Статья посвящена проблематике интеграции цифровых технологий в управление образовательной деятельностью высших учебных заведений. В условиях формирования инновационной экономики и развития Индустрии 4.0 происходит цифровая трансформация системы высшего образования и формирование новой модели системы образования «Университет 4.0». В рамках новой модели предполагается активное использование цифровых технологий в процессе обучения и формирование в образовательных организациях современной образовательной среды. Целесообразно формирование в вузах цифровой экосистемы, включающей различные элементы - от цифровой библиотеки до цифрового диплома в системе блокчейн. В статье представлен комплекс ключевых рекомендаций по развитию цифровой трансформации системы высшего образования в условиях инновационной экономики.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Развитие Индустрии 4.0 предполагает конвергенцию различных технологических решений в области физики, информатики, биологии, химии.
Список литературы
1. Колесина К. Ю. Профессиональные компетенции преподавателей в образовательном процессе в условиях цифровизации // Гуманизация образования. - 2024. - № 3. - С. 84-92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-kompetentsii-prepodavateley-v-obrazovatelnom-protsesse-v-usloviyah-tsifrovizatsii. EDN: JTGVEW
2. Логинова С. Л., Чучкалова Е. В. Развитие цифровых технологий в организациях высшего образования // АПК: инновационные технологии. - 2024. - № 4. - С. 8190. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovyh-tehnologiy-v-organizatsiyahvysshego-obrazovaniya. EDN: AHJIBG
3. Лоскутова А. В. Практическое применение цифровых технологий в процессе персонализации высшего образования // Kant. - 2023. - № 2 (47). - С. 313-320. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskoeprimenenie-tsifrovyh-tehnologiy-v-protsessepersonalizatsii-vysshego-obrazovaniya. EDN: QBAYAQ
4. Макаренко Е. А. Решение вопросов этики при внедрении систем с искусственным интеллектом // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2022. - Т. 3, № 8 (128). - С. 77-82. EDN: UUSHTU
5. Миляева А. К., Грибкова О. В., Ковалев Д. В. Цифровые психолого-педагогические технологии в высшем образовании: проблемы и перспективы // Проблемы современного педагогического образования. - 2024. - № 854. - С. 291-293. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-psihologo-pedagogicheskie-tehnologii-v-vysshem-obrazovanii-problemy-i-perspektivy. EDN: BTXIFT
6. Минаков А. В., Кайтмазов В. А. Управление процессом развития цифровых технологий в сфере высшего образования // Образование. Наука. Научные кадры. - 2023. - № 4. - С. 151161. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-protsessom-razvitiya-tsifrovyh-tehnologiy-v-sfere-vysshego-obrazovaniya. EDN: GDXXFK
7. Плаксина Н. В., Овчинникова М. В. Актуальные тренды цифровизации образования в мире // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2024. - № 1 (69). - С. 181-188. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnyetrendy-tsifrovizatsii-obrazovaniya-v-mire. EDN: ZJAMFL
8. Токтарова В. И., Вершинин Н. А. Технология блокчейн в системе высшего образования: возможности и перспективы внедрения // Вестник Марийского государственного университета. - 2023. - № 1 (49). - С. 38-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiyablokcheyn-v-sisteme-vysshego-obrazovaniyavozmozhnosti-i-perspektivy-vnedreniya. EDN: ZZRIQM
9. Хрусталев А. А. Развитие университета как социального института в условиях цифровизации общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2023. - № 9. - С. 83-88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-universiteta-kak-socialnogo-instituta-v-usloviyah-cifrovizacii-obshchestva (дата обращения: 02.03.2025). EDN: ABXSFA
10. Церкасевич Л. В., Макаренко Е. А. Пластичность информационных рисков в обществе эпохи постмодерна // Философия инноваций и социология будущего в пространстве культуры: научный диалог: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Уфа, 10 декабря 2020 года. Том Часть I. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2020. - С. 345-354. EDN: JLSADX
