КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА (2024)
Актуальность статьи обусловлена необходимостью создания Комплексной программы организации педагогического сопровождения профессионального становления молодежи из числа коренных народов Севера с учетом потребностей в социально активных, ответственных и грамотных специалистах. Цель статьи заключается в обосновании и разработке данной программы на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Программа направлена на формирование профессиональной компетентности в рамках приобретаемой квалификации выпускников колледжей из числа представителей коренных народов Севера, необходимой в местах их традиционного проживания. Предлагаемая вниманию читателей статья – результат исследований, проведенных в 2019–2022 годах и апробированных авторами на научно-практических конференциях, которые легли в основу диссертации.
Список литературы
- Савина Н. В. О комплексной программе организации педагогического сопровождения профессионального становления молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера // Реализация ФГОС как механизм развития профессиональной компетентности педагога: инновационные технологии, тьюторские практики : материалы IV Всероссийской тьюторской научно-практической конференции с международным участием, Краснодар, 27-29 апреля 2022 г. Краснодар : Институт развития образования, 2022. С. 45-48.
- Савина Н. В. Педагогическое сопровождение профессионального становления молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) : дис. … канд. пед. наук. Казань, 2022. 245 с.
- Казакова Е. И. Процесс психолого-педагогического сопровождения // На путях к новой школе. 2009. № 1. С. 36-46.
- Адушкина К. В. Лозгачева О. В. Психологопедагогическое сопровождение субъектов образования. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2017. 163 с.
- Ковешникова Л. Н. Формирование готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера : автореф. … канд. пед. наук. Самара, 2007. 20 с.
- Маркин В. В., Силин А. Н., Воронов В. В. Образовательные траектории молодежи коренных малочисленных народов Севера: социально-пространственный дискурс // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 5. С. 141-154.
- Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (2007). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml (дата обращения: 25.05.2024).
- Berger P., Epp J. R., Moller H. The predictable influences of culture clash, current practice, and colonialism on punctuality, attendance, and achievement in Nunavut schools. Canadian Journal of Native Education. 2006;29(2):182-205.
- Лемпинен Н. П. Финская система образования и системы квалификаций // Образование и наука. 2014. № 5 (114). С. 125-138.
- Aikio-Puoskari U. The ethnic revival, language and education of the Sami, an indigenous people, in three Nordic countries (Finland, Norway and Sweden). Social Justice through Multilingual Education. 2009. р. 238-262.
- Зайков К. С., Калинина М. Р., Тамицкий А. М. и др. Научно-образовательное пространство Арктики: Норвегия // Арктика и Север. 2016. № 23. С. 144-170.
- The Danish Education System. The Ministry of Higher Education and Science, The Ministry for Children, Education and Gender Equality and The Ministry of Culture. URL: https://epale.ec.europa.eu/en/resourcecentre/content/danish-education-system (дата обращения: 15.05.2024).
- Aylward L. M. Discourses of cultural relevance in Nunavut schooling. Journal of Research in Rural Education. 2007;22(7):1-9.
- Cherubini L., Hodson J. Ontario Ministry of Education policy and aboriginal learners’ epistemologies: a fundamental disconnect. Canadian Journal of Educational Administration and Policy. 2008;(79):1-33.
- Statistics Canada. URL: https://www.statcan.gc.ca/en/start (дата обращения: 02.02.2024).
- Юдин В. И. Культурный геноцид коренных народов Канады: правда, примирение и остающиеся без ответа вопросы // Власть. 2015. № 10. С. 204-207.
- Френк Г. Ю. Основные этапы образовательной политики Канады в отношении коренных народов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 38. С. 50-55.
- A timeline of residential schools. The Truth and Reconciliation Commission. URL: http://www.cbc.ca/news/canada/a-timeline-of-residential-schools-the-truthand-reconciliation commission-1.724434 (дата обращения: 25.05.2024).
- Barnhardt R., Kawagley A. O. Indigenous knowledge systems and Alaska native ways of knowing. Anthropology and Education Quarterly. 2005;36(1):8-23.
- Швайцер П. Коренные народы и урбанизация на Аляске и на Канадском Севере // Этнографическое обозрение. 2016. № 1. С. 10-22.
- Barnhardt С. A history of schooling for Alaska native people. Journal of American Indian Education. 2001;40(1). URL: http://ankn.uaf.edu/curriculum/Articles/CarolBarnhardt/HistoryofSchooling.html (дата обращения: 25.05.2024).
- Голомидова П. С., Сабуров А. А. Государственная политика в отношении коренных народов Аляски: исторический обзор и современные проблемы // Арктика и Север. 2016. № 25. С. 61-77. 23.
- Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М. : Высшая школа, 2004. 512 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены результаты исследования особенностей постурального баланса студенток Сургутского государственного университета. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью понимания физических основ и индивидуальных функций сохранения вертикальной позы, отражающих приспособительные качества организма занимающихся, с целью более эффективной организации физического воспитания обучающихся. Оценка количественных показателей компьютерной стабилометрии свидетельствует о том, что большая часть девушек, участвующих в исследовании, регулирует равновесие за счет зрительной системы. Анализ изменения скорости общего центра давления позволяет констатировать достаточно стабильное его состояние у большинства студенток. Статья предназначена для специалистов в области физической культуры и спорта, организующих физкультурно-оздоровительные занятия для студентов вузов.
В статье представлены результаты эмпирического исследования связи направленности личности с характером мотивации трудовой деятельности студентов гуманитарных направлений образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Эмпирическую выборку составили студенты института гуманитарного образования и спорта Сургутского государственного университета направлений подготовки «физическая культура и спорт» и «лингвистика» двух уровней обучения в вузе. Результаты обработки методик и описательной статистики данных выявили гуманистическую направленность личности студентов и направленность на задачу, доминирующие мотивы – хорошие условия труда и профессиональный рост
Информационная компетентность – одно из приоритетных направлений современного образования, однако любой научный или технический прогресс, наряду с четко выраженными позитивными явлениями, неизбежно связан с негативными аспектами.
Цель исследования – оценить функциональное состояние студентов северного вуза при активном использовании информационно-коммуникационных технологий. Работа показала, что студенты Сургутского государственного университета проводят значительную часть своего времени за компьютером, что является одной из причин развития гиподинамии, ожирения, дезадаптивных сдвигов разных систем организма. Существенной нагрузке подвергаются зрительный анализатор, костно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистая и центральная нервная системы. Студенты отмечают у себя повышенную нервно-эмоциональную возбудимость, что создает предпосылки для проявления деструктивных форм поведения, эмоциональной напряженности, которые мешают качественной и продуктивной учебной деятельности обучающихся.
Статья представляет собой обзор исследований о применении когнитивно-поведенческих методов в образовательном контексте. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью развития эффективных подходов к повышению учебной эффективности и психологического благополучия студентов. Проведен анализ научных публикаций, обзор литературы и метаанализ результатов исследований, представленных в данной области. Результаты обзора показали, что использование когнитивно-поведенческих методов в педагогической практике способствует повышению уровня концентрации, мотивации и саморегуляции учащихся, а также снижению уровня стресса и тревожности. В статье подчеркивается значимость применения когнитивно-поведенческих методов в образовательной среде как для улучшения результатов учебного процесса, так и для развития психологического благополучия студентов. Новизна данного исследования заключается в систематизации и анализе последних научных данных по теме, а практическая полезность – в предоставлении педагогам и психологам основ для разработки и внедрения эффективных стратегий обучения и поддержки студентов. К возможным сферам применения можно отнести высшее и среднее образование, а также корпоративное обучение и тренинги по развитию навыков учащихся различных возрастов.
В статье рассмотрен опыт создания обучающего контента для образовательной платформы с учетом принципов персонализированного обучения. Актуальность статьи обусловлена развитием информационных технологий, благодаря которым стали возможны разработка персонализированных образовательных программ, использование онлайн-платформ для индивидуализации обучения и достижения максимальных результатов. Цель статьи – продемонстрировать подготовку такого формата обучения, который обеспечит индивидуальный подход с учетом уровня знаний, интересов и скорости обучения. Предложенный образовательный модуль «Чистота речи» для учеников старших классов может быть использован на уроках русского языка и культуры речи, а также в рамках урока «Классный час».
В настоящее время цифровые технологии играют важную роль в повседневной жизни как студентов, так и преподавателей, включая различные инструменты и средства коммуникации. Стремительное развитие интернет-коммуникаций и социальных сетей требует от студентов не только технических навыков, но и умения правильно взаимодействовать в цифровом пространстве. В данной статье рассматривается значимость развития навыков цифрового этикета у студентов университетов в контексте современной коммуникационной парадигмы, представлены результаты исследования, которые позволили сделать выводы об особенностях восприятия норм цифрового этикета студентами различных курсов университета, обучающихся по направлению «педагогическое образование». Авторы подтверждают необходимость развития навыков цифрового этикета как средства коммуникации студентов с целью оптимизации дистанционного обучения и онлайн-среды в образовании.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью уделить внимание развитию сельской школы и уровню компетентности педагогов сельской школы. В статье раскрыта специфика профессиональной деятельности педагогов сельской школы и проблемы, возникающие в их работе. Цель статьи заключается в выявлении особенностей профессиональной деятельности сельского учителя и путей совершенствования его профессиональной компетентности. В статье авторы уточнили сущность понятий «профессиональная компетентность», «сельский учитель», «профессиональная компетентность учителя сельской школы», «повышение квалификации учителя», «персонализация». Достоинствами исследования являются анализ специфики работы сельской школы, а также выявление путей совершенствования профессиональной компетентности учителя в сельской школе в виде повышения квалификации и проектирования индивидуального образовательного маршрута профессионального роста педагога. Сформированная профессиональная компетентность позволяет учителю в сельской школе эффективно организовывать и управлять образовательным процессом, тем самым обеспечивая оптимальные условия для обучения, воспитания и развития учащихся.
