В статье рассматривается история административного отделения Ярославской церковной области от руководства РПЦ в 1928 г. и последовавшие за этим репрессии против ярославских епископов и мирян в русле инспирированной ОГПУ кампании по борьбе с контрреволюционными организациями. Цель исследования - вывести «дело ярославских епископов» из церковной истории в более широкий социально-политический контекст репрессивных кампаний рубежа 1920-1930-х гг., раскрыв при этом его отличия от преследований других групп населения и лиц. Материалы и методы включают конкретно-исторический анализ сводок ОГПУ за 1928-1934 гг., правовых актов РПЦ за 1918-1929 гг., писем ярославских епископов за 1928-1937 гг., материалов ярославского справочно-библиографического издания о репрессированных в те же годы. Материалы, проанализированные в направлении социальной истории на основе принципов неопозитивистской методологии и аксиологического подхода, представленные в проблемно-хронологической последовательности изложения событий, служат надежным средством достижения поставленной цели. Актуальность исследуемой темы обозначается из историографического обзора, в круг которого вошли наиболее значимые публикации последних лет. Результаты и выводы по истории «дела ярославских епископов» позволяют, прежде всего, отметить его связь с широкой и многолетней политической кампанией по борьбе с «контрреволюционно-монархическими нелегальными организациями церковников» инспирированной властью. Они указывают на необходимость признать эту группу репрессированных пострадавшими за православную веру, а не за политическую деятельность, что влечет за собой выделение их из общего числа «жертв политических репрессий». Научная новизна исследования заключается в том, что «дело ярославских епископов» приобретает значение свидетельства не только о духовно-ценностном смысле, но и о социально-политических целях репрессивной антицерковной кампании советской власти на рубеже 1920-1930-х гг. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в культурно-образовательной и научно-исследовательской деятельности.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 93/94. История
- Префикс DOI
- 10.20323/2658-428X-2024-3-24-82
- eLIBRARY ID
- 74413832
На протяжении многих десятилетий история государственно-церковных отношений в СССР рассматривалась в направлении большевистской концепции, согласно которой РПЦ признавалась политическим врагом советской власти, подлежащим исчезновению по причине своей исторической бесперспективности. В историографии утвердилось представление о политическом характере репрессий против духовенства и мирян на основе обвинений их в подрывной антисоветской, контрреволюционномонархической деятельности. Полноценное и достоверное научное исследование темы стало возможно только с отказом общества от прежней официальной идеологии и открытием архивных фондов спецхрана, публикацией ранее засекреченных документов об организации и реализации антицерковных гонений.
Список литературы
-
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. Сб. в 2-х ч. / Сост. [и авт. примеч.] М. Е. Губонин. Москва: Изд-во ПСТБИ, 1994.
-
Алешкин П. Ф. Антирелигиозная политика советского государства и протестные настроения крестьянства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 40. С. 162-165. EDN: PIXDJB
-
Архивы Кремля. В 2-х кн. Политбюро и Церковь. 1922-1925. Москва-Новосибирск: РОСПЭН; Сибирский хронограф, 1997-1998.
-
Беглов А. В поисках “безгрешных катакомб”. Церковное подполье в СССР. Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви, “Арефа”, 2008. 352 с.
-
Безверхова С. В. Революционная законность как социалистический проект//Эпоха социалистической реконструкции: идеи, мифы и программы социальных преобразований. Сб. ст. / отв. ред. О. В. Горбачев. Екатеринбург: Уральский Федеральный Университет им. Б. Н. Ельцина, 2017. С. 194-202. EDN: WAXFZJ
-
Безшлеева А. Ю. Проблема новомученичества в исследованиях современных историков // Общество: философия, история, культура. 2016. № 4. С. 102-105. EDN: VSWBPR
-
Варакин С. А. Проблема взаимоотношения Советской власти и Церкви в 1920-1930-е гг.: современная историография // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2016. №1. С. 38-48. EDN: YHCLFZ
-
Все мы - Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие в годы гонений за веру православную. 1918-1953. Краткие биографические сведения. / Сост. Еп. Вениамин (Лихоманов), монах Игнатий (Волков), [и др.]. Т.1-3. Ярославль, 2012-2017.
-
Жукова Н. Е. Проблематика политических репрессий 1930-х гг. в современных региональных исторических исследованиях // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2017. № 3. С. 78-83. EDN: ZVEVHB
-
Журнал Московской Патриархии за 1931-1935 годы. Москва: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2001. 272 с.
