ПРОГРАММА ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯГПУ ИМ. К. Д. УШИНСКОГО (2024)
Введение. Статья посвящена проблеме построения системы допрофессионального педагогического образования школьников. Цель и методы. Цель статьи - представить инновационную программу допрофессионального педагогического образования в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского, разработанную на основе мониторинга состояния допрофессиональной педагогической подготовки школьников в 87 регионах Российской Федерации, анализа практики и научных исследований по данной теме, опроса педагогов, обучающихся, родителей из 30 регионов Российской Федерации.
Идентификаторы и классификаторы
В рамках выполнения Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации «Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся в системе непрерывного педагогического образования» (№ реестровой записи 730000Ф.99.1. БВ09АА00006) в 2021 г. был проведен мониторинг состояния допрофессиональной педагогической подготовки школьников в 87 регионах Российской Федерации, выполнен анализ практики и научных исследований по теме допрофессионального педагогического образования и профориентации, изучены материалы сайтов общеобразовательных организаций, вовлеченных в допрофессиональную педагогическую подготовку школьников. Кроме того, были опрошены более 1000 респондентов (педагогов, обучающихся, родителей) из 30 регионов Российской Федерации, проведены беседы с педагогами, участвующими в данной деятельности, организованы фокус-группы с педагогами и обучающимися.
Список литературы
1. | Байбородова Л. В., Белкина В. В. Концепция и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2021. - 282 с. EDN: ITUDMI |
---|---|
2. | Байбородова Л. В. Проектирование допрофессиональной педагогической подготовки школьников: учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2022. - 167 с. EDN: WPGIAL |
3. | Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., Тамарская Н. В. Формы допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки. - 2022. - № 4 (58). - С. 23-28. |
4. | Байбородова Л. В., Груздев М. В., Кривунь М. П. Педагогическое сопровождение школьников в процессе допрофессиональной педагогической подготовки: монография. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2022. - 187 с. EDN: KCASNM |
5. | Байбородова Л. В., Степанов Е. Н. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников в воспитательной системе образовательной организации: монография. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2022. - 247 с. |
6. | Беркутова Д. И., Громова Е. М., Горшкова Т. А. Системный подход к многоуровневой профориентации “детский сад - школа - вуз” [Электронный ресурс] // Самарский научный вестник. - 2022. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-k-mnogourovnevoy-proforientatsii-detskiy-sad-shkola-vuz (дата обращения: 16.10.2023). EDN: FYWJOC |
7. | Гребнева Д. М., Кокшарова Е. А., Мащенко М. В. Мобильная школа 3D-моделирования как средство профориентации учащихся сельских школ // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 9. - С. 121-125. EDN: AKVNZU |
8. | Груздев М. В., Ходырев А. М. Методология изучения ценностей и смыслов педагогического образования: герменевтический подход // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2023. - Т. 29, № 1. - С. 10-16. DOI: 10.34216/2073-1426-2023-29-1-10-16 EDN: TJVFUT |
9. | Дидович А. Н. Социальное партнерство как фактор повышения эффективности в подготовке вожатых // Современные аспекты и модели подготовки профессиональных вожатых: сборник материалов межрегионального круглого стола (г. Туапсе, 21 апреля 2023 г.) / отв. ред. В. П. Синихина. - Туапсе, 2023. - С. 14-16. |
10. | Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: методические рекомендации и программы / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина, А. А. Борисова и др. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2021. - 255 с. |
11. | Чернявская А. П., Байбородова Л. В., Головина И. В. и др. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников в современных условиях // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2021. - № 6 (159). - С. 4-10. EDN: SXGTLY |
12. | Коноплина Н. В. Педагогические классы: проблема проектирования образовательных программ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2021. - № 4. - С. 9-17. EDN: LIOOUF |
13. | Астапова Е. В., Басюк В. С., Байбородова Л. В. и др. Концепция профильных психолого-педагогических классов // Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. - М., 2021. - С. 9-69. |
14. | Лапчик Д. М., Федорова Г. А., Гайдамак Е. С. Цифровой след в образовательной среде как регулятор профориентации студентов на педагогическую профессию // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - Т. 14, № 9. - С. 1388-1398. DOI: 10.17516/1997-1370-0827 EDN: QPUYEJ |
15. | Лесконог Н. Ю., Шаламова Л. Ф. Формирование профессиональной мотивации у учащихся педагогических классов как основа подготовки педагогических кадров в регионах Российской Федерации // Педагогика и психология образования. - 2022. - № 1. - С. 86-101. EDN: TPFTEF |
16. | Патрахина Т. Н., Вялкова К. С. Профориентационная работа в вузе: проектный подход [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. - 2018. - № 4. - С. 85-95. - URL: https://e-koncept.ru/2018/181024.htm (дата обращения: 19.10.2023). EDN: XOHIFF |
17. | Профориентация и тестирование в СГЭУ в 2018/2019 учебном году [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sseu.ru/dovuzovskaya-podgotovka/proforientaciya-i-testirovanie?ysclid=lss9kv5glw274033312 (дата обращения: 18.10.2023). |
18. | Скударева Г. Н., Бенин В. Л. Сущностный анализ допрофессионального педагогического образования // Педагогический журнал Башкортостана. - 2023. - № 2 (100). - С. 25-41. EDN: HMLLNK |
19. | Тарасов С. В., Спасская Е. Б. Роль профориентационной деятельности педагогического вуза в профессиональном самоопределении абитуриентов // Образование и наука. - 2023. - Т. 25, № 10. - С. 45-75. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-10-45-75 EDN: XJTBRU |
20. | Уроки профориентации [Электронный ресурс]. - URL: https://lmi-sar.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/novosti/novosti_503.html?ysclid=lssa01cbbn524284072 (дата обращения: 18.10.2023). |
21. | OʼHagan C. World Teachers’ Day: UNESCO sounds the alarm on the global teacher shortage crisis [Электронный ресурс]. - URL: https://www.unesco.org/en/articles/world-teachers-day-unesco-sounds-alarm-global-teacher-shortage-crisis (дата обращения: 18.10.2023). |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Авторами исследуется проблема девиантного поведения школьников, которая является актуальной и в настоящее время, что связано с новыми подходами в изучении факторов социальной адаптации и развития личности ребенка через образование, так как оно в определенном смысле создает это пространство и влияет на его социальную активность. Методология. Девиантное поведение школьников изучается с позиции личностного подхода в контексте психолого-педагогических аспектов профилактики деструктивного поведения.
