ПРАКТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ 9 (2024)
Введение. В исследовании рассматривается проблема развития современных инновационных образовательных технологий в условиях художественно-творческой деятельности. Цель исследования - раскрыть особенности реализации современных инновационных педагогических подходов в педагогической художественно-творческой практике. Методология. Художественно-творческая деятельность исследуется в аспекте личностно-деятельностного подхода как ведущий вид педагогической деятельности. С позиции компетентностного подхода определяются основные формируемые компетенции обучающихся в рамках непрерывного многоуровневого профильного образования (художественно-эстетического и социально-педагогического). Исследовательской площадкой стала Детская академия художественного творчества и дизайна.
Идентификаторы и классификаторы
Методологической основой исследования являются личностно-деятельностный (Л.С. Выготский1, В. В. Давыдов2) и компетентностный подходы. Художественно-творческая деятельность [9] исследуется с позиции личностно-деятельностного подхода [2] как ведущий вид педагогической деятельности. В аспекте компетентностного подхода определяются5 [14] основные формируемые компетенции обучающихся в рамках непрерывного многоуровневого профильного образования (художественно-эстетического и социально-педагогического).
Исследовательской площадкой стала Детская академия художественного творчества и дизайна (ДАХТиД), являющаяся сформированным в 2017 г. структурным подразделением Института искусств ФГБОУ ВО «НГПУ». Основной задачей реализации данной площадки стало создание инновационной системы непрерывного многоуровневого профильного образования обучающихся как части единой университетской системы подготовки кадров, обеспечивающей качество художественно-эстетического и социально-педагогического образования.
Список литературы
1. | Абдуллина Л. Б., Петрова Т. И., Сулейманова Ф. М., Косцова С. А. Формы и методы художественно-эстетического воспитания младших школьников в образовательном процессе начальной школы // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 317-320. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00558 EDN: WUGNTC | |
---|---|---|
2. | Бадян В. Е. Методическая система развивающего обучения основам композиции учащихся детских художественных школ // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2010. - № 1. - С. 34-38. EDN: MWLUSV | |
3. | Белогорцева И. Е., Гричаникова И. А. Опыт создания учебно-производственного кластера по профессиональному образованию в области художественного искусства на примере Белгородского государственного института искусств и культуры // Наука. Искусство. Культура. - 2015. - № 1 (5). - С. 130-139. EDN: TKQFHR | |
4. | Борздун В. Н., Григоренко Н. Н. Метод проектов в организации педагогической практики в творческом вузе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - № 38. - С. 210-220. EDN: YJKBFP | |
5. | Дегтева И. Б. Теоретическая модель и опытно-экспериментальное исследование художественно-эстетической деятельности старших школьников // Педагогическое образование в России. - 2009. - № 1. - С. 98-106. EDN: KBCSYT | |
6. | Зенгин С. С. Художественно-творческий проект в системе деятельности вуза культуры и искусств // Культурная жизнь Юга России. - 2015. - № 3. - С. 7-10. EDN: ULFAGH | |
7. | Ивахнова Л. А., Кучерова А. В. Проектное обучение в художественном образовании [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28571 (дата обращения: 21.10.2023). EDN: PPEVEP | |
8. | Канунникова Т. А. Метод проектов в преподавании изобразительного искусства // Наука и школа. - 2016. - № 1. - С. 181-187. EDN: VRGCFX | |
9. | Ломов С. П. Методология художественной деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 2. - С. 49-52. EDN: QBAEWB | |
10. | Мартынова Н. В., Мартынов В. В., Хворостов Д. А., Дьячкова Л. Г. Проекты как метод становления творческого роста личности обучающегося в довузовской системе дополнительного образования художественной направленности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2021. - № 1 (90). - С. 205-211. | |
11. | Матушак А. Ф., Павлова О. Ю., Ахкамова Ю. А., Зырянова А. В., Алехина Н. В., Грибачева Н. В., Цилицкий В. С. Сравнение форм воспитательной работы образовательных организаций в цифровом образовательном пространстве и предпочтений обучаемых // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 3. - С. 7-30. DOI: 10.15293/2658-6762.2203.01 EDN: UHECEZ | |
12. | Павленко Т. В., Лисецкая Е. В., Рубцова Л. В. Подготовка студентов к организации деятельности детской академии художественного творчества и дизайна: учебно-методическое пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. - 117 с. EDN: MYSECJ | |
13. | Полицинская Е. В., Трофимов А. В., Лизунков В. Г. Нейродидактическая модель интегрированного образовательно-производственного кластера: оценка эффективности подготовки трудовых ресурсов // Science for Education Today. - 2023. - Т. 13, № 6. - С. 145-171. DOI: 10.15293/2658-6762.2306.07 EDN: WVZBMR | |
14. | Филатова М. В. Сущность, структура и содержание художественно-проектной компетенции в педагогической теории и практике // Инновационная наука. - 2015. - № 5-2. - С. 257-262. EDN: RUNQLN | |
15. | Хромова А. О., Бухтаярова Е. Ю., Климова А. А., Курносова М. А., Дружинина М. В. Исследование мотивационного, креативного, коммуникативного и организационного компонентов готовности будущих педагогов к использованию инновационных технологий // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 4. - С. 7-25. DOI: 10.15293/2658-6762.2204.01 EDN: LYNJQT | |
16. | Шаров А. А., Коновалов А. А. Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: методика оценки и анализ взаимосвязей // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 5. - С. 7-21. DOI: 10.15293/2658-6762.2205.01 EDN: NVCDZN | |
17. | Выготский Л. С. Генезис высших психических функций // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с. | |
18. | Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с. EDN: YQOMCU | |
19. | Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. - М.: Советский писатель, 1982. - 416 с. | |
20. | Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - М.: Педагогический поиск, 2002. - 144 с. | |
21. | Быков В. В., Дровецкова Е. С. Развитие творческой активности личности подростка. - М.: Россия, 2005. |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Авторами исследуется проблема девиантного поведения школьников, которая является актуальной и в настоящее время, что связано с новыми подходами в изучении факторов социальной адаптации и развития личности ребенка через образование, так как оно в определенном смысле создает это пространство и влияет на его социальную активность. Методология. Девиантное поведение школьников изучается с позиции личностного подхода в контексте психолого-педагогических аспектов профилактики деструктивного поведения.
