КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ИНСТИТУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮГРЫ (2024)
В статье представлены результаты систематизации концептуальных основ, которые могут обеспечить эффективное развитие Института профессионального образования коренных народов Югры, создающегося на базе Сургутского государственного университета. Цель исследования – разработка концептуальных основ построения деятельности Института профессионального образования коренных народов Югры. Новизна представленной концепции состоит в том, что Институт профессионального образования коренных народов Югры рассматривается как ресурсный центр, имеющий распределенный характер и представляющий собой систему идей, принципов и стратегий, направленных на реализацию научно-исследовательской, образовательной, учебно-методической, экспертно-аналитической, информационно-коммуникационной деятельности в сфере образования коренных народов.
Идентификаторы и классификаторы
Список литературы
- О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера» : постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2023 № 547-п. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/8600202311140001?ysclid=lx2y8hlk45891807766 (дата обращения: 06.06.2024).
- О концепции по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, и плане мероприятий (“дорожной карте”) по её реализации : распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.08.2015 № 451-рп. URL: https://docs.cntd.ru/document/429011211 (дата обращения: 06.06.2024).
- О концепции развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2020-2024 годы : распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.08.2020 № 465-рп. URL: https://kmns.admhmao.ru/kontseptsiya/ontseptsiya-razvitiya-etnokulturnoy-sistemy-obrazovaniya-v-mestakh-traditsionnogo-prozhivaniya-i-tra/5835088/kontseptsiya-razvitiya-etnokulturnoy-sistemy-obrazovaniya-v-mestakhtraditsionnogo-prozhivaniya-i-tr (дата обращения: 06.06.2024).
- О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре : закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.07.2020 № 70-оз. URL: https://docs.cntd.ru/document/570852489 (дата обращения: 31.05.2024).
- Чайка Е. А. Комплексный подход в системе образования северных районов РФ: проблемы, региональная специфика и территориальный аспект // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022. № 1 (9). С. 40-45.
- Соколова Ф. Х. Языковая политика арктических регионов Российской федерации в конце XX - начале XXI века // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 6. С. 37-50.
- Маркин В. В., Силин А. Н., Воронов В. В. Образовательные траектории молодежи коренных малочисленных народов Севера: социально-пространственный дискурс // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 5. С. 141-154.
- Синица А. Л. Повышение уровня и качества образования коренных малочисленных народов Севера: проблемы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 3. С. 70-81.
- Горностаева А. А. Языковая политика в сфере образования на территориях проживания коренных малочисленных народов Севера Красноярского края // Социолингвистика. 2021. № 2 (6). С. 164-186.
- Савина Н. В. Этапы психолого-педагогического сопровождения профессионального становления молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера // Цифровая трансформация в высшем и профессиональном образовании : материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф., Казань, 25 мая 2022 г. Казань : Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2022. C. 343-347.
- Косенок С. М., Болотов С. В. Организация воспитательной работы в университете со студентами-представителями коренных малочисленных народов Севера // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2022. № 1 (114). С. 18-32.
- Образовательные программы (прием на 2023-2024 год). URL: https://ru.hspu.org/about/struct-uni/inst/i-north/obra zovatelnye-programmy/ (дата обращения: 06.06.2024).
- Положение об Институте Севера и Арктики. URL: https://about.sfu-kras.ru/docs/10367/pdf/11239 (дата обращения: 06.06.2024).
- Методические рекомендации для организации профориентационной работы с обучающимися из числа коренных малочисленных народов с учетом территориальной, культурной и языковой специфики мест их традиционного проживания. URL: https://sc19-surgut.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Prof_rabota/12-01-3239_MR_Proforientatsiya_utv._Afanasev.pdf?ysclid=lx4blz09nl485544496 (дата обращения: 07.06.2024).
- Методическое пособие по сохранению и развитию родных языков для общеобразовательных организаций: методическое пособие / сост. Е. У. Акбаш ; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования». Ханты-Мансийск : Институт развития образования, 2018. 80 с.
- Давыденко В. Д., Колчинская Е. Э., Яковлева П. Э. Доступность образования для коренных малочисленных народов Севера // Образовательная политика. 2022. № 3 (91). С. 34-48.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены результаты исследования особенностей постурального баланса студенток Сургутского государственного университета. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью понимания физических основ и индивидуальных функций сохранения вертикальной позы, отражающих приспособительные качества организма занимающихся, с целью более эффективной организации физического воспитания обучающихся. Оценка количественных показателей компьютерной стабилометрии свидетельствует о том, что большая часть девушек, участвующих в исследовании, регулирует равновесие за счет зрительной системы. Анализ изменения скорости общего центра давления позволяет констатировать достаточно стабильное его состояние у большинства студенток. Статья предназначена для специалистов в области физической культуры и спорта, организующих физкультурно-оздоровительные занятия для студентов вузов.
