НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ К (2024)
Введение. В статье исследуется проблема формирования надпрофессиональных компетенций курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как стратегическая задача, ориентированная на сокращение процесса адаптации молодых специалистов к условиям и требованиям будущей профессиональной деятельности. Цель статьи - определить уровень сформированности способностей к саморазвитию и самообразованию, критического мышления курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как базовой основы надпрофессиональных компетенций. Методология. Методологической основой исследования стали системный и аспектный подходы к изучаемой проблеме. Для достижения цели авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научных публикаций) и эмпирические (анкетирование) методы. Исследование проводилось с привлечением курсантов 3-4 курсов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации (n = 156). Использованы методика М. П. Лукашевич (оценка способностей к саморазвитию и самообразованию), методика определения уровня критического мышления Ю. Ф. Гущина, Н. В. Смирнова (оценка уровня критического мышления).
Идентификаторы и классификаторы
Сегодня определены критически важные надпрофессиональные компетенции выпускников: «партнерство/сотрудничество», «анализ информации и выработка решений», «коммуникативная грамотность», «планирование и организация», «саморазвитие» [14, с. 19].
Выявлено, что надпрофессиональные компетенции специалиста следует рассматривать через показатели личностного развития (компетенции самообразования и самоорганизации), социально-коммуникативные (компетенция эффективного общения и взаимодействия и компетенция командной работы) и когнитивные (компетенция критического, системного, креативного мышления) компетенции, формируемые в рамках самостоятельной, научно-исследовательской деятельности и воспитательной работы [12, с. 47].
Таким образом, в практике подготовки обучающихся образовательных организаций высших образования сегодня разработаны и успешно реализовываются два подхода, ориентированные на формирование надпрофессиональных компетенций.
Список литературы
1. | Авраамова Е. М., Верпаховская Ю. Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социологические исследования. - 2006. - № 4. - С. 37-46. EDN: OPCFHL | |
---|---|---|
2. | Антропова Н. А. Надпрофессиональные компетенции как фактор успеха в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 3. - С. 157-158. - URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=1290 (дата обращения: 22.10.2023). EDN: RATSRX | |
3. | Батракова С. Н. Методология становления педагогического процесса // Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 11-16. | |
4. | Бацунов С. Н., Дереча И. И., Кунгурова И. М., Слизкова Е. В. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. - 2018. - № 4. - С. 198-207. -. DOI: 10.24422/MCITO.2018.4.12367 EDN: OSROVP | |
5. | Васильев В. В., Майорова С. А. Проблемные вопросы формирования профессиональной юридической мобильности выпускников ведомственных вузов МВД России // Совершенствование образовательных программ, планирование и реализация учебного процесса: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Омск, 28 февраля 2022 г.). - Омск: Изд-во Омской академии МВД России, 2022. - С. 99-102. EDN: PXKPQM | |
6. | Диагностический инструментарий оценки развития надпрофессиональных компетенций студентов вуза: методические рекомендации / сост. Л. А. Ибрагимова, С. В. Михайлова. - Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2021. - 45 с. | |
7. | Зуева М. Л., Киселева Т. Г., Завьялова И. В., Кригер Л. А. Формирование надпрофессиональных компетенций обучающихся учреждений начального профессионального образования: методическое пособие. - Ярославль: Канцлер, 2012. - 158 с. | |
8. | Каххаров Ш. Надпрофессиональные компетенции и управление ими // Организационная психология. - 2014. - Т. 4, № 4. - С. 103-120. | |
9. | Сосницкая О. Soft Skills: мягкие навыки твердого характера [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.exrus.eu/Soft-Skills-Myagkiye-navyki-tverdogo-kharaktera-id50530e696ccc19a0150001fb (дата обращения: 18.10.2023). | |
10. | Ковалевский В. А. Новые приоритеты модернизации педагогического образования: опыт их реализации в КГПУ им. В. П. Астафьева // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2 (35). - С. 48-56. | |
11. | Майер Г. В., Маковеева В. В. О роли вузов в подготовке конкурентоспособных кадров для новой экономики // Проблемы управления в социальных системах. - 2009. - Т. 1, № 1. - С. 17-28. EDN: OHYAIB | |
12. | Михайлова С. В. Надпрофессиональные компетенции как одно из условий формирования профессиональной зрелости // Педагогическое образование. - 2022. - Т. 3, № 9. -С. 46-48. | |
13. | Михайлова С. В., Погребная И. А. Обоснование и апробация технологии проектирования компетентностного профиля современного специалиста технических направлений // Вестник Томского государственного университета. - 2022. - № 479. - С. 226-232. EDN: TTUGID | |
14. | Степашкина Е. А., Суходоев А. К., Гужеля Д. Ю. Исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями при приеме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов: методические рекомендации. - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 32 с. | |
15. | Сырямкина Е. Г., Румянцева Т. Б., Ливенцова Е. Ю. Практика развития надпрофессиональных компетенций студентов в современном университете // Образование и наука. - 2016. - № 7. - С. 117-135. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-7-117-135 EDN: WMEBKP | |
16. | Теоретические основы и социальные практики развития критического мышления: учебно-методическое пособие / сост. Л. И. Щербакова, Н. В. Быковский, Д. А. Василенко и др. - Новочеркасск: Изд-во НОК, 2023. - 62 с. | |
17. | Шматко Н. А. Компетенции инженерных кадров: опыт сравнительного исследования в России и странах ЕС // Форсайт. - 2012. - Т. 6, № 4. - С. 32-47. EDN: PJHKIP | |
18. | Яркова Т. А., Черкасова И. И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. - 2016. - Т. 2, № 4. - С. 222-234. EDN: XHRDEP |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Авторами исследуется проблема девиантного поведения школьников, которая является актуальной и в настоящее время, что связано с новыми подходами в изучении факторов социальной адаптации и развития личности ребенка через образование, так как оно в определенном смысле создает это пространство и влияет на его социальную активность. Методология. Девиантное поведение школьников изучается с позиции личностного подхода в контексте психолого-педагогических аспектов профилактики деструктивного поведения.
