КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ИНСТИТУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮГРЫ (2024)
В статье представлены результаты систематизации концептуальных основ, которые могут обеспечить эффективное развитие Института профессионального образования коренных народов Югры, создающегося на базе Сургутского государственного университета. Цель исследования – разработка концептуальных основ построения деятельности Института профессионального образования коренных народов Югры. Новизна представленной концепции состоит в том, что Институт профессионального образования коренных народов Югры рассматривается как ресурсный центр, имеющий распределенный характер и представляющий собой систему идей, принципов и стратегий, направленных на реализацию научно-исследовательской, образовательной, учебно-методической, экспертно-аналитической, информационно-коммуникационной деятельности в сфере образования коренных народов.
Идентификаторы и классификаторы
Список литературы
- О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера» : постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2023 № 547-п. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/8600202311140001?ysclid=lx2y8hlk45891807766 (дата обращения: 06.06.2024).
- О концепции по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, и плане мероприятий (“дорожной карте”) по её реализации : распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.08.2015 № 451-рп. URL: https://docs.cntd.ru/document/429011211 (дата обращения: 06.06.2024).
- О концепции развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2020-2024 годы : распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.08.2020 № 465-рп. URL: https://kmns.admhmao.ru/kontseptsiya/ontseptsiya-razvitiya-etnokulturnoy-sistemy-obrazovaniya-v-mestakh-traditsionnogo-prozhivaniya-i-tra/5835088/kontseptsiya-razvitiya-etnokulturnoy-sistemy-obrazovaniya-v-mestakhtraditsionnogo-prozhivaniya-i-tr (дата обращения: 06.06.2024).
- О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре : закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.07.2020 № 70-оз. URL: https://docs.cntd.ru/document/570852489 (дата обращения: 31.05.2024).
- Чайка Е. А. Комплексный подход в системе образования северных районов РФ: проблемы, региональная специфика и территориальный аспект // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022. № 1 (9). С. 40-45.
- Соколова Ф. Х. Языковая политика арктических регионов Российской федерации в конце XX - начале XXI века // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 6. С. 37-50.
- Маркин В. В., Силин А. Н., Воронов В. В. Образовательные траектории молодежи коренных малочисленных народов Севера: социально-пространственный дискурс // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 5. С. 141-154.
- Синица А. Л. Повышение уровня и качества образования коренных малочисленных народов Севера: проблемы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 3. С. 70-81.
- Горностаева А. А. Языковая политика в сфере образования на территориях проживания коренных малочисленных народов Севера Красноярского края // Социолингвистика. 2021. № 2 (6). С. 164-186.
- Савина Н. В. Этапы психолого-педагогического сопровождения профессионального становления молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера // Цифровая трансформация в высшем и профессиональном образовании : материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф., Казань, 25 мая 2022 г. Казань : Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2022. C. 343-347.
- Косенок С. М., Болотов С. В. Организация воспитательной работы в университете со студентами-представителями коренных малочисленных народов Севера // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2022. № 1 (114). С. 18-32.
- Образовательные программы (прием на 2023-2024 год). URL: https://ru.hspu.org/about/struct-uni/inst/i-north/obra zovatelnye-programmy/ (дата обращения: 06.06.2024).
- Положение об Институте Севера и Арктики. URL: https://about.sfu-kras.ru/docs/10367/pdf/11239 (дата обращения: 06.06.2024).
- Методические рекомендации для организации профориентационной работы с обучающимися из числа коренных малочисленных народов с учетом территориальной, культурной и языковой специфики мест их традиционного проживания. URL: https://sc19-surgut.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Prof_rabota/12-01-3239_MR_Proforientatsiya_utv._Afanasev.pdf?ysclid=lx4blz09nl485544496 (дата обращения: 07.06.2024).
- Методическое пособие по сохранению и развитию родных языков для общеобразовательных организаций: методическое пособие / сост. Е. У. Акбаш ; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования». Ханты-Мансийск : Институт развития образования, 2018. 80 с.
