EISSN 2222-2480
Языки: ru · en

Архив статей журнала

МЕМОРИАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ В МУЗЕЯХ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЗАПОРОЖСКАЯ ОБЛАСТЬ) (2024)
Выпуск: № 1 (55) (2024)
Авторы: Снеговская Евгения Алексеевна

Данное исследование обращается к деятельности музеев, расположенных в новых субъектах Российской Федерации. Автор предпринимает попытку выявления и анализа особенностей работы, сложившихся в музеях Запорожской области. В центре внимания – подходы к экспонированию мемориальных собраний и предметов, которые рассматриваются на примере Бердянского историко-краеведческого и художественного музея.

Сохранить в закладках
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА А.С.ГРИБОЕДОВА «ХМЕЛИТА» В СИСТЕМЕ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ (2024)
Выпуск: № 1 (55) (2024)
Авторы: Кулакова Надежда Викторовна

В статье представлена история музея-заповедника А.С.Грибоедова «Хмелита» от создания до настоящего времени. Особое внимание уделено моментам, которые определяют ценность и значение этого исторического места как объекта культурного и природного наследия России. Автор исходит из того, что музей-заповедник является первичным звеном в российской системе охраны и использования культурного и природного наследия. В этой связи он рассматривается «Хмелиту» и как объект культурного наследия, подлежащий государственной охране, и как государственной учреждение, непосредственно осуществляющее охрану и популяризацию культурного и природного наследия.

Сохранить в закладках
ТИПЫ СЛОБОЖАНСКИХ ИКОН ХVII – ХVIIІ ВВ. ПО МАТЕРИАЛАМ XII АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО СЪЕЗДА В ХАРЬКОВЕ В 1902 Г. (2024)
Выпуск: № 1 (55) (2024)
Авторы: Краснова Ирина Владимировна

Богатейшее культурное наследие Слобожанщины практически не сохранилось, и сегодня его вынуждены изучать по немногочисленным письменным свидетельствам и редким фотоснимкам. Одни из таких источников – каталог и альбом выставки собранных Е.К.Рединым к XII Археологическому съезду. Несмотря на бессистемный характер выставки и субъективные оценки собранных икон, их описание даёт представление о развития иконописного искусства Слобожанщины, культурном обмене между разными регионами Российской империи и Западной Европы. Систематизация и анализ икон позволили выделить их основные типы и на основании этого выявить направления и стили, в которых работали слобожанские художники, что дает возможность характеризовать местную слобожанскую школу живописи и оценить ее вклад в формирование культурного наследия России.

Сохранить в закладках
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КАТЕГОРИИ «ЖАНР» В ИССЛЕДОВАНИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (2024)
Выпуск: № 1 (55) (2024)
Авторы: ПОЛЮШКИНА Катарина Владимировна

Предметом исследования является теоретическая репрезентация категории «жанр» в отечественной музыкальной регионалистике, представленной научными публикациями, вошедшими в Библиографическую базу данных Российского индекса научного цитирования с 2005 г. Использован метод культурологической атрибуции категории «жанр» в двух системах культурных порядков, образующих различные онтологии музыкального жанра: с одной стороны – в художественном пространстве музыкального произведения, а с другой – в исторической событийности. Предложены принципы систематизации специальной литературы. Установлены эвристические перспективы дифференциации и диалектического синтеза различных теоретических подходов к определению и использованию понятия музыкального жанра в исследованиях региональной музыкальной культуры.

Сохранить в закладках
ОСНОВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ПОДХОДОВ В ИЗУЧЕНИИ ПРАКТИКИ КИНЕМАТОГРАФА НА ПРИМЕРЕ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ МОДЕЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (2024)
Выпуск: № 1 (55) (2024)
Авторы: НАЗАРЕТЯН Петр Вараздатович

В статье излагаются основные аспекты фундаментального перехода в исследовательском понимании кинематографа и представляется современный взгляд на взаимосвязи между направлениями и произведениями экранного искусства и современными им социумами. С позиций культурологии освещена трактовка эстетики фильма с выделением общих особенностей кинематографических концепций красоты. На примере периодизированной истории советско-российского кино показаны наличие и смысл тесного специфического взаимовоздействия кинематографа и культуры в различных общественно-политических формациях.

Сохранить в закладках
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НА ПРИМЕРЕ «ХОХЛОМСКОЙ КАРУСЕЛИ» МОСКОВСКОГО ТЕАТРА ТАНЦА «ГЖЕЛЬ» (2024)
Выпуск: № 1 (55) (2024)
Авторы: Радаева Виктория Сергеевна

В статье раскрываются роль хореографического искусства в русской народной культуре, его взаимосвязь с этнокультурными и историческими традициями на примере хореографической композиции «Хохломская карусель» в творческой практике народного артиста России, создателя и художественного руководителя Московского театра танца «Гжель» Владимира Михайловича Захарова. В композиции оживает народный промысел «Хохлома», где использованы символы народного искусства, демонстрирующие вечность движения, представляющего собой круг-хоровод. В статье также подробно рассказывается о рисунке танцевальной композиции с ее уникальными хореографическими особенностями, которые отражают характер данного народного промысла. Подчеркиваются значимость и необходимость в постановке такого рода танцевальных композиций, потому что с помощью хореографии зрелищнее, нагляднее и проще показать все богатство русской народной культуры, что, в свою очередь, требует от балетмейстера глубокого погружения в народную культуру того региона, с которым он хочет познакомить зрителя. Это способствует культурному просвещению народа и поднятию патриотического духа населения.