11. Эсетов Ф. Э., Кулибеков Н. А., Кулибекова Р. Д. Использование информационных технологий как средство интенсификации образовательного процесса в современном вузе // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 79-4. - С. 290294. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiykak-sredstvo-intensifikatsii-obrazovatelnogoprotsessa-v-sovremennom-vuze. EDN: DBVPSF
12. Юсупова О. А. Цифровые технологии в высшем образовании: перспективы и вызовы дистанционного обучения // Научный компонент. - 2024. - № 2 (22). - С. 18-26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovyetehnologii-v-vysshem-obrazovanii-perspektivyi-vyzovy-distantsionnogo-obucheniya. EDN: WFLIJP
13. Alruthaya A., Nguyen T., Lokuge S. The Application of Digital Technology and the Learning Characteristics of Generation Z in Higher Education. - 2021. DOI: 10.48550/arXiv.2111.05991
14. Aflalo E., Vaknin M., Harband Y., Safrai M. Using digital technologies to support active and self-directed learning // Journal of Computing in Higher Education. - 2024. - Р. 1-25. DOI: 10.1007/s12528-024-09428-y EDN: ZJAWXC
15. Bucheli M., Gómez G. J., Caceres M., Catalán L. Digital technologies as enablers of universal design for learning: higher education students’ perceptions in the context of SDG4 // Discover Sustainability. - 2024. - Vol. 5. 10.1007/ s43621-024-00699-0. DOI: 10.1007/s43621-024-00699-0 EDN: YLSPGA
16. Li F. Context of Digital Transformation Integration of Digital Technology Development and Innovation Entrepreneurship Education in Higher Education // International Journal of Social Sciences and Public Administration. - 2024. - Vol. 3. - Р. 103-109. 10.62051/ ijsspa.v3n3.12. DOI: 10.62051/ijsspa.v3n3.12 EDN: ECQGJY
17. Mullayev B. The role of digital technologies in improving the quality of higher education // ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. - 2022. - Vol. 4. - Р. 23-26. DOI: 10.5958/2249-7137.2022.00757.1 EDN: RCGSQG
18. Nawaz A., Hussain N. A., Sohail A. Digital technologies for online higher-education: the creators and killers of digital divides // Journal of Social Research Development. - 2022. - Vol. 01. DOI: 10.53664/JSRD/01-02-2020-08-201-211 EDN: NULRDH
19. Nurtayeva D., Kredina A., Kireyeva A., Satybaldin A., Ainakul N. The role of digital technologies in higher education institutions: The case of Kazakhstan // Problems and Perspectives in Management. - 2024. - Vol. 22. - 562-577. DOI: 10.21511/ppm.22(1).2024.45 EDN: SISQTE
20. Rosak-Szyrocka J., Apostu S., Akkaya B. Higher education and digitalization in perspective of use of internet, integration of digital technology, digital public services: panel study of EU nations // Scientific Papers of Silesian University of Technology Organization and Management Series. - 2023. - Р. 469-491. DOI: 10.29119/16413466.2023.181.30 EDN: BAJUQM
21. Saykili A. Higher Education in The Digital Age: The Impact of Digital Connective Technologies. Journal of Educational Technology and Online Learning. - 2019. - Vol. 2. - Р. 1-15. DOI: 10.31681/jetol.516971
22. Setyadi A., Pawirosumarto S., Damaris A., Dharma R. Risk management, digital technology literacy, and modern learning environments in enhancing learning innovation performance: A framework for higher education // Education and Information Technologies. - 2025. - Р. 1-29. DOI: 10.1007/s10639-025-13380
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной работе рассматривается влияние санкций на цепи поставок в России. Описываются последствия санкций, отражая изменения маршрутов и уход крупных компаний. Анализируются стратегии адаптации бизнеса и логистики, а также перспективы укрепления позиций стран БРИКС и альтернативных логистических центров.
Предмет/тема. В условиях обострения борьбы за лидерство между США и Китаем за освоение космического пространства, введения антироссийских санкций для России особенно актуальной становится задача анализа реализации космических программ Индии и других стран мира. В то же время проведение оценки перспектив Индии по реализации им программ космических полетов, освоения Луны, планетарных исследований, а также осуществления военных космических программ и космических программ двойного назначения обусловливается также необходимостью определения возможных направлений российско-индийского сотрудничества и обеспечения безопасности в космосе.