В статье представлены результаты эмпирического исследования связи направленности личности с характером мотивации трудовой деятельности студентов гуманитарных направлений образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Эмпирическую выборку составили студенты института гуманитарного образования и спорта Сургутского государственного университета направлений подготовки «физическая культура и спорт» и «лингвистика» двух уровней обучения в вузе. Результаты обработки методик и описательной статистики данных выявили гуманистическую направленность личности студентов и направленность на задачу, доминирующие мотивы – хорошие условия труда и профессиональный рост
Информационная компетентность – одно из приоритетных направлений современного образования, однако любой научный или технический прогресс, наряду с четко выраженными позитивными явлениями, неизбежно связан с негативными аспектами.
Цель исследования – оценить функциональное состояние студентов северного вуза при активном использовании информационно-коммуникационных технологий. Работа показала, что студенты Сургутского государственного университета проводят значительную часть своего времени за компьютером, что является одной из причин развития гиподинамии, ожирения, дезадаптивных сдвигов разных систем организма. Существенной нагрузке подвергаются зрительный анализатор, костно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистая и центральная нервная системы. Студенты отмечают у себя повышенную нервно-эмоциональную возбудимость, что создает предпосылки для проявления деструктивных форм поведения, эмоциональной напряженности, которые мешают качественной и продуктивной учебной деятельности обучающихся.
Статья представляет собой обзор исследований о применении когнитивно-поведенческих методов в образовательном контексте. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью развития эффективных подходов к повышению учебной эффективности и психологического благополучия студентов. Проведен анализ научных публикаций, обзор литературы и метаанализ результатов исследований, представленных в данной области. Результаты обзора показали, что использование когнитивно-поведенческих методов в педагогической практике способствует повышению уровня концентрации, мотивации и саморегуляции учащихся, а также снижению уровня стресса и тревожности. В статье подчеркивается значимость применения когнитивно-поведенческих методов в образовательной среде как для улучшения результатов учебного процесса, так и для развития психологического благополучия студентов. Новизна данного исследования заключается в систематизации и анализе последних научных данных по теме, а практическая полезность – в предоставлении педагогам и психологам основ для разработки и внедрения эффективных стратегий обучения и поддержки студентов. К возможным сферам применения можно отнести высшее и среднее образование, а также корпоративное обучение и тренинги по развитию навыков учащихся различных возрастов.
В статье рассмотрен опыт создания обучающего контента для образовательной платформы с учетом принципов персонализированного обучения. Актуальность статьи обусловлена развитием информационных технологий, благодаря которым стали возможны разработка персонализированных образовательных программ, использование онлайн-платформ для индивидуализации обучения и достижения максимальных результатов. Цель статьи – продемонстрировать подготовку такого формата обучения, который обеспечит индивидуальный подход с учетом уровня знаний, интересов и скорости обучения. Предложенный образовательный модуль «Чистота речи» для учеников старших классов может быть использован на уроках русского языка и культуры речи, а также в рамках урока «Классный час».
В настоящее время цифровые технологии играют важную роль в повседневной жизни как студентов, так и преподавателей, включая различные инструменты и средства коммуникации. Стремительное развитие интернет-коммуникаций и социальных сетей требует от студентов не только технических навыков, но и умения правильно взаимодействовать в цифровом пространстве. В данной статье рассматривается значимость развития навыков цифрового этикета у студентов университетов в контексте современной коммуникационной парадигмы, представлены результаты исследования, которые позволили сделать выводы об особенностях восприятия норм цифрового этикета студентами различных курсов университета, обучающихся по направлению «педагогическое образование». Авторы подтверждают необходимость развития навыков цифрового этикета как средства коммуникации студентов с целью оптимизации дистанционного обучения и онлайн-среды в образовании.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью уделить внимание развитию сельской школы и уровню компетентности педагогов сельской школы. В статье раскрыта специфика профессиональной деятельности педагогов сельской школы и проблемы, возникающие в их работе. Цель статьи заключается в выявлении особенностей профессиональной деятельности сельского учителя и путей совершенствования его профессиональной компетентности. В статье авторы уточнили сущность понятий «профессиональная компетентность», «сельский учитель», «профессиональная компетентность учителя сельской школы», «повышение квалификации учителя», «персонализация». Достоинствами исследования являются анализ специфики работы сельской школы, а также выявление путей совершенствования профессиональной компетентности учителя в сельской школе в виде повышения квалификации и проектирования индивидуального образовательного маршрута профессионального роста педагога. Сформированная профессиональная компетентность позволяет учителю в сельской школе эффективно организовывать и управлять образовательным процессом, тем самым обеспечивая оптимальные условия для обучения, воспитания и развития учащихся.
