Данное исследование обращается к деятельности музеев, расположенных в новых субъектах Российской Федерации. Автор предпринимает попытку выявления и анализа особенностей работы, сложившихся в музеях Запорожской области. В центре внимания – подходы к экспонированию мемориальных собраний и предметов, которые рассматриваются на примере Бердянского историко-краеведческого и художественного музея.
Идентификаторы и классификаторы
Данная статья посвящена музеям, расположенным в новых субъектах Российской Федерации, а именно – в Запорожской области. Примечательно, что основу их экспозиций составляют мемориальные предметы и коллекции, рассказывающие о выдающихся деятелях российской истории. Коллекции эти мало изучены, исследований и научных публикаций по ним практически нет, а их потенциал, прежде всего – экспозиционный, – весьма значителен. Все эти факторы говорят о несомненной актуальности данной темы.
Список литературы
[1] Подробнее судьба экспозиций, связанных с событиями и героями ВОВ автором будет рассмотрена в планируемой статье «Музейные коллекции с военно-исторической тематикой в новых субъектах Российской Федерации».
[2] Ноздрина, Л. Ф., Вайшля, Т. В. Путеводитель по мемориальному дому-музею П.П.Шмидта. – Бердянск, 2009. – С. 2.
[3] Майстровская, М. Т. Музей как объект культуры ХХ век : Искусство экспозиционного ансамбля. – Москва : Прогресс-Традиция. 2018. – С. 567.
[4] Поляков, Т. П. Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия. – Москва : Вече; Ин-т Наследия, 2019. – С. 34.
[5] Там же.
[6] Мазур, Л. Н. Мемориальные музеи политических деятелей в пространстве исторической памяти современной России : Текст: электронный // Диалог со временем. – 2019. – Вып. 66. – С. 100-119. – URL: https://roii.ru/r/1/66.7 (дата обращения: 08.01.2024).
[7] Там же.
[8] Поляков, Т. П. Музейная экспозиция… С. 34.
[9] Вопросы трансформации и адаптации экспозиций рассматривались в научных трудах М.А.Майстровской, Т.П.Полякова, С.А.Потаповой, Е.Н.Мастеницы, А.В.Калякиной и др.
[10] См. подробнее: Бердянск – «Жемчужина Азовского моря» : [сайт]. – URL.: https://berdyanskgorod-kyrort.blogspot.com/2016/01/2_27.html (дата обращения: 28.02.2024).
[11] Шигин, В. В. Лейтенант Шмидт : Герой или авантюрист? // Москва : Вече, 2016. (Серия: Мифы и правда истории). ISBN: 978-5-4444-4857-1.
[12] Художественный фильм «Доживем до понедельника» (СССР. 1968, автор сценария Г.Полонский, режиссёр С.Ростоцкий, в роли учителя истории Мельникова – Вячеслав Тихонов.
[13] В период последнего заграничного плавания на канонерской лодке «Бобр» был отправлен в Нагасакский береговой лазарет для лечения; диагноз, поставленный японскими врачами, – «шизофрения с манией величия» (Шигин, В.В. Указ. соч.)
[14] Цит. по: Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»: монография / Поляков Т. П., Зотова Т. А., Пустовойт Ю. В. и др. – Москва : Ин-т Наследия, 2021. – 32 с.
[15] Там же.
[16] Владимир Петрович Шмидт (1827-1909 гг.) – герой Крымской войны 1853-1855 гг., активный участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., полный адмирал (1898 г.), старший флагман Балтийского флота, член Адмиралтейств-совета (1890-1909 гг.).
[17] Словарь музейных терминов : Сб. науч. трудов / Кол. авт. – Москва : ГЦМСИР, 2010. – 232 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлена история музея-заповедника А.С.Грибоедова «Хмелита» от создания до настоящего времени. Особое внимание уделено моментам, которые определяют ценность и значение этого исторического места как объекта культурного и природного наследия России. Автор исходит из того, что музей-заповедник является первичным звеном в российской системе охраны и использования культурного и природного наследия. В этой связи он рассматривается «Хмелиту» и как объект культурного наследия, подлежащий государственной охране, и как государственной учреждение, непосредственно осуществляющее охрану и популяризацию культурного и природного наследия.
Богатейшее культурное наследие Слобожанщины практически не сохранилось, и сегодня его вынуждены изучать по немногочисленным письменным свидетельствам и редким фотоснимкам. Одни из таких источников – каталог и альбом выставки собранных Е.К.Рединым к XII Археологическому съезду. Несмотря на бессистемный характер выставки и субъективные оценки собранных икон, их описание даёт представление о развития иконописного искусства Слобожанщины, культурном обмене между разными регионами Российской империи и Западной Европы. Систематизация и анализ икон позволили выделить их основные типы и на основании этого выявить направления и стили, в которых работали слобожанские художники, что дает возможность характеризовать местную слобожанскую школу живописи и оценить ее вклад в формирование культурного наследия России.
