Предметом исследования является теоретическая репрезентация категории «жанр» в отечественной музыкальной регионалистике, представленной научными публикациями, вошедшими в Библиографическую базу данных Российского индекса научного цитирования с 2005 г. Использован метод культурологической атрибуции категории «жанр» в двух системах культурных порядков, образующих различные онтологии музыкального жанра: с одной стороны – в художественном пространстве музыкального произведения, а с другой – в исторической событийности. Предложены принципы систематизации специальной литературы. Установлены эвристические перспективы дифференциации и диалектического синтеза различных теоретических подходов к определению и использованию понятия музыкального жанра в исследованиях региональной музыкальной культуры.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 78. Музыка
Музыкальная культура региона – сложное системное явление. Обострение исследовательского интереса к нему в последнее время в России обусловлено, прежде всего, общей парадигмой культурологической регионалистики, основанной на системных представлениях о формировании своеобразия и самобытности культуры страны в целом путем интеграции в общее социокультурное пространство культур населяющих её народов. В этой связи актуально обращение к репрезентации в музыкальной регионалистике понятия музыкального жанра как к одной из базовых категорий, интегрирующих общее теоретическое поле исследований региональной музыкальной культуры.
Список литературы
[1] Абдулаева, М. Ш., Магомедова, Ш. Г. Музыкознание в Дагестане: к истории становления и формирования // Наследие мировой культуры и искусства в системе художественно-педагогического образования Северного Кавказа : Сб. науч. стат. III Рег. науч.-прак. конф. (Махачкала, 29 мая 2020 г.). – Махачкала : ДГПУ, 2020. – С. 6–10.
[2] Бакуменко, Г. В. Междисциплинарный потенциал культурологической атрибуции // Культурология в теориях и практиках : к 30-летию кафедры культурологии МПГУ : Материалы междунар. науч.-прак. конф. (Москва, 25–26 нояб. 2021 г.) / Сост.: И. Б. Пржиленская. – Москва : МПГУ, 2022. С. 50-61.
[3] Бакуменко, Г. В. Метатеоретический аспект культурологии // Культурное наследие – от прошлого к будущему : программа и тезисы докладов V Рос. культурол. конгресса с междунар. участием (Санкт-Петербург, 8-10 нояб. 2021 г.). – Москва : Ин-т Наследия, 2021. – С. 39.
[4] Боброва, Э. В. Изучение музыкальной культуры Костромского края в аспекте профессиональной подготовки учителя музыки / Боброва, Э. В., Ахлестина, А. Ю., Буслова, Е. В. // Культура и искусство в современном образовательном пространстве : Материалы III Всерос. науч.-прак. конф. (Кострома, 25 февраля 2019 г.). – Кострома : КГУ, 2019. С. 56–61.
[5] Бондарь, М. В. Метакультурный подход в осмыслении развития международного сотрудничества музыкальных образовательных учреждений ДВ России и стран АТР // Этносоциум и межнациональная культура. – 2012. – № 2 (44). – С. 57–61.
[6] Зипунов, А. В. Авторская песня 1950-80-х гг. как массовое культурное явление: систематический обзор. – Текст: электронный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 15, № 10. – С. 3019–3030. – URL: https://doi.org/10.30853/phil20220507 (дата обращения: 25.02.2024).
[7] Ивонина, Л. Ф. Музыкальное образование в регионах: кризис целей // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2022. – № 2 (51). – С. 129–135. – То же: https://doi.org/10.30725/2619-0303-2022-2-129-135 (дата обращения: 25.02.2024).
[8] Казьмина, Е. О., Теринцова, В. В. Термин «музыкальное произношение» – миф или реальность в хоровом исполнительстве: систематический обзор – Текст: электронный // Манускрипт. – 2020. – Т. 13, № 7. – С. 16–20. – URL: https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.7.2 (дата обращения: 25.02.2024).
[9] Круглый стол «Информационная база “Музыкальная культура Сибири”» // Вестник музыкальной науки. – 2015. – № 2 (8). – С. 61–73.
[10] Леонова Н. В. Создание информационной базы «Музыкальная культура Сибири»: завершение проекта // Вестник музыкальной науки. – 2017. – № 2 (16). – С. 44–50.
