ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Архив статей журнала

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ: ДИНАМИКА, СТРУКТУРА И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Бюраева Юлия Григорьевна, Бабуева Нина Анатольевна

Анализируется образовательный потенциал Республики Бурятия на основе оценки распределения населения по уровню полученного образования, а также уровня образования различных категорий населения с использованием балльного метода. В качестве эмпирической базы использованы данные Всероссийских переписей населения 1989-2020 гг. Анализ динамики структуры населения по уровню образования выявил увеличение доли населения с профессиональным образованием на фоне снижения доли лиц с общим образованием главным образом за счет лиц с высшим образованием, включая незаконченное и послевузовское. Выявлено изменение образовательной структуры населения в пользу лиц с высшим образованием вследствие снижения доли населения со средним профессиональным образованием. Проведена сравнительная характеристика структуры населения по уровню образования Республики Бурятия и РФ в целом. Показана утрата преимущества регионом, заключающаяся в более высокой доле населения с высшим и средним профессиональным образованием в результате их более значительного роста на уровне РФ. Выявлена тенденция сохранения роста образовательного уровня населения республики, как и РФ в целом. Однако негативные моменты, заключающиеся в снижении образовательного статуса самой молодой когорты 15-24 лет, могут иметь неблагоприятные последствия в ближайшем будущем. Одним из действенных механизмов их предотвращения может быть расширение мер поддержки доступности образования. Еще одной негативной тенденцией, требующей внимания со стороны региональных органов власти, является низкий уровень образования сельского населения как результат центростремительной миграции образованного населения внутри республики, что ведет к снижению человеческого потенциала большей части территории республики и усилению внутрирегиональной асимметрии

Сохранить в закладках
ЗАНЯТОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ СИСТЕМЫ СПО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ДИНАМИКА И НАПРАВЛЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Бюраева Юлия Григорьевна

Проведен анализ современного состояния занятости выпускников системы среднего профессионального образования в Республике Бурятия. Исследованы направления занятости и востребованность выпускников в разрезе специальностей на основе мониторинга занятости выпускников среднего профессионального образования 2022-2023 гг. В результате анализа установлено снижение показателя трудоустройства, который не достиг целевого значения в 2023 г. вследствие значительного роста потенциальной занятости. В качестве основного положительного результата, свидетельствующего о сокращении системных проблем в сфере среднего профессионального образования, выделено уменьшение рисков нетрудоустройства. Автор указывает на сохранение разновекторных тенденций на рынке труда и образовательной сфере. Востребованы выпускники по специальностям «образование» и «сестринское дело», а также специальностям с минимальной долей в структуре выпуска на фоне перепроизводства кадров по специальности «транспорт», являющейся наиболее популярной среди выпускников. Также среди них распространены профессии, связанные с сервисом и туризмом, экономикой и управлением, юриспруденцией и техносферной безопасностью и природопользованием. Полученные результаты могут быть использованы при выявлении возможных рисков и проблем, обусловленных незанятостью молодых специалистов и требующих первоочередного внимания со стороны органов государственной власти, профессиональных образовательных организаций и работодателей, а также необходимы для абитуриентов и их родителей при выборе будущей профессии. В качестве одной из действенных мер снижения безработицы среди молодых специалистов видится дальнейшее расширение практикоориентированного, а также целевого обучения и создания условий, поощряющих предприятия к участию в этой форме подготовки рабочих кадров.

Сохранить в закладках