ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭГОЦЕНТРИЗМА У ПОДРОСТКОВ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ (2023)
Авторами статьи исследовано влияние признаков родительской депривации на проявление эгоцентрических последствий у подростков. Основываясь на результаты, полученные в ходе проведения эмпирического исследования, авторами принято решение об апробации коррекционно-развивающей программы, не только приводящей показатели до диапазона нормы (или приближенного к нему), но и заметно улучшающей детско-родительские взаимоотношения. На основе исходных и контрольных значений у исследуемых групп, подверженных сравнительному анализу посредством пакета R, парного t-критерия Вилкоксона, авторами статьи сделаны выводы об эффективности коррекционно-развивающих мероприятий, реализованных в рамках программы формирующего эксперимента, а также выявлена необходимость дальнейшего изучения вопроса проявления эгоцентризма у подростков вследствие родительской депривации с целью разработки специализированных условий ранней профилактики описываемых явлений.
Идентификаторы и классификаторы
Известно, что об эгоцентризме, как об особой познавательной позиции, отличающейся невозможностью к пониманию и принятию иных точек зрения от собственного мироощущения, впервые заговорил швейцарский психолог и философ Жан Вильям Фриц Пиаже, описывающий его выраженность в младшем подростковом возрасте [6].
Список литературы
- Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога / Дж. Боулби (перевод Старовойтов В.В.) – М.: Канон+, 2021. – 272 c.
- Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров. – СПб.: ПортаЛ, 2021. – 336 c.
- Золотарева О.С. Влияние материнской депривации на развитие Я-концепции детей подросткового возраста: дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13 – «Психология развития, акмеология» / О.С. Золотарева. – Астрахань, 2007. – 183с.
- Куркина О.В. Роль, значение и особенности проявления эгоцентризма в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / О.В. Куркина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – №6-1. – С. 250-254.
- Пашукова Т.И. Эгоцентризм, основные психологические характеристики, закономерности и механизмы формирования и коррекции: дисс. … докт. психол. наук: 19.00.05, 19.00.13 / Т.И. Пашукова. – Киев, 2002. – 508 c.
- Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М: АСТ, 2022. – 416 c.
- Рюгаард Н.П. Дети с нарушением привязанности. Теория, причины, симптомы, лечение / Н. П. Рюгаард. – Harjumaal: MTÜ Igale Lapsele Pere, 2018. – 213 c.
- Рябова Т.В. Структура и возрастная динамика феномена эгоцентризма у подростков и взрослых: дисс … канд. психол. наук: 19.00.13 – «Психология развития, акмеология» / Т.В. Рябова. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. – 265 с.
- Суворова О.В., Никулина Л.А. Исследование влияния материнского отношения на проявления агрессивности подростка / О.В. Суворова, Л.А. Никулина // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – №2. – С. 313-315.
- Терещенко В. В. Горизонты взросления растущего ребенка: парадоксы и перспективы исследования // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, No 1. С. 8. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-8.
- Тинигина А.А. Исследование взаимосвязи подросткового эгоцентризма и отношений с одноклассниками / А.А. Тинигина // Вестник университета. – 2014. – №1. – 268-273.
- Эриксон Э. Детство и общество / Э.Эриксон. – СПб.: Питер, 2019. – 448 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрено значение практических занятий в формировании умений студентов планировать и анализировать педагогическую деятельность. Описан пример практического занятия по дисциплине «Теория и технологии экологического образования детей» по составлению студентами перспективного плана проведения целевых познавательных прогулок в природу с детьми старшего дошкольного возраста, разработке развернутого плана-конспекта одной прогулки и анализ ее с общеметодических позиций. Практические занятия такого типа, по отзывам студентов, являются очень интересными, полезными для формирования важнейших умений планирования и анализа будущей профессиональной деятельности, раскрывают творческий потенциал личности, способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, разработанные методические материалы пополняют педагогические копилки для последующих практик, курсовых и дипломных работ.