Введение. В статье наставничество в образовании исследуется как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Концептуально-методологический анализ сконцентрирован на проблеме трансформации наставничества от традиционных форм к современным методам, основанным на активном взаимодействии наставника и наставляемого (подопечного).
Введение. Статья посвящена проблеме воспитания в современном профессиональном образовании: реализации бизнес-ориентирующего направления воспитания студентов и его методического сопровождения. Цель работы - рассмотреть воспитание в среднем профессиональном образовании с теоретической и практической стороны в аспекте бизнес-ориентирующего направления, выявить характерные особенности методического сопровождения бизнес-воспитания.
Введение. В статье исследуется проблема формирования надпрофессиональных компетенций курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как стратегическая задача, ориентированная на сокращение процесса адаптации молодых специалистов к условиям и требованиям будущей профессиональной деятельности. Цель статьи - определить уровень сформированности способностей к саморазвитию и самообразованию, критического мышления курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как базовой основы надпрофессиональных компетенций. Методология. Методологической основой исследования стали системный и аспектный подходы к изучаемой проблеме. Для достижения цели авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научных публикаций) и эмпирические (анкетирование) методы. Исследование проводилось с привлечением курсантов 3-4 курсов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации (n = 156). Использованы методика М. П. Лукашевич (оценка способностей к саморазвитию и самообразованию), методика определения уровня критического мышления Ю. Ф. Гущина, Н. В. Смирнова (оценка уровня критического мышления).
Введение. Проблема исследования заключается в необходимости поиска эффективных процедур оценивания компетентности и уровня готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов, их готовности к работе в условиях неопределенности. Цель исследования заключается в выявлении возможностей использования демонстрационного экзамена для повышения качества реализации образовательных программ высшего образования и обеспечения эффективности процедуры оценивания.
Введение. В современных условиях развития образовательных систем управленческие компетенции руководителя играют ключевую роль в продуктивном развитии организации. проведенные авторами статьи теоретический анализ научных публикаций, эмпирический анализ управленческих практик участников программ дополнительного профессионального образования, конкурсов профессионального мастерства позволили сформулировать проблему исследования: поиск таких направлений, форм осуществления формирования и развития управленческих компетенций руководителя образовательной организации, которые являются примерами обучения в действии и стимулируют развитие профессиональной субъектности. Цель статьи - актуализация современных ориентиров, успешных способов формирования и развития управленческих компетенций в практике педагогических вузов. Методология. Методологическую основу исследования составили андрагогический и компетентностный подходы, принцип обучения в действии. Для достижения цели исследования авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научных публикаций) и эмпирические (анализ программ дополнительного профессионального образования, опрос, наблюдение) методы. Прикладное исследование проводилось на базе Новосибирского государственного педагогического университета и Оренбургского государственного педагогического университета.
Введение. Статья посвящена проблеме построения системы допрофессионального педагогического образования школьников. Цель и методы. Цель статьи - представить инновационную программу допрофессионального педагогического образования в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского, разработанную на основе мониторинга состояния допрофессиональной педагогической подготовки школьников в 87 регионах Российской Федерации, анализа практики и научных исследований по данной теме, опроса педагогов, обучающихся, родителей из 30 регионов Российской Федерации.
Введение. В условиях социально-экономической нестабильности применение инструментов риск-менеджмента при принятии управленческих решений, построении системы управления, включающей управление рисками, позволит более эффективно достигать поставленных целей. При этом проблеме управления рисками руководством образовательных организаций, так же как и в организационно-управленческой деятельности педагогических работников, не уделяется должного внимания. Это позволяет говорить о несформированной культуре управления рисками как одном из результатов профессиональной подготовки и повышения квалификации работников в области образования. Культура управления рисками является одним из компонентов управленческой культуры, определяющих готовность педагогических работников к обеспечению качества управления в образовательной системе (управления образовательным процессом, учебно-познавательной деятельностью обучающихся и т. п.). Культура управления рисками все больше рассматривается исследователями с позиции инновационного типа управленческой культуры, ориентированной на реализацию инноваций, а осуществление инновационной деятельности всегда учитывает риски.
Материалы и методы: терминологический анализ риск-менеджмента в управлении образовательными системами; реферативный обзор становления и практической реализации рискологической культуры педагогических работников.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/