УСПЕШНЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (2024)
Введение. В современных условиях развития образовательных систем управленческие компетенции руководителя играют ключевую роль в продуктивном развитии организации. проведенные авторами статьи теоретический анализ научных публикаций, эмпирический анализ управленческих практик участников программ дополнительного профессионального образования, конкурсов профессионального мастерства позволили сформулировать проблему исследования: поиск таких направлений, форм осуществления формирования и развития управленческих компетенций руководителя образовательной организации, которые являются примерами обучения в действии и стимулируют развитие профессиональной субъектности. Цель статьи - актуализация современных ориентиров, успешных способов формирования и развития управленческих компетенций в практике педагогических вузов. Методология. Методологическую основу исследования составили андрагогический и компетентностный подходы, принцип обучения в действии. Для достижения цели исследования авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научных публикаций) и эмпирические (анализ программ дополнительного профессионального образования, опрос, наблюдение) методы. Прикладное исследование проводилось на базе Новосибирского государственного педагогического университета и Оренбургского государственного педагогического университета.
Идентификаторы и классификаторы
Преобладание среднего уровня управленческих компетенций в условиях внедрения цифровой образовательной среды объясняется разным уровнем развития компетенций «работа в условиях неопределенности и быстрой смены задач» и «готовность к изменениям» [9, с. 153]. В связи с этим актуализируется понятие кросс-функциональности в управленческой практике [10].
Значимым представляется обращение к информационному [11], психологическому [12], проектному [13] компонентам управленческой компетентности, управленческому потенциалу [14]. В этой связи обоснованным представляется обращение в процессе развития управленческих компетенций к трем направлениям профессионального роста: развитие имеющихся положительных качеств, целенаправленное усовершенствование (критическое и умеренное отношение к собственным силам, умение анализировать и работать над собой); формирование умений и знаний, которых нет у руководителя, но которые очень необходимы для профессиональной деятельности на высоком уровне (помощь консультантов, коллег, обладающих опытом в работе этого плана); постоянное обновление знаний, рост личностной конкурентной способности [14, с. 213].
Список литературы
1. | Бичева И. Б., Филатова О. М. Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, № 1. - С. 7. DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-1-7 EDN: YZENYD | |
---|---|---|
2. | Блиева Ф. И. Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2007. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-professionalnoy-subektnoy-pozitsii-buduschego-spetsialista (дата обращения: 07.11.2023). EDN: KBDVXL | |
3. | Бурнакин М. Н., Сергеева М. Г. Формирование управленческой культуры бакалавров-будущих менеджеров образования. Материалы научного исследования // Профессиональное образование и общество. - 2022. - № 1 (41). - С. 10-164. EDN: NELANT | |
4. | Джабраилов Д. Х., Исакова Б. Л., Садилова А. Б. Теоретические аспекты развития управленческого потенциала руководителя образовательной организации // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 8 (133). - С. 981-985. DOI: 10.34925/EIP.2021.133.8.187 EDN: AMHHSY | |
5. | Дмитроченко Т. В. Категория “субъектность личности” в трудах представителей субъектно-деятельностного подхода // Вопросы педагогики. - 2019. - № 9-2. - С. 34-38. EDN: MPJLVA | |
6. | Ерёмина А. П., Леденева А. В. Развитие культуры самообразовательной деятельности педагога // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-4. - С. 123-127. EDN: AGYXKA | |
7. | Жильцова В. И., Еремка Е. В. Рекомендации по повышению эффективности развития управленческой компетентности руководителя образовательной организации в условиях модернизации образования // Моделирование и конструирование в образовательной среде: сборник материалов VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической, методологической конференции для научно-педагогического сообщества (Москва, 17 апреля 2021 г.) / под ред. И. А. Артемьева, В. О. Белевцовой, И. П. Родионовой, М. М. Сабитовой. - М., 2021. - С. 211-215. EDN: JCEFKY | |
8. | Иванова А. С., Панина С. В. Развитие управленческой компетентности руководителя общеобразовательной организации: региональный аспект // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2021. - № 3 (23). - С. 28-37. EDN: QUIIWD | |
9. | Ишанов Е. Х., Магауова А. С. Развитие информационно-управленческой компетентности руководителей структурного подразделения современного вуза // Вестник Казахского национального университета. Серия Педагогические науки. - 2021. - Т. 68, № 3. - С. 138-152. DOI: 10.26577/JES.2021.v68.i3.12 EDN: ZXZOKS | |
10. | Ксенофонтова А. Н., Ерёмина А. П. Методологические основы теории сетевого образовательного взаимодействия // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. - № 4 (222). - С. 111-116. EDN: MZOEGM | |
11. | Кушнаренко А. В. Субъектность как детерминанта успешности личности [Электронный ресурс] // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2006. - № 14. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektnost-kak-determinanta-uspeshnosti-lichnosti (дата обращения: 10.11.2023). EDN: KOHNWX | |
12. | Леденева А. В., Еремина А. П. Ориентиры цифровой трансформации профессиональной подготовки будущего менеджера образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-3. - С. 62-65. EDN: IWJMQX | |
13. | Мирзоева А. М. Кросс-функциональность в практике дополнительного образования. - М.: Перспектива, 2022. - 176 с. EDN: ORBWOD | |
14. | Авалуева Н. Б., Алексеева А. С., Майоров А. Н., Алиева Э. Ф. Профессиональная компетентность руководителей образовательных организаций системы общего и среднего профессионального образования // Вестник Томского государственного университета. - 2022. - № 484. - С. 145-156. DOI: 10.17223/15617793/484/17 EDN: NOULEY | |
15. | Сидляр Т. В., Лисовец Ю. А. Актуальные вопросы развития психологической компетентности руководителей общеобразовательных организаций по предупреждению синдрома профессионального выгорания педагогов // Шамовские чтения: сборник статей XV Международной научно-практической конференции (Москва, 21-25 января 2023 г.): в 2 ч. Ч. 2. - М.: 5 за знания, 2023. - С. 264-270. EDN: EJZIQJ | |
16. | Синягин Ю. В., Чирковская Е. Г. Управленческая готовность как интегративный показатель развития личностно-профессиональных ресурсов руководителя [Электронный ресурс]. - URL: http://foir.hspa.ranepa.ru/index.php/news/item/2123.html (дата обращения: 05.11.2023). | |
17. | Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 15.10.2023). |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Авторами исследуется проблема девиантного поведения школьников, которая является актуальной и в настоящее время, что связано с новыми подходами в изучении факторов социальной адаптации и развития личности ребенка через образование, так как оно в определенном смысле создает это пространство и влияет на его социальную активность. Методология. Девиантное поведение школьников изучается с позиции личностного подхода в контексте психолого-педагогических аспектов профилактики деструктивного поведения.
