Статьи в выпуске: 2

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ ВУЗОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ (2024)
Авторы: Нархов Дмитрий Юрьевич

Необходимость поиска способа решения проблем взаимодействия разрозненности вузовских образовательных общностей в сфере научной деятельности актуализировала обращение к теоретическим основаниям изучения взаимодействия вузовских научно-образовательных общностей. Цель работы - создание теоретической рамки исследования взаимодействия вузовских научно-образовательных общностей в университетском научном пространстве для последующего выявления характеристик их ресурсности в научной деятельности. Основной метод - анализ теорий среднего уровня и концепций, раскрывающих характеристики взаимодействия научно-образовательных общностей высшей школы. Основные положения теорий социального действия, обмена, коммуникативного действия, социального конфликта, социального единства, доверия интерпретированы применительно к проблеме взаимодействия вузовских научно-образовательных общностей. На основании положений информационно-сетевых теорий и концепций предложены уточнения понятий «виртуальная общность» и «цифровая общность». Обращается внимание на потенциал акторно-сетевой теории применительно к научному взаимодействию. Изучаются свойства научных социальных сетей. Делается вывод о разнообразии форм и уровней взаимодействия научно-образовательных общностей. Ставится задача анализа факторов, содействующих или препятствующих успешному взаимодействию научно-образовательных общностей в университетском научном пространстве.

Сохранить в закладках
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ВЫСШЕГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (2024)
Авторы: Стегний Владимир Николаевич

Анализируется как настоящее состояние высшего и общего образования в современном российском обществе, так и его перспективы. Его сегодняшнее состояние связано с выходом России из Болонского соглашения, поиском другой системы образования. Чтобы выйти из прежней системы, необходимо ввести новую модель образования, которой еще нет. Переход к другой системе образования связан прежде всего с изменением ее содержания. Это вопрос стратегический, который вышел на первый план. Начался процесс переосмысления подходов к уровневой системе образования, где используется модель смешанного обучения. Идет процесс поиска ценностных приоритетов в образовании, исходя из чего возможна его модернизация, реформирование, обновление, разработка нового стандарта, новой системы образования, с ориентацией на социальное будущее, XXI век, которая должна опираться на научную методологию определения ее эффективности и результативности. Перспективы развития образования будущего следует искать в потребностях, интересах, ценностях, традициях, состоянии производства, материально-технической базе, политической, культурной системе общества, в направленности его развития, где отражаются закономерности и тенденции. Основной закономерностью развития современного российского общества является его переход от индустриального типа цивилизации к постиндустриальному. В основе будущей модели образования должен лежать цивилизационный подход, основные тенденции современного мира, система как объективных, так и субъективных факторов, среди которых определяющая роль принадлежит производству, содержанию труда, культуре постиндустриального общества. Постболонская система образования, включающая в себя единство обучения и воспитания, должна стать носителем культурного кода российского общества, постиндустриального типа цивилизации.

Сохранить в закладках