механизмом преемственности в развитии профессионализма. Сделан акцент, что преемственность традиционных ценностей в образовательном процессе вуза является важным фактором укрепления идентичности, личностной устойчивости и профессиональной уверенности студентов, способных вносить свой вклад в развитие общества.
В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования барьеров учебно-профессиональной деятельности студентов с инвалидностью. В исследовании было выявлено, что основные трудности, возникающие у обучающихся с инвалидностью связаны с низким уровнем комфорта (доступности) физического пространства вуза (отсутствие пандусов, лифтов, специализированного оборудования и помощи в передвижении), негативным отношением со стороны других обучающихся и преподавателей, что мешает полноценной интеграции в образовательной среде, неэффективностью некоторых преподавателей в работе со студентами-инвалидами (не имеют достаточной подготовки и опыта в обучении инвалидов), а также недостатком адаптивных средств, которые позволяли бы эффективно преодолевать имеющиеся физические или коммуникативные ограничения в процессе обучения. В разработке инклюзивной образовательной политики важно предусмотреть обеспечение наличия необходимых и достаточных ресурсов и эффективного сопровождения студентов с инвалидностью, чтобы они могли продуктивно преодолевать возникающие в образовательном процессе трудности и получать качественное образование. Содержание такой работы включает создание доступных физических сред для осуществления образовательного процесса, обучение педагогических кадров и других работников системы высшего профессионального образования инновационным технологиями, методам и приемам эффективной работы с инвалидами. Важной задачей остается задача организации такой инклюзивной образовательной среды в вузе, где каждый студент обнаруживает и использует равные возможности для полноценного обучения и развития в контексте учебно-профессиональной деятельности.
Данная статья посвящена изучению индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. Целью исследования является выявление взаимосвязи индивидуального стиля педагогической деятельности и социально-психологического климата класса. Ведущим методом исследования данной проблемы является метод тестирования. В исследовании приняли участие классные руководители – 10, учащихся - 80 человек. Представлены результаты особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности учителей и социально психологического климата ученических коллективов. В ходе исследования было обнаружено, что рассуждающе-методичный стиль деятельности является одним из факторов развития неблагоприятного психологического климата класса; эмоционально-методичный и эмоционально-импровизационный стили способствуют формированию условно благоприятного климата в классе; рассуждающе-импровизационный стиль деятельности учителя способствует благоприятному психологическому климату. Такие особенности педагогического стиля деятельности как ориентация не только на процесс и результат обучения, методичность, обладание гармоничным сочетанием интуитивности и рефлективности способствует формированию благоприятного психологического климата в классе. Сделан вывод о том, что необходимо осуществлять работу над совершенствованием сильных положительных качеств в индивидуальном стиле профессиональной деятельности.
Социальные и экономически вызовы, связанные с интеллектуализацией и повышением креативности человеческого труда на фоне цифровизации всех сторон жизни, непосредственным образом затрагивают и сферу образования. Необходимость интеллектуального обогащения учебного содержания и повышения креативности образовательных технологий, перехода к продуктивной образовательной стратегии обуславливает актуальность проблемы исследования, освещаемой в статье. В ней отражены результаты экспериментального исследования взаимообусловленного развития параметров репродуктивности и продуктивности мышления первоклассников. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы, выборку составили 56 первоклассников. В рамках исследования была разработана авторская программа, включающая предметно-творческие задачи на материале двух предметов – математики и окружающего мира. Эти задачи использовались на регулярной основе в образовательном процессе детей экспериментальной группы при обучении этим предметам. В контрольной группе первоклассников учебный процесс осуществлялся по традиционной программе – без использования таких предметно-творческих задач. Полученные результаты демонстрируют выраженную положительную динамику параметров продуктивного и репродуктивного мышления у детей экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой.
В данной работе рассматривается взаимосвязь субъективного переживания одиночества и акцентуации характера. Акцентуации при этом рассматриваются как крайние выражения нормы, имеющие внешние, поведенческие проявления. Автор исследует причины субъективного переживания одиночества и тип акцентуации, которому наиболее присущи данные эмоции.
В контексте компонентов субъективного переживания автор изучает его длительность и формирование у типов личности с различной акцентуацией. Опираясь на психологические исследования, автор изучает взаимосвязь типов акцентуаций и потребностей в общении. В исследовании проводится дифференциация типов акцентуации, их влияние на личностные переживания и содержание протекания длительного субъективного одиночества, а также потенциальные последствия его длительности.