Цели/задачи. Проанализировать в хронологической последовательности направления освоения Индией космоса и оценить перспективы этой страны по реализации программ космических полетов, освоения Луны, планетарных исследований, а также осуществлению военных космических программ и космических программ двойного назначения.
Методология. В работе проанализированы в хронологической последовательности направления освоения Индией космоса и проведена оценка перспектив этой страны по реализации программ космических полетов, освоения Луны, планетарных исследований, а также осуществлению военных космических программ, а также космических программ двойного назначения.
Результаты. На основе результатов хронологического анализа направлений освоения Индией космоса и оценки перспектив этой страны по реализации программ космических полетов, освоения Луны, планетарных исследований, а также осуществлению военных космических программ, космических программ двойного назначения определены возможные направления российско-индийского сотрудничества и обеспечения безопасности в космосе.
Обсуждение/применение. Предложен подход к проведению хронологического анализа направлений освоения Индией космоса и оценке перспектив этой страны по реализации программ космических полетов, освоения Луны, планетарных исследований, а также осуществлению военных космических программ и космических программ двойного назначения. В результате могут быть определены возможные направления российско-индийского сотрудничества и обеспечения безопасности в космосе.
Выводы/значимость. Результаты хронологического анализа направлений освоения Индией космоса и оценки перспектив этой страны по реализации космических программ могут быть использованы для обоснования рекомендаций руководству нашей страны по российско-индийскому сотрудничеству и обеспечению безопасности в космосе. Сделан вывод о том, что Индия может стать одним из лидеров в освоении космоса, что обусловливает возможность расширения российско-индийского сотрудничества, обеспечения безопасности в космосе.
Проблематика налогообложения НДС в рамках интеграционных объединений является актуальной. В частности, НДС является одним из основных источников дохода государственного бюджета стран ЕАЭС, в связи с чем регулирование взимания этого налога является важным этапом на пути устранения барьеров во взаимной торговле между странами. Таким образом, гармонизация подходов стран-членов ЕАЭС к взиманию НДС является фактором, способствующим интеграции союза, что, в конечном итоге, приведёт к более интенсивному экономическому росту стран-членов. Статья представляет собой сравнительный анализ подходов к налоговому регулированию стран ЕАЭС в отношении взимания НДС по разным группам операций (операции, освобождаемые от налогообложения, операции по реализации товаров, работ и услуг), включает сравнение налоговых ставок налога, сроков уплаты и представления отчётности. Автор проводит анализ на основании положений национального налогового законодательства, а также положений Договора о ЕАЭС. По итогам проведённого анализа отмечается, что несмотря на наличие общих подходов в отношении ряда операций, подходы стран ЕАЭС к взиманию НДС в отношении трансграничной торговли внутри указанного объединения, в целом, не являются гармонизированными. В этой связи возникает закономерный вопрос, заключающийся в необходимости выбора и методологической проработки путей решения указанной проблемы. Среди возможных вариантов выделяется унификация национального законодательства, а также внедрение принципа «страны цепочки продаж» в качестве альтернативного принципа взимания НДС в рамках международной торговли.
В статье рассматриваются основные направления использования цифровых двойников, их влияние на повышение эффективности управления ресурсами и сокращение затрат. Авторы акцентируют внимание на интеграции цифровых двойников с технологиями Интернета вещей, больших данных и искусственного интеллекта, которые позволяют моделировать и прогнозировать работу производственных систем в режиме реального времени. В исследовании представлены современные подходы к созданию цифровых двойников, а также проведен анализ существующих проблем их внедрения, включая высокие капитальные затраты, нехватку квалифицированных кадров и отсутствие унифицированных стандартов. Основные выводы статьи свидетельствуют о потенциале цифровых двойников в повышении производительности труда, сокращении простоев оборудования и снижении уровня дефектов в продукции. Авторы приходят к заключению, что развитие данной технологии способствует цифровой трансформации, однако требуется реализация подхода, включающего развитие нормативно-правовой базы, государственную поддержку и инвестиции в подготовку специалистов. Особенность работы заключается в системном анализе преимуществ и проблем внедрения цифровых двойников в отрасли российской экономики, а также в предложении перспективных направлений их развития.