-
Карманова Г. Н. Жизнь православных верующих по сводкам ОГПУ 1930 года // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 28 (166). История. Вып. 34. С. 148-153. EDN: KVQVUL
-
Кострюков А. А. Лекции по истории Русской Церкви (1917-2008): учебное пособие. Москва: Изд-во ПСТГУ, 2023. 368 с.
-
Мазырин А. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-1930-х гг. Москва: Изд-во ПСТГУ, 2006. 444 с. EDN: SASQBV
-
Мазырин А., свящ. К истории взаимоотношений церковной и государственной властей в конце 1920-х - 1930-х гг. Т. 1. // XVII Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: В 2 т. Москва: Изд-во ПСТГУ, 2007. С. 256-264.
-
Марченко А. Н. Государственно-церковные отношения в СССР в трудах светских и церковных исследователей XX - начала XXI века // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 15 (116). С. 164-177.
-
Маслова И. И. Государство и Русская Православная церковь в XX веке: историографический аспект // Символ науки: международный научный журнал. 2017. Т.2, № 1. С. 144-148. EDN: YGWOKD
-
Николаев С. К. "Деяние" архиепископа Серафима (Самойловича) и полемика относительно его позиции в кругу близких ему лиц в 1933-1934 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 90. С. 117-148. EDN: QNUMUR
-
"Послание ко всей Церкви" священномученика Серафима Угличского от 20 января 1929 года / Публ. О. В. Косик // Богословский сборник. Москва: Изд-во ПСТБИ, 2003. Вып. 11. С. 281-305.
-
Постановление Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 года. URL: https://drevo-info.ru/articles/6102.html (дата обращения: 20.05.2024).
-
Ради мира церковного: Жизненный путь и архипастырское служение святителя Агафангела, митрополита Ярославского, исповедника. Кн. 2. / cост. И. Г. Менькова [и др.]. Москва: Изд-во ПСТГУ, 2006. 568 с.
-
Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание Определений и Постановлений. Вып. 1. Прил. к "Деяниям" второе. Вып. 3. Москва: Издание Соборного Совета, 1918.
-
"Совершенно секретно": Лубянка - Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.): Сб. док. в 10 т. / отв. ред. А. Н. Сахаров, В. С. Христофоров. Москва: ИРИ РАН, 2001-2017.
-
"Сов. секретно. Срочно. Лично. Тов. Тучкову": Донесения из Ленинграда в Москву, 1927-1928 годы / Публ., вступл. и примеч. А. Мазырина // Богословский сборник. Вып. 10. Москва: Изд-во ПСТБИ, 2002. С. 362-385.
-
Страж Церкви Христовой: Священномученик Вениамин (Воскресенский), жизненный путь, письма, документы / Сост. Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов), И. Г. Менькова. Москва: Изд-во ПСТГУ, 2018. 432 с.
-
Худобородов А. Л. Репрессивная политика Советского государства в отношении Русской Православной церкви (1920-1930-е гг.) / А. Л. Худобородов, М. А. Яшина // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2011. Вып. 17. С. 61-65. EDN: OHEOJL
-
Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. Санкт-Петербург: Мемориал, 1999. 400 с. EDN: WZADFJ
-
"Я иду только за Христом…": Митрополит Иосиф (Петровых), 1930 год / Публ., вступл. и примеч. А. Мазырина // Богословский сборник. Вып. 9. Москва: Изд-во ПСТБИ, 2002. С. 376-424.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Одним из рабочих инструментов реализации гуманитарной политики России на африканском континенте является двустороннее сотрудничество в образовательной сфере. Численность африканских студентов в российских вузах достигает 35 тыс., и правительство намерено увеличивать квоту на обучение, в том числе для студентов из Западной Африки. Активизации сотрудничества будет также способствовать культурно-просветительская деятельность РФ на территории данных государств. Интеграция данной деятельности в национальные образовательные системы требует понимания организации самих систем в их институциональном и полиэтническом многообразии, что не находит достаточного развития в разрозненных сведениях по данной теме в русскоязычной литературе. Например, почти не изучалась в российской педагогике организация профессионально-педагогического образования в Западной Африке. Таким образом, целью исследования стал сравнительный анализ подготовки педагогических кадров в западноафриканских государствах - Республике Гана и Республике Кот-д’Ивуар. Методология выдержана в рамках сравнительно-педагогического бинарного исследования, опираясь, прежде всего, на методы компаративистики и истории педагогики. В результате междисциплинарного исследования дано комплексное сравнение систем подготовки кадров в Гане и Кот-д’Ивуаре, охарактеризованы исторический, политический и экономический факторы её становления и развития, представлена современная структура систем педагогического образования, проанализирована текущая модернизация этих систем в двух странах, выявлены сходства и отличия ганийского и ивуарийского педагогического образования, позволяющие судить о характеристиках подготовки педагогов в масштабе субрегиона.
