КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ТУРКМЕНИСТАНЕ (2024)
Введение. В статье наставничество в образовании исследуется как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Концептуально-методологический анализ сконцентрирован на проблеме трансформации наставничества от традиционных форм к современным методам, основанным на активном взаимодействии наставника и наставляемого (подопечного).
Идентификаторы и классификаторы
Ключевая проблема наставничества по форме «учитель – учитель» состоит в том, что подготовка в рамках высшей школы является важной, но все же предварительной стадией становления школьного педагога. Его полноценная профессионализация невозможна без процесса адаптации и приобретения трудовых навыков на рабочем месте. В материалах Международного саммита педагогической профессии (Валенсия, 2022 г.) было отмечено: «Чтобы сделать преподавание уважаемым видом деятельности, привлекающим лучших кандидатов, решающее значение имеют качественное наставничество и эффективное профессиональное продвижение» [27]. Исследователи и работники сферы образования едины во мнении, что качественные программы наставничества укрепляют и повышают уровень профессионализма начинающих учителей и удовлетворенности работой, а также сокращают отток педагогов [5; 26].
Список литературы
1. | Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 3. - С. 4-18. DOI: 10.24411/2307-4264-2019-10301 EDN: XDEBKV | |
---|---|---|
2. | Галиакберова А. А. Инновационные технологии в высшем педагогическом образовании (на примере Набережночелнинского государственного педагогического университета) [Электронный ресурс] // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. - 2021. - № S2 (31). - С. 198-203. - URL: item.asp?edn= (дата обращения: 04.12.2023). EDN: ICIFBM | |
3. | Галиакберова А. А., Мухаметшин А. Г., Асратян Н. М. Межкультурный диалог: методологические аспекты исследования [Электронный ресурс] // Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - Т. 10, № 4 (37). - С. 17-21. - URL: item.asp?id=47699058 (дата обращения: 04.12.2023). EDN: GCNBPN | |
4. | Голикова оценила нехватку педагогов в России [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/20231018/uchitelya-1903640426.html (дата обращения: 04.12.2023). | |
5. | Долженко Р. А., Сальцев А. А. Новые направления развития наставничества в РФ [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 9. - C. 6-12. - URL: https://pedobrazovanie.ru/archive/186504/9/novye-napravleniya-razvitiya-nastavnichestva-v-rf (дата обращения: 04.12.2023). EDN: YLICDJ | |
6. | Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 7, № 5. - С. 25-36. DOI: 10.15293/2226-3365.1705.02 EDN: ZQXRRV | |
7. | Наставнические практики в образовательной организации: опыт педагогов-наставников: методические рекомендации для педагогов [Электронный ресурс] / под ред. К. А. Калинина, Е. С. Чечиной. - Набережные Челны: Изд-во НГПУ, 2023. - 60 с. - URL: https://navigator.apkpro.ru/publications/01he2hahjc2rssxna21jcvef72 (дата обращения: 04.12.2023). | |
8. | Никольский В. С., Неслуховская А. В. Компетенции наставника проектного обучения и его роль в освоении проектного подхода учащимися [Электронный ресурс] // Исследователь/Researcher. - 2020. - № 1 (29). - С. 135-143. - URL: item.asp?id=42943291 (дата обращения: 04.12.2023). EDN: NERPLO | |
9. | О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций (вместе с “Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися”): письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 [Электронный ресурс]. - URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-23012020-n-mr-4202-o-napravlenii/(дата обращения: 04.12.2023). | |
10. | О причинах дефицита школьных учителей и проблемах российского образования [Электронный ресурс]. - URL: https://ruskline.ru/news_rl/2023/10/27/prestizh_professii_uchitelya_snizhen_do_minimalnogo_znacheniya (дата обращения: 04.12.2023). | |
11. | Почему в России не хватает учителей: о причинах и путях решения проблемы высказались эксперты [Электронный ресурс] // Учительская газета. -2023. - 24 июля. - URL: https://ug.ru/pochemu-v-rossii-ne-hvataet-uchitelej-o-prichinah-i-putyah-resheniya-problemy-vyskazalis-eksperty/(дата обращения: 04.12.2023). | |