В статье рассматривается опыт использования новых форм организации профориентационной работы с учетом специфики классов психолого-педагогической направленности с ориентацией на будущих абитуриентов факультета психологии. Описывается специфика использования на практике и приводится содержательная характеристика таких форм, как психологическая гостиная, профориентационные занятия с элементами тренингов и практикумов, квиз-игры, профориентационные квесты, неделя родительской компетентности, зимняя психологическая школа, олимпиада по психологии для старшеклассников, профориентационные сказки и притчи, профориентационный проект “PSYсказка: для тебя и о тебе”, деловые игры, дни открытых дверей, школа юного психолога, профориентационные экскурсии на факультет психологии, просветительские акции «Ученый в школе», тематические викторины, мастер-классы, профориентационное тестирование и др.
Статья рассматривает внедрение инновационных технологий в образовательный процесс и создание цифровых образовательных услуг в школах. Ее цель - разработать модель применения инновационных технологий в цифровом образовании. Исследование основано на методе диагностики мотивационной индукции, который помогает выявить личные перспективы и мотивационные устремления учащихся. Статья представляет параметры модели, способствующие усилению интереса и мотивации к учебному процессу, интеллектуальному развитию, культурно-эстетическим качествам и самооценке. Эти параметры включают использование инновационных технологий для изучения ситуаций, связанных с эстетическим поведением и изменением личного образа. Цифровая форма образования, представленная в статье, помогает учащимся раскрыть свои лучшие качества, повысить самооценку и формировать культурно-эстетическое поведение. Это имеет практическую значимость для образовательной системы и социума в целом.
В данной статье внимание уделено актуальности формирования инклюзивной компетенции в высшей школе. При этом автор указывает на отсутствие единого подхода к включению инклюзивной компетенции в действующие образовательные стандарты высшего образования. Отдельно выделены трудности формирования данной компетенции в технических университетах, показаны возможные способы их преодоления, рассмотрена категория «Инклюзия» в проекте макета новых образовательных стандартов. Вопросы формирования инклюзивной компетенции в технических университетах требует дальнейшего осмысления и практической проработки. Необходимо централизовано организовать обмен опытом в области инклюзии между такими образовательными организациями. Инклюзивная компетентность будет способствовать формированию толерантного отношения к лицам с инвалидностью, повышению культуры коммуникации с ними, а также нейтрализации возможных негативных установок и сложившихся социальных стереотипов по отношению к людям, имеющими инвалидность.
Продуктивным средством формирования культуры общения школьников является организация их общения в процессе осуществления досуговой деятельности. В статье представлены результаты исследования особенностей досуговой деятельности и уровня сформированности культуры общения разных возрастных групп школьников на основании диагностических методик и анкетирования, с целью выявления реального использования ресурсов досуговой деятельности при формировании культуры общения школьников.
В статье исследуются педагогические аспекты управления исследовательской и проектной деятельностью студентов. Рассматривается роль в этих видах деятельности понятий «интерес», «творчество», «мотивация» и «надситуативная активность», раскрывающих сущность проектной и исследовательской деятельности. Целью исследования является влияние роли интереса студентов на эффективность проектной и исследовательской деятельности. Теоретическая значимость исследования представлена рассмотренными структурными взаимосвязями при реализации проектной и исследовательской деятельности. Практическая значимость выражена обобщенными выводами о важности организации педагогической среды, ориентированной на интересы каждого студента, в которой осуществляются данные виды деятельности. Методологическая база исследования — литературный обзор, структурный и сравнительный анализ. Результаты исследования указывают на то, что эффективность реализации проектной и исследовательская деятельности во многом определяется гибкостью подхода к обучению и созданными условиями образовательной среды, способствующих формированию положительного отношения студентов к предлагаемым образовательным темам, занятиям и проектам.
В современном контексте вузовского образования цифровизация играет немаловажную роль в силу доступности, удобства и быстроты подачи, разнообразия и контроля материала. Цифровое обучение снимает стресс, экономит время сторон педагогического взаимодействия, располагает широким средством вспомогательного инструментария. Однако, несмотря на ряд преимуществ и достоинств, цифровизация имеет и негативные характеристики, а именно, отсутствие непосредственного контакта преподавателя и студента, своевременность вопросов и ответов, качество объяснения нового материала.
В данной статье рассматривается цифровое вузовское образование, его особенности, степень сформированности, положительные и отрицательные стороны цифрового взаимодействия.