Семья является важнейшей ценностью в жизни людей, живущих в современном обществе. В настоящее время государство заинтересовано в том, чтобы российская семья была крепкой, передавала подрастающему поколению духовно-нравственные ценности. Лишение свободы оказывает на человека неблагоприятное воздействие, у осужденного возникает чувство изолированности, при потере семьи и близких людей, наблюдается ухудшение эмоционального состояния, поведения и здоровья. Члены семьи могут проявлять сочувствие, оказывать осужденному эмоциональную и материальную поддержку, помогая переживать трудный жизненный период. В связи с этим необходимо способствовать восстановлению и укреплению родственных связей осужденных, осуществлять семейное воспитание в местах лишения свободы. Целями нашего исследования является выявление отношения осужденных к своей семье и поиск путей для формирования семейных ценностей у лиц, находящихся в местах лишения свободы. В статье представлена авторская воспитательная программа «Семья и семейные ценности». Целями программы являются: восстановление, сохранение и укрепление семьи осужденного, повышение нравственных и духовных ориентиров личности, привитие семейных ценностей, психологическая готовность участников быть востребованными в семье и в обществе, гармонично развивая личностные качества. При правильной организации семейного воспитания и психолого-педагогической поддержки осужденных возможно повысить уровень сформированности у них общечеловеческих ценностных ориентаций, привлечь внимание к проблемам семейных отношений и родительских обязанностей. Для этого в воспитательной работе необходимо учитывать принципы дифференциации и индивидуализации воспитательного процесса, активнее использовать эффективные формы и методы, способствовать включению осужденных в творческую деятельность и т. п.
Область образования, подвергающаяся динамичным трансформациям под воздействием социокультурных, экологических и экономических тенденций, ставит перед научным сообществом срочную задачу адаптации методов и подходов к обучению. Исследование, результаты которого представлены в данной публикации, стремится выявить перспективные направления в рамках непрерывного образовательного процесса. Для аналитической работы были задействованы следующие методики: 1) анализ связей между концептуальными группами, объединяющими элементы философии, социально-культурной среды, экономики и образования; 2) осмысление собственных образовательных путей, включая официальные, неофициальные и спонтанные формы научения; 3) организация и проведение опроса через интернет с участием специалистов в апреле 2024 года; 4) детальное изучение информации, предоставленной участниками исследования. В итоге были выделены основополагающие источники для создания междисциплинарной методологии, которая формируется на пересечении разнообразных направлений знаний и в рамках трансдисциплинарных процессов. Авторская публикация открывает передовые методологические подходы, применяемые в текущих научных и философских исследованиях, особенно в контексте изучения непрерывного образования как существенного аспекта жизни человека в современном мире. Исследуется потенциал, заложенный в инновационных синтезах и взаимодействиях между традиционно независимыми сферами знаний. Необходимо подчеркнуть, что в условиях стремительного развития технологий и образовательных систем, где происходит интеграция человеческого фактора с искусственным интеллектом, вопрос сохранения человеческих ценностей приобретает особую актуальность. Значимость данной статьи обусловлена степенью анализа методологических основ, которые могут быть применены для создания современной психолого-педагогической модели в контексте непрерывного базового образования.