Изучив указанные нами взаимосвязи, необходимо определить направления психокоррекционной работы с учетом особенностей личности и выявить специфику предотвращения длительного чувства одиночества.
Целью исследования в данной работе является выявление взаимосвязи типа акцентуации и субъективного переживания одиночества. Объектом работы определена типология акцентуаций личности, предметом- взаимосвязь акцентуации и одиночества.
В качестве основных выводов определены методические основы реализации диагностики и коррекции акцентуаций и предотвращения длительного чувства одиночества.
Исследование посвящено изучению образов «болезнь» и «здоровье» в индивидуальном сознании, описанию «болезни-здоровья» как единого континуума состояний, что позволяет рассматривать внутреннюю картину болезни как часть внутренней картины здоровья. Исследование опирается на методологию субъективной семантики и психосемантики, теорию деятельности, культурно-историческую теорию развития личности. В результате исследования показана семантическая связь понятий «здоровье» и «болезнь», входящих в единый концепт «здоровье-болезнь», что доказывают результаты ассоциативного эксперимента и субъективного шкалирования. Понятие «болезнь» оказывается более субъективно окрашено, чем «здоровье», которое отражает социально-культурное отношение (стереотипы, речевые штампы, правила укрепления здоровья и сопутствующую деятельность). Исходя из уникальности опыта переживания болезни может быть выстроена индивидуальная траектория психологического сопровождения и психологической коррекции внутренних образов болезни и здоровья.
В предлагаемой статье рассматривается проблема профессиональных деформаций у специалистов социальных служб, дается определение «профессиональная деформация», анализируются предпосылки и условия возникновения и развития деформаций. Описаны три группы факторов, способствующих формированию деформаций у специалистов социальной службы: особенности профессиональной деятельности, индивидуальные особенности личности и социально-психологические причины. Рассмотрены различные классификации видов профессиональных деформаций, их негативные последствия на уровне личности, поведения, здоровья, межличностных отношений и деятельности. Представлен анализ результатов эмпирического исследования синдрома эмоционального выгорания у работников социальных служб в зависимости от стажа работы (со стажем до 5 лет и со стажем 5-20 лет). Предложена технология работы по предупреждению и преодолению профессиональной деформации, описан алгоритм ее реализации, выделены направления деятельности.
Статья посвящена изучению особенностей взаимосвязи личностных особенностей подростков и склонности к девиантной активности в интернет-пространстве, а также сравнению с таковыми в реальной жизни. Рассмотрены основные определения девиантного поведения зарубежных и отечественных авторов; проанализированы классификации девиантного поведения различных авторов. Особое внимание уделено феномену буллинга как проявления агрессии со стороны одного человека или группы людей, а также кибербуллинга как разновидности буллинга в интернет-пространстве. Проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 57 респондентов подросткового возраста (от 14 до 17 лет), проходящие обучение в МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 4 имени маршала Ф. И. Толбухина. Все респонденты имели высокий уровень интернет-активности. Выявлены взаимосвязи между антисоциальной направленностью интернет-общения и характерологическими акцентуациями личности; антисоциальной направленностью в реальном пространстве и характерологическими акцентуациями личности. Также было обнаружено, что антисоциальная направленность как в реальном пространстве, так и в интернет-пространстве имеет положительную взаимосвязь с неустойчивым типом акцентуации и направленностью на задачу. По результатам исследования выделены направления для дальнейшего изучения проблемы девиантного поведения в интернет-среде.
В статье изложены результаты проведенного эмпирического исследования склонности к девиантному поведению подростков в аспекте проявлениях их психологических защит, определены достоверные различия в показателях психологических защит и склонности к девиантному поведению у мальчиков и девочек подросткового возраста. В результате корреляционного анализа были выявлены особенности взаимосвязей психологических защит и склонности к девиантному поведению у мальчиков и девочек подросткового возраста. Мы также пришли к выводу о необходимости разработки и реализации программы профилактики девиантного поведения подростков. В связи с вышеизложенным, авторами настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы девиантного поведения подростков и применяемых ими механизмов психологических защит.
Эмоционально-поведенческие нарушения подросткового возраста – актуальная проблема современности. В настоящей статье впервые исследуется проблематика подростковой депрессии, которая не соответствует основным критериям депрессивного эпизода по патопсихологическим маркёрам – на фоне стойкого снижения настроения и признаков дезадаптации отсутствие изменений протекания высших психических функций. Предъявляемая подростками симптоматика затрагивает уровень антивитальных переживаний, проявляясь самоповреждающим поведением и суицидальной активностью. В представленной работе анализируется характер протекания высших психических функций подростков с «неистинной депрессией», а также особенности актуального эмоционального состояния, учитывая пролонгированное негативное влияние на становление идентичности подростка.