Введение. В исследовании рассматривается проблема развития современных инновационных образовательных технологий в условиях художественно-творческой деятельности. Цель исследования - раскрыть особенности реализации современных инновационных педагогических подходов в педагогической художественно-творческой практике. Методология. Художественно-творческая деятельность исследуется в аспекте личностно-деятельностного подхода как ведущий вид педагогической деятельности. С позиции компетентностного подхода определяются основные формируемые компетенции обучающихся в рамках непрерывного многоуровневого профильного образования (художественно-эстетического и социально-педагогического). Исследовательской площадкой стала Детская академия художественного творчества и дизайна.
Введение. В статье наставничество в образовании исследуется как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Концептуально-методологический анализ сконцентрирован на проблеме трансформации наставничества от традиционных форм к современным методам, основанным на активном взаимодействии наставника и наставляемого (подопечного).
Введение. Статья посвящена проблеме воспитания в современном профессиональном образовании: реализации бизнес-ориентирующего направления воспитания студентов и его методического сопровождения. Цель работы - рассмотреть воспитание в среднем профессиональном образовании с теоретической и практической стороны в аспекте бизнес-ориентирующего направления, выявить характерные особенности методического сопровождения бизнес-воспитания.
Введение. В статье исследуется проблема формирования надпрофессиональных компетенций курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как стратегическая задача, ориентированная на сокращение процесса адаптации молодых специалистов к условиям и требованиям будущей профессиональной деятельности. Цель статьи - определить уровень сформированности способностей к саморазвитию и самообразованию, критического мышления курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как базовой основы надпрофессиональных компетенций. Методология. Методологической основой исследования стали системный и аспектный подходы к изучаемой проблеме. Для достижения цели авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научных публикаций) и эмпирические (анкетирование) методы. Исследование проводилось с привлечением курсантов 3-4 курсов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации (n = 156). Использованы методика М. П. Лукашевич (оценка способностей к саморазвитию и самообразованию), методика определения уровня критического мышления Ю. Ф. Гущина, Н. В. Смирнова (оценка уровня критического мышления).
Введение. Проблема исследования заключается в необходимости поиска эффективных процедур оценивания компетентности и уровня готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов, их готовности к работе в условиях неопределенности. Цель исследования заключается в выявлении возможностей использования демонстрационного экзамена для повышения качества реализации образовательных программ высшего образования и обеспечения эффективности процедуры оценивания.
Введение. Статья посвящена проблеме построения системы допрофессионального педагогического образования школьников. Цель и методы. Цель статьи - представить инновационную программу допрофессионального педагогического образования в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского, разработанную на основе мониторинга состояния допрофессиональной педагогической подготовки школьников в 87 регионах Российской Федерации, анализа практики и научных исследований по данной теме, опроса педагогов, обучающихся, родителей из 30 регионов Российской Федерации.
Введение. В условиях социально-экономической нестабильности применение инструментов риск-менеджмента при принятии управленческих решений, построении системы управления, включающей управление рисками, позволит более эффективно достигать поставленных целей. При этом проблеме управления рисками руководством образовательных организаций, так же как и в организационно-управленческой деятельности педагогических работников, не уделяется должного внимания. Это позволяет говорить о несформированной культуре управления рисками как одном из результатов профессиональной подготовки и повышения квалификации работников в области образования. Культура управления рисками является одним из компонентов управленческой культуры, определяющих готовность педагогических работников к обеспечению качества управления в образовательной системе (управления образовательным процессом, учебно-познавательной деятельностью обучающихся и т. п.). Культура управления рисками все больше рассматривается исследователями с позиции инновационного типа управленческой культуры, ориентированной на реализацию инноваций, а осуществление инновационной деятельности всегда учитывает риски.
Материалы и методы: терминологический анализ риск-менеджмента в управлении образовательными системами; реферативный обзор становления и практической реализации рискологической культуры педагогических работников.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/