ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА» (2024)
Цель статьи – подтверждение эффективности реализации педагогических условий формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов в процессе изучения курса «Основы русского жестового языка». В качестве обозначенных педагогических условий описываются: проектирование дополнительной образовательной программы «Основы русского жестового языка» по модели обратного педагогического дизайна; организация сопровождения курса на основе разработанного сайта «Основы русского жестокого языка»; включение будущих педагогов в инклюзивную среду посредством программы «Основы русского жестового языка». Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы педагогические условия, которые способствуют эффективности формирования инклюзивной компетентности. Разработанный онлайн-курс может быть применен в практике обучения вузов с целью повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях инклюзивного образования. Экспериментальной базой исследования являлось бюджетное учреждение высшего образования «Сургутский государственный университет». Методы исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение. Эффективность подготовка студентов - будущих педагогов - к деятельности с учащимися с ограниченными возможностями здоровья является актуальной задачей в системе инклюзивного образования, которая может быть обеспечена благодаря реализации определенных педагогических условий.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность темы инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения, которые ориентируют на работу педагогов с обучающимися с особыми образовательными потребностями (ООП) в разных направлениях [1].
Список литературы
- Рассказов Ф.Д. Создание условий для инклюзивного обучения студентов в сургутском государственном университете / Рассказов Ф.Д., Муллер О.Ю. // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2015. – № 3 (4). – С. 213-216. 2. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие / А. И. Ахметзянова [и др.]. – Казань : Изд-во Казан.ун-та, 2015. – 224 с.
- Авдеева А.П. Социально-психологические барьеры общения студентов с ограниченным слухом в инклюзивной образовательной среде вуза / А. П. Авдеева, Ю. А. Сафонова // Наука и Образование. – 2016. – № 7. – С. 345-351.
- Волкова В. В. Классификация педагогических условий реализации инклюзивного образования в вузе [Электронный ресурс] / В. В. Волкова, Е. В. Михальчи // Журнал министерства народного просвещения. – 2015. – Вып. 3. – Режим доступа : http: // ejournall8.com/en/archive.html?number =2015-03-31-13:03:45&journal=3. 5. Григорьева Н. В. Система реализации инклюзивного образования в высшей школе / Н. В. Григорьева, С. А. Петухова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51. – С. 335-342.
- Муллер О.Ю. Педагог в условиях инклюзивного образования :практическое пособие. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2020. – 35 с. 7. Муллер О.Ю. Современная модель методической готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / О.Ю. Муллер // Ценности и смыслы. – 2017. – № 2 (48). – С. 149-158. 8. Муллер О.Ю. Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной компетентности будущих педагогов средствами электронного обучения / О.Ю. Муллер, А.А. Столбова // Ценности и смыслы. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opytno-eksperimentalnaya-rabota-po-formirovaniyu-informatsionnoy-kompetentnosti-buduschih-pedagogov-sredstvami-elektronnogo (дата обращения: 27.06.2024).
- Денисова К. Педагогический дизайн: понятие, принципы, модели / К. Денисова [Электронный ресурс] // Молодой учёный : [сайт]. – URL: https://moluch.ru/information/pedagogicheskij-dizajn-ponyatie-principy-modeli/.
- Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология / Г. Л. Зайцева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020 – 192 с.
- Комарова А.А. Русский жестовый язык: Основные проблемы изучения лексики / А. А. Комарова // Ученые записки Казанского университета. Серия гуманитарные науки // Московский государственный лингвистический университет. – 2022. – Т. 164, С. 116-134.
- Базоев В.З. Словарь русского жестового языка / В. З. Базоев, И. А. Егорова, Г. Н. Гаврилова – Москва: Флинта, 2023 – 528 c. 13. Фрадкина Р.Н. Говорящие руки. Тематический словарь жестового языка глухих России / Р.Н. Фрадкина. – Москва: “Сопричастность” ВОИ, 2001. –597 c.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современные реалии таковы, что информационные технологии все более входят в нашу жизнь и привносят свои коррективы во многие сферы деятельности. Не является исключением и иностранный язык, который представляется одним из ключевых компонентов в компьютерных технологиях. Мир становится более умным, работает искусственный интеллект, развиваются различные техники, позволяющие менять стереотипы, образ мышления, убыстрять многие процессы. В данном ключе важно обеспечить качественное обучение иностранному, как правило, английскому языку в рамках вузовского академического процесса, исходя из актуальности вопроса. Программисты должны не просто владеть грамматическими правилами и лексическим материалом. Им следует понимать законы построения терминологии в информационной сфере, знать профильный словарь, уметь активно общаться, используя как специализированный сленг, так и повседневный иноязычный контент. Актуальность данного исследования заключается в настоятельной необходимости совершенствования техник обучения иностранному языку специалистов IT-сферы. Предметом исследования является иностранный язык именно в контексте информационных технологий и программирования. Объектом работы являются модели перевода терминов как один из аспектов обучения иностранному языку в современных реалиях. Новизна работы заключается в разработке рекомендаций для освоения иностранного языка будущими программистами и девелоперами. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения рекомендаций и разработок в учебном процессе университетского уровня.
