В статье рассматриваются социальные причины смены ценностных ориентиров у подрастающего поколения. Представлены результаты исследования, направленного на определение сформированности духовно-нравственных ценностей у младших подростков. Проанализированы основные духовно-нравственные понятия, с толкованием которых у младших школьников возникаю проблемы. Предлагаются карты духовно-нравственного контекста для работы с понятиями, понимание которых искажено и у обучающихся, и у их родителей. Обосновывается необходимость взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания подрастающего поколения. Сформулированы перспективные задачи дальнейшего исследования.
Идентификаторы и классификаторы
Нравственные ценности формируются в семье и в образовательной организации. Именно там ребенок впервые узнает, «что такое хорошо» и «что такое плохо», у него формируются ценностные ориентиры. Вместе с тем, осознание и принятие этих ценностей проявляются не столько в беседах со взрослыми в режиме уроков или семейного общения, сколько в поступках детей. Поступки, в свою очередь, имеют фундаментом те модели нравственного выбора, которые ребенок наблюдал у значимых взрослых (родителей, учителей и др.). В современном социуме взрослые иногда оказываются сами дезориентированы в выборе нравственных ориентиров, не имеют фундамента, заложенного с детства. Обращение к национальным истокам – это тот вектор воспитания, который является в современном мире «гарантом нравственности и духовности». Такой вектор воспитания не противоречит имеющимся в российском законодательстве свободам слова и образования. Так, в «Законе об образовании» (ст. 2, п. 2) указывается, что система образования обязана защищать и развивать национальные культуры и региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства.
Список литературы
1. Данилюк А. Я. 2014. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение.
2. Дымов М. 1997. Дети пишут Богу. Рига: Вайделоте.
3. Истомина И. П., Мехдиева И. Д. 2016. Современные тенденции семейного воспитания в развитии личности детей 7-11 лет // Православие. Наука. Образование 1(1), 57-60. EDN: XBPNEN
4. Смуглеева А. В. 2018. Современные проблемы формирования духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи // Православие. Наука. Образование 1(5), 93-101.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). URL: http://www. consultant. ru/law/hotdocs/43281. html (2018. 23 янв.).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 № 373). URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_96801/ ea5d7777caea0f829ef088881c72c46bf592482c/(2018. 23 янв.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье аутизм рассматривается в свете философии познания. Для философов XX в. стало очевидно, что без восприятия Другого не может быть сформировано Я человека. В статье рассматривается концепция механизмов познания С. Барона-Коэна, нарушение которых ведет к патологии.
В разрезе социально-экономического подхода к определению места и роли интеллигенции зачастую рассматривается только один пункт, в котором интеллигенция определяется как наиболее прогрессивный слой общества и при этом притесняемый властью за прогрессивные взгляды. Данная позиция широко распространена в исследованиях не только философов, но также и социологов, политологов, экономистов. Вместе с тем властные структуры всегда рассматривают прогресс как основу для общественной модернизации без возможности причинения вреда. Новизна работы определяется тем, что основание взаимодействия между органами власти и интеллигенцией следует рассматривать не только в исторической перспективе, но также и на основе экономического или антропологического подхода. Следует выявить то, насколько подобные взаимоотношения определяют возможность развития обществ аи насколько коррелируют с общественными интересами. Автором статьи не только рассматриваются аспекты экономического характера стимулирования интеллигенции, а также определяется ее роль в позитивном социально-экономическомразвитии общества. Практическая значимость исследования определяется возможностью формирования программ общественного развития на основе философских дискуссий и определения места и роли интеллигенции в общественном развитии.
Статья посвящена проблеме христианского отношения к убийству зачатых и нерожденных младенцев, в медицинском языке скрываемом за термином «аборт». С позиций православного богословия раскрываются проблемные для светского общества вопросы, связанные с сохранением жизни нерожденных младенцев, учением об их вечной личности и бессмертной душе, поднимается проблема их конституционного статуса.
В статье рассматриваются психологические аспекты развития речи детей-дошкольников как часть работы по их духовно-нравственному воспитанию. Проанализированы аспекты деятельности детей и их родителей в процессе игры. Описана специфика образования детей с психофизическими нарушениями в соответствии с общепринятыми психолого-педагогическими концепциями дошкольного детства. Представлены текущие результаты работы педагога-психолога вусловиях дистанционного образовательного процесса школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья.
На основе вновь выявленных архивных материалов, с привлечением опубликованных источников реконструируется процесс создания домовой церкви Иверской иконы Божьей Матери при императорском Женском педагогическом институте. Внутреннее убранство церкви оформлялось постепенно. К этому важному процессу были привлечены лучшие мастера церковного дела, трудившиеся под руководством академика Н. В. Султанова.
В статье прослеживается формирование российского законодательства XIX-XX вв., регулирующего взаимоотношения государственной власти и Православной церкви. Показан процесс эволюционных изменений в законодательстве, заключавшийся в переходе от покровительства и поддержки Церкви к полному равноправию всех религиозных объединений, а затем их отделении от государства.
На основе архивных документов рассматривается вопрос о порядке отказов епархиального начальства в повышении в должности служителей церквей в конце XVIII - начале XIX вв. В статье проанализирован состав и содержание дел Тобольской духовной консистории о неудачных попытках клириков улучшить свое служебное положение, а также занять место в желаемом приходе.
В статье рассматривается деятельность архиепископа Варлаама (Успенского) в качестве преосвященного Тобольской и Сибирской епархии (1862-1872 гг.). Рассматриваются его инициативы по организации системы управления в епархии, совершенствованию системы школьного образования, миссионерского служения, контролю за выполнением духовенством пастырских обязанностей и др.
В статье рассматриваются особенности взаимодействия приходского духовенства и светской власти на территории Тобольского Севера в синодальный период. К числу вопросов, которые служили поводом для такого рода взаимодействия, отнесены замещение вакантных должностей в приходах, предоставление различного рода метрических сведений по запросам полиции, регулирование взаимоотношений с «инородческим» населением, информирование о происходивших в стране важнейших политических событиях.
Среди многочисленных «общерусских» известий тобольской «Книги записной», признанных излишними в ходе редактирования этого летописного свода, выделяются сообщения о продолжительности «первопрестольства» Иова - вначале как митрополита, затем патриарха Московского. Данные сообщения, на что ранее не обращалось внимания, анахронистичны, подобно свидетельствам той же редакции свода о хиротонисаниях в патриарший сан Иова и Гермогена. Ошибочно также указание анонимного книжника Тобольского архиерейского дома (если не переписчика «Описания о поставлении городов и острогов в Сибири …») на время, в течение которого Гермоген занимал патриаршую кафедру. Нарративный источник, от которого зависят приведенные известия, вероятно, сложился в церковной среде, но допущенные в «Книге записной» анахронизмы склоняют к выводу о том, что ее «слогатель» использовал не летописец, созданный в стенах Чудова монастыря, как считалось ранее, а сочинение, возникшее на патриаршем дворе; в Сибирь оно могло попасть благодаря митрополиту Тобольскому Павлу.
Издательство
- Издательство
- НВГУ
- Регион
- Россия, Нижневартовск
- Почтовый адрес
- 628602, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нижневартовск, улица Ленина, д. 56.
- Юр. адрес
- 628602, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нижневартовск, улица Ленина, д. 56.
- ФИО
- Горлов Сергей Иванович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- nvsu@nvsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (346) 6443950
- Сайт
- https://nvsu.ru/