НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КАК ОСНОВА РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ (2024)

В Российской Федерации (далее - РФ, Россия), являющейся федеративным государством, имеющей трехуровневую бюджетную систему, предполагается наличие налогового потенциала на всех уровнях: федеральном, региональном и местном. С помощью налогов формируется финансовая основа органов местного самоуправления, обеспечивается социально-экономическое развитие муниципальных образований. В развитых странах муниципальные бюджеты формируются в основном за счет налогов, закрепленных за ними. В России же они продолжают оставаться наиболее проблемным звеном в бюджетной системе страны. Цель статьи - исследование влияния закрепленных за местными бюджетами налогов на формирование налогового потенциала муниципальных образований. Задачи - анализ и оценка доходов местных бюджетов РФ в динамике, обоснование направлений увеличения налогового потенциала. Методологическая база исследования основывается на системном подходе, в рамках которого использовались следующие методы: анализ и синтез, обобщение, группировка, табличный и др. Исследованием установлено, что на протяжении последних лет с введением Налогового кодекса России для большинства муниципальных образований сохраняются проблемы недостаточности налоговых и неналоговых поступлений, низкий уровень налогового потенциала, преобладание в их бюджетах межбюджетных трансфертов. Вследствие усиливающейся централизации налоговых доходов повышается степень зависимости муниципальных образований от федерального центра. Без фактического увеличения налогового потенциала муниципалитетов развитие региональной экономики невозможно. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности при разработке экономической политики муниципального развития.

In the Russian Federation (hereinafter referred to as RF, Russia), which is a federal state with a three-level budget system, it is assumed that there is tax potential at all levels: federal, regional, and local. With the help of taxes, the financial basis of local governments is formed and the socio-economic development of municipalities is ensured. In developed countries, municipal budgets are formed mainly from the taxes assigned to them. In Russia, they continue to remain the most problematic link in the country’s budget system. The purpose of the article is to study the influence of the taxes assigned to local budgets on the formation of the tax potential of the municipalities. Objectives are the following: analysis and assessment of revenues of the Russian local budgets in dynamics, justification of directions for increasing the tax potential. The methodological basis of the research is founded on a systematic approach, within which the following methods have been used: analysis and synthesis, generalisation, grouping, tabular method, etc. The research has found that over the past years, with the introduction of the Tax Code of the RF, problems of insufficient tax and non-tax revenues remain for most municipalities, low level of the tax potential and predominance of interbudgetary transfers in their budgets are current. Due to the increasing centralisation of the tax revenues, the degree of dependence of the municipalities on the federal centre is high. Without actually enhancing the tax potential of the municipalities, the development of the regional economy is impossible. The re -search results can be used in practice when developing economic policy for municipal development.

Тип: Статья
Автор (ы): Зотиков Николай Зотикович
Ключевые фразы: НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВ, ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ, МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ, СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ, МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
336.22. Налоги. Сборы
336.14. Государственный бюджет. Национальный бюджет
Префикс DOI
10.26425/1816-4277-2024-7-151-161
eLIBRARY ID
68962917
Текстовый фрагмент статьи