В статье обоснован процесс перехода от индустриальной парадигмы к новой парадигме, основанной на концепции устойчивого развития предпринимательства и научного прогресса. Выявлено, что новая парадигма развития устойчивого предпринимательства связана с экономикой окружающей среды и экономикой благосостояния, а также основывается на наличие сбоев на рыночном уровне из-за ухудшения состояния экологии, что создает реальные бизнес-возможности для предпринимателей. Научная новизна и практическая значимость работы заключается в выявлении стимулирующей и ограничивающей когнитивной матрице, в восходящем направлении которой находится предприниматель и его заинтересованные стороны, а в нисходящем направлении стоит система управления коллективом предпринимательской структуры, которая оказывает влияние на них.
В статье обоснован процесс перехода от индустриальной парадигмы к новой парадигме, основанной на концепции устойчивого развития предпринимательства и научного прогресса. Выявлено, что новая парадигма развития устойчивого предпринимательства связана с экономикой окружающей среды и экономикой благосостояния, а также основывается на наличие сбоев на рыночном уровне из-за ухудшения состояния экологии, что создает реальные бизнес-возможности для предпринимателей. Научная новизна и практическая значимость работы заключается в выявлении стимулирующей и ограничивающей когнитивной матрице, в восходящем направлении которой находится предприниматель и его заинтересованные стороны, а в нисходящем направлении стоит система управления коллективом предпринимательской структуры, которая оказывает влияние на них.
В статье обоснован процесс перехода от индустриальной парадигмы к новой парадигме, основанной на концепции устойчивого развития предпринимательства и научного прогресса. Выявлено, что новая парадигма развития устойчивого предпринимательства связана с экономикой окружающей среды и экономикой благосостояния, а также основывается на наличие сбоев на рыночном уровне из-за ухудшения состояния экологии, что создает реальные бизнес-возможности для предпринимателей. Научная новизна и практическая значимость работы заключается в выявлении стимулирующей и ограничивающей когнитивной матрице, в восходящем направлении которой находится предприниматель и его заинтересованные стороны, а в нисходящем направлении стоит система управления коллективом предпринимательской структуры, которая оказывает влияние на них.
Эффективная система управления в условиях глобализации и высокой конкуренции является основополагающим фактором успеха крупных корпораций. Пример компании Apple Inc. иллюстрирует, как цифровизация бизнес-процессов и внедрение инновационных управленческих стратегий способствуют её устойчивому развитию и укреплению лидерских позиций на мировом рынке высоких технологий. Apple применяет централизованную модель принятия решений в сочетании с высокой степенью автономии продуктовых команд, что позволяет компании внедрять инновации и одновременно поддерживать строгие стандарты качества. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа современных управленческих подходов, которые позволяют компаниям, подобным Apple, сохранять свою конкурентоспособность в условиях стремительного технологического прогресса и меняющегося потребительского спроса. Объектом исследования является система инновационного менеджмента Apple, а предметом - ключевые элементы её стратегии, такие как цифровизация процессов, управление корпоративной культурой и программы устойчивого развития. В ходе исследования проведён детальный анализ внедрения инноваций в управленческую практику Apple, а также их влияние на финансовые и рыночные показатели компании. Результаты показывают, что инновационный подход к управлению способствует улучшению производительности, ускорению процессов принятия решений и увеличению рыночной доли компании. Были рассмотрены примеры успешных внедрений цифровых технологий и их роль в создании продуктов, которые меняют рынок. Таким образом, система управления Apple демонстрирует, как инновационные управленческие стратегии могут стать ключом к успеху в условиях глобальной конкуренции.