[11] Малышева, А. В., Косяков, Д. В., Гуськов, А. Е. Методика формирования выборки публикаций для подготовки научных обзоров / Малышева, А. В., Косяков, Д. В., Гуськов, А. Е. // Научные и технические библиотеки. – 2022. – № 11. – С. 56–81. – То же: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-11-56-81 (дата обращения: 25.02.2024).
[12] Мичков, П. А., Чистяков, Н. А. Методологические аспекты информационной системы «Музыкальная культура Сибири» // Вестник музыкальной науки. – 2015. – № 2 (8). – С. 56–60.
[13] Мичков, П. А., Чистяков, Н. А. О перспективах информационной системы «Музыкальная культура Сибири» // Вестник музыкальной науки. – 2016. – № 2 (12). – С. 33–38.
[14] Мичков, П. А., Чистяков, Н. А. Проблемы построения структурных связей информационной системы «Музыкальная культура Сибири» // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2018. – № 31. – С. 170-178.
[15] Музыкальная культура Сибири: Информационная Система [Электронный ресурс] // Новосибирская Государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2023. – URL: https://www.media-nsglinka.ru/ (дата обращения 24.11.2023).
[16] Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Москва : Владос, 2003. – 248 с.
[17] Полоцкая, Е. Е. Музыковедение регионов и региональное музыковедение: обзор всероссийской конференции с международным участием «Музыкальная наука, искусство и образование российских регионов: навстречу 300-летию города Екатеринбурга» // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. – 2021. – № 24. – С. 63–73.
[18] Пыльнева, Л. Л. Изучение музыкальной культуры Сибири: проблемы систематизации материала // Байкальские встречи — VIII: Историко-культурное наследие региона как фактор социально-экономического развития. Материалы международной научно-практической конференции (Улан-Удэ, 11–13 сен. 2014 г.) – Улан-Удэ : ВСГИК, 2014. – С. 555–562.
[19] Пыльнева, Л. Л. Работа над базой данных в контексте истории изучения музыкальной культуры Сибири // Вестник музыкальной науки. – 2018. – № 2 (20). – С. 85–92.
[20] Пыльнева, Л. Л. Состояние музыкальной культуры Сибири: по результатам работы с информационной базой данных // Вестник музыкальной науки. – 2019. – № 2 (24). – С. 129–140.
[21] Пысь, А. В. «Судьбы скрещенье…». Штрихи творческой биографии Татьяны Викторовны Суховой // Музыкальная летопись: Сб. материалов XII Междунар. науч.-прак. конф. (Краснодар, 15 фев. 2022 г.). – Краснодар: Изд-во КГИК, 2022. – С. 184–203.
[22] Разумовская, Е. А. Могут ли музыкальные вмешательства принести пользу онкологическим больным? // Современная онкология. – 2023. – Т. 25, № 1. – С. 146.– То же: https://doi.org/10.26442/18151434.2023.1.202145 (дата обращения: 25.02.2024).
[23] Раицкая, Л. К., Тихонова, Е. В. Обзор обзоров как инструмент выявления трендов в исследуемой области знания // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29. № 3. – С. 37–57.– То же: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-37-57 (дата обращения: 25.02.2024).
[24] Рожок, Д. В. Формирование и развитие музыкальной культуры Луганского края в период XIX – начала XX столетия // Студенческое сообщество и современная наука : Материалы Всерос. науч.-прак. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Елец, 7 апр. 2023 г.). – Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2023. – С. 280–284.
[25] Соболева, Е. А. Роль фестивального движения Союза композиторов в развитии музыкальной культуры регионов : на примере астраханского фестиваля современной музыки // PHILHARMONICA: International Music Journal. – 2019. – № 1. – С. 43–52.– То же: https://doi.org/10.7256/2453-613X.2019.1.29132 (дата обращения: 25.02.2024).
[26] Тихонова, А. Ю., Царёва, Г. В. Уникальность региональной музыкальной культуры как объект исследования : на материале Симбирской губернии XIX – начала XX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 8-1 (58). – С. 184–187.
[27] Флиер, А. Я. Культурная атрибуция как метод исследования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 6 (68). – С. 24-30.