Редакция журнала «Северный регион: наука, образование, культура» предлагает вниманию читателей интервью с ректором Сургутского государственного университета С. М. Косенком о результатах реализации программы развития университета.
ель исследования состояла в выявлении степени готовности учителей физической культуры к реализации физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Примененный метод анкетирования позволил определить уровень образования педагогов, стаж работы и особенности образовательного процесса, реализуемого в дошкольных образовательных учреждениях. Для успешной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья учителям требуются общеобразовательные и специализированные программы по адаптивной физической культуре. Для реализации этой цели необходимо не только материально-техническое и научно-методическое обеспечение, но и обучение на курсах повышения квалификации, обмен педагогическим опытом.
Актуальность статьи обусловлена потребностью общества в создании условий для сопровождения и коррекции двигательных нарушений обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических групп. Во многом данный вопрос значим и для детей с нарушением интеллекта, численность которых за последние годы возросла. Цель исследования заключается в выявлении доступных физкультурно-спортивных занятий для детей с нарушением интеллекта, обеспечивающих коррекцию двигательных нарушений. Автор описывает опыт организации деятельности Научно-практического центра адаптивного спорта и физической реабилитации Оренбургского государственного педагогического университета с обучающимися, имеющими интеллектуальные отклонения, обозначает варианты физкультурно-спортивной деятельности в разных организациях, осуществляющих сопровождение обучающихся с нарушением интеллекта и обеспечивающих коррекцию нарушенных двигательных функций, стимулирующих физическое развитие, социализацию и т. д. Статья предназначена для специалистов в области оздоровительной и адаптивной физической культуры, организующих физкультурно-спортивные занятия для обучающихся с нарушением интеллекта.
Статья посвящена проблеме профилактики и преодоления бродяжничества несовершеннолетних как достаточно часто встречающегося типа отклонения в поведении школьников. Актуальность исследования подтверждают работы таких ученых, как В. С. Мухина, Е. Г. Слуцкий, А. А. Резаков, А. М. Нечаева и других. Правильная и своевременно организованная работа с данной категорией подростков позволит предупредить негативные последствия нахождения учащихся в безнадзорном состоянии. Цель статьи – исследовать возможность применения в работе с данной категорией несовершеннолетних нетрадиционной для современной практической педагогики технологии
организации релаксопедических занятий. В статье предложены рекомендации по применению метода внушения в состоянии релаксации в особо сложных случаях коррекционной работы с детьми, совершающими самовольные уходы из дома и занимающимися бродяжничеством.
В статье описывается дистанционная форма дошкольного образования для детей коренных малочисленных народов Севера, организованная на родовых угодьях. Цель исследования – представить мнение родителей, имеющих детей дошкольного возраста и участвующих в образовательном проекте «Стойбищная школа-сад», оценку его работы. В статье использованы анкетные данные, полученные в ходе опроса в 2023 году. Показано, что значимым фактором является социально-психологический, в период взросления ребенка и достижения им дошкольного/младшего школьного возраста дистанционный формат обучения в условиях стойбищ позволяет адаптировать его к новым социальным условиям, максимально учесть этнокультурную составляющую в ходе воспитательно-образовательного процесса.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью создания Комплексной программы организации педагогического сопровождения профессионального становления молодежи из числа коренных народов Севера с учетом потребностей в социально активных, ответственных и грамотных специалистах. Цель статьи заключается в обосновании и разработке данной программы на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Программа направлена на формирование профессиональной компетентности в рамках приобретаемой квалификации выпускников колледжей из числа представителей коренных народов Севера, необходимой в местах их традиционного проживания. Предлагаемая вниманию читателей статья – результат исследований, проведенных в 2019–2022 годах и апробированных авторами на научно-практических конференциях, которые легли в основу диссертации.
Издательство
- Издательство
- СУРГУ
- Регион
- Россия, Сургут
- Почтовый адрес
- 628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
- Юр. адрес
- 628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
- ФИО
- Косенок Сергей Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- secretar@surgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (346) 2762900