Предметом исследования является теоретическая репрезентация категории «жанр» в отечественной музыкальной регионалистике, представленной научными публикациями, вошедшими в Библиографическую базу данных Российского индекса научного цитирования с 2005 г. Использован метод культурологической атрибуции категории «жанр» в двух системах культурных порядков, образующих различные онтологии музыкального жанра: с одной стороны – в художественном пространстве музыкального произведения, а с другой – в исторической событийности. Предложены принципы систематизации специальной литературы. Установлены эвристические перспективы дифференциации и диалектического синтеза различных теоретических подходов к определению и использованию понятия музыкального жанра в исследованиях региональной музыкальной культуры.
В статье излагаются основные аспекты фундаментального перехода в исследовательском понимании кинематографа и представляется современный взгляд на взаимосвязи между направлениями и произведениями экранного искусства и современными им социумами. С позиций культурологии освещена трактовка эстетики фильма с выделением общих особенностей кинематографических концепций красоты. На примере периодизированной истории советско-российского кино показаны наличие и смысл тесного специфического взаимовоздействия кинематографа и культуры в различных общественно-политических формациях.
В статье раскрываются роль хореографического искусства в русской народной культуре, его взаимосвязь с этнокультурными и историческими традициями на примере хореографической композиции «Хохломская карусель» в творческой практике народного артиста России, создателя и художественного руководителя Московского театра танца «Гжель» Владимира Михайловича Захарова. В композиции оживает народный промысел «Хохлома», где использованы символы народного искусства, демонстрирующие вечность движения, представляющего собой круг-хоровод. В статье также подробно рассказывается о рисунке танцевальной композиции с ее уникальными хореографическими особенностями, которые отражают характер данного народного промысла. Подчеркиваются значимость и необходимость в постановке такого рода танцевальных композиций, потому что с помощью хореографии зрелищнее, нагляднее и проще показать все богатство русской народной культуры, что, в свою очередь, требует от балетмейстера глубокого погружения в народную культуру того региона, с которым он хочет познакомить зрителя. Это способствует культурному просвещению народа и поднятию патриотического духа населения.
Исследование истории московского предпринимательства и формирования традиций промышленно-купеческого сообщества не только поднимает важный вопрос о сохранении и развитии этих традиций, но и делает его чрезвычайно актуальным в наше время. Авторы исследований, посвященных промышленному развитию России, неоднократно обращались к анализу особенностей становления предпринимательства в дореволюционный период. Данная статья акцентирует внимание на образе московского предпринимателя последней трети XIX – начала XX века и предлагает взгляд на значимость сохранения социокультурных особенностей московских предпринимателей. В центре внимания – анализ и осмысление роли этих традиций в формировании общества и экономики того времени.
В статье рассматриваются этапы творческого пути С.П.Дягилева, анализируются инновационные идеи художников-постановщиков «Русских сезонов», повлиявших на формирование иного взгляда на классическую балетную моду. Упоминаются различные виды искусства, а также дизайнерские работы Бакста, Гончаровой, Бенуа и других художников и дизайнеров, вдохновлённых «Русскими балетами» и русской культурой, отразившимися в западной и отечественной моде, театре и кинематографе, начиная с 1920-х по настоящее время.
В центре внимания статьи – идеи «живого музея», сформулированные российскими мыслителями, культурологами и музееведами в разные периоды становления отечественного музейного дела. Прослеживая путь их возникновения и развития, автор проводит историографический, ретроспективный и генетический анализ. В результате исследования уточняется история формирования современной концепции «живого музея», и определяются ее исторические прообразы.
В статье раскрываются ценностные культурно-исторические основания возникновения науки в Новое время; раскрывается, в этой связи, специфика и различие возникших и развившихся в Новое время естественных и социально-гуманитарных наук; раскрывается проблематика исчезновения в современной культурной ситуации, в ситуации Постмодерна, ценностных оснований науки; соответственно, раскрывается проблематичность существования и развитие науки о культуре в подобного рода культурно-историческом контексте, – связанная не только с исчезновением ценностных оснований науки, но и исчезновением объекта исследования науки о культуре – собственно, культуры, как, прежде всего, ценностно-смысловой системы-матрицы.
В статье рассматриваются шаги по модернизации законодательства в сфере культуры в период трансформации социально-экономического развития России, которое составляет массив «культурного» законодательства, призванного обеспечить свободу литературного, художественного и других видов творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, устанавливает пределы обязанностей по сохранению исторического и культурного наследия и, в частности, памятников истории и культуры. Делается вывод о необходимости коренного пересмотра корпуса законов о культуре, усиления влияния культуры на все аспекты политики государства. Предполагается уточнение действующих и введение новых норм в различные разделы законодательства Российской Федерации с точки зрения воздействия на процессы воспитания, формирования личности, творческую деятельность, сохранение культурного наследия, формирование благоприятной информационной среды.*
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2
- Юр. адрес
- 119072, г Москва, р-н Якиманка, Берсеневская наб, д 18-20-22 стр 3
- ФИО
- Аристархов Владимир Владимирович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- sfrik@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (381) 2268858