ВЛИЯНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ (2024)
В статье представлены результаты исследования влияния уровня личностной тревожности у курсантов учебных военных учреждений на отдельные показатели социально-значимых ценностей. Прямая корреляционная зависимость личностной тревожности у курсантов, оказывающая позитивное влияние на формирование социально-значимых ценностей, выявлена по следующим переменным: знание моральных норм общества, вежливость, требовательность к себе, честность, уважение к командиру, преподавателю, наставнику. Обратная корреляционная зависимость личностной тревожности у курсантов, оказывающая негативное влияние на формирование социально-значимых ценностей выявлена по следующим переменным: замкнутость, конфликтность с окружающими в коллективе группы, употребление спиртного, индивидуализм, профессиональная подготовленность командных умений, переносимость физической нагрузки, желание служить в вооруженных силах, отношение друзей, сокурсников, работоспособность в деятельности.
Идентификаторы и классификаторы
Влияние уровня выраженности личностной тревожности у курсантов военных вузов на отдельные показатели социально-значимых ценностей связано с выбором жизненных позиций с потребностями, определяющими положение в социальной среде. Человек большую часть своего времени проводит в повседневной жизни, учебной, профессиональной деятельности, при этом неотделимыми условиями, являются психологическая напряженность.
Список литературы
- Артюхова, Т. Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Артюхова Татьяна Юрьевна : НГПИ. – Новосибирск, 2000. – 22 с.
- Военно-психологический словарь-справочник / под общ. ред. Ю.П. Зинченко. – М. : ИД Куприянова «Общество психологов силовых структур». – 2010. – 592 с.
- Денисенко, С. В. Представление о системе жизненных ценностей курсантов как основной педагогический ориентир воспитательной работы вуза МВД / С. В. Денисенко А. Ф. Кузнецов, М. А. Кузнецова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – № 2 (33). – С. 19-22.
- Днов, К. В. Оценка личностного психологического адаптационного потенциала курсантов Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова с различным уровнем психического здоровья / К. В. Днов, И. И. Дорофеев, С. А. Зун, В. А. Корзунин и др. // Вестник российской военно-медицинской академии. – 2016. – №3 (55). – С. 14-17.
- Еганов, А.В. Изучение влияния соревновательной личностной тревожности на психические состояния дзюдоистов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям / А. В. Еганов, В. С. Быков, Д. А. Пакетин, Т. В. Киреева // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 47-51.
- Еганов, А. В. Формирование личности ценностно-патриотической ориентации курсантов военных вузов / А. В. Еганов, В. С. Быков, М. Н. Прозорова и др.: монография // Современные вызовы образования и психология формирование личности. – Чебоксары : Издательский дом «Среда». – 2022. – 204 с. DOI 10.31483/r-103041.
- Еганов, А. В. Направленность тренировочного процесса в дзюдо на воспитание социально значимых ценностей / А. В. Еганов // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 5; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1788 (дата доступа: 24.07.2024).
- Карлова, Е. Н. Динамика ценностных ориентаций и установок курсантов военных образовательных организаций / Е. Н. Карлова // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27. – № 5. – С. 152-159.
- Конституция РФ, Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными 01.07.2020).
- Лекомцев, В. С. О психологических особенностях курсанта / В. С. Лекомцев, М. С. Лагкуев, И. Н. Котлов, А. В. Кулешов // Личность курсанта: психологические особенности бытия: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. С. Д. Некрасов. – Краснодар : Кубанский гос. ун-т; КВВАУЛ ; Краснодарский ун-т МВД РФ, 2016. – С. 77-83.
- Лопатина, О. А. Влияние русско-украинских военных (боевых) действий на психологическое состояние граждан / О. А. Лопатина // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2023. – Т. 29. – № 1. – С. 122-131.
- Марин, А. П. Физическая культура как средство социализации обучающихся общеобразовательных организаций Министерства Обороны Российской Федерации : автореф. дис. … канд. пед. наук ; 13.00.04 / Марин Андрей Павлович ; ВИФК Мин. обороны РФ. – Санкт-Петербург. – 2019. – 23 с.
- Овчинников, В. А. О психологической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России / В. А. Овчинников, Р. А. Исаев // Совершенствование физической подготовки сотрудников органов внутренних дел: материалы межвуз. науч. конф. / под ред. Р. В. Нигматуллина, А. З. Минуллина, Р. В. Королева. – Уфа : УЮИ МВД России, 2010. – С. 108-110.
- Павленко, А. И. Влияние тревожности на эффективность деятельности военнослужащих по призыву / А. И. Павленко : IV Междунар. студ. науч. конф. 2012 URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012002075 (дата обращения: 07.07.2024).
- Прихожан, А. М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: личностный аспект : автореф. дис. … д-ра психол. наук ; 19.00.13 / Прихожан, Анна Михайловна. – Москва, 1996. – 45 с.