12. | Селиверстова М. В., Беляева Д. А. Сравнительный анализ моделей наставничества в современных условиях // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2019. - Vol. 3-2. - C. 110-116. DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10671 EDN: LIRQDU | |
13. | Чечина Е. С., Шакирова Л. Р., Калинин К. А. Определение понятия “метакомпетенция” в профессиональной деятельности педагога [Электронный ресурс] // Russian Journal of Education and Psychology. - 2022. - Т. 13, № 4-2. - С. 30-41. - URL: item.asp?edn= (дата обращения: 04.12.2023). EDN: MGNHJI | |
14. | Чечина Е. С., Шакирова Л. Р., Хуснутдинова Р. Р. Подходы к оценке метакомпетенций педагога [Электронный ресурс] // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. - 2022. - № S6 (41). - С. 169-171. - URL: item.asp?id=53327207 (дата обращения: 04.12.2023). EDN: XQMIJM | |
15. | Набережночелнинский педуниверситет поделился опытом взаимодействия с Туркменистаном на Международном конвенте [Электронный ресурс]. - URL: https://tatngpi.ru/about_the_university/news/6082/(дата обращения: 04.12.2023). | |
16. | Шакирова Л. Р., Сафина А. М. Курсы повышения квалификации как профессиональное образование педагогических работников в условиях современных трансформаций [Электронный ресурс] // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. - 2022. - № 8. - С. 124-130. - URL: item.asp?edn= (дата обращения: 04.12.2023). EDN: VXUEUU | |
17. | Alliance for Excellent Education. Tapping the potential: Retaining and developing high-quality new teachers [Электронный ресурс]. - URL: https://www.compadre.org/Portal/items/detail.cfm?ID=7241 (дата обращения: 04.12.2023). | |
18. | Attracting, Developing and Retaining Effective Teachers - Final Report: Teachers Matter [Электронный ресурс]. - Paris: OECD, 2020. - URL: https://www.oecd.org/education/school/attractingdevelopingandretainingeffectiveteachers-finalreportteachersmatter.htm (дата обращения: 04.12.2023). | |
19. | Berliner D. C. A personal response to those who bash teacher education // Journal of Teacher Education. - 2000. - Vol. 51, Issue 5. - Pp. 358-371. DOI: 10.1177/0022487100051005004 EDN: JOCCHF | |
20. | Cochran-Smith M., Paris C. Mentor and Mentoring: Did Homer Have It Right? [Электронный ресурс] // Critical Discourses on Teacher Development. Ed. J. Smyth. - London: Cassell, 1995. - URL: https://openlibrary.org/books/OL1119148M/Critical_discourses_on_teacher_development (дата обращения: 04.12.2023). | |
21. | Darling-Hammond L. Doing what matters most: Investigating quality teaching [Электронный ресурс]. - URL: https://www.researchgate.net/publication/245970917_Doing_What_Matters_Most_Investing_in_quality_teaching (дата обращения: 04.12.2023). | |
22. | Darling-Hammond L., Sykes G. Wanted: A national teacher supply policy for education: The right way to meet the “highly qualified teacher” challenge // Education policy analysis archives. - 2003. - Vol. 11. DOI: 10.14507/epaa.v11n33.2003 | |
23. | Darwin A. Critical reflections on mentoring in work settings // Adult Education Quarterly. - 2000. - Vol. 50, Issue 3. - Pp. 197-211. DOI: 10.1177/07417130022087008 EDN: JKQIHT | |
24. | Fletcher S. H., Strong M. A., Villar A. An investigation of the effects of variations in mentor-based induction on the performance of students in California // Teachers college record. - 2008. - Vol. 110, Issue 10. DOI: 10.1177/016146810811001003 | |
25. | Gallant A., Riley P. Early career teacher attrition as arrested development: New thoughts on an intractable problem // Teacher Development. - 2014. - Vol. 18, Issue 4. - Pp. 562-580. DOI: 10.1080/13664530.2014.945129 | |
26. | Hobson A. J., Ashby P., Malderez A., Tomlinson P. D. Mentoring beginning teachers: What we know and what we don’t // Teaching and Teacher Education. - 2009. - Vol. 25, Issue 1. - Pp. 207-216. DOI: 10.1016/J.TATE.2008.09.001 | |
27. | International Summit on the Teaching Profession 2022: Governments and teachers’ unions working together for an equity driven public education. Valencia, Spain, 11-13 may 2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ei-ie.org/en/item/26475:international-summit-on-the-teaching-profession-2022-governments-and-teachers-unions-working-together-to-leave-no-one-behind (дата обращения: 04.12.2023). | |
