Архив статей журнала

РОЛЬ ЦЕННОСТНО-КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (2023)
Выпуск: № 5 (45), Том 10 (2023)
Авторы: Чеботарева Ольга Владимировна

В статье исследуется критическая роль ценностно-когнитивного компонента инклюзивной компетентности учителя в успешной реализации инклюзивной образовательной практики. Рассматриваются составляющие данного компонента, их понятия, функции, аспекты. Анализируется влияние ценностных убеждений учителей на их мотивацию и отношение к работе в условиях инклюзии. В работе также объясняется значимость когнитивных компетенций педагога в вопросе организации обучения. Автор подчеркивает важность теоретических знаний (понимание принципов инклюзии, потребностей учащихся с различными особенностями) и умение применять их на практике (адаптация образовательного процесса в соответствии с возможностями учеников). Результаты исследования показывают, что развитие ценностно-когнитивного компонента следует считать ключевым условием для повышения эффективности образования в условиях инклюзии.

Сохранить в закладках
ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВО (2023)
Выпуск: № 3 (43), Том 10 (2023)
Авторы: Лощакова Анна Борисовна

В данной статье внимание уделено актуальности формирования инклюзивной компетенции в высшей школе. При этом автор указывает на отсутствие единого подхода к включению инклюзивной компетенции в действующие образовательные стандарты высшего образования. Отдельно выделены трудности формирования данной компетенции в технических университетах, показаны возможные способы их преодоления, рассмотрена категория «Инклюзия» в проекте макета новых образовательных стандартов. Вопросы формирования инклюзивной компетенции в технических университетах требует дальнейшего осмысления и практической проработки. Необходимо централизовано организовать обмен опытом в области инклюзии между такими образовательными организациями. Инклюзивная компетентность будет способствовать формированию толерантного отношения к лицам с инвалидностью, повышению культуры коммуникации с ними, а также нейтрализации возможных негативных установок и сложившихся социальных стереотипов по отношению к людям, имеющими инвалидность.

Сохранить в закладках
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА» (2024)
Выпуск: № 4 (52), Том 11 (2024)
Авторы: Муллер Ольга Юрьевна, Симановская Оксана Валерьевна

Цель статьи – подтверждение эффективности реализации педагогических условий формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов в процессе изучения курса «Основы русского жестового языка». В качестве обозначенных педагогических условий описываются: проектирование дополнительной образовательной программы «Основы русского жестового языка» по модели обратного педагогического дизайна; организация сопровождения курса на основе разработанного сайта «Основы русского жестокого языка»; включение будущих педагогов в инклюзивную среду посредством программы «Основы русского жестового языка». Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы педагогические условия, которые способствуют эффективности формирования инклюзивной компетентности. Разработанный онлайн-курс может быть применен в практике обучения вузов с целью повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях инклюзивного образования. Экспериментальной базой исследования являлось бюджетное учреждение высшего образования «Сургутский государственный университет». Методы исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение. Эффективность подготовка студентов - будущих педагогов - к деятельности с учащимися с ограниченными возможностями здоровья является актуальной задачей в системе инклюзивного образования, которая может быть обеспечена благодаря реализации определенных педагогических условий.

Сохранить в закладках