Редакция журнала «Северный регион: наука, образование, культура» предлагает вниманию читателей интервью с ректором Сургутского государственного университета С. М. Косенком о результатах реализации программы развития университета.
ель исследования состояла в выявлении степени готовности учителей физической культуры к реализации физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Примененный метод анкетирования позволил определить уровень образования педагогов, стаж работы и особенности образовательного процесса, реализуемого в дошкольных образовательных учреждениях. Для успешной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья учителям требуются общеобразовательные и специализированные программы по адаптивной физической культуре. Для реализации этой цели необходимо не только материально-техническое и научно-методическое обеспечение, но и обучение на курсах повышения квалификации, обмен педагогическим опытом.
Актуальность статьи обусловлена потребностью общества в создании условий для сопровождения и коррекции двигательных нарушений обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических групп. Во многом данный вопрос значим и для детей с нарушением интеллекта, численность которых за последние годы возросла. Цель исследования заключается в выявлении доступных физкультурно-спортивных занятий для детей с нарушением интеллекта, обеспечивающих коррекцию двигательных нарушений. Автор описывает опыт организации деятельности Научно-практического центра адаптивного спорта и физической реабилитации Оренбургского государственного педагогического университета с обучающимися, имеющими интеллектуальные отклонения, обозначает варианты физкультурно-спортивной деятельности в разных организациях, осуществляющих сопровождение обучающихся с нарушением интеллекта и обеспечивающих коррекцию нарушенных двигательных функций, стимулирующих физическое развитие, социализацию и т. д. Статья предназначена для специалистов в области оздоровительной и адаптивной физической культуры, организующих физкультурно-спортивные занятия для обучающихся с нарушением интеллекта.
Статья посвящена проблеме профилактики и преодоления бродяжничества несовершеннолетних как достаточно часто встречающегося типа отклонения в поведении школьников. Актуальность исследования подтверждают работы таких ученых, как В. С. Мухина, Е. Г. Слуцкий, А. А. Резаков, А. М. Нечаева и других. Правильная и своевременно организованная работа с данной категорией подростков позволит предупредить негативные последствия нахождения учащихся в безнадзорном состоянии. Цель статьи – исследовать возможность применения в работе с данной категорией несовершеннолетних нетрадиционной для современной практической педагогики технологии
организации релаксопедических занятий. В статье предложены рекомендации по применению метода внушения в состоянии релаксации в особо сложных случаях коррекционной работы с детьми, совершающими самовольные уходы из дома и занимающимися бродяжничеством.
В статье описывается дистанционная форма дошкольного образования для детей коренных малочисленных народов Севера, организованная на родовых угодьях. Цель исследования – представить мнение родителей, имеющих детей дошкольного возраста и участвующих в образовательном проекте «Стойбищная школа-сад», оценку его работы. В статье использованы анкетные данные, полученные в ходе опроса в 2023 году. Показано, что значимым фактором является социально-психологический, в период взросления ребенка и достижения им дошкольного/младшего школьного возраста дистанционный формат обучения в условиях стойбищ позволяет адаптировать его к новым социальным условиям, максимально учесть этнокультурную составляющую в ходе воспитательно-образовательного процесса.
В статье представлены результаты систематизации концептуальных основ, которые могут обеспечить эффективное развитие Института профессионального образования коренных народов Югры, создающегося на базе Сургутского государственного университета. Цель исследования – разработка концептуальных основ построения деятельности Института профессионального образования коренных народов Югры. Новизна представленной концепции состоит в том, что Институт профессионального образования коренных народов Югры рассматривается как ресурсный центр, имеющий распределенный характер и представляющий собой систему идей, принципов и стратегий, направленных на реализацию научно-исследовательской, образовательной, учебно-методической, экспертно-аналитической, информационно-коммуникационной деятельности в сфере образования коренных народов.
Издательство
- Издательство
- СУРГУ
- Регион
- Россия, Сургут
- Почтовый адрес
- 628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
- Юр. адрес
- 628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
- ФИО
- Косенок Сергей Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- secretar@surgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (346) 2762900