28. | Jones R., Brown D. The mentoring relationship as a complex adaptive system: Finding a model for our experience // Mentoring and Tutoring: Partnership in Learning. - 2011. - Vol. 19, Issue 4. - Pp. 401-418. DOI: 10.1080/13611267.2011.622077 | |
29. | Jones M. Supporting the Supporters of Novice Teachers: an analysis of mentorsʼ needs from twelve European countries presented from an English perspective // Research in Comparative and International Education. - 2009. - Vol. 4, Issue 1. - Pp. 4-21. DOI: 10.2304/rcie.2009.4.1.4 | |
30. | Kearney S. Understanding beginning teacher induction: A contextualised examination of best practice // Cogent Education. - 2014. - Vol. 1, Issue 1. DOI: 10.1080/2331186X.2014.967477 | |
31. | Killeavy M. Induction: A Collective Endeavour of Learning, Teaching, and Leading // Theory Into Practice. - 2006. - Vol. 45, Issue 2. - Pp. 168-176. DOI: 10.1207/s15430421tip4502_9 | |
32. | Le Cornu R., Ewing R. Reconceptualising professional experiences in pre-service teacher education.. reconstructing the past to embrace the future // Teaching and Teacher Education. - 2007. - Vol. 24, Issue 7. - Pp. 1799-1812. DOI: 10.1016/j.tate.2008.02.008 | |
33. | Mackintosh J. Educative mentoring [Электронный ресурс] // LINK. - 2019. - Vol. 4, Issue 1. - URL: https://www.herts.ac.uk/link/volume-4,-issue-1/educative-mentoring (дата обращения: 04.12.2023). | |
34. | McNamara O., Murray J., Phillips R. Policy and Research Evidence in the ‘Reform’ of Primary Initial Teacher Education in England [Электронный ресурс]. - Cambridge Primary Review Trust, Pearson Education, 2017. - URL: https://cprtrust.org.uk/wp-content/uploads/2017/01/McNamara-report-170127.pdf (дата обращения: 04.12.2023). | |
35. | Mullen C. Mentorship Primer. - New York: Peter Lang, 2004. | |
36. | Pennanen M., Bristol L., Wilkinson J., Heikkinen H. L. T. What is ’goodʼ mentoring? Understanding mentoring practices of teacher induction through case studies of Finland and Australia // Pedagogy Culture and Society. - 2015. - Vol. 24, Issue 1. - Pp. 27-53. DOI: 10.1080/14681366.2015.1083045 | |
37. | Plunkett M., Dyson M. Becoming a teacher and staying one: Examining the complex ecologies associated with educating and retraining new teachers in rural Australia // Australian journal of teacher education. - 2011. - Vol. 36, Issue 1. - Pp. 32-47. DOI: 10.14221/ajte.2011v36n1.3 | |
38. | Spooner-Lane R. Mentoring beginning teachers in primary schools: research review // Professional Development in Education. - 2017. - Vol. 43, Issue 2. - Pp. 252-273. DOI: 10.1080/19415257.2016.1148624 | |
39. | Van Ginkel G., Verloop N., Denessen E. Why mentor? Linking mentor teachers’ motivations to their mentoring conceptions // Teachers and Teaching. - 2016. - Vol. 22, Issue 1. - Pp. 101-116. DOI: 10.1080/13540602.2015.1023031 |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Авторами исследуется проблема девиантного поведения школьников, которая является актуальной и в настоящее время, что связано с новыми подходами в изучении факторов социальной адаптации и развития личности ребенка через образование, так как оно в определенном смысле создает это пространство и влияет на его социальную активность. Методология. Девиантное поведение школьников изучается с позиции личностного подхода в контексте психолого-педагогических аспектов профилактики деструктивного поведения.
Введение. В исследовании рассматривается проблема развития современных инновационных образовательных технологий в условиях художественно-творческой деятельности. Цель исследования - раскрыть особенности реализации современных инновационных педагогических подходов в педагогической художественно-творческой практике. Методология. Художественно-творческая деятельность исследуется в аспекте личностно-деятельностного подхода как ведущий вид педагогической деятельности. С позиции компетентностного подхода определяются основные формируемые компетенции обучающихся в рамках непрерывного многоуровневого профильного образования (художественно-эстетического и социально-педагогического). Исследовательской площадкой стала Детская академия художественного творчества и дизайна.
Введение. Статья посвящена проблеме воспитания в современном профессиональном образовании: реализации бизнес-ориентирующего направления воспитания студентов и его методического сопровождения. Цель работы - рассмотреть воспитание в среднем профессиональном образовании с теоретической и практической стороны в аспекте бизнес-ориентирующего направления, выявить характерные особенности методического сопровождения бизнес-воспитания.
Введение. В статье исследуется проблема формирования надпрофессиональных компетенций курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как стратегическая задача, ориентированная на сокращение процесса адаптации молодых специалистов к условиям и требованиям будущей профессиональной деятельности. Цель статьи - определить уровень сформированности способностей к саморазвитию и самообразованию, критического мышления курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как базовой основы надпрофессиональных компетенций. Методология. Методологической основой исследования стали системный и аспектный подходы к изучаемой проблеме. Для достижения цели авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научных публикаций) и эмпирические (анкетирование) методы. Исследование проводилось с привлечением курсантов 3-4 курсов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации (n = 156). Использованы методика М. П. Лукашевич (оценка способностей к саморазвитию и самообразованию), методика определения уровня критического мышления Ю. Ф. Гущина, Н. В. Смирнова (оценка уровня критического мышления).
Введение. Проблема исследования заключается в необходимости поиска эффективных процедур оценивания компетентности и уровня готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов, их готовности к работе в условиях неопределенности. Цель исследования заключается в выявлении возможностей использования демонстрационного экзамена для повышения качества реализации образовательных программ высшего образования и обеспечения эффективности процедуры оценивания.
Введение. В современных условиях развития образовательных систем управленческие компетенции руководителя играют ключевую роль в продуктивном развитии организации. проведенные авторами статьи теоретический анализ научных публикаций, эмпирический анализ управленческих практик участников программ дополнительного профессионального образования, конкурсов профессионального мастерства позволили сформулировать проблему исследования: поиск таких направлений, форм осуществления формирования и развития управленческих компетенций руководителя образовательной организации, которые являются примерами обучения в действии и стимулируют развитие профессиональной субъектности. Цель статьи - актуализация современных ориентиров, успешных способов формирования и развития управленческих компетенций в практике педагогических вузов. Методология. Методологическую основу исследования составили андрагогический и компетентностный подходы, принцип обучения в действии. Для достижения цели исследования авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научных публикаций) и эмпирические (анализ программ дополнительного профессионального образования, опрос, наблюдение) методы. Прикладное исследование проводилось на базе Новосибирского государственного педагогического университета и Оренбургского государственного педагогического университета.
Введение. Статья посвящена проблеме построения системы допрофессионального педагогического образования школьников. Цель и методы. Цель статьи - представить инновационную программу допрофессионального педагогического образования в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского, разработанную на основе мониторинга состояния допрофессиональной педагогической подготовки школьников в 87 регионах Российской Федерации, анализа практики и научных исследований по данной теме, опроса педагогов, обучающихся, родителей из 30 регионов Российской Федерации.
Введение. В условиях социально-экономической нестабильности применение инструментов риск-менеджмента при принятии управленческих решений, построении системы управления, включающей управление рисками, позволит более эффективно достигать поставленных целей. При этом проблеме управления рисками руководством образовательных организаций, так же как и в организационно-управленческой деятельности педагогических работников, не уделяется должного внимания. Это позволяет говорить о несформированной культуре управления рисками как одном из результатов профессиональной подготовки и повышения квалификации работников в области образования. Культура управления рисками является одним из компонентов управленческой культуры, определяющих готовность педагогических работников к обеспечению качества управления в образовательной системе (управления образовательным процессом, учебно-познавательной деятельностью обучающихся и т. п.). Культура управления рисками все больше рассматривается исследователями с позиции инновационного типа управленческой культуры, ориентированной на реализацию инноваций, а осуществление инновационной деятельности всегда учитывает риски.
Материалы и методы: терминологический анализ риск-менеджмента в управлении образовательными системами; реферативный обзор становления и практической реализации рискологической культуры педагогических работников.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/