ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (2024)
В статье в историко-педагогическом ракурсе рассматривается специфика музыкального образования в Калининградской области, которая вошла в состав Российского государства в результате Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Прослеживается роль музыкального образования в формировании единства населения области, которое составили люди, приехавшие в этот западный форпост страны из разных регионов России. Приводятся свидетельства о том, что именно музыкальное просвещение и образование способствовали укоренению системы ценностей русской культуры на бывшей немецкой территории. В центре внимания автора находятся основные вехи, оказавшие влияние на кардинальные преобразования в становлении и развитии в Калининградской области дополнительного и профессионального музыкального образования: просветительская деятельность концертно-эстрадного бюро; учреждение в области первой музыкальной школы, музыкального училища, «Образовательно-методического центра», который стал регулировать и оказывать методическую поддержку деятельности образовательных учреждений, а также Балтийского филиала Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Идентификаторы и классификаторы
Калининградская область, бывшая часть Восточной Пруссии, вошла в состав российского государства в результате Победы в Великой Отечественной войне. Как субъект Российской Федерации она была образована 7 апреля 1946 года.
Список литературы
- Встреча министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова с учёными Бал-
тийского федерального университета имени И. Канта 17 августа 2021 года. URL: https://
youtu.be/PXkEwG1LcfA (дата обращения: 20.08.2023). - Бильчак В. С., Захаров В. Ф. Региональная экономика / под ред. В. С. Бильчака. Калинин-
град: Янтарный сказ, 1998. 314 с. - Денисов В. В. Калининград – судьба моя. Калининград: ОГУП «Калинингр. кн. изд-во»,
- 460 с.
- Общее образование в Калининградской области (1951–1991): монография / Г. В. Кретинин (отв. ред.) и др. Калининград: Изд-во Российского государственного университета
им. И. Канта, 2006. 281 с. - Клемешев А. П., Федоров Г. М. Образование и региональное развитие: учебное пособие. Калининград: Изд-во Калининградского гос. ун-та, 1998. 142 с.
- Зорькина Л. А. Становление и развитие региональной системы повышения квалификации учителей в Калининградской области в условиях реформ школьного образования (1946– 1991 гг.): дис. … канд. пед. наук. М., 2019. 166 с.
- Восточная Пруссия с древнейших времён до конца Второй мировой войны. Калининград:
Книжное изд-во, 1996. 528 с. - Келдыш Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки. М.: Советский композитор, 1978. 514 с.
- Летопись Калининградской области 1945–1976. Кн. 1. Калининград: ИП Мишуткина И. В.,
- 699 с.
- Летопись Калининградской области 1945–1976. Кн. 2. Калининград: ИП Мишуткина И. В.,
- 702 с.
- Филиал Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства
«Балтийский».URL: https://baltcms.ru/ (дата обращения: 20.08.2023). - Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 05.08.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена внедрению в учебный процесс современных информационно-коммуникационных (компьютерных) технологий, которые способны обеспечить более высокое качество образовательного процесса. Описываемая в статье программа iZotope RX позволяет по-новому рассматривать параметры и критерии оценки и самооценки полученных в процессе обучения эстрадному вокалу результатов и постановки задач для дальнейшего профессионального развития. Рассматриваются функциональные и технические особенности программы, назначение и возможности многочисленных модулей, являющихся частью iZotope RX, а также необходимые для её успешного применения электронные устройства и алгоритмы действий. Определены этапы работы и последовательность выполнения манипуляций, обеспечивающих наиболее эффективное внедрение программы. Отмечены некоторые параметры и критерии оценки и самооценки полученных в процессе работы результатов. В итоге делается вывод о том, что реализация в учебном процессе таких программ, как iZotope RX, значительно расширяет возможности педагога и позволяет повысить уровень самостоятельности учеников.
Исследование посвящено проблеме формирования готовности к педагогической деятельности студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе. В статье представлен анализ научных трудов по обозначенной теме, описывается потенциал оркестрового класса в аспекте интеграции педагогической и исполнительской деятельности, даётся рабочее определение понятия «готовность» по отношению к педагогической деятельности студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе. Специальное внимание уделяется характеристике педагогического инструментария, который рекомендуется использовать в рамках дисциплины «Оркестровый класс» на каждом из трёх выделенных этапах: коммуникационном, учебном, репетиционно-оценочном. Согласно авторской концепции, на коммуникационном этапе реализуется технология наставничества, включающая проблемно-поисковый метод, проведение мастер-классов и творческих встреч. На учебном этапе – технология делегирования, которая осуществляется посредством экспозиционной реконструкции методов ошибок и ролевых игр. На репетиционно-оценочном этапе применяются методы рокировки, творческих заданий и рефлексивного эссе для актуализации студентами опыта самостоятельного педагогического управления оркестровым коллективом.
