ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИИ СТРЕССА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В ВУЗЕ (2024)

Обозначенные противоречия, возникшие в условиях геополитических изменений, привели к необходимости изучения вопроса взаимосвязи психологии стресса и выбора образовательной траектории обучения на основе ценностно-смыслового аспекта, что в свою очередь стало предметом исследования при выборе образовательной траектории в вузе. Цель направлена на разрешение обозначенных противоречий через выявление особенностей ценностно-смыслового аспекта студентов, которые оказывают влияние на их выбор. Методология исследования выстроена на основе методов и принципов, задающих структуру и пути решения заявленных противоречий для достижения цели. На базе теоретического анализа изучения проблемы влияния стресса на человека рассматриваются различные подходы. Эти подходы значимы для студента, так как минимизируют негативное воздействие на физическое и психическое здоровье обучающихся. Они рассматриваются с разных сторон и разных точек зрения как стратегия совладания и стрессоустойчивость. Эмпирическое исследование взаимосвязи психологии стресса обучающегося и ценностно-смыслового выбора образовательной траектории в вузе представлено в динамике изменений этого выбора и с некоторыми высказываниями студентов, подтверждающих сформулированные выводы. В заключении дается обобщение и изложен тот минимум, который следует учитывать при выборе образовательной траектории на основе собственного смысла и ценностей каждого участника образовательного процесса, чтобы уменьшить стресс в любой деятельности.

The identified contradictions arisen in the context of geopolitical changes have led to the need to study the issue of the relationship between the psychology of stress and choice of educational trajectory based on the value-semantic aspect, which in turn has become the subject of research when choosing an educational trajectory at a university. The purpose is aimed at resolving the indicated contradictions through identifying the characteristics of the value-semantic aspect of students that influence their choice. The research methodology is established on the methods and principles that set the structure and ways to resolve the stated contradictions in order to achieve the goal. Based on a theoretical study of the problem of the stress influence on humans, various approaches are considered. These approaches are meaningful for the student as they minimise the negative impact on their physical and mental health. They are viewed from different angles and different points of view as a coping strategy and stress resistance. An empirical study of the relationship between the psychology of student stress and value-semantic choice of an educational trajectory at a university is presented in the dynamics of changes of this choice and with some statements from students confirming the conclusions formulated. In conclusion, a generalisation is given and the minimum is stated that should be considered when choosing an educational path based on each participant’s own meaning and values in order to reduce stress in any activity.

Тип: Статья
Автор (ы): Атаманова Галина Ивановна
Соавтор (ы): Ромашин Владимир Николаевич
Ключевые фразы: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, стресс, СОВЛАДАНИЕ, ценности, смыслы, ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.99. Прочие вопросы психологии
Префикс DOI
10.26425/1816-4277-2024-7-229-239
eLIBRARY ID
68962928
Текстовый фрагмент статьи