Инструменты региональной молодежной политики для активизации гражданского и политического участия молодежи группы риска в общественной деятельности: стратегии и проблемы (на примере Республики Башкортостан) (2024)
Актуальность статьи обусловлена тенденциями современного общества, в котором пристальное внимание уделяется процессам формирования гражданской и политической идентичности молодежи. Сам интерес к молодежи, как субъекту региональной истории связан с особенным типом восприятия времени и прогресса, который присущ постоянно меняющемуся постиндустриальному обществу. Ставится цель – рассмотреть, какие инструменты могут быть использованы для активизации участия молодежи группы риска в формировании общественной истории своего региона.
Результаты исследования. Проблемы, связанные с гражданской и политической активностью молодежи группы риска, включают отчуждение молодежи от своих сообществ и институтов, ограничения в возможностях и ресурсах, формальное, а не реальное участие и проблемы вовлечения в процесс формирования общественно-политической истории региона. Автором уточнен инструментальный характер региональной молодёжной политики для активизации гражданского и политического участия молодежи группы риска, которые включают молодежную работу, делиберативные форумы, волонтерство, искусство, спорт и медиа, технологии и социальные сети.
Теоретическая значимость статьи заключается в расширении понимания роли гражданской идентичности городской молодежи в формировании общественно-политической истории региона, а также исследовании социально-политических процессов в контексте социальной и политической философии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для разработки конкретных мероприятий по развитию гражданской идентичности молодежи группы риска.
Идентификаторы и классификаторы
Список литературы
- Хабермас Ю. К реконструкции исторического материализма [Электронный ресурс]. Кантовский сборник. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yu-habermas (дата обращения: 15.04.2024).
- Бурдье П. О государстве: курс лекций в Коллеж де Франс (1989-1992) / пер. с фр. Д. Кралечкина и И. Кушнаревой; предисл. А. Бикбова. М.: Дело РАНГХи ГС, 2016. 720 с.
- Горшков М.К. Российская идентичность в условиях трансформации = The Russian identity in transition: опыт социол. анализа / [М. К. Горшков [и др.]; отв. редакторы: М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова]; Рос. акад. наук, Ин-т комплекс. соц. исслед. - Москва: Наука, 2005 (ППП Тип. Наука). 395 с.
- Тишков В.А. Национальная идентичность и духовно-культурные ценности российского народа / В. А. Тишков. СПб.: СПбГУП, 2010. 25 с.
- Сафин Ф.Г. Этническая и языковая идентичности в региональном измерении: феномен Башкортостана (1959-2002 гг.): Ф. Г. Сафин, А. И. Фатхутдинова; Федеральное гос. бюджетное учреждение науки Ин-т этнологических исслед. им. Р. Г. Кузеева Уфимского науч. центра Российской акад. наук. - Уфа: Ин-т этноло- гических исследований им. Р. Г. Кузеева УНЦ РАН. 2012. 150 с.
- Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание. Н.А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1. 403 с.
- Коряковцева О. А., Доссэ Т. Г. Феноменологический подход к формированию гражданской идентичности российской молодежи. Ярославский педагогический вестник. 2016;(6):29-35.
- Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Кризис идентичности молодежи и становление Гражданина [Электронный ресурс]. Вестник ВятГУ. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-identichnosti-molodezhi-i-stanovlenie-grazhdanina (дата обращения: 01.05.2024).
- Дашкин И.И. Социодинамика положения молодежи в обществе риска [Электронный ресурс]. Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiodinamika-polozheniya-molodezhi-v-obschestve-riska (дата обращения: 01.05.2024).
- Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. 5-е изд. М.: Наука, 2023. 257 с.
- Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. 430 с.
- Закон Республики Башкортостан «О молодежной политике в Республике Башкортостан» от 12 ноября 1991 г. (ред. от 01.01.2024).
- Brady B., Chaskin R. J., McGregor C. Promoting civic and political engagement among marginalized urban youth in three cities: Strategies and challenges. Children and Youth Services Review. Volume 116, September 2020. URL: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105184.
- Ханнанова Т.Р., Абдрафиков Д.И. Молодежная политика в республике Башкортостан [Электронный ресурс]. Экономика и социум. 2016. №2 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnaya-politika-v-respublike-bashkortostan (дата обращения: 01.05.2024).
- Арендт Х. Livelib.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/author/199366-hanna-arendt (дата обращения: 14.04.2024).
- Бурдье П. Описывать и предписывать. Заметка об условиях возможности и границах политической действенности [Электронный ресурс]. Логос. 2003;(4- 5(39)):33-41. URL: http://ruthenia.ru/logos/number/39/03.pdf
- Laclau E. Philosophical Roots of Discourse Theory. University of Essex Centre for Theoretical Studies in the Humanities and Social Sciences. Online Papers [Electronic resource]. URL: http://www.essex.ac.uk/cen-tres/TheoStud/onlinepapers.asp
- Ковальчук С.К. Делиберативные онлайн-форумы в пространстве современной политической коммуникации: проблемы и перспективы: автореферат дис. … кандидата политических наук : 23.00.02, Москва. 2019. 30 с.