Статья посвящена анализу опыта вокально-хоровой работы одного из выдающихся мастеров хорового искусства Н. М. Данилина – воспитанного в традициях культуры церковного хорового пения выпускника Московского Синодального училища. В советское время он работал с учебным хором студентов Московской государственной консерватории. О его методах распевания хора нам стало известно из личной беседы с В. Г. Соколовым – одним из его учеников, ставшим впоследствии продолжателем его опыта, известным хормейстером и дирижёром. Комплекс вокально-тренировочных упражнений Н. М. Данилина представляет собой оригинальную систему, составленную по принципу постепенного усложнения учебных задач и предназначенную для формирования основных вокально-хоровых навыков учащихся. В результате анализа этапов распевания по методике Данилина автор статьи раскрывает смысл их применения с позиций современных знаний о биомеханизмах голосообразования у певцов. В заключение статьи даны несколько советов хормейстеру, в которых интегрированы результаты многолетнего опыта работы выдающихся отечественных хормейстеров ХХ столетия, современных научных исследований в сфере изучения природы и биомеханизмов певческого голосообразования, а также их проверки в собственной практической деятельности автора с детскими и взрослыми хоровыми коллективами.
Статья находится в сфере исследовательских вопросов современной педагогики музыкального образования, адресованных осмыслению методологии сольфеджио, и посвящена изучению актуальной проблемы исполнительского интонирования. Основная идея работы – рассмотрение техники интонирования как важнейшего направления в воспитании музыкально-исполнительской культуры. С этой целью актуализируется понятие «исполнительское интонирование», которое осмысливается как один из основных факторов в становлении и совершенствовании исполнительского мастерства. Техника музыкального интонирования рассматривается в условиях двух основных направлений: интонационно- слухового освоения полифонических примеров и осмысления интонационных особенностей гармонической вертикали в контексте гомофонно-гармонического склада. Рассуждения автора основаны на изучении научно-методических достижений в области данной проблемной сферы и на систематизации собственного многолетнего опыта преподавания учебной дисциплины сольфеджио, главной задачей которой видится формирование и воспитание музыкально-слуховых способностей обучающихся на различных образовательных уровнях.
В российском образовательном пространстве назрела необходимость разработки профессионального курса корейского традиционного исполнительского искусства в опоре на понимание педагогических принципов отечественного музыкального образования и с учётом закономерностей восприятия обучающимися малознакомой музыки. В данной статье обсуждаются психолого-педагогические подходы к построению модели освоения русскоязычными студентами традиционного музыкального искусства Кореи в высших учебных заведениях: цивилизационно-культурологический, парадигмально-педагогический, интонационный и культурно-антропологический. Представлены традиционные жанры и периодизация трансформаций способа передачи опыта в традиции Ёнхи; раскрываются ценностные основания для создания педагогических условий освоения корейского традиционного искусства; обоснованы методы обучения искусству игры на корейских барабанах Самульнори. Специфические элементы содержания обучения искусству Самульнори: преподавание корейской культуры и этикета, правил взаимоотношений и поведения между преподавателем и учеником, старшим и младшим; подготовка учебного места для занятия; правильная посадка и нахождение у инструмента; одежда для занятий; коллективность (общность) практики; знание названий музыкальных инструментов и их особенностей; правильное понимание и использование Хохыпа (синхронизированного дыхания); владение импровизацией; умение использовать игровые палочки; своевременно обращаться к корейским нотам и читать их. Представлены этапы апробации модели освоения корейского традиционного исполнительского искусства в опытно-экспериментальной работе со студентами разного музыкально-образовательного статуса относительно имеющегося у них опыта в данной сфере.
В статье рассматривается эмоционально-волевая саморегуляция в музыкально-исполнительской деятельности младших школьников. Актуальность темы обусловливается необходимостью умения произвольно управлять собственными действиями и эмоциональным состоянием в процессе игры на музыкальном инструменте. Целью работы является рассмотрение теории и практики формирования эмоционально-волевой саморегуляции у учащихся детской школы искусств. Авторы характеризуют эмоционально-волевую саморегуляцию с научно-теоретических позиций психологии и педагогики; её роль в деятельности пианиста; результаты диагностического исследования и мероприятий по формированию эмоционально-волевой саморегуляции у учащихся младших классов фортепианного отделения детской школы искусств. Оригинальность предлагаемых мероприятий состоит в сочетании на уроке специальности упражнений в игровой и соревновательной форме на основе критериев оценки эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников (слухового самоконтроля, эмоциональной идентификации, управления собственным эмоциональным состоянием).
