ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (2024)
Введение. Проблема исследования заключается в необходимости поиска эффективных процедур оценивания компетентности и уровня готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов, их готовности к работе в условиях неопределенности. Цель исследования заключается в выявлении возможностей использования демонстрационного экзамена для повышения качества реализации образовательных программ высшего образования и обеспечения эффективности процедуры оценивания.
Идентификаторы и классификаторы
Демонстрационный экзамен позволяет решить проблему внутренней независимой оценки качества образования, относится к внешней оценке определения уровня подготовки педагогических кадров университетом. Кроме того, демонстрационный экзамен является формой не только итоговой аттестации, но и промежуточной. Содержание оценочных средств соответствует учебным планам и специфике профиля подготовки.
В основу содержания заданий, независимо от профиля подготовки будущих педагогов, заложены положения профессиональных стандартов, что определяет их форму – ситуационные задания, проблемные задачи или кейсы. Задачи могут опираться на основной предметный вид деятельности либо включать общепедагогическую ситуацию и входить в фонд оценочных средств. Созданные фонды оценочных средств, предусмотренные требованиями примерных образовательных программ, представляют собой «…систему оценивания уровня сформированности компетенций обучающихся и выпускников на соответствие требованиям образовательных стандартов…» [13].
Список литературы
1. | Воронушкина О. В., Каирова Л. А. Критерии экспертизы заданий демонстрационного экзамена в педагогическом вузе // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 6 (103). - С. 267-270. DOI: 10.24412/1991-5497-2023-6103-267-270 EDN: TWUFJG | |
---|---|---|
2. | Гавриков В. П., Катаускайте Л. А. Инновационные подходы к формированию системы оценки качества образования в Тверском государственном университете [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ast-centre.ru/info/books/favorits/282/ (дата обращения: 01.11.2023). | |
3. | Дегтеренко Л. Н., Банников В. С., Банникова А. Н. Технология проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills на примере профессиональной компетенции “дизайн интерьера” // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10, № 4. - C. 129-138. EDN: YTGOXJ | |
4. | Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 448 с. EDN: QYBFQH | |
5. | Иванова С. В., Фотин М. А., Фотина Т. П. Демонстрационный экзамен в системе фонда оценочных средств на соответствие квалификации по профессиональному стандарту педагога профессионального образования [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. - 2017. - Т. 40. - С. 41-45. - URL: http://e-koncept.ru/2017/971191.htm (дата обращения: 01.11.2023). | |
6. | Качество высшего образования [Электронный ресурс]: сборник научных статей сотрудников Национального аккредитационного агентства в сфере образования и экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательной деятельности. - М.: Росаккредагентство, 2023. - 276 с. - URL: https://nica.ru/media/QHE-2023.pdf (дата обращения: 01.11.2023). | |
7. | Культура качества высшего образования в России: традиции и инновации: сборник научных трудов сотрудников Национального аккредитационного агентства в сфере образования и экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации [Электронный ресурс]. - М.: Росаккредагентство, 2020. - 200 с. - URL: https://nica.ru/Media/Default/Documents/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%2010.09.2020/%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_2020.pdf (дата обращения: 01.11.2023). | |
8. | Методические рекомендации по проведению государственной итоговой (промежуточной) аттестации обучающихся в форме профессионального (демонстрационного) экзамена в рамках подготовки педагогических кадров. | |
9. | Малышева А. В., Шрамкова О. В. К вопросу о проведении итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена в среднем профессиональном образовании: региональный аспект // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2019. - № 5 (62). - С. 74-78. EDN: HKHGID | |
10. | Поздеева С. И., Чубыкина О. А. Метаметодика как основание построения обучающей деятельности // Научно-педагогическое обозрение. - 2020. - № 6. - С. 67-71. EDN: OGNLRK | |
11. | Положение о фонде оценочных средств образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры [Электронный ресурс]. - URL: https://about.sfu-kras.ru /docs/9157/pdf/809636 (дата обращения: 03.11.2023). | |
12. | Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” [Электронный ресурс]. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf?ysclid=lrurq47b7s85680258 (дата обращения: 03.11.2023). | |
13. | Примерная основная образовательная программа. Направление подготовки (специальность) 44.03.01 “Педагогическое образование”. Уровень высшего образования - Бакалавриат [Электронный ресурс]. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/Projects_POOP/BAK/440301_POOP_B_6.pdf (дата обращения: 03.11.2023). | |
14. | Пясецкая И. Ш. Из опыта проведения демонстрационного экзамена по стандартам Worldskills по компетенции “Администрирование отеля” в Частном образовательном учреждении высшего образования “Международный Институт Дизайна и Сервиса” // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11, № 4. - С. 109-117. EDN: FCTZEY | |
15. | Смолянинова О. Г., Степанова И. Ю. Прикладной бакалавриат: основания качества образовательных программ // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10. - С. 27-36. EDN: PEYIRB | |
16. | Формирование системы менеджмента качества образовательных услуг: аналитический отчет. |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Авторами исследуется проблема девиантного поведения школьников, которая является актуальной и в настоящее время, что связано с новыми подходами в изучении факторов социальной адаптации и развития личности ребенка через образование, так как оно в определенном смысле создает это пространство и влияет на его социальную активность. Методология. Девиантное поведение школьников изучается с позиции личностного подхода в контексте психолого-педагогических аспектов профилактики деструктивного поведения.