В статье опираясь на статистические и исследовательские данные, автором изучено мнение общественности о высшем образовании в России. Выявлен ряд имеющихся проблем снижения интереса молодежи к получению высшего образования в стране. Предложены и обоснованы конкретные направления и меры, способствующие улучшению престижности образования в России, а также приведены каналы распространения и конкретные рекламные и PR механизмы для повышения престижности и востребованности высшего образования. Проблема рассмотрена в рамках правового поля с опорой на конкретные законодательные акты. Конкретизировав и совместив вышеописанные направления, а также с учётом всех возможных правовых нюансов и соответствий законодательным актам, можно достичь повышения престижности высшего образования в России. Данный результат будет способствовать решению государственных задач в части развития инновационных технологий, социального и экономического развития страны.
Статья посвящена исследованию ценностных установок профессионального общения курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций. В качестве методов исследования выступают: анализ, синтез, обобщение научных данных по проблеме исследования. В статье обобщены теоретико-методологические основания, раскрыты сущность, содержание и особенности ценностных установок профессионального общения курсантов и слушателей ведомственного вуза. Установлено, что эффективность деятельности специалистов правоохранительной сферы и сферы безопасности жизнедеятельности в значительной мере обусловлена подготовкой профессионалов, обладающих высоким уровнем развития коммуникативной компетентности. При этом обучение эффективной коммуникации не может быть осуществлено вне аксиологического подхода, поскольку формирование и развитие у обучающихся ценностных установок профессионального общения детерминирует восприятие ими профессионального общения с ориентацией на его принципы, нормы и стандарты как необходимость и личностно значимую ценность. Условия формирования и развития ценностных установок профессионального общения у будущих правоохранителей и пожарных / спасателей представляют собой комплекс фактов и явлений социально-психологического и психологического уровней. К наиболее значимым условиям отнесены семья, современные информационно-коммуникационные технологии, а также педагогические условия ведомственной образовательной организации, представленные в единстве обучающей и воспитывающей подсистем педагогического процесса.
Цель данного исследования заключается в выявлении и изучении взаимосвязи социометрического статуса и типа акцентуаций характера у подростков. Оценка социометрического статуса и типа акцентуаций характера была проведена у 48 подростков 14-15 лет. Полученные результаты показали, что в группе подростков с высоким и со средним социометрическим статусом статистически значимых корреляционных связей с акцентуацией характера выявлено не было. Подростки с низким социометрическим статусом имеет обратную корреляционную взаимосвязь с застревающим, педантичным, тревожным и возбудимым типами акцентуации.
Статья посвящена проблеме оказания психологической помощи клиентам с видимыми отличиями – людям, чьи особенности внешности связаны с нездоровьем (физической инвалидностью). Клиент с видимым отличием рассмотрен как принадлежащий к особой культуре – «культуре инвалидности», так как его образ жизни вызван или поддерживается физической, или психической инвалидностью. Результаты исследования, проведенного с участием практических психологов профессионального сообщества г. Хабаровска, позволяют подтвердить предположение о наличии специфического барьера, ощущаемого и психологом, и клиентом как противопоставление «Я – Другой». Природа упомянутого барьера связана с культурными особенностями современного социума, так как в обществе все еще сильны установки «культуры полезности» – концепции, при которой ценность человека определяется его способностями к исполнению полезных функций. Транскультуральный подход при построении профессиональных отношений является наиболее адекватным методом, использующим различия как ресурс оказания помощи клиентам.
В статье рассматриваются особенности развития памяти и внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением речи. С целью развития памяти и внимания у детей с подобным расстройством авторами была разработана коррекционная программа «Развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями». Основу программы составили теория закономерностей развития и иерархического строения мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (А. Р. Лурия); учение Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации и формирующем обучении; исследования A. B. Семенович о возможностях «замещающего онтогенеза». В рамках разработанной программы использовались нейропсихологическая коррекция, метод логопедической коррекции, коммуникативная игра, кинезиологический метод, психогимнастика. Полученные результаты апробации программы свидетельствуют о том, что для успешного развития памяти и внимания у детей с нарушением речи необходима систематическая работа с ними психологов, логопедов, дефектологов, педагогов, предполагающая, в том числе, тесное взаимодействие с родителями этих детей.
