СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (2024)
В настоящей статье предпринята попытка представить результаты педагогического эксперимента с использованием игровых заданий, как основной двигательной деятельности, расширяющих базовые физические качества младших школьников в процессе обучения на уроках физической культуры. Определены явные и латентные показатели ловкости, статическое и динамическое равновесие обучающихся первых-вторых классов. Изучены темпы прироста данных показателей за период эксперимента. Доказана эффективность применения подвижных игр и заданий с изменением темпа движения, в сочетании с дополнительными двигательными действиями, чередованием высоких и низких положений тела, ориентировкой в пространстве. Показана важность диагностики абсолютных и относительных показателей различных координационных способностей, что дает возможность определить актуальные (явные) и скрытые координационные потенциалы учеников в онтогенезе для дальнейшего их совершенствования.
Идентификаторы и классификаторы
Подготовка обучающихся к жизни, труду, выбору профессии и их дальнейшая профессиональная успешность, результаты в занятиях спортом во многом определяются уровнем развития координационных способностей. В своих исследованиях ряд авторов концентрируют интерес на проблеме раскоординированности двигательной деятельности у детей младшего школьного возраста [Овчинников Ю.Д., 2020; Сорокина Е.Л., Шишкина Т.И., 2021].
Список литературы
- Ашмарин, Б. А. Теория и методики физического воспитания: учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов./ Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 148-152.
- Баландин, В.А. Классификация и состав тестов, характеризующих координационные способности детей и подростков 7-12 лет / В. А. Баландин, С. М. Ахметов, Ю. К. Чернышенко, А. О. Кузнецов, А. И. Величко // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2019. – № 4. – С. 3-11.
- Глухарева, М. Р. Особенности развития ловкости у детей 7-10 лет / М. Р. Глухарева, В. А. Чикачева // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2023. – № 2 (216). С. 86-90.
- Кабанов, Ю. М. Критические периоды развития статического и динамического равновесия у школьников 1-11-х классов / Ю. М. Кабанов // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 1. – С.17-18.
- Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. – Москва : ТВТ Дивизион, 2006. – С. 151-155.
- Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В. И. Лях. – Москва : ООО Фирма «Издательство АСТ». – 1998. – С. 114-119.
- Овчинников, Ю. Д. Теоретическое обоснование координационных способностей детей младшего школьного возраста с учетом биомеханических характеристик / Ю. Д. Овчинников, В. А. Якунина // Наука-2020. – № 6 (42). – С.54-60. http://www.nauka-2020.ru/MN 6 (42) 2020.pdf
- Рахматов, А. И. Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания школьников младших классов / А. И. Рахматов // Образование и воспитание. – 2018. – №5 (20). – С. 33-34. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/ 3630
- Сорокина, Е. Л. Специфика методов и средств для развития ловкости у школьников младших классов / Е. Л. Сорокина, Т. И. Шишкина // Наука и социум: материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 25 ноября 2021 г.) / отв. Ред. Е.Л. Сорокина. – Новосибирск : Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 2021. – С. 53-59. doi:10.38163/978-5-6046739-8-0 2021 53
- Храмцов, П. И. Оценка развития мелкой моторики, функции равновесия и статокинетической устойчивости у младших школьников / П. И. Храмцов, Н. О. Березина, А. М. Курганский // Здоровье населения и среда обитания. – 2021. – Т. 29. – № 12. – С. 41-47. doi: https://doi.org/10.35627/2219-5238/ 2021-29-12-41-47
- Швалева, Т. А. Развитие координационных способностей школьников 8-9 лет на основе игровых и творческих заданий / Т. А. Швалева // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №6 (73). – С. 320-321.
- Эйдельман, Л. Н. Подвижные игры как эффективное средство развития способности к динамическому и статическому равновесию у детей младшего школьного возраста на физкультурных занятиях / Л. Н. Эйдельман // Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию факультета физической культуры. Под ред. М.В. Куликовой. – Тула : Изд-во: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. – 2022. – С. 270-274.