В данной статье рассматривается проблема формирования электоральной культуры молодежи в контексте государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Актуальность данной темы обусловлена важностью развития гражданственности и патриотизма молодежи, а также формирования электоральной культуры как ключевого элемента гражданского воспитания. Целью исследования является выявление социально-педагогических оснований формирования электоральной культуры молодежи. Методологической основой исследования являются положения культурологического, средового и экзистенциального подходов, которые позволяют формировать электоральную культуру молодежи, учитывая общечеловеческие смыслы и ценности. Для достижения заявленной цели применены следующие методы исследования: междисциплинарный теоретический анализ источников по теме электоральной культуры, проведение глубинных структурированных интервью с представителями целевой аудитории. В ходе теоретического анализа определено, что традиционными ценностями, на которых строится электоральная культура, являются гражданственность, патриотизм, ответственность за Отечество, а также общечеловеческие ценности, такие как жизнь, достоинство, семья, патриотизм и национальное единство. Полученные результаты показывают, что формирование электоральной культуры требует учета социально-педагогических оснований, таких как социальное самочувствие молодежи, массовые стандарты электорального сознания и поведения, наполнение электоральной культуры общечеловеческими смыслами. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые проведён комплексный междисциплинарный анализ социально-педагогических оснований формирования электоральной культуры молодежи в условиях цифровой трансформации и ценностных изменений современного общества. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что выявленные основания могут стать базисом для разработки современных, интерактивных, персонализированных образовательных программ для молодежи, нацеленных на формирование их электоральной культуры.
В период Перестройки и постсоветский период в России уже к 1991 г. сформировались и затем последовательно сменились три конкурирующих типа политического дискурса: социал-демократический, неолиберальный и национально-патриотический. Каждому из них соответствовал связанный с ними тип легитимации власти. При этом после распада Советского Союза официально господствующая идеология отсутствовала, а история как наука развивалась относительно свободно. Современная историческая политика стала более консервативной и утратила возможность использовать этап Перестройки в качестве «мифа основания» для современного Российского государства, хотя его корни фактически уходят в это время. Такой разрыв преемственности с ближайшей историей страны противоречит традиционному типу легитимности, на который власть опирается. В статье рассматривается эволюция того, что можно назвать «мифом основания» современной России. Авторы рассматривают причины, по которым период Перестройки не может выполнять функцию «мифа основания»; рассматриваются причины, по которым М. С. Горбачёв и Б. Н. Ельцин могут или не могут считаться «отцами-основателями» новой России; рассматриваются попытки формирования мемориальных практик вокруг отечественной «бархатной» революции 21-22 августа 1991 г., Дня российского флага (22 августа), Дня Конституции (12 декабря) и Дня России (12 июня). Подчеркивается, что попытки формирования «мифа основания» из событий недавнего прошлого провалились и данный статус в современной России безальтернативно принадлежит Победе в Великой Отечественной войне, имеющей сакральное значение. Отмечается, что сейчас иные исторические события из истории России не имеют шанса претендовать на сопоставимый статус.
В статье на основе архивных источников и материалов периодической печати исследовано развитие исполнительных органов власти Приморского края в период трансформации политической системы России в начале 1990-х гг. Актуальность темы обусловлена неослабевающим интересом исследователей к проблемам становления региональных политических институтов, разграничения полномочий, особенностям формирования политической элиты в дальневосточных субъектах Российской Федерации. На примере исполнительного комитета Приморского краевого Совета и краевой администрации выявлены и проанализированы основные этапы трансформации региональных исполнительных органов: первый этап (апрель 1990 - август 1991 гг.), характеризующийся подчинённым положением крайисполкома по отношению к представительной власти; второй этап (август 1991 - май 1993 гг.), связанный с учреждением администрации Приморского края и попыткой воплощения принципа разделения властей в региональном масштабе при сохранении за краевым Советом ряда контрольных функций; третий этап (май - октябрь 1993 г.), отправной точкой которого служит смена главы администрации и новый виток трансформаций структуры исполнительной власти. Автор приходит к выводу, что к концу 1993 г. реальный баланс сил в регионе сместился в пользу администрации Приморского края, ставшей после роспуска краевого Совета фактически единственным дееспособным институтом региональной власти в Приморье. На каждом из обозначенных этапов исследованы вопросы комплектования исполнительной власти края руководящими кадрами, проекты и предложения по реформированию органов управления, а также деятельность представителя Президента России в Приморском крае.
