БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (2024)

В статье рассмотрена проблематика такого социального явления, как буллинг в молодежной среде. Вопрос взаимоотношений в группе, особенно в период взросления, активного становления личности, очень актуален. Не всегда эти взаимоотношения конструктивны и направлены на сотрудничество: нередки ситуации агрессии, сопровождающие процесс коммуникации в группе. Одним из видов такого агрессивного поведения является буллинг, изучению проявлений которого посвящена данная работа. Авторами было проведено исследование с использованием количественного (анкетный опрос в 82 субъектах Российской Федерации) и качественных методов (фокус-группы и проектные сессии). Выявлены наиболее часто встречающиеся формы буллинга, определены субъекты, которые, по мнению респондентов, должны оказывать помощь жертвам буллинга, а также провокаторы буллинга (среди которых оказались не только агрессоры, но и жертвы). Вместе с тем по результатам исследования, возникли и новые вопросы, касающиеся проблематики рассматриваемого феномена, как терминологические (что понимает современная молодежь под буллингом), так и социально-психологические (в чем сходство и различие между агрессором, провокатором, жертвой), на решение которых будут направлены следующие этапы исследования.

The article examines the problems of such a social phenomenon as bullying among youth. The issue of relationships in a group, especially during the period of maturing and active development of personality, is very relevant. These relationships are not always constructive and aimed at cooperation: there are often situations of aggression that accompany the communication process in the group. One type of such aggressive behaviour is bullying, the manifestations of which are studied in this work. The authors have conducted a research using a quantitative method (questionnaire survey in 82 constituent entities of the Russian Federation) and qualitative methods (focus groups and project sessions). The most common forms of bullying have been identified. The authors have determined the subjects that, according to the respondents, should provide assistance to victims of bullying and the provocateurs of bullying (among whom are not only aggressors, but also victims). At the same time, as the research results show, new questions have arisen regarding the issue of the phenomenon, both terminological (what does modern youth understand by bullying) and socio-psychological (what are the similarities and differences between the aggressor, provocateur, victim), which will be solved at the next research stages.

Тип: Статья
Автор (ы): Гришаева Светлана Алексеевна
Соавтор (ы): Чуев Сергей Владимирович, Пушкарёва Наталья Николаевна
Ключевые фразы: БУЛЛИНГ, социальное явление, молодежь, АГРЕССИЯ, АГРЕССОР, ТРАВЛЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВЛЯ, жертва, ПРОВОКАТОР

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.454.56. Принуждение в группах. Групповое давление
Префикс DOI
10.26425/1816-4277-2024-7-201-210
eLIBRARY ID
68962924
Текстовый фрагмент статьи