- Мухамадеева, Э.Р. Организация волонтерского движения в Республике Башкортостан / Э.Р. Мухамадеева. Молодой ученый. 2023;(26(473)):63-66.
- Государственная программа «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Республике Башкортостан» от 25 декабря 2017 года №613 (ред. от 01.01.2024).
- Грамши А. Тюремные тетради. Т. 3 / Пер. с итал. И.Я. Бондарчука. М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. - 269 с.
- Маклюэн, Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. - М.: Академия, 2023. - 464 с.
- Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Высш. шк. экономики, 2014. 384 с.
- Хоннет А. Невидимость. О моральной эпистемологии признания. Пер. с нем. А. Шачиной и С. Шачина. Кантовский сборник. 2019;(1(29):79-91.
- Крутько И.С. Молодежь как группа риска / И. С. Крутько. Инновационный потенциал молодежи: социальная, экологическая и экономическая устойчивость: материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 1-2 октября 2018 г.).Екатеринбург : УрФУ, 2018. - С. 10-17.
- Харви, Д. Неолиберализм и реставрация классовой власти / Д. Харви // Прогнозис. Журнал о будущем. 2006;(2(6)):17-29.
- Росстат представил статистику о россиянах с доходами за чертой бедности [Электронный ресурс]. РИА Новости от 22:44 07.06.2023 (обновлено: 23:05 07.06.2023). -URL: https://ria.ru/20230607/bednost-1876829753.html?ysclid=lvtks77de3634080854
- Хабермас, Ю.В. поисках национальной идентичности. Философские и политические статьи / Ю. В. Хабермас. - Донецк, 1999. - 123 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
«Порядок», «подчинение», «власть», «репрессия» суть явления, с которыми чаще всего ассоциируется понятие «иерархии». Насколько нам известно термин «иерархия» впервые встречается в Ареопагитском корпусе. После герменевтического анализа определения иерархии именно в первом употреблении слова выявлен ряд смыслов, отсутствующих в сегодняшнем понимании иерархии: иерархия является не только порядком, но и знанием, и действием, и богоподражанием, она связана с различием в природе вещей, но в то же время она динамична, а не статична. Исходя из центральной роли понятия «Божественного действия» при описании иерархии, мы утверждаем, что в Ареопагитиках прослеживается процессуальная логика арабо-мусульманского мира, а не субстанциальная логика греко-западноевропейского мира. Предложено объяснение этого парадокса на основе соизмеримости ареопагитской и акбарийской традиций, что и подтверждается историческими данными.
Темой настоящей статьи является исследование мотивации учащихся при обучении онлайн, в рамках репетиторства при подготовке к основному государственному экзамену (далее – ОГЭ). Автор, применяя метод опроса, исследует различные аспекты психологического и социального состояния учащихся, занятых подготовкой к ОГЭ по обществознанию, которое в настоящее время является одним из ключевых предметов для социально-гуманитарного профиля обучения. Исследуются такие аспекты, как гендерный состав, доход и состав семьи, регион проживания, оценка учащимися собственных знаний, а также ставится вопрос, по чьей инициативе участники опроса обратились к репетитору (своей, родителей).
Авторы обращаются к весьма актуальной теме для современной школы: в условиях инклюзии возникают серьезные вызовы педагогическому сообществу, в том числе для эффективного и корректного внедрения инновационных образовательных практик, в частности, медиаобразования. Статья представляет результаты прикладного социологического исследования, направленного на изучение социальных и профессиональных факторов, влияющих на готовность педагогов инклюзивной системы, использовать медиапрактики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), возникающими на этом пути трудности и видение перспектив их преодоления.
В статье дан анализ понятию «бюрократия» с точки зрения его эволюции в условиях процессов децентрализации власти. Статья представляет собой теоретическое исследование и социологическое осмысление данного феномена и процессов, обусловливающих его развитие в эпоху постсовременности. Авторами произведен анализ имеющихся теорий и подходов к изучению бюрократии, показаны предпосылки и условия, влияющие на изменение облика бюрократии, влияние процессов децентрализации власти на эволюцию подходов к ее изучению. Выявление основных предпосылок, причин и тенденций эволюции идей является необходимой методологической основой для построения теоретических и практических механизмов внедрения практик децентрализованной власти в современных обществах. На основании проведенного анализа авторы заключают, что современный облик бюрократии в теоретических идеях характеризуется наличием публичности, различных площадок для взаимодействия общества и власти, а также обязательным наличием механизма со-участия граждан и других структур общества (местные сообщества, бизнес-сообщества, некоммерческие организации), в государственном управлении. В совокупности, коммуникативная теория и теории информационного общества привели к современному состоянию теории бюрократии в ходе ее эволюции.
В контексте существующих тенденций в политической повестке России, направленных на укрепление традиционных ценностей, поддержку многодетных семей и рождаемости, представляется необходимым анализ текущих брачно-семейных и репродуктивных установок современной молодежи. На основе анкетного опроса студентов были получены данные об отношении молодежи к браку и семье, желании и намерениях иметь детей и предпочитаемых моделей семьи.
Статья посвящена рассмотрению процесса воспроизводства советских традиций в пространстве организованной самодеятельности на примере конкретного коллектива. Самодеятельные народные