В статье предпринят анализ источниковой базы и намечены векторы изучения личностей первых секретарей Ярославского обкома ВКП(б) / КПСС. Указывается на важность анализа разнообразной источниковой базы для реконструкции образа партийных руководителей Ярославского региона: архивных делопроизводственных документов. Подчеркивается значимость документов из фонда «Политбюро ЦК КПСС» Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ) и фонда «Ярославский обком КПСС» в региональном архиве - Центр документации новейшей истории Ярославской области (ЦДНИЯО). На материале Ярославской области отстаивается тезис об особой, ведущей роли первых секретарей обкома ВКП(б) / КПСС в становлении и развитии системы региональной власти в советскую эпоху. В публикации представлена авторская периодизация динамики партийной власти в Ярославском регионе с конца 1930-х гг. и до распада СССР. Выделены 5 этапов в политическом развитии Ярославской области в советскую эпоху с опорой на персональное измерение региональной истории. Отмечено, что подавляющее большинство первых секретарей Ярославского обкома не были уроженцами Ярославской области / губернии. В исследовании были использованы такие методы исторической науки как нарративный, сравнительно-исторический, историко-типологический, метод периодизации. Теоретико-методологическая база работы связана с идеями Е. Ю. Зубковой, О. В. Хлевнюка, Й. Горлицкого, К. А. Болдовского, А. Б. Коновалова, В. П. Мохова, А. Н. Федорова.
Сегодня одним их основополагающих в российской политической повестке дня стал вопрос, непосредственно касающийся долгосрочных трендов устойчивого развития страны. Университеты имеют уникальные возможности для продвижения повестки дня на период до 2030 года, предоставляя источник экспертных знаний в области исследований и образования по всем секторам достижения целей устойчивого развития региона (далее ЦУР). Вузы, являясь центром, формирующим долгосрочные тренды устойчивого развития страны в целом, могут способствовать преобразованию ЦУР в поддающиеся измерению и, ориентированные на конкретные регионы цели, активно сопоставляя академический капитал с приоритетами государственной политики и делая знания и ресурсы доступными для всех структур гражданского общества. С момента активизации туристического кластера Адыгеи и, в связи с активным освоением горной территории, проблема устойчивого развития региона стала объектом пристального внимания как со стороны региональных органов государственной власти, так и научного сообщества. В Программе развития Адыгейского государственного университета на 2021-2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» в качестве приоритетных определены такие цели устойчивого развития как ЦУР 3 «Хорошее здоровье и благополучие», ЦУР 4 «Качественное образование», ЦУР 8 «Достойная работа и экономический рост», ЦУР 13 «Борьба с изменением климата» и ЦУР 17 «Партнерство в интересах устойчивого развития». Ни одна из целей устойчивого развития - от обеспечения гендерного равенства до, например, сохранения и рационального использования природных ресурсов - не может быть достигнута без активного участия системы высшего образования.
Данная статья представляет результаты исследования, направленного на анализ институционализированных электронных порталов для сообщений о проблемах, созданных органами власти двух уровней - регионального и федерального. Система электронного участия граждан в России, начиная с 2020 г., претерпела существенные трансформации, связанные с внедрением централизованных федеральных ресурсов. В результате этого в субъектах РФ сформировались разные институциональные модели, предполагающие отказ, автономное сохранение или адаптацию региональных порталов, существовавших до указанных изменений. Целью исследования является выявление особенностей функционирования электронных порталов для сообщений о проблемах в России на примере Санкт-Петербурга как региона с параллельным сосуществованием регионального и федерального ресурсов. Эмпирическая база исследования была собрана с использованием метода контрольной закупки, выступая в роли обычного пользователя - гражданина РФ - автором был направлен ряд сообщений о проблемах в органы власти. Выборка включает данные 58 сообщений о проблемах, поданных посредством регионального (портал «Наш Санкт-Петербург») и федерального («Платформа обратной связи» Портала государственных и муниципальных услуг) порталов, функционирующих параллельно на уровне Санкт-Петербурга. Был произведён сравнительный анализ полученных данных о результатах реагирования исполнителей на сообщения, сроках, порядке обработки и решении проблем. Результаты исследования продемонстрировали, что как федеральный, так и региональный каналы обладают как преимуществами, так и недостатками в части сроков решения проблем, проработки регламентов работы, юридической значимости подаваемых сообщений и т. д. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что несмотря на внедрение централизованных каналов электронного участия, созданных федеральной властью, функционирование региональных ресурсов не утратило своей актуальности, поскольку по ряду параметров они превосходят федеральные.