Сохранить в закладках
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ МОСКОВСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА (2024)
Выпуск: № 1 (55) (2024)
Авторы: Михальский Фрол Александрович

Исследование истории московского предпринимательства и формирования традиций промышленно-купеческого сообщества не только поднимает важный вопрос о сохранении и развитии этих традиций, но и делает его чрезвычайно актуальным в наше время. Авторы исследований, посвященных промышленному развитию России, неоднократно обращались к анализу особенностей становления предпринимательства в дореволюционный период. Данная статья акцентирует внимание на образе московского предпринимателя последней трети XIX – начала XX века и предлагает взгляд на значимость сохранения социокультурных особенностей московских предпринимателей. В центре внимания – анализ и осмысление роли этих традиций в формировании общества и экономики того времени.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ С.П.ДЯГИЛЕВА И «РУССКИХ СЕЗОНОВ» НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ И ВКУСОВ В ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЕ (2024)
Выпуск: № 1 (55) (2024)
Авторы: Казанская Кира Константиновна

В статье рассматриваются этапы творческого пути С.П.Дягилева, анализируются инновационные идеи художников-постановщиков «Русских сезонов», повлиявших на формирование иного взгляда на классическую балетную моду. Упоминаются различные виды искусства, а также дизайнерские работы Бакста, Гончаровой, Бенуа и других художников и дизайнеров, вдохновлённых «Русскими балетами» и русской культурой, отразившимися в западной и отечественной моде, театре и кинематографе, начиная с 1920-х по настоящее время.

Сохранить в закладках
ГЕНЕЗИС КОНЦЕПЦИИ «ЖИВОГО МУЗЕЯ» В РОССИЙСКОМ МУЗЕЕВЕДЕНИИ (2024)
Выпуск: № 1 (55) (2024)
Авторы: Зотова Татьяна Анатольевна

В центре внимания статьи – идеи «живого музея», сформулированные российскими мыслителями, культурологами и музееведами в разные периоды становления отечественного музейного дела. Прослеживая путь их возникновения и развития, автор проводит историографический, ретроспективный и генетический анализ. В результате исследования уточняется история формирования современной концепции «живого музея», и определяются ее исторические прообразы.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМАТИЧНОСТЬ НАУКИ О КУЛЬТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ (2024)
Выпуск: № 1 (55) (2024)
Авторы: Васильев Глеб Евгеньевич

В статье раскрываются ценностные культурно-исторические основания возникновения науки в Новое время; раскрывается, в этой связи, специфика и различие возникших и развившихся в Новое время естественных и социально-гуманитарных наук; раскрывается проблематика исчезновения в современной культурной ситуации, в ситуации Постмодерна, ценностных оснований науки; соответственно, раскрывается проблематичность существования и развитие науки о культуре в подобного рода культурно-историческом контексте, – связанная не только с исчезновением ценностных оснований науки, но и исчезновением объекта исследования науки о культуре – собственно, культуры, как, прежде всего, ценностно-смысловой системы-матрицы.

Сохранить в закладках
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Часть 2 (2024)
Выпуск: № 1 (55) (2024)
Авторы: Заботкин Геннадий Алексеевич, Юдин Валерий Иванович

В статье рассматриваются шаги по модернизации законодательства в сфере культуры в период трансформации социально-экономического развития России, которое составляет массив «культурного» законодательства, призванного обеспечить свободу литературного, художественного и других видов творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, устанавливает пределы обязанностей по сохранению исторического и культурного наследия и, в частности, памятников истории и культуры. Делается вывод о необходимости коренного пересмотра корпуса законов о культуре, усиления влияния культуры на все аспекты политики государства. Предполагается уточнение действующих и введение новых норм в различные разделы законодательства Российской Федерации с точки зрения воздействия на процессы воспитания, формирования личности, творческую деятельность, сохранение культурного наследия, формирование благоприятной информационной среды.*

Сохранить в закладках
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ФИЛОСОФИИ ЖИЛЯ ДЕЛЕЗА КАК ОСНОВА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АВАНГАРДНОГО ИСКУССТВА ХХ ВЕКА (2024)
Выпуск: № 2 (56) (2024)
Авторы: Конькова Елена Юрьевна

Статья посвящена эстетической интерпретации философского концепта Жиля Делеза – юмора. Автор осуществляет попытку представить его как продуктивный теоретический инструментарий для искусствоведческого исследования авангардного искусства XX века. В качестве примера проводится сравнительный анализ размышлений о поиске нового художественного языка Василия Кандинского, художников его круга, Анри Бергсона и Жиля Делеза.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →