ДОШКОЛЬНОЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИЯХ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЮГРЫ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «СТОЙБИЩНАЯ ШКОЛА-САД» (2024)
В статье описывается дистанционная форма дошкольного образования для детей коренных малочисленных народов Севера, организованная на родовых угодьях. Цель исследования – представить мнение родителей, имеющих детей дошкольного возраста и участвующих в образовательном проекте «Стойбищная школа-сад», оценку его работы. В статье использованы анкетные данные, полученные в ходе опроса в 2023 году. Показано, что значимым фактором является социально-психологический, в период взросления ребенка и достижения им дошкольного/младшего школьного возраста дистанционный формат обучения в условиях стойбищ позволяет адаптировать его к новым социальным условиям, максимально учесть этнокультурную составляющую в ходе воспитательно-образовательного процесса.
Идентификаторы и классификаторы
Список литературы
- О Концепции развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации на 2020-2024 годы : распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.08.2020 № 465-рп // Консорциум «Кодекс» : сайт. URL: https://docs.cntd.ru/document/570879410 (дата обращения: 10.04.2023).
- Корниенко О. Г. Уходящая натура: что осталось за кадром. Воронеж : Издат-Принт, 2016. 298 с.
- Ткачук Н. В. Проект «Стойбищная школа - сад» (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) // Социальная компетентность. 2023. Т. 8, № 1. С. 129-136.
- Сайнакова Т. А. Мобильное электронное образование в стойбищной школе-саде // Кочевье: создание условий для сохранения и развития языков коренных малочисленных народов : сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, Якутск, 20 апреля 2023 года. Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. С. 100-102.
- Лаптева Г. П. Развитие речи дошкольников на IT-стойбище - «Стойбищная школа-сад» // Кочевье: создание условий для сохранения и развития языков коренных малочисленных народов : cборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, Якутск, 20 апреля 2023 года. Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. С. 63-66.
- Галямов А. А. Актуальность реализации проекта «Стойбищная школа-сад» для детей из числа коренных малочисленных народов Севера (по результатам мониторинга 2022 года) // Социодинамика. 2022. № 12. С. 59-67.
- Во всероссийском конкурсе «Расскажи о своей кочевой школе» приняли участие 155 детей и их наставники из 7 регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в том числе и Сургутский район // Сургутский муниципальный район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры : сайт. URL: https://www.admsr.ru/press/releases/268/393700 (дата обращения: 11.03.2024).
- Сургутский район презентовал проект стойбищной школы на международной выставке // Администрация сельского поселения Русскинская : сайт. URL: https://russadm.ru/2022/09/16547 (дата обращения: 11.03.2024).
- Комарова Е. Небесный человек // Учительская газета. 2001. № 1. URL: https://ug.ru/nebes nyjchelovek/(дата обращения: 27.02.2024).
- Савина Н. В. Стойбищная школа-сад как оптимальный вариант формы организации образования коренных малочисленных народов севера // Образование и права личности: Глобальные и региональные проблемы и перспективы: Препринты и тезисы докладов и сообщений Международного Конгресса, Ханты-Мансийск, 22-24 августа 2000 года. Том 1. Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2000. Ч. 1. С. 86-89.
Выпуск
Другие статьи выпуска
ель исследования состояла в выявлении степени готовности учителей физической культуры к реализации физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Примененный метод анкетирования позволил определить уровень образования педагогов, стаж работы и особенности образовательного процесса, реализуемого в дошкольных образовательных учреждениях. Для успешной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья учителям требуются общеобразовательные и специализированные программы по адаптивной физической культуре. Для реализации этой цели необходимо не только материально-техническое и научно-методическое обеспечение, но и обучение на курсах повышения квалификации, обмен педагогическим опытом.
Актуальность статьи обусловлена потребностью общества в создании условий для сопровождения и коррекции двигательных нарушений обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических групп. Во многом данный вопрос значим и для детей с нарушением интеллекта, численность которых за последние годы возросла. Цель исследования заключается в выявлении доступных физкультурно-спортивных занятий для детей с нарушением интеллекта, обеспечивающих коррекцию двигательных нарушений. Автор описывает опыт организации деятельности Научно-практического центра адаптивного спорта и физической реабилитации Оренбургского государственного педагогического университета с обучающимися, имеющими интеллектуальные отклонения, обозначает варианты физкультурно-спортивной деятельности в разных организациях, осуществляющих сопровождение обучающихся с нарушением интеллекта и обеспечивающих коррекцию нарушенных двигательных функций, стимулирующих физическое развитие, социализацию и т. д. Статья предназначена для специалистов в области оздоровительной и адаптивной физической культуры, организующих физкультурно-спортивные занятия для обучающихся с нарушением интеллекта.
Статья посвящена проблеме профилактики и преодоления бродяжничества несовершеннолетних как достаточно часто встречающегося типа отклонения в поведении школьников. Актуальность исследования подтверждают работы таких ученых, как В. С. Мухина, Е. Г. Слуцкий, А. А. Резаков, А. М. Нечаева и других. Правильная и своевременно организованная работа с данной категорией подростков позволит предупредить негативные последствия нахождения учащихся в безнадзорном состоянии. Цель статьи – исследовать возможность применения в работе с данной категорией несовершеннолетних нетрадиционной для современной практической педагогики технологии
организации релаксопедических занятий. В статье предложены рекомендации по применению метода внушения в состоянии релаксации в особо сложных случаях коррекционной работы с детьми, совершающими самовольные уходы из дома и занимающимися бродяжничеством.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью создания Комплексной программы организации педагогического сопровождения профессионального становления молодежи из числа коренных народов Севера с учетом потребностей в социально активных, ответственных и грамотных специалистах. Цель статьи заключается в обосновании и разработке данной программы на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Программа направлена на формирование профессиональной компетентности в рамках приобретаемой квалификации выпускников колледжей из числа представителей коренных народов Севера, необходимой в местах их традиционного проживания. Предлагаемая вниманию читателей статья – результат исследований, проведенных в 2019–2022 годах и апробированных авторами на научно-практических конференциях, которые легли в основу диссертации.
В статье представлены результаты систематизации концептуальных основ, которые могут обеспечить эффективное развитие Института профессионального образования коренных народов Югры, создающегося на базе Сургутского государственного университета. Цель исследования – разработка концептуальных основ построения деятельности Института профессионального образования коренных народов Югры. Новизна представленной концепции состоит в том, что Институт профессионального образования коренных народов Югры рассматривается как ресурсный центр, имеющий распределенный характер и представляющий собой систему идей, принципов и стратегий, направленных на реализацию научно-исследовательской, образовательной, учебно-методической, экспертно-аналитической, информационно-коммуникационной деятельности в сфере образования коренных народов.
Издательство
- Издательство
- СУРГУ
- Регион
- Россия, Сургут
- Почтовый адрес
- 628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
- Юр. адрес
- 628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
- ФИО
- Косенок Сергей Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- secretar@surgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (346) 2762900