- Якунина, В. А. Средства и методы для развития координационных способностей детей в общепедагогической практике учителя физической культуры / В. А. Якунина, Ю. Д. Овчинников, К. С. Пигида // The Scientific Heritage. 2020. № 51-3. – С. 38-43. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sredstva-i-metody-dlya-razvitiya-koordinatsionnyh-sposnostey-detey-v-obschepedagogicheskoy-praktike-uchitelya-fizicheskoy-kultury.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен опыт реализации технологии коррекции психофизиологических функциональных состояний студентов спортсменов в условиях двойной карьеры. Структура коррекционных мероприятий представлена в схемах. Схематичное представление позволяет показать в виде условных изображений или обозначений составные части понятия и связи между ними. Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о положительном влиянии и эффективности предлагаемой технологии коррекции психофи зиологических функциональных состояний студентов спортсменов, реализующих сочетанную умственную и физическую нагрузку.
В статье представлен материал, касающийся проблемы здоровья современных детей первого и второго детства проживающих в неблагоприятных климатогеографических условиях. Дана оценка адаптационных возможностей с прогностической значимостью как показателя здоровья в переходный период из детского сада в школу с целью корректировки процесса физического воспитания, дифференцирования нагрузок и индивидуализации учебного процесса. Подчеркивается важность изучения процессов адаптации на всех этапах онтогенеза во избежание развития динамического рассогласования, приводящего к серьезным нарушениям здоровья. В исследовании изучались морфофункциональные показатели (ЧСС, А/Дсист., А/Ддиаст., длина, масса тела и возраст). Выявлена вариативность изучаемых показателей, дающая представление об уровне относительно умеренной изменчивости результатов. Отмечается, что адаптационные возможности учащихся начальных классов свидетельствуют об ухудшении АП в сравнении с предыдущим возрастным этапом.
В статье представлен анализ уровня физической работоспособности по стандартной методике степ теста В. Л. Карпмана у 324 студентов периода юношеского возраста на начальном этапе обучения в шести вузах РФ. Авторами выдвинута гипотеза, что физическая работоспособность не зависит от региона проживания, а зависит от профиля получаемого образования. Также показано, что на уровень физической работоспособности и значения МПК влияет ряд совокупных факторов, наиболее существенным из которых является высокий уровень двигательной активности, связанный с регулярными занятиями физкультурой и спортом, как в общеобразовательной школе, так и в ДЮСШ. Установлено, что уровень физической работоспособности и МПК больше у юношей, обучающихся в специализированных физкультурных вузах.
В статье дается обзор теоретических и эмпирических исследований межличностных отношений в организованном спорте, раскрывающих различные проблемы, связанные с деструктивными взаимоотношениями между спортсменами, между тренерами и спортсменами, рассматривается проявляющиеся деструктивные взаимоотношения как различные притеснения, представляющие угрозу обеспечения «безопасного спорта». Одновременно с этим обсуждается связь проявления «буллинга» с другими проявлениями деструктивного поведения – агрессией и антисоциальным поведением.
В целях предотвращения распространения и развития данных разрушающих и деструктивных явлений в спорте, необходимо проводить постоянные исследования, результаты которых позволят принимать своевременные профилактические решения. И перед каждым исследованием важно отработать концептуальный инструмент, который бы охватывал эти разрушающие и деструктивные проявления поведения, позволяя выявить или предсказать формирование спортивных притеснений.
В статье рассматриваются аспекты от районных до Чемпионатов России ветеранских соревнований по плаванию. Для лиц зрелого, пожилого и старческого возрастов тренирующихся и участвующих в соревнованиях по плаванию, это возможность поддерживать здоровье и двигательную активность. Участие в ветеранских соревнованиях имеет большое значение для продления активного долголетия ветеранов спорта.