В статье представлены результаты изучения специфики переживаний врачебных ошибок и осложнений в профессиональной деятельности врача хирурга методом контент-анализа. Представлены результаты исследования особенностей переживаний врачебных ошибок и осложнений в предметной, смысловой и ценностной категориях, а также выделены группы «смешанной» категории: ценностно-смысловая категория и предметно-смысловая категория. Выдвинуто предположение о том, что в процессе профессиональной деятельности врача хирурга, движение к суверенизации человека происходит постепенно и имеет три уровня развития от предметного, к смысловому и к ценностному уровню сознания. В исследовании приняли участие 50 врачей хирургического профиля, все респонденты имели в своем профессиональном опыте врачебные ошибки. В результате контент-анализа текста ответов получены данные, свидетельствующие о том, что с увеличением стажа и опыта суверенизации, а также количества возникших у пациентов осложнений, у хирургов расширяется спектр способов эффективного реагирования и совладания с возникшими осложнениями, что снижает накал их переживаний. Хирурги становятся более суверенными, способными брать ответственность на себя, находить нестандартные, креативные решения в сложившихся ситуациях.
Публикация отражает изучение специфики поведения двух особенных групп субъектов преступной деятельности: осужденных и членов организованных групп. Данные группы отличаются по ряду психологических и социальных признаков, что формирует особенности поведения заключенных и участников организованных преступных групп (ОПГ). Рассматривая поведение как внешнее выражение мотивации и личностных качеств, необходимо выявить конкретные его проявления, а также те установки, которые влияют на формирование подобного поведения. Данная работа изучает личностные психологические особенности осужденных и членов ОПГ, являющиеся факторами становления преступного поведения, а также выражающиеся в конкретных поступках. Кроме того, значительным является изучение структуры группы, ее динамики и взаимоотношений между членами и выявление взаимозависимости между организованностью группы и стабильностью преступного поведения. Сложность и многогранность преступных деяний раскрывается через специфику противоправной деятельности, а также структурную иерархию группы, функции и роли каждого члена. Основной целью данной работы является изучение особенностей поведения осужденных и членов организованных групп. Объектом работы являются особенности категорий осужденных и членов ОПГ, предметом- поведение данных субъектов преступных деяний.
Статья посвящена изучению динамики психологических характеристик курсантов в процессе обучения. Обследовано 708 курсантов военно-морского политехнического института. Обследование проводилось у курсантов с 1 по 5 курс с применением методик: семантический дифференциал, шкала психологического благополучия К.Рифф, уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах (Е.Б. Фанталова), опросник рефлексивности (А.В. Карпов). В процессе обучения у курсантов происходит трансформация индивидуально-личностных качеств. Отмечается устойчивое снижение уровня рефлексии, компетентности, личностного роста и общего показателя психологического благополучия и устойчивое повышение ценности материального благополучия. Полученные результаты целесообразно применять в мероприятиях медико-психологического сопровождения военнослужащих в военном образовательном заведении.
В статье рассматриваются особенности развития эмоциональной саморегуляции у детей с младшего школьного возраста, обосновывается необходимость проведения систематических развивающих занятий с детьми. С этой целью разработана арт-терапевтическая программа, методологической основой которой являются идеи о центральной роли эмоций в развитии детей (Л.И. Божович), психолого-педагогические аспекты концепции искусства (Л.Д. Лебедева, А.И. Копытин), исследования В.И. Моросановой о роли методов арт-терапии в развитии эмоциональной саморегуляции у детей. Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что для развития эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста необходимо применять методы арт-терапии.
Автором рассматривается содержание ситуации успеха, как мощного стимула совершения новых достижений. При этом успех рассматривается не только как результат формального оценивания, но и как психолого-педагогическая категория, которая отражает осознание успешности, внутреннюю уверенность и адекватную самооценку. Содержание ситуаций успеха анализируется не только в рамках образовательного процесса, обозначенного ФГОСами ВО, но и в иных активностях, получении личных достижений в волонтерстве, творческой и спортивной деятельности. При этом в работе рассматриваются ситуации успеха, возникающие естественным путем (при достижении студентом определенных результатов), а также создаваемые специально в целях стимулирования мотивации достижения. Личность победителя при этом рассматривается с точки зрения преодоления личностных трудностей, социальных ситуаций и событий, препятствующих достижению успеха и в данном случае акцент делается на те личностные свойства и качества, которые позволяют говорить о победе. Целью работы нами определено изучение процесса создания ситуаций успеха в высшей школе как фактора формирования личности победителя у студентов. В качестве объекта мы рассматриваем современный образовательный процесс в высшей школе, предметом- ситуацию успеха.
