ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ (2024)
Введение. Авторами исследуется проблема девиантного поведения школьников, которая является актуальной и в настоящее время, что связано с новыми подходами в изучении факторов социальной адаптации и развития личности ребенка через образование, так как оно в определенном смысле создает это пространство и влияет на его социальную активность. Методология. Девиантное поведение школьников изучается с позиции личностного подхода в контексте психолого-педагогических аспектов профилактики деструктивного поведения.
Идентификаторы и классификаторы
Школа является зеркалом общества, поэтому отражает не только его достоинства, но и недостатки, а также является первичным звеном в установлении причин и особенностей
проявления девиантного поведения. Неуспевающие, «проблемные» ученики
в основном характеризуют школу такими категориями, как «скучная», «неинтересная», «бесполезная». Одним из ключевых способов избегания, отрицания школы являются прогулы. На втором месте находится оппозиционно-протестное поведение, которое проявляется непосредственно в стенах школы в виде систематического нарушения дисциплины, срыва уроков, разговоров, криков, буллинга учителей и одноклассников. Латентная девиация проявляется через вандализм, «интеллектуальное отсутствие», «впадение в спячку», невнимательность и «мечтательность» на уроках.
Проблемные школьники испытывают трудности с учебной мотивацией и крайне редко вовлечены в общественную жизнь школы, какие-либо кружки, секции. Фактически школа для них является единственным местом самовыражения. Нарушение дисциплины и различного рода проступки являются альтернативной формой активности и позволяют каким-либо образом разнообразить скучную и однообразную школьную жизнь.
Список литературы
1. | Баженов В. Г., Баженова В. П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 320 с. EDN: QXQPJZ | |
---|---|---|
2. | Гонеев А. Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998. - 140 с. | |
3. | Дозорцева Е. Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. - М.: Генезис, 2006. - 128 с. | |
4. | Жукова М. В., Шишкина К. И., Лямагина А. Н., Фролова Е. В., Волчегорская Е. Ю. Взаимосвязь между личностными характеристиками и степенью цифровой зависимости у студентов педагогического вуза // Science for Education Today. - 2023. - Т. 13, № 3. - С. 28-43. DOI: 10.15293/2658-6762.2303.02 EDN: XDYSUD | |
5. | Клейберг Ю. А. Девиантное поведение в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов. - 2-е изд., стер. - М.: Изд-во МПСИ, 2008. - 304 с. | |
6. | Ковальчук М. А., Тарханова И. Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. - М.: Владос, 2022. - 476 c. | |
7. | Курт Левин: исследования жизненного пространства [Электронный ресурс] // Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Теории личности и личностный рост. - М.: Олма-Пресс, 2004. - URL: https://studfile.net/preview/3962175/page:33/(дата обращения: 09.11.2023). | |
8. | Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с. EDN: QWPMHR | |
9. | Макушкин Е. В. Агрессивное, криминальное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием. - М.: Медицинское информационное агентство, 2021. - 240 c. | |
10. | Матушак А. Ф., Павлова О. Ю., Ахкамова Ю. А., Беспалова Д. С., Лапшина Л. М., Шереметьева Е. В., Цилицкий В. С. Сравнение представлений студентов и преподавателей об эффективности системы подготовки будущих учителей к воспитанию школьников в цифровом образовательном пространстве // Science for Education Today. - 2023. - Т. 13, № 4. - С. 7-29. DOI: 10.15293/2658-6762.2304.01 EDN: GNABUT | |
11. | Млодик И. Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. - М.: Генезис, 2011. - 184 с. | |
12. | Ничишина Т. В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье: пособие для педагогов. - Минск: Национальный институт образования, 2018. - 248 с. | |
13. | Педагогическая психология: хрестоматия / сост. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. - СПб.: Питер, 2006. - 412 с. | |
14. | Петровская В. Дисфункциональность супружеской диады и поведение подростка. - М.: LAP, 2020. - 272 c. | |
15. | Психотерапия детей и подростков / под ред. Х. Ремшмидта. - М.: Мир, 2000. - 656 с. | |
16. | Рождественская Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учебное пособие. - М.: Теревинф, 2021. - 135 c. | |
17. | Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 272 с. | |
18. | Щербинина О. С., Грушецкая И. Н., Захарова Ж. А. Исследование психолого-педагогических условий решения социально-культурных задач социализации одаренными подростками // Science for Education Today. - 2023. - Т. 13, № 2. - С. 7-24. DOI: 10.15293/2658-6762.2302.01 EDN: YKQATN | |
19. | Cheng Yu., Tseng P., Lin P., Chen T., Stubbs B., Carvalho A., Wu C., Chen Ye., Wu M.Internet Addiction and Its Relationship with Suicidal Behaviors: A Meta-Analysis of Multinational Observational Studies // The Journal of Clinical Psychiatry. - 2018. - Vol. 79, Issue 4. DOI: 10.4088/JCP.17r11761 | |
20. | González-Cabrera J., Tourón J., Ortega-Barón J., Montiel I., Machimbarrena J. M. Are Gifted Students More Victimized than Nongifted Students? A Comparison in Prevalence and Relation to Psychological Variables in Early Adolescence // The Journal of Early Adolescence. - 2023. - Vol. 43, Issue 1. - Pp. 90-109. DOI: 10.1177/02724316211058065 EDN: NKLPXV | |
21. | Svanberg M., Bergh D. Effects of Gamification in a Teacher Education Program, 2010 to 2020 // SAGE Open. - 2023. - Vol. 13, Issue 1. DOI: 10.1177/21582440231160995 |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. В исследовании рассматривается проблема развития современных инновационных образовательных технологий в условиях художественно-творческой деятельности. Цель исследования - раскрыть особенности реализации современных инновационных педагогических подходов в педагогической художественно-творческой практике. Методология. Художественно-творческая деятельность исследуется в аспекте личностно-деятельностного подхода как ведущий вид педагогической деятельности. С позиции компетентностного подхода определяются основные формируемые компетенции обучающихся в рамках непрерывного многоуровневого профильного образования (художественно-эстетического и социально-педагогического). Исследовательской площадкой стала Детская академия художественного творчества и дизайна.
Введение. В статье наставничество в образовании исследуется как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Концептуально-методологический анализ сконцентрирован на проблеме трансформации наставничества от традиционных форм к современным методам, основанным на активном взаимодействии наставника и наставляемого (подопечного).
Введение. Статья посвящена проблеме воспитания в современном профессиональном образовании: реализации бизнес-ориентирующего направления воспитания студентов и его методического сопровождения. Цель работы - рассмотреть воспитание в среднем профессиональном образовании с теоретической и практической стороны в аспекте бизнес-ориентирующего направления, выявить характерные особенности методического сопровождения бизнес-воспитания.
Введение. В статье исследуется проблема формирования надпрофессиональных компетенций курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как стратегическая задача, ориентированная на сокращение процесса адаптации молодых специалистов к условиям и требованиям будущей профессиональной деятельности. Цель статьи - определить уровень сформированности способностей к саморазвитию и самообразованию, критического мышления курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как базовой основы надпрофессиональных компетенций. Методология. Методологической основой исследования стали системный и аспектный подходы к изучаемой проблеме. Для достижения цели авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научных публикаций) и эмпирические (анкетирование) методы. Исследование проводилось с привлечением курсантов 3-4 курсов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации (n = 156). Использованы методика М. П. Лукашевич (оценка способностей к саморазвитию и самообразованию), методика определения уровня критического мышления Ю. Ф. Гущина, Н. В. Смирнова (оценка уровня критического мышления).
Введение. Проблема исследования заключается в необходимости поиска эффективных процедур оценивания компетентности и уровня готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов, их готовности к работе в условиях неопределенности. Цель исследования заключается в выявлении возможностей использования демонстрационного экзамена для повышения качества реализации образовательных программ высшего образования и обеспечения эффективности процедуры оценивания.
Введение. В современных условиях развития образовательных систем управленческие компетенции руководителя играют ключевую роль в продуктивном развитии организации. проведенные авторами статьи теоретический анализ научных публикаций, эмпирический анализ управленческих практик участников программ дополнительного профессионального образования, конкурсов профессионального мастерства позволили сформулировать проблему исследования: поиск таких направлений, форм осуществления формирования и развития управленческих компетенций руководителя образовательной организации, которые являются примерами обучения в действии и стимулируют развитие профессиональной субъектности. Цель статьи - актуализация современных ориентиров, успешных способов формирования и развития управленческих компетенций в практике педагогических вузов. Методология. Методологическую основу исследования составили андрагогический и компетентностный подходы, принцип обучения в действии. Для достижения цели исследования авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научных публикаций) и эмпирические (анализ программ дополнительного профессионального образования, опрос, наблюдение) методы. Прикладное исследование проводилось на базе Новосибирского государственного педагогического университета и Оренбургского государственного педагогического университета.
Введение. Статья посвящена проблеме построения системы допрофессионального педагогического образования школьников. Цель и методы. Цель статьи - представить инновационную программу допрофессионального педагогического образования в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского, разработанную на основе мониторинга состояния допрофессиональной педагогической подготовки школьников в 87 регионах Российской Федерации, анализа практики и научных исследований по данной теме, опроса педагогов, обучающихся, родителей из 30 регионов Российской Федерации.
Введение. В условиях социально-экономической нестабильности применение инструментов риск-менеджмента при принятии управленческих решений, построении системы управления, включающей управление рисками, позволит более эффективно достигать поставленных целей. При этом проблеме управления рисками руководством образовательных организаций, так же как и в организационно-управленческой деятельности педагогических работников, не уделяется должного внимания. Это позволяет говорить о несформированной культуре управления рисками как одном из результатов профессиональной подготовки и повышения квалификации работников в области образования. Культура управления рисками является одним из компонентов управленческой культуры, определяющих готовность педагогических работников к обеспечению качества управления в образовательной системе (управления образовательным процессом, учебно-познавательной деятельностью обучающихся и т. п.). Культура управления рисками все больше рассматривается исследователями с позиции инновационного типа управленческой культуры, ориентированной на реализацию инноваций, а осуществление инновационной деятельности всегда учитывает риски.
Материалы и методы: терминологический анализ риск-менеджмента в управлении образовательными системами; реферативный обзор становления и практической реализации рискологической культуры педагогических работников.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/