Последние десятилетия принесли значительные результаты в развитии концепций и классификаций посттравматического стрессового расстройства. В результате исследований отечественными и зарубежными учеными, было получено достаточное количество данных относительно различных посттравматических состояний и способов психологического сопровождения для жертв травматических ситуаций.
Авторы статьи основное внимание уделяют обзору теоретико-методологических подходов к изучению посттравматического стресса. В научной работе рассматривается история развития взглядов на понятие посттравматического стрессового расстройства (далее-ПТСР) в отечественной и зарубежной психологии. Проанализированы существующие теоретические модели возникновения и протекания посттравматического стрессового расстройства: психодинамическая, когнитивная, психофизиологическая, психосоциальная, а также рассмотрены концепции: двухфакторная теория, теория патологических ассоциативных эмоциональных сетей, общепсихологическая и личностно-ориентированная модель ПТСР.
Проведенный теоретико-методологический обзор существующих подходов к изучению посттравматического стресса позволил сделать вывод о необходимости дальнейшей популяризации и обобщении имеющегося опыта организации и оказания психологической помощи пострадавшим. Работа с синдромом ПТСР требует «ювелирного» подхода к каждому пациенту, учета его особенностей, потребностей и ресурсов. Результаты анализа, преломленные через призму современных психологических технологий, могут способствовать оптимизации работы по сохранению и восстановлению психического и физического здоровья людей, переживших посттравматическое стрессовое расстройство.
Этологический подход в клинической психологии позволяет лучше понимать специалистам инстинктивные, эволюционные и ретроспективные механизмы психического регресса в поведении пациентов с психическими нарушениями. «Понимающая» психопатология помогает понять механизмы, причины и эволюционное значение, приспособительные и адаптивные возможности поведения. Ребенок в своем онтогенезе проходит стадию млекопитающих, затем приматов, при взрослении иллюстрирует весь антропогенез homo sapiens. Реконструкция паттернов привязанности детеныша обезьяны к матери отображается в онтогенезе дитя человеческого. В невербальной продукции дошкольники продуцируют филогенетические автоматизмы груминга, транса, цепляния, тактильного контакта приматов. В исследовании принимало 60 детей дошкольного возраста с нормой развития и психическим дизонтогенезом. Сравнительный анализ респондентов показал, что невербальная продукция на отрицательный стимул (отлучение от матери) у пациентов с расстройством аутистическое спектра иллюстрировалась в приматологических моделях поведения привязанности. Дети с задержкой психического развития демонстрировали и приматологические паттерны и жесты. Дети с нормой психического развития чаще в невербальном поведении продуцировали жестикуляцию. Предложенный анализ может быть интересен специалистам в области психического здоровья: медицинским психологам, педагогам, врачам.
Уже много десятилетий изучается влияние стрессового фактора на жизнедеятельность организма, имеющее непосредственное отношение к патогенезу голосового расстройства. При этом сложно отрицать, что сам факт поступления в вуз и необходимость проявить себя как успешный и главное – полноценный студент, влившись в общую группу нормативных студентов, является для человека с ОВЗ стрессом исключительного уровня. Так же, необходимо учитывать особенности самовосприятия студента с ОВЗ, в контексте образовательной и коммуникативной успешности/неуспешности, специфике его самосознания и самопредъявления. В этой связи эмоционально-личностные особенности лиц с патологией голосового аппарата выступают мощным психическим ресурсом и маркером развития интегрального (субъективного) компонента качества жизни в контексте процесса адаптации в образовательном пространстве вуза.
В статье описываются результаты, полученные в ходе проведения эмпирического исследования возрастных особенностей виртуальной монетарной активности личности. В структуре монетарной активности выделены такие компоненты как когнитивный (монетарная удовлетворенность), эмоциональный (ценностное отношение к деньгам) и поведенческий (предпочтение реальной или виртуальной монетарной активности). Выдвинутая гипотеза о том, что существуют различия в особенностях виртуальной монетарной активности на различных этапах взрослости, в частности по уровню ценности денег, силе монетарных потребностей и степени их удовлетворения нашла свое подтверждение. Выше всего показатели у молодых людей, ниже всего у пожилых, показатели людей среднего возраста ближе к показателям молодых людей. Определены пути дальнейшего развития исследования путем разработки психологического тренинга, направленного на формирование у пожилых людей адекватного отношения к виртуальной монетарной активности.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/