В своей жизни человек в зависимости от ситуации использует различные форматы самопрезентации, но при этом у него, как правило, есть наиболее предпочитаемые варианты, которые наиболее соответствуют его имиджу. Самопрезентация личности в профессиональной деятельности – важный аспект. Формирование позитивного образа профессии и ее представителей актуально. Умение специалиста себя презентовать остается востребованным в обществе на протяжении многих лет. В статье рассматриваются результаты эмпирического изучения особенностей самопрезентации у представителей разных типов профессий в соответствии с классификацией Е. А. Климова. Выводы исследования свидетельствуют о том, что респонденты больше отличаются в плане умения контролировать самопрезентацию и ее стратегии, чем в тактическом плане самопредъявления. Тактика «извинение» является лидирующей и часто применяемой по мнению респондентов, что скорее отражает социально одобряемое поведение, чем реальное. Остальные тактики больше характеризуются ситуативным применением.
Целью исследования стало выявление особенностей представлений младших подростков с врожденными нарушениями опорно-двигательного аппарата о своем профессиональном будущем. В исследовании приняли участие 58 подростков 11 – 13 лет с легкой степенью церебрального паралича, обучающиеся в общеобразовательных организациях в условиях инклюзии. Контрольную группу составили такое же количество подростков того же возраста и пола, но не имеющих нарушений опорно-двигательного аппарата. Был проведен сравнительный анализ показателей, полученных с помощью методик «Кто Я?», «Кто Я через 5 – 10 лет?», «Профиль» и «Матрица выбора профессий». Выявлены статистически значимые различия между группами в показателях значимости профессиональной составляющей в общей системе представлений о своем будущем (p < 0,01), количества профессиональных интересов (p < 0,001), степени реальности и адекватности профессиональных намерений (p < 0,001). На основании проведенного исследования, делается вывод о том, что компенсаторно-фантастические представления многих подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата о своем профессиональном будущем сочетаются с отсутствием в их сознании профессиональной составляющей Я-концепции, с несформированностью потребности в профессиональном выборе, включении профессии в общую картину их жизни. Результаты исследования позволяют говорить о том, что психологическое сопровождение профессионально-личностного развития подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата должно быть ориентировано на развитие у них потребности в трудовой и профессиональной деятельности, осознание важности правильного и адекватного профессионального выбора.
В статье рассматривается проблема взаимосвязи мотивации достижения и психологического благополучия молодых специалистов уголовно-исполнительной системы. Знание особенностей взаимосвязи между мотивацией достижения и психологическим благополучием может стать основой для практической работы психолога с персоналом в направлении оказания своевременной и необходимой психологической поддержки молодым специалистам, выявления личностной неудовлетворенности, связанной с профессиональным выбором и прочими ситуативными трудностями. Для доказательства основной гипотезы о том, что существует взаимосвязь между компонентами мотивации достижения и компонентами психологического благополучия у молодых специалистов уголовно-исполнительной системы, было организовано и проведено эмпирическое исследование, основанием которого стал констатирующий эксперимент. По итогам проведенного исследования удалось установить, что характер взаимосвязи психологического благополучия и мотивации достижения обусловлен жизненным путем личности и социокультурной средой (в том числе профессиональной); особенности мотивации достижения и психологического благополучия молодых специалистов уголовно-исполнительной системы могут быть обусловлены выбором профессии и условиями профессиональной деятельности, а значит проявиться в характере их взаимосвязи.
В статье содержится подробный анализ категории нервно-психической устойчивости с точек зрения отечественных и зарубежных психологов. Автором рассмотрен фактор психологической устойчивости в подготовке сотрудников органов внутренних дел в ходе выполнения ими служебно-боевых задач. Основное внимание уделено изучению нервно-психической устойчивости, как условию, способствующему сопротивляемости личности внешним воздействиям среды, а также изучению категории агрессивности личности, как последствия воздействия стресса на сотрудника органов внутренних дел. Проявление агрессивности обусловлено силой сопротивления личности внешним факторам. Сотрудник органов внутренних дел, способный противодействовать негативным факторам служебной деятельности, будет менее склонен к профессиональному выгоранию и способен успешно выполнять поставленные перед ним задачи. В эмпирической части исследования автор проводит диагностические мероприятия по изучению нервно-психической устойчивости и агрессивности сотрудников органов внутренних дел, имеющих стаж службы более трех лет.
В статье представлено экспериментальное исследование, посвящённое психологическому здоровью и его динамическим факторам. Современная действительность создает особую актуальность этой темы как для психологической науки в целом, так и для отдельной личности в частности. Теоретическая значимость работы состоит в актуализации через эту призму концепции Л.С. Выготского об интериоризации. В этой связи затрагиваются связанные с психологическим здоровьем категории творчества и творческой деятельности. Исследовательская гипотеза предполагает, что интериоризация творческой деятельности является значимым механизмом развития психологического здоровья. Проверке гипотезы послужил эксперимент, состоящий в искусственной организации процесса интериоризации, посредством длительного осуществления испытуемыми изобразительного творчества и письменной рефлексии. Диагностический инструментарий исследования затронул контрольные и промежуточные изменения различных аспектов психологического здоровья испытуемых. К результатам проведенного исследования отнеслись положительные изменения субъективного благополучия испытуемых, их социальной открытости, а также, рефлексии, самоотношения и общей личностной целостности. Полученные результаты раскрывают значимые перспективы приложения идей Л.С. Выготского к проблемам психологии здоровья.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/