ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Архив статей журнала
Президент Российской Федерации В.В. Путин объявил 2022–2031 годы Десятилетием науки и технологий. Современные университеты – это крупные образовательные и исследовательские центры с особенной иерархией и бизнес-процессами. Вместе с тем, по результатам Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ за последние десятилетия количество молодых ученых неуклонно уменьшалось. Проведён анализ состояния студенческой науки, статуса молодого ученого и профессии учёного. С целью популяризации науки среди молодёжи и привлечения талантливых обучающихся к научно-исследовательской деятельности при кафедре педагогики, психологии и социальной работы на социально-гуманитарном факультете Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий возрождается студенческая лаборатория психолого-педагогических и социологических исследований. Объектами исследований выступают образовательные организации, педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. В ходе сотрудничества со школьными психологическими и социальными службами проводится работа по профессиональной ориентации учащихся.
В предлагаемой статье рассматривается проблема профессиональных деформаций у специалистов социальных служб, дается определение «профессиональная деформация», анализируются предпосылки и условия возникновения и развития деформаций. Описаны три группы факторов, способствующих формированию деформаций у специалистов социальной службы: особенности профессиональной деятельности, индивидуальные особенности личности и социально-психологические причины. Рассмотрены различные классификации видов профессиональных деформаций, их негативные последствия на уровне личности, поведения, здоровья, межличностных отношений и деятельности. Представлен анализ результатов эмпирического исследования синдрома эмоционального выгорания у работников социальных служб в зависимости от стажа работы (со стажем до 5 лет и со стажем 5-20 лет). Предложена технология работы по предупреждению и преодолению профессиональной деформации, описан алгоритм ее реализации, выделены направления деятельности.