- Разгонов, В.Л. Ценностные ориентации профессионального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук ; 13.00.08 / Разгонов Виталий Леонидович. – Омск : СибГУФК, 2016. – 23 с.
- Ромахин, А. П. Ценностные ориентации курсантов военных вузов России в современных условиях: сущность, факторы влияния и формирование : автореф. дис. … канд. философ. наук ; 09.00.11 / Ромахин Алексей Петрович ; ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства Обороны РФ. – Москва, 2021. – 19 с.
- Румба, О. Г. Социализация кадет средствами физической культуры и спорта / О. Г. Румба, А. П. Марин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 12 (166). – С. 207-215.
- Рядинская, Е. Н. Особенности психологических состояний человека, проживающего в зоне вооруженного конфликта, в контексте трансформаций смысложизненных стратегий в постконфликтный период / Е.Н. Рядинская // Психология и право. – 2016. – Т. 6. – № 4. – С. 196–208. DOI: 10.17759/psylaw.2016060418
- Сабадаш, А. Г. Тревожность как психологический фактор снижения эффективности военно-учебной деятельности курсантов : автореф. дис. …… канд. психол. наук ; 19.00.07 / Сабадаш Андрей Григорьевич. – Бийск, 2002. – 22 с.
- Сидоров, К. Р. Тревожность как психологический феномен / К. Р. Сидоров // Вестник удмуртского университета – 2013. – Вып. 2. – С. 42-52.
- Спилбергер, Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. – М. : Физкультура и спорт, 1983. – 288 с.
- Шумков, Г.Е. Роль чувства тревоги в психологии масс как начала, нивелирующего индивидуальности / Г.Е. Шумков // Военный сборник. – СПб. – 1914. – Вып. 1. – № 9. – С. 84-89
- American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). Arlington, VA: «American Psychiatric Publishing», 2013. – 992 p.
- Ceylan, M. Examination of the relationship between trait anxiety and mental toughness in sailing athletes / M. Ceylan // Asian Journal of Education and Training. – 2023. – Vol. 9. – No 1. – pp. 1-6. DOI: 10.20448/edu.v9i1.4410.
- Eganov, A. V. Physical culture and sport in harmoniously developed personality formation / A. V. Eganov : мonograph / editors Volodymyr Prystynskyi, Tadeusz Pokusa. – Opole (Poland): Publishing House WSZiA Opole. – 2021. – 384 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен опыт реализации технологии коррекции психофизиологических функциональных состояний студентов спортсменов в условиях двойной карьеры. Структура коррекционных мероприятий представлена в схемах. Схематичное представление позволяет показать в виде условных изображений или обозначений составные части понятия и связи между ними. Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о положительном влиянии и эффективности предлагаемой технологии коррекции психофи зиологических функциональных состояний студентов спортсменов, реализующих сочетанную умственную и физическую нагрузку.
В статье представлен материал, касающийся проблемы здоровья современных детей первого и второго детства проживающих в неблагоприятных климатогеографических условиях. Дана оценка адаптационных возможностей с прогностической значимостью как показателя здоровья в переходный период из детского сада в школу с целью корректировки процесса физического воспитания, дифференцирования нагрузок и индивидуализации учебного процесса. Подчеркивается важность изучения процессов адаптации на всех этапах онтогенеза во избежание развития динамического рассогласования, приводящего к серьезным нарушениям здоровья. В исследовании изучались морфофункциональные показатели (ЧСС, А/Дсист., А/Ддиаст., длина, масса тела и возраст). Выявлена вариативность изучаемых показателей, дающая представление об уровне относительно умеренной изменчивости результатов. Отмечается, что адаптационные возможности учащихся начальных классов свидетельствуют об ухудшении АП в сравнении с предыдущим возрастным этапом.
В статье представлен анализ уровня физической работоспособности по стандартной методике степ теста В. Л. Карпмана у 324 студентов периода юношеского возраста на начальном этапе обучения в шести вузах РФ. Авторами выдвинута гипотеза, что физическая работоспособность не зависит от региона проживания, а зависит от профиля получаемого образования. Также показано, что на уровень физической работоспособности и значения МПК влияет ряд совокупных факторов, наиболее существенным из которых является высокий уровень двигательной активности, связанный с регулярными занятиями физкультурой и спортом, как в общеобразовательной школе, так и в ДЮСШ. Установлено, что уровень физической работоспособности и МПК больше у юношей, обучающихся в специализированных физкультурных вузах.
В статье дается обзор теоретических и эмпирических исследований межличностных отношений в организованном спорте, раскрывающих различные проблемы, связанные с деструктивными взаимоотношениями между спортсменами, между тренерами и спортсменами, рассматривается проявляющиеся деструктивные взаимоотношения как различные притеснения, представляющие угрозу обеспечения «безопасного спорта». Одновременно с этим обсуждается связь проявления «буллинга» с другими проявлениями деструктивного поведения – агрессией и антисоциальным поведением.