Введение. В исследовании рассматривается проблема развития современных инновационных образовательных технологий в условиях художественно-творческой деятельности. Цель исследования - раскрыть особенности реализации современных инновационных педагогических подходов в педагогической художественно-творческой практике. Методология. Художественно-творческая деятельность исследуется в аспекте личностно-деятельностного подхода как ведущий вид педагогической деятельности. С позиции компетентностного подхода определяются основные формируемые компетенции обучающихся в рамках непрерывного многоуровневого профильного образования (художественно-эстетического и социально-педагогического). Исследовательской площадкой стала Детская академия художественного творчества и дизайна.
Введение. В статье наставничество в образовании исследуется как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Концептуально-методологический анализ сконцентрирован на проблеме трансформации наставничества от традиционных форм к современным методам, основанным на активном взаимодействии наставника и наставляемого (подопечного).
Введение. Статья посвящена проблеме воспитания в современном профессиональном образовании: реализации бизнес-ориентирующего направления воспитания студентов и его методического сопровождения. Цель работы - рассмотреть воспитание в среднем профессиональном образовании с теоретической и практической стороны в аспекте бизнес-ориентирующего направления, выявить характерные особенности методического сопровождения бизнес-воспитания.
Введение. В статье исследуется проблема формирования надпрофессиональных компетенций курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как стратегическая задача, ориентированная на сокращение процесса адаптации молодых специалистов к условиям и требованиям будущей профессиональной деятельности. Цель статьи - определить уровень сформированности способностей к саморазвитию и самообразованию, критического мышления курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как базовой основы надпрофессиональных компетенций. Методология. Методологической основой исследования стали системный и аспектный подходы к изучаемой проблеме. Для достижения цели авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научных публикаций) и эмпирические (анкетирование) методы. Исследование проводилось с привлечением курсантов 3-4 курсов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации (n = 156). Использованы методика М. П. Лукашевич (оценка способностей к саморазвитию и самообразованию), методика определения уровня критического мышления Ю. Ф. Гущина, Н. В. Смирнова (оценка уровня критического мышления).
Введение. Проблема исследования заключается в необходимости поиска эффективных процедур оценивания компетентности и уровня готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов, их готовности к работе в условиях неопределенности. Цель исследования заключается в выявлении возможностей использования демонстрационного экзамена для повышения качества реализации образовательных программ высшего образования и обеспечения эффективности процедуры оценивания.
Введение. В современных условиях развития образовательных систем управленческие компетенции руководителя играют ключевую роль в продуктивном развитии организации. проведенные авторами статьи теоретический анализ научных публикаций, эмпирический анализ управленческих практик участников программ дополнительного профессионального образования, конкурсов профессионального мастерства позволили сформулировать проблему исследования: поиск таких направлений, форм осуществления формирования и развития управленческих компетенций руководителя образовательной организации, которые являются примерами обучения в действии и стимулируют развитие профессиональной субъектности. Цель статьи - актуализация современных ориентиров, успешных способов формирования и развития управленческих компетенций в практике педагогических вузов. Методология. Методологическую основу исследования составили андрагогический и компетентностный подходы, принцип обучения в действии. Для достижения цели исследования авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научных публикаций) и эмпирические (анализ программ дополнительного профессионального образования, опрос, наблюдение) методы. Прикладное исследование проводилось на базе Новосибирского государственного педагогического университета и Оренбургского государственного педагогического университета.
Введение. В условиях социально-экономической нестабильности применение инструментов риск-менеджмента при принятии управленческих решений, построении системы управления, включающей управление рисками, позволит более эффективно достигать поставленных целей. При этом проблеме управления рисками руководством образовательных организаций, так же как и в организационно-управленческой деятельности педагогических работников, не уделяется должного внимания. Это позволяет говорить о несформированной культуре управления рисками как одном из результатов профессиональной подготовки и повышения квалификации работников в области образования. Культура управления рисками является одним из компонентов управленческой культуры, определяющих готовность педагогических работников к обеспечению качества управления в образовательной системе (управления образовательным процессом, учебно-познавательной деятельностью обучающихся и т. п.). Культура управления рисками все больше рассматривается исследователями с позиции инновационного типа управленческой культуры, ориентированной на реализацию инноваций, а осуществление инновационной деятельности всегда учитывает риски.
Материалы и методы: терминологический анализ риск-менеджмента в управлении образовательными системами; реферативный обзор становления и практической реализации рискологической культуры педагогических работников.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/