В статье представлены результаты научно-исследовательской работы «Социальное согласие и социальное самочувствие», выполняемой авторами статьи в 2015-2023 годах во Владимирской области, а также интерпретация результатов и выводы. Результаты исследования, включающие ежегодные социологические опросы по областной выборке (9 опросов) и проведение фокус-групп (30 фокус-групп), демонстрируют стабильно высокие оценки респондентами уровня социального согласия, которые не подвержены влиянию внешних факторов, даже таких мощных как пандемия COVID-19 (2020-2021 гг.) и Специальная военная операция (2022 - настоящее время). Авторы предлагают собственное объяснение данного феномена, в центре которого расширенное понимание социального согласия как антитезы не только несогласию в виде конфликта, но и согласию, полученное путем принуждения. Динамика изменений основных параметров общественного мнения населения Владимирской области позволяет авторам предположить существование феномена балансирующей стабильности, при которой стабильность отношений и процессов зависит от баланса разнообразных интересов, приоритетов и ценностей. Балансирующая стабильность заставляет человека делать важный выбор между публичным отстаиванием своих интересов и поддержкой сложившегося баланса. Такой сознательный выбор может быть как добровольным, так и вынужденным, подталкиваемый набором социальных и государственных инструментов и санкций. Полученные в результате исследования и приведенные в статье данные необходимо рассматривать как сумму сознательных выборов респондентов в пользу сохранения стабильности в обществе. Однако, ответить на вопрос, насколько этот выбор добровольный или вынужденный, в рамках данного исследования не представляется возможным.
В статье сделан акцент на новациях, которые характерны для избирательного процесса в Российской Федерации. Выборы являются способом легитимизации власти, поэтому необходимо создавать условия для максимального привлечения граждан к голосованию. В условиях кардинальных технологических преобразований электоральная сфера подвержена трансформациям, которые соотносятся с инновационными изменениями в государственном управлении, коммуникации, повседневных практиках. Цифровизация способствовала проникновению соответствующих технологий в выборный процесс, результатом которого стала возможность проведения дистанционного электронного голосования. Целью работы является характеристика новаций, внедряемых в электоральный процесс в России, которые имеют институциональный, нормативный и процессуальный контекст. Методология исследования включает функциональный и нормативный методы, позволяющие проанализировать правовую базу избирательного процесса в Российской Федерации и обозначить задачи и функции, которые должны решать институты, вовлеченные в электоральный процесс. В результате проведенного исследования выявлены нормативные новации в избирательном процессе, ориентированные на создание правовой базы для проведения дистанционного электронного голосования, институциональные такие как цифровые избирательные участки или территориальные избирательные комиссии дистанционного электронного голосования, а также процедурные, включающие порядок проведения дистанционного электронного голосования и общественное наблюдение за ним. Сделан вывод о перспективности электоральных инноваций в Российской Федерации, которая является одним из передовых государств в адаптации выборных институтов к современным реалиям.
В статье рассматриваются некоторые значимые для регионов проблемы, возникающие в процессе обновления политической элиты, и пути их решения. Интерес автора к заявленной теме подчеркивается достаточно объемным историческим экскурсом в форме обзора научных исследований, посвященных властным элитам и их функциям от «Государства» Платона до наших дней. Осмысливаются различные трактовки дефиниций «правящий класс», «политический класс», «политическая элита», что расширяет дискурс понятийного аппарата науки об элитах. По мнению автора, сегодня политическая элита субъектов Российской Федерации стала значимым элементом в руководящем корпусе страны, чье взаимодействие друг с другом и федеральной властью определяет состояние современной политической системы и политический потенциал как отдельной территории, так и страны в целом. Своевременно ставится вопрос о формировании команд единомышленников в процессе становления политической элиты, особенно из среды молодых руководителей, поскольку монолитных объединений, поддерживающих власть на местном уровне, пока недостаточно. Особое внимание уделяется выявлению механизмов рекрутирования и формирования новой политической элиты. В статье обращается внимание на следующие региональные дефициты: недостаточная информированность населения об инвестициях, маршрутных картах развития, бизнес-проектах, недостаточный уровень профессиональной компетентности властных элит. Представлена оценка эффективности деятельности власти и качества жизни населения Ярославского региона. Автор считает значимой региональной проблемой то, что разрабатываемые и принятые стратегии развития, программы, проекты почти не имеют ожидаемого населением практического результата. Главным ресурсом для изменения такой ситуации может быть становление новой политической элиты на основе целенаправленной комплексной региональной молодежной политики, реализуемой профессионально компетентными специалистами.
Издательство
- Издательство
- ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
- Регион
- Россия, Ярославль
- Почтовый адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- Юр. адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- ФИО
- Груздев Михаил Вадимович (Ректор университета)
- E-mail адрес
- rector@yspu.org
- Контактный телефон
- +7 (485) 2305661
- Сайт
- http://yspu.yar.ru/