В целях предотвращения распространения и развития данных разрушающих и деструктивных явлений в спорте, необходимо проводить постоянные исследования, результаты которых позволят принимать своевременные профилактические решения. И перед каждым исследованием важно отработать концептуальный инструмент, который бы охватывал эти разрушающие и деструктивные проявления поведения, позволяя выявить или предсказать формирование спортивных притеснений.
В настоящей статье предпринята попытка представить результаты педагогического эксперимента с использованием игровых заданий, как основной двигательной деятельности, расширяющих базовые физические качества младших школьников в процессе обучения на уроках физической культуры. Определены явные и латентные показатели ловкости, статическое и динамическое равновесие обучающихся первых-вторых классов. Изучены темпы прироста данных показателей за период эксперимента. Доказана эффективность применения подвижных игр и заданий с изменением темпа движения, в сочетании с дополнительными двигательными действиями, чередованием высоких и низких положений тела, ориентировкой в пространстве. Показана важность диагностики абсолютных и относительных показателей различных координационных способностей, что дает возможность определить актуальные (явные) и скрытые координационные потенциалы учеников в онтогенезе для дальнейшего их совершенствования.
В статье рассматриваются аспекты от районных до Чемпионатов России ветеранских соревнований по плаванию. Для лиц зрелого, пожилого и старческого возрастов тренирующихся и участвующих в соревнованиях по плаванию, это возможность поддерживать здоровье и двигательную активность. Участие в ветеранских соревнованиях имеет большое значение для продления активного долголетия ветеранов спорта.
В статье рассмотрен зарубежный и отечественный опыт организации физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми, проведено анкетирование женщин пожилого возраста. Представлена авторская модель организации физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми по месту жительства. В основе модели сетевое взаимодействие органов исполнительной власти, направленное на предоставление населению физкультурно-спортивных услуг.
Добиться высокого уровня разносторонней подготовленности спортсменам в каратэ позволяет разнообразие различных двигательных действий, приближая данный вид боевых искусств к эффективному средству тренировки различных категорий занимающихся. Существенное значение имеет совершенствование функциональной подготовленности и психофизиологических характеристик с учетом особенностей спортсменов за счет специализированной подготовки, которая обеспечивает конкретное воздействие тренировочных средств на определенные стороны спортивной подготовленности юношей 12-13 лет различных весовых категорий в каратэ. Проведенная психофизиологическая диагностика позволяет констатировать, что также существует достаточно высокий потенциал для повышения психомоторных способностей юношей 12-13 лет легкой и тяжелой весовой категории в каратэ при организации специализированной подготовки, которая обеспечивает сбалансированное совершенствование различных компонентов психомоторных способностей бойцов.
Применение методов математической статистики в спорте позволяет интерпретировать полученные результаты в процессе изучения различных компонентов подготовленности спортсменов. Исследования в спортивных единоборствах и боевых искусствах предусматривают весь спектр применения математической статистики, однако применение факторного анализа для исследования ведущих компонентов, определяющих направленность спортивной тренировки не нашло своего должного отражения. В статье представлены результаты интеркорреляционного анализа показателей спортивной подготовленности юношей 12-13 лет в каратэ с целью определения степени вклада каждого параметра в конкретный фактор, определяющий компонентную структуру специализированной подготовки испытуемых. Показано, что многолетняя подготовка спортивного резерва в каратэ должна строиться с учетом индивидуальных показателей спортивной подготовленности, которые могут дать полное представление о состоянии спортсмена и эффективности тренировочных воздействий в годичном цикле подготовки. Анализ весовых категорий и динамики компонентов подготовленности юношей 12-13 лет, занимающихся каратэ, в процессе годичного тренировочного показал, что они служат основой для эффективной разработки структуры и содержания специализированной подготовки на основе применения метода круговой тренировки, которая позволит обеспечить повышение уровня подготовленности и спортивного мастерства в соревновательной деятельности.
Повышение уровня специализированной подготовленности юношей 12-13 лет, занимающихся каратэ, необходимо осуществлять с учетом легкой и тяжелой весовой категории в процессе целенаправленных занятий по методу круговой тренировки, которая позволяет обеспечить целенаправленное воздействие на физический, функциональный, психомоторный и технико-тактический компонент подготовленности спортсменов.
Издательство
- Издательство
- УРАЛГУФК
- Регион
- Россия, Челябинск
- Почтовый адрес
- 454091, Челябинская обл, г Челябинск, Советский р-н, ул Орджоникидзе, д 1
- Юр. адрес
- 454091, Челябинская обл, г Челябинск, Советский р-н, ул Орджоникидзе, д 1
- ФИО
- Сериков Сергей Геннадьевич (РЕКТОР)
- Сайт
- https://uralgufk.ru/