[28] Флиер, А.Я. Культурная атрибуция как метод исследования // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 4. – С. 139-144.
[29] Чинякова, Н. И., Антонова, Я. Д. Формирование содержания современного музыкально-образовательного процесса // Творчество современных композиторов в отечественной музыкальной культуре и образовании : Материалы Всерос. с междунар. уч. науч.-прак. конф. (Саранск, 23 апр. 2015 г.). – Саранск : МГПИ им. М.Е.Евсевьева, 2015. – С. 66–70.
[30] Шабалина, Л.К. Региональная музыкальная культура как объект изучения в контексте вузовской науки и образования // Проблемы музыкальной науки. – 2008. – № 1(2). – С. 119–122.
[31] Шиндин, Б. А. О некоторых итогах и перспективах работы над комплексной темой научных исследований «Музыкальная культура Сибири» // Вестник музыкальной науки. – 2013. – № 1. – С. 7–16.
[32] Ячин, С. Е. Метакультурные основания межкультурного диалога в условиях глобализации // Россия в метакультурном диалоге со странами АТР: сб. науч. ст. – Владивосток, 2009. – С. 9–29.
[33] Bradt, J., Dileo, C., Myers-Coffman, K., Biondo, J. Music interventions for improving psychological and physical outcomes in people with cancer [Online] // Cochrane Database of Systematic Reviews. 2021. Is. 10. Art. No. CD006911. – URL: https://doi.org/10.1002/14651858.CD006911.pub4. (Accessed 18 November 2023).
[34] Fabbri, F. Il suono in cui viviamo. Milano: Feltrinelli, 1996. 202 p.; item: Il suono in cui viviamo. 2 ediz. Roma: Arcana, 2002. 260 p.; item: Il suono in cui viviamo. Saggi sulla popular music. 3 ediz. ampl. Milano: il Saggiatore, 2008. 388 p.; item: A Theory of Musical Genres: Two Applications // tagg.org, 2022-2023. URL: – https://www.tagg.org/others/ffabbri81a.html (дата обращения 26.10.2023).
[35] Farquhar, C., Marjoribanks, J. A short history of systematic reviews // BJOG: An International Journal of Obstetrics & Gynaecology. 2019. Vol. 126, Is. 8. P. 961–962. – То же: https://doi.org/10.1111/1471-0528.15214 (Accessed 18 November 2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Данное исследование обращается к деятельности музеев, расположенных в новых субъектах Российской Федерации. Автор предпринимает попытку выявления и анализа особенностей работы, сложившихся в музеях Запорожской области. В центре внимания – подходы к экспонированию мемориальных собраний и предметов, которые рассматриваются на примере Бердянского историко-краеведческого и художественного музея.
В статье представлена история музея-заповедника А.С.Грибоедова «Хмелита» от создания до настоящего времени. Особое внимание уделено моментам, которые определяют ценность и значение этого исторического места как объекта культурного и природного наследия России. Автор исходит из того, что музей-заповедник является первичным звеном в российской системе охраны и использования культурного и природного наследия. В этой связи он рассматривается «Хмелиту» и как объект культурного наследия, подлежащий государственной охране, и как государственной учреждение, непосредственно осуществляющее охрану и популяризацию культурного и природного наследия.
Богатейшее культурное наследие Слобожанщины практически не сохранилось, и сегодня его вынуждены изучать по немногочисленным письменным свидетельствам и редким фотоснимкам. Одни из таких источников – каталог и альбом выставки собранных Е.К.Рединым к XII Археологическому съезду. Несмотря на бессистемный характер выставки и субъективные оценки собранных икон, их описание даёт представление о развития иконописного искусства Слобожанщины, культурном обмене между разными регионами Российской империи и Западной Европы. Систематизация и анализ икон позволили выделить их основные типы и на основании этого выявить направления и стили, в которых работали слобожанские художники, что дает возможность характеризовать местную слобожанскую школу живописи и оценить ее вклад в формирование культурного наследия России.
В статье излагаются основные аспекты фундаментального перехода в исследовательском понимании кинематографа и представляется современный взгляд на взаимосвязи между направлениями и произведениями экранного искусства и современными им социумами. С позиций культурологии освещена трактовка эстетики фильма с выделением общих особенностей кинематографических концепций красоты. На примере периодизированной истории советско-российского кино показаны наличие и смысл тесного специфического взаимовоздействия кинематографа и культуры в различных общественно-политических формациях.