Представление молодёжи о музыке, непосредственно связанное с их музыкальным и музыкально-языковым сознанием, определяется многими факторами, среди которых звуковая языковая картина, концептосфера, характер восприятия и ассоциирования музыки. Ассоциативный психолингвистический эксперимент на материале 2525 реакций позволил воссоздать целостное семантическое поле представлений, образующих концепт слова «Музыка», сопоставить структуру полей информантов, принадлежащих разным профессиональным группам (студентам факультетов физической культуры, математического, филологического и факультета музыки), выявить уникальные и стереотипные реакции. Результаты исследования показали, что музыка в целом ассоциируется со специфической сферой деятельности (системой терминов, музыкальными инструментами, человеком), представление зависит от характера профессиональных интересов информантов и определяет особенности музыкального сознания: студенты факультета физической культуры связывают музыку с музыкальными инструментами и базовой терминологией и имеют конкретное, стереотипное, ориентированное на современность представление; студенты математического факультета характеризуют музыку через терминосистему и имеют абстрактное, развитое, но фрагментарное представление; высоко детализированное, конкретное, погруженное в культурный контекст, неоднородное представление имеют студенты филологического факультета; глубокое, однородное, абстрактное представление характеризует восприятие студентов факультета музыки, для которых в центре системы находится человек и его деятельность.
В данной статье представлены результаты изучения использования цифровых технологий в музыкальном образовании посредством анализа технологических, эпистемологических и академических трендов в научных статьях 2023 года. Выборка из 134 работ зарубежных и российских авторов стала основой для проведения систематического литературного обзора и библиометрического анализа с ориентацией на предпочтительные элементы отчётности для систематических обзоров и мета-анализов (PRISMA 2020). Также был осуществлён кластерный анализ, оценена статистическая значимость, построены сети цитирования на платформах VOSviewer и The Lens. Результатом стало выявление основных исследовательских трендов, подтверждение гипотез о наличии различий между мировыми и отечественными исследованиями на уровнях объекта и области исследования, исследовательского дизайна, в опоре на научные источники. Было установлено, что среди российских работ значительно менее представлены исследования в области цифровых инноваций в школьном и дополнительном образовании, вокальном и хоровом исполнительстве, а также экспериментальное оценивание образовательных эффектов. Российские исследователи чаще используют интерпретивистский подход, качественный анализ данных, собранных при помощи опросов, интервью, поиска вторичных источников. Возможными причинами отличий между выборкой и статьями, аффилированными с российскими образовательными организациями, могут быть: низкий уровень междисциплинарного взаимодействия между исследователями музыкального образования, недостаток нетворкинга между академическими музыкальными институтами* и исследовательскими организациями, а также низкий уровень цифровой трансформации музыкальных образовательных организаций.
Актуальность проблемы художественного безмолвия определяется фрагментарностью современных научных исследований, посвящённых её изучению. В связи с этим она рассматривается автором в философском, культурологическом и педагогическом аспектах. Многогранная оптика тиши-ны как молчания; пауз, тайм-аутов и др. позволяет рассмотреть её как феномен и проанализировать как понятие, используя выявленные смысловые пробелы. Тишина является структурным элементом любого вида искусства. В данной статье её исследование осуществлено в контексте актёрского и педагогического искусства с применением феноменологического, онтологического и гуманистического подходов. Такая методология позволяет проследить изменчивость смыслового содержания тишины. Результаты исследования дают основание утверждать, что тишина – средство оценки любого вида искусства, художественный и педагогический приём, воздействующий на чувства, воображение, сознание.
В статье рассматривается концепция музыкального воспитания, сформированная К. Ф. Цельтером, выявляется роль Цельтера как композитора и организатора музыкального образования и воспитания. Утверждается мысль о том, что его идеи не только имеют историческое значение, но и актуальны для современного музыкального образования. Представлены некоторые биографические данные о жизни К. Цельтера, связанные с созданием им Института церковной и школьной музыки в Кёнигсбергском университете. Указаны каналы воздействия на его мировоззрение идей Иммануила Канта о воспитании и роли музыки в формировании чувств, которые делают человека восприимчивым к нравственным установкам. Обоснована мысль о том, что именно под воздействием идей Канта о взаимосвязи морального и религиозного сознания К. Цельтер сделал центром своей концепции музыкального образования воспитание чувств как основу нравственности и любви к Богу.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011