Система KPI является инструментом наибольшего влияния на достижение стратегических бизнес-результатов деятельности организации, отражая картину всех процессов, происходящих в компании, что позволяет своевременно предупреждать возникновение возможных проблем, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде. На основе системы KPI выстраивается система мотивации сотрудников, которая, как показывает мировая практика, является одной из самых эффективных. В статье обоснована целесообразность применения системы ключевых показателей как индикатора оценки деятельности сотрудников и структурных подразделений государственных коммерческих организаций в достижении оперативных и стратегических целей деятельности компании. Предложена методика оценки достижения ключевых показателей деятельности и система материального поощрения сотрудников на основе системы KPI, позволяющая оценить вклад сотрудников и структурных подразделений в достижение ключевых показателей деятельности компании. Методика является универсальной и может быть применена в деятельности различных государственных коммерческих организаций независимо от отраслевой принадлежности и специфики деятельности.
Данная статья посвящена анализу факторов, влияющих на конкурентоспособность высших учебных заведений (вузов) в России на рынке образовательных услуг. Основная идея работы заключается в том, что для обеспечения высокой конкурентоспособности вузы должны быть способны адекватно реагировать на изменения внешней среды и запросы потребителей образовательных услуг. В статье представлены различные подходы к конкурентоспособности вузов посредством выявления совокупности факторов, которые могут как улучшать, так и ухудшать их позиции на рынке. Установлен рост конкуренции между вузами России. Определены основные факторы конкурентоспособности вузов. Для повышения конкурентоспособности вузов в статье предлагаются конкретные рекомендации, включая разработку адаптивных образовательных программ, улучшение условий для преподавателей, усиливающее взаимодействие с бизнесом и государственными структурами, а также создание прозрачной системы оценки качества.
Актуализация совершенствования подходов к управлению IT-компаниями связана с государственной задачей по развитию высокотехнологических производств в структуре экономики РФ, а также с задачей по снижению оттока высококвалифицированных кадров за рубеж. IT-компании являются передовыми в области использования инноваций, в том числе касающихся процессов управления. В компаниях используется проектный подход, матричные структуры управления, разрабатываются ключевые показатели эффективности проектов, внедряют MBO-планирование. Одной из передовых компаний на рынке информационных технологий является корпорация Huawei, имеющая с своей структуре центр разработки и развития компетенций в г. Новосибирске. Корпорация не размещает акции на фондовом рынке, поэтому не возникает необходимости перенаправлять часть прибыли на выплату дивидендов, что расширяет возможности компании в области инвестиций в долгосрочные проекты. К особенностям проектного менеджмента в корпорации Huawei относятся, во-первых, два контура разработки инновационных проектов в России и в КНР, во-вторых, большое количество НИОКР-проектов технологий, находящихся на разных стадиях технологического цикла, что требует разработки системы оценки зрелости технологий для получения максимального синергетического эффекта от взаимодействия внутри проектов.
Математика для высших профессиональных учреждений является очень важным курсом в системе высшего профессионального образования. При преподавании математики для высших профессиональных учреждений преподаватели должны обращать внимание на особенности профессионального образования, подчеркивать практичность математического образования и преподавания, чтобы математика могла действительно служить специализации студентов и будущим должностям. Поэтому преподаватели должны осуществлять обучение с практической точки зрения, знакомить с полезными знаниями и в то же время отражать практичность знаний и эффективно сочетать математические знания с практическими задачами.
Подход Байеса очень широко используется в и современном анализе, а также моделировании. Его можно встретить при измерении аналитических данных; в эконометрическом анализе; в регуляризации задач нейросетевого моделирования; при осуществлении программного обеспечения с использованием интервальных вероятностей; при оценке финансового состояния организаций при процедуре их кластеризации на нейронных сетях; при оценке воздействий внешних шоков на макроэкономические показатели экономического уровня страны; при прогнозировании и оценке операционных IT-рисков.
Издательство
- Издательство
- ИД НБ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 123022, г. Москва, шоссе Звенигородское, дом 5, строение 1
- Юр. адрес
- 123022, г. Москва, шоссе Звенигородское, дом 5, строение 1
- ФИО
- Дерновой Владимир Борисович (Генеральный директор)
- E-mail адрес
- idnb11@yandex.ru
- Контактный телефон
- +7 (915) 0877376