- Давыденко В. Д., Колчинская Е. Э., Яковлева П. Э. Доступность образования для коренных малочисленных народов Севера // Образовательная политика. 2022. № 3 (91). С. 34-48.
Выпуск
Другие статьи выпуска
ель исследования состояла в выявлении степени готовности учителей физической культуры к реализации физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Примененный метод анкетирования позволил определить уровень образования педагогов, стаж работы и особенности образовательного процесса, реализуемого в дошкольных образовательных учреждениях. Для успешной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья учителям требуются общеобразовательные и специализированные программы по адаптивной физической культуре. Для реализации этой цели необходимо не только материально-техническое и научно-методическое обеспечение, но и обучение на курсах повышения квалификации, обмен педагогическим опытом.
Актуальность статьи обусловлена потребностью общества в создании условий для сопровождения и коррекции двигательных нарушений обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических групп. Во многом данный вопрос значим и для детей с нарушением интеллекта, численность которых за последние годы возросла. Цель исследования заключается в выявлении доступных физкультурно-спортивных занятий для детей с нарушением интеллекта, обеспечивающих коррекцию двигательных нарушений. Автор описывает опыт организации деятельности Научно-практического центра адаптивного спорта и физической реабилитации Оренбургского государственного педагогического университета с обучающимися, имеющими интеллектуальные отклонения, обозначает варианты физкультурно-спортивной деятельности в разных организациях, осуществляющих сопровождение обучающихся с нарушением интеллекта и обеспечивающих коррекцию нарушенных двигательных функций, стимулирующих физическое развитие, социализацию и т. д. Статья предназначена для специалистов в области оздоровительной и адаптивной физической культуры, организующих физкультурно-спортивные занятия для обучающихся с нарушением интеллекта.
Статья посвящена проблеме профилактики и преодоления бродяжничества несовершеннолетних как достаточно часто встречающегося типа отклонения в поведении школьников. Актуальность исследования подтверждают работы таких ученых, как В. С. Мухина, Е. Г. Слуцкий, А. А. Резаков, А. М. Нечаева и других. Правильная и своевременно организованная работа с данной категорией подростков позволит предупредить негативные последствия нахождения учащихся в безнадзорном состоянии. Цель статьи – исследовать возможность применения в работе с данной категорией несовершеннолетних нетрадиционной для современной практической педагогики технологии
организации релаксопедических занятий. В статье предложены рекомендации по применению метода внушения в состоянии релаксации в особо сложных случаях коррекционной работы с детьми, совершающими самовольные уходы из дома и занимающимися бродяжничеством.
В статье описывается дистанционная форма дошкольного образования для детей коренных малочисленных народов Севера, организованная на родовых угодьях. Цель исследования – представить мнение родителей, имеющих детей дошкольного возраста и участвующих в образовательном проекте «Стойбищная школа-сад», оценку его работы. В статье использованы анкетные данные, полученные в ходе опроса в 2023 году. Показано, что значимым фактором является социально-психологический, в период взросления ребенка и достижения им дошкольного/младшего школьного возраста дистанционный формат обучения в условиях стойбищ позволяет адаптировать его к новым социальным условиям, максимально учесть этнокультурную составляющую в ходе воспитательно-образовательного процесса.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью создания Комплексной программы организации педагогического сопровождения профессионального становления молодежи из числа коренных народов Севера с учетом потребностей в социально активных, ответственных и грамотных специалистах. Цель статьи заключается в обосновании и разработке данной программы на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Программа направлена на формирование профессиональной компетентности в рамках приобретаемой квалификации выпускников колледжей из числа представителей коренных народов Севера, необходимой в местах их традиционного проживания. Предлагаемая вниманию читателей статья – результат исследований, проведенных в 2019–2022 годах и апробированных авторами на научно-практических конференциях, которые легли в основу диссертации.
Издательство
- Издательство
- СУРГУ
- Регион
- Россия, Сургут
- Почтовый адрес
- 628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
- Юр. адрес
- 628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
- ФИО
- Косенок Сергей Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- secretar@surgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (346) 2762900