Введение. В исследовании рассматривается проблема развития современных инновационных образовательных технологий в условиях художественно-творческой деятельности. Цель исследования - раскрыть особенности реализации современных инновационных педагогических подходов в педагогической художественно-творческой практике. Методология. Художественно-творческая деятельность исследуется в аспекте личностно-деятельностного подхода как ведущий вид педагогической деятельности. С позиции компетентностного подхода определяются основные формируемые компетенции обучающихся в рамках непрерывного многоуровневого профильного образования (художественно-эстетического и социально-педагогического). Исследовательской площадкой стала Детская академия художественного творчества и дизайна.
Введение. В статье наставничество в образовании исследуется как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Концептуально-методологический анализ сконцентрирован на проблеме трансформации наставничества от традиционных форм к современным методам, основанным на активном взаимодействии наставника и наставляемого (подопечного).
Введение. Статья посвящена проблеме воспитания в современном профессиональном образовании: реализации бизнес-ориентирующего направления воспитания студентов и его методического сопровождения. Цель работы - рассмотреть воспитание в среднем профессиональном образовании с теоретической и практической стороны в аспекте бизнес-ориентирующего направления, выявить характерные особенности методического сопровождения бизнес-воспитания.
Введение. Проблема исследования заключается в необходимости поиска эффективных процедур оценивания компетентности и уровня готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов, их готовности к работе в условиях неопределенности. Цель исследования заключается в выявлении возможностей использования демонстрационного экзамена для повышения качества реализации образовательных программ высшего образования и обеспечения эффективности процедуры оценивания.
Введение. В современных условиях развития образовательных систем управленческие компетенции руководителя играют ключевую роль в продуктивном развитии организации. проведенные авторами статьи теоретический анализ научных публикаций, эмпирический анализ управленческих практик участников программ дополнительного профессионального образования, конкурсов профессионального мастерства позволили сформулировать проблему исследования: поиск таких направлений, форм осуществления формирования и развития управленческих компетенций руководителя образовательной организации, которые являются примерами обучения в действии и стимулируют развитие профессиональной субъектности. Цель статьи - актуализация современных ориентиров, успешных способов формирования и развития управленческих компетенций в практике педагогических вузов. Методология. Методологическую основу исследования составили андрагогический и компетентностный подходы, принцип обучения в действии. Для достижения цели исследования авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научных публикаций) и эмпирические (анализ программ дополнительного профессионального образования, опрос, наблюдение) методы. Прикладное исследование проводилось на базе Новосибирского государственного педагогического университета и Оренбургского государственного педагогического университета.
Введение. Статья посвящена проблеме построения системы допрофессионального педагогического образования школьников. Цель и методы. Цель статьи - представить инновационную программу допрофессионального педагогического образования в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского, разработанную на основе мониторинга состояния допрофессиональной педагогической подготовки школьников в 87 регионах Российской Федерации, анализа практики и научных исследований по данной теме, опроса педагогов, обучающихся, родителей из 30 регионов Российской Федерации.
Введение. В условиях социально-экономической нестабильности применение инструментов риск-менеджмента при принятии управленческих решений, построении системы управления, включающей управление рисками, позволит более эффективно достигать поставленных целей. При этом проблеме управления рисками руководством образовательных организаций, так же как и в организационно-управленческой деятельности педагогических работников, не уделяется должного внимания. Это позволяет говорить о несформированной культуре управления рисками как одном из результатов профессиональной подготовки и повышения квалификации работников в области образования. Культура управления рисками является одним из компонентов управленческой культуры, определяющих готовность педагогических работников к обеспечению качества управления в образовательной системе (управления образовательным процессом, учебно-познавательной деятельностью обучающихся и т. п.). Культура управления рисками все больше рассматривается исследователями с позиции инновационного типа управленческой культуры, ориентированной на реализацию инноваций, а осуществление инновационной деятельности всегда учитывает риски.
Материалы и методы: терминологический анализ риск-менеджмента в управлении образовательными системами; реферативный обзор становления и практической реализации рискологической культуры педагогических работников.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/