В статье представлены результаты исследования по разработке и апробации комплекса социально-психологических условий формирования мотивации к снижению веса в ситуациях специальных онлайн программ. Под социально-психологическими условиями формирования мотивации к снижению веса мы понимаем социально-психологические явления внешней и внутренней среды и обстоятельства, влияющие на процесс и результат формирования мотивации. Оценка эффективности разработанных социально-психологических условий проводилась в ходе формирующего эксперимента, трехмесячной онлайн программы по снижению веса. В экспериментальной группе внедрялся разработанный комплекс социально-психологических условий, основанный на создании предпосылок реализации фундаментальных мотиваций экзистенциональной исполненности А. Лэнгле. В специальную психолого-педагогическую программу были включены: мотивационное интервьюирование; дестигматизация по признаку избыточного веса; развитие исполнительных функций, необходимых для контроля и саморегуляции поведения. Выбор и применение стимулирующих социально-психологических условий был так же направлен на: повышение компетентности участников; сочетание индивидуальных и групповых форм работы; наличие стимулов и позитивного подкрепления; соответствующий микроклимат в группе; поддерживающее сопровождение; реконструкцию взаимоотношений участников с собой и с внешним миром. Одной из наиболее важных особенностей модели социально-психологических условий являются выделенные критерии, показывающие готовность к снижению веса и изменению поведения, что позволило проанализировать сформированную мотивацию через соотнесение с критериями готовности. Как показало наблюдение за ходом эксперимента средний уровень готовности к снижению веса оказался самым оптимальным, это снижало общую тревожность участников и позволяло сохранять достаточный уровень мотивации экспериментальной группы на весь период участия в программе.
Описание поведенческих и социальных особенностей людей с позитивным ВИЧ-статусом – актуальная проблема при организации социальной и психологической помощи ВИЧ-инфицированным людям. Настоящее исследование выявило, что по социальным критериям выборка характеризуется лицами с высшим и средним образованием, профессионально компетентных и с активной жизненной позицией, что не улучшает динамики картины осведомленности о рисках заражения ВИЧ инфекцией. В представленной работе анализируются индивидуально-личностные и социальные особенности ВИЧ-инфицированных, включая доминирующие психоэмоциональные состояния, показатели временной перспективы, поддержку близких, стигматизацию социального окружения, как результат принятия диагноза, что является актуальным в психокоррекционной работе.
В статье приводится описание эмпирического исследования диссоциации ценностно-смысловой сферы онкологических пациентов с высоким уровнем склонности к суицидальным реакциям на базе КГБУЗ «Красноярский краевой клинический онкологический диспансер им. А.И. Крыжановского» (г. Красноярск, Россия). Выборочная совокупность составила 150 человек с установленным впервые онкологическим диагнозом. Стаж с момента установления диагноза до настоящего исследования составил от 1 месяца до 3 месяцев (Me=1,7). Показано, что 78% пациентов от выборки обладают высоким уровнем проявления склонности к суицидальным реакциям (Sr). Субклинически выраженная депрессия обнаружена у 34% пациентов, клинически выраженная депрессия – у 44% пациентов. Выявлена положительная взаимосвязь между уровнем склонности к суицидальным реакциям и тревожно-депрессивными тенденциями (r=0,556 при p≤0,001). В представленной выборке чаще встречается рассогласованность по типу «внутренний вакуум» (ВВ) в сферах «Познание» (61,53%), «Свобода и независимость в поступках» (47,0%), «Активная деятельная жизнь» (45,3%). Частота встречаемости внутреннего конфликта в следующих жизненных сферах у пациентов следующая: «Здоровье» (80,34%), «Счастливая семейная жизнь» (62,4%), «Творчество» (57,26%). Выявлена положительная взаимосвязь между выраженностью тревоги / депрессии и соотношением ценности и доступности в различных жизненных сферах (r=0,431 при p≤0,001). Показаны две стратегии диссоциации ценностно-смысловой сферы: 1) адаптивный способ совладания со стрессом, вызванным информацией о заболевании, диагнозе; 2) патологический, который приводит к усилению ощущения безнадежности, повышению уровня проявления склонности к суицидальным реакциям.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/