В статье раскрываются роль хореографического искусства в русской народной культуре, его взаимосвязь с этнокультурными и историческими традициями на примере хореографической композиции «Хохломская карусель» в творческой практике народного артиста России, создателя и художественного руководителя Московского театра танца «Гжель» Владимира Михайловича Захарова. В композиции оживает народный промысел «Хохлома», где использованы символы народного искусства, демонстрирующие вечность движения, представляющего собой круг-хоровод. В статье также подробно рассказывается о рисунке танцевальной композиции с ее уникальными хореографическими особенностями, которые отражают характер данного народного промысла. Подчеркиваются значимость и необходимость в постановке такого рода танцевальных композиций, потому что с помощью хореографии зрелищнее, нагляднее и проще показать все богатство русской народной культуры, что, в свою очередь, требует от балетмейстера глубокого погружения в народную культуру того региона, с которым он хочет познакомить зрителя. Это способствует культурному просвещению народа и поднятию патриотического духа населения.
Исследование истории московского предпринимательства и формирования традиций промышленно-купеческого сообщества не только поднимает важный вопрос о сохранении и развитии этих традиций, но и делает его чрезвычайно актуальным в наше время. Авторы исследований, посвященных промышленному развитию России, неоднократно обращались к анализу особенностей становления предпринимательства в дореволюционный период. Данная статья акцентирует внимание на образе московского предпринимателя последней трети XIX – начала XX века и предлагает взгляд на значимость сохранения социокультурных особенностей московских предпринимателей. В центре внимания – анализ и осмысление роли этих традиций в формировании общества и экономики того времени.
В статье рассматриваются этапы творческого пути С.П.Дягилева, анализируются инновационные идеи художников-постановщиков «Русских сезонов», повлиявших на формирование иного взгляда на классическую балетную моду. Упоминаются различные виды искусства, а также дизайнерские работы Бакста, Гончаровой, Бенуа и других художников и дизайнеров, вдохновлённых «Русскими балетами» и русской культурой, отразившимися в западной и отечественной моде, театре и кинематографе, начиная с 1920-х по настоящее время.
В центре внимания статьи – идеи «живого музея», сформулированные российскими мыслителями, культурологами и музееведами в разные периоды становления отечественного музейного дела. Прослеживая путь их возникновения и развития, автор проводит историографический, ретроспективный и генетический анализ. В результате исследования уточняется история формирования современной концепции «живого музея», и определяются ее исторические прообразы.
В статье раскрываются ценностные культурно-исторические основания возникновения науки в Новое время; раскрывается, в этой связи, специфика и различие возникших и развившихся в Новое время естественных и социально-гуманитарных наук; раскрывается проблематика исчезновения в современной культурной ситуации, в ситуации Постмодерна, ценностных оснований науки; соответственно, раскрывается проблематичность существования и развитие науки о культуре в подобного рода культурно-историческом контексте, – связанная не только с исчезновением ценностных оснований науки, но и исчезновением объекта исследования науки о культуре – собственно, культуры, как, прежде всего, ценностно-смысловой системы-матрицы.
В статье рассматриваются шаги по модернизации законодательства в сфере культуры в период трансформации социально-экономического развития России, которое составляет массив «культурного» законодательства, призванного обеспечить свободу литературного, художественного и других видов творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, устанавливает пределы обязанностей по сохранению исторического и культурного наследия и, в частности, памятников истории и культуры. Делается вывод о необходимости коренного пересмотра корпуса законов о культуре, усиления влияния культуры на все аспекты политики государства. Предполагается уточнение действующих и введение новых норм в различные разделы законодательства Российской Федерации с точки зрения воздействия на процессы воспитания, формирования личности, творческую деятельность, сохранение культурного наследия, формирование благоприятной информационной среды.*
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2
- Юр. адрес
- 119072, г Москва, р-н Якиманка, Берсеневская наб, д 18-20-22 стр 3
- ФИО
- Аристархов Владимир Владимирович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- sfrik@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (381) 2268858