Введение. В исследовании рассматривается проблема развития современных инновационных образовательных технологий в условиях художественно-творческой деятельности. Цель исследования - раскрыть особенности реализации современных инновационных педагогических подходов в педагогической художественно-творческой практике. Методология. Художественно-творческая деятельность исследуется в аспекте личностно-деятельностного подхода как ведущий вид педагогической деятельности. С позиции компетентностного подхода определяются основные формируемые компетенции обучающихся в рамках непрерывного многоуровневого профильного образования (художественно-эстетического и социально-педагогического). Исследовательской площадкой стала Детская академия художественного творчества и дизайна.
Введение. В статье наставничество в образовании исследуется как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Концептуально-методологический анализ сконцентрирован на проблеме трансформации наставничества от традиционных форм к современным методам, основанным на активном взаимодействии наставника и наставляемого (подопечного).
Введение. Статья посвящена проблеме воспитания в современном профессиональном образовании: реализации бизнес-ориентирующего направления воспитания студентов и его методического сопровождения. Цель работы - рассмотреть воспитание в среднем профессиональном образовании с теоретической и практической стороны в аспекте бизнес-ориентирующего направления, выявить характерные особенности методического сопровождения бизнес-воспитания.
Введение. В статье исследуется проблема формирования надпрофессиональных компетенций курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как стратегическая задача, ориентированная на сокращение процесса адаптации молодых специалистов к условиям и требованиям будущей профессиональной деятельности. Цель статьи - определить уровень сформированности способностей к саморазвитию и самообразованию, критического мышления курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как базовой основы надпрофессиональных компетенций. Методология. Методологической основой исследования стали системный и аспектный подходы к изучаемой проблеме. Для достижения цели авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научных публикаций) и эмпирические (анкетирование) методы. Исследование проводилось с привлечением курсантов 3-4 курсов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации (n = 156). Использованы методика М. П. Лукашевич (оценка способностей к саморазвитию и самообразованию), методика определения уровня критического мышления Ю. Ф. Гущина, Н. В. Смирнова (оценка уровня критического мышления).
Введение. В современных условиях развития образовательных систем управленческие компетенции руководителя играют ключевую роль в продуктивном развитии организации. проведенные авторами статьи теоретический анализ научных публикаций, эмпирический анализ управленческих практик участников программ дополнительного профессионального образования, конкурсов профессионального мастерства позволили сформулировать проблему исследования: поиск таких направлений, форм осуществления формирования и развития управленческих компетенций руководителя образовательной организации, которые являются примерами обучения в действии и стимулируют развитие профессиональной субъектности. Цель статьи - актуализация современных ориентиров, успешных способов формирования и развития управленческих компетенций в практике педагогических вузов. Методология. Методологическую основу исследования составили андрагогический и компетентностный подходы, принцип обучения в действии. Для достижения цели исследования авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научных публикаций) и эмпирические (анализ программ дополнительного профессионального образования, опрос, наблюдение) методы. Прикладное исследование проводилось на базе Новосибирского государственного педагогического университета и Оренбургского государственного педагогического университета.
Введение. Статья посвящена проблеме построения системы допрофессионального педагогического образования школьников. Цель и методы. Цель статьи - представить инновационную программу допрофессионального педагогического образования в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского, разработанную на основе мониторинга состояния допрофессиональной педагогической подготовки школьников в 87 регионах Российской Федерации, анализа практики и научных исследований по данной теме, опроса педагогов, обучающихся, родителей из 30 регионов Российской Федерации.
Введение. В условиях социально-экономической нестабильности применение инструментов риск-менеджмента при принятии управленческих решений, построении системы управления, включающей управление рисками, позволит более эффективно достигать поставленных целей. При этом проблеме управления рисками руководством образовательных организаций, так же как и в организационно-управленческой деятельности педагогических работников, не уделяется должного внимания. Это позволяет говорить о несформированной культуре управления рисками как одном из результатов профессиональной подготовки и повышения квалификации работников в области образования. Культура управления рисками является одним из компонентов управленческой культуры, определяющих готовность педагогических работников к обеспечению качества управления в образовательной системе (управления образовательным процессом, учебно-познавательной деятельностью обучающихся и т. п.). Культура управления рисками все больше рассматривается исследователями с позиции инновационного типа управленческой культуры, ориентированной на реализацию инноваций, а осуществление инновационной деятельности всегда учитывает риски.
Материалы и методы: терминологический анализ риск-менеджмента в управлении образовательными системами; реферативный обзор становления и практической реализации рискологической культуры педагогических работников.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/