В статье рассмотрен зарубежный и отечественный опыт организации физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми, проведено анкетирование женщин пожилого возраста. Представлена авторская модель организации физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми по месту жительства. В основе модели сетевое взаимодействие органов исполнительной власти, направленное на предоставление населению физкультурно-спортивных услуг.
Добиться высокого уровня разносторонней подготовленности спортсменам в каратэ позволяет разнообразие различных двигательных действий, приближая данный вид боевых искусств к эффективному средству тренировки различных категорий занимающихся. Существенное значение имеет совершенствование функциональной подготовленности и психофизиологических характеристик с учетом особенностей спортсменов за счет специализированной подготовки, которая обеспечивает конкретное воздействие тренировочных средств на определенные стороны спортивной подготовленности юношей 12-13 лет различных весовых категорий в каратэ. Проведенная психофизиологическая диагностика позволяет констатировать, что также существует достаточно высокий потенциал для повышения психомоторных способностей юношей 12-13 лет легкой и тяжелой весовой категории в каратэ при организации специализированной подготовки, которая обеспечивает сбалансированное совершенствование различных компонентов психомоторных способностей бойцов.
Применение методов математической статистики в спорте позволяет интерпретировать полученные результаты в процессе изучения различных компонентов подготовленности спортсменов. Исследования в спортивных единоборствах и боевых искусствах предусматривают весь спектр применения математической статистики, однако применение факторного анализа для исследования ведущих компонентов, определяющих направленность спортивной тренировки не нашло своего должного отражения. В статье представлены результаты интеркорреляционного анализа показателей спортивной подготовленности юношей 12-13 лет в каратэ с целью определения степени вклада каждого параметра в конкретный фактор, определяющий компонентную структуру специализированной подготовки испытуемых. Показано, что многолетняя подготовка спортивного резерва в каратэ должна строиться с учетом индивидуальных показателей спортивной подготовленности, которые могут дать полное представление о состоянии спортсмена и эффективности тренировочных воздействий в годичном цикле подготовки. Анализ весовых категорий и динамики компонентов подготовленности юношей 12-13 лет, занимающихся каратэ, в процессе годичного тренировочного показал, что они служат основой для эффективной разработки структуры и содержания специализированной подготовки на основе применения метода круговой тренировки, которая позволит обеспечить повышение уровня подготовленности и спортивного мастерства в соревновательной деятельности.
Повышение уровня специализированной подготовленности юношей 12-13 лет, занимающихся каратэ, необходимо осуществлять с учетом легкой и тяжелой весовой категории в процессе целенаправленных занятий по методу круговой тренировки, которая позволяет обеспечить целенаправленное воздействие на физический, функциональный, психомоторный и технико-тактический компонент подготовленности спортсменов.
В статье представлены результаты исследования влияния уровня личностной тревожности у курсантов учебных военных учреждений на отдельные показатели социально-значимых ценностей. Прямая корреляционная зависимость личностной тревожности у курсантов, оказывающая позитивное влияние на формирование социально-значимых ценностей, выявлена по следующим переменным: знание моральных норм общества, вежливость, требовательность к себе, честность, уважение к командиру, преподавателю, наставнику. Обратная корреляционная зависимость личностной тревожности у курсантов, оказывающая негативное влияние на формирование социально-значимых ценностей выявлена по следующим переменным: замкнутость, конфликтность с окружающими в коллективе группы, употребление спиртного, индивидуализм, профессиональная подготовленность командных умений, переносимость физической нагрузки, желание служить в вооруженных силах, отношение друзей, сокурсников, работоспособность в деятельности.
Издательство
- Издательство
- УРАЛГУФК
- Регион
- Россия, Челябинск
- Почтовый адрес
- 454091, Челябинская обл, г Челябинск, Советский р-н, ул Орджоникидзе, д 1
- Юр. адрес
- 454091, Челябинская обл, г Челябинск, Советский р-н, ул Орджоникидзе, д 1
- ФИО
- Сериков Сергей Геннадьевич (РЕКТОР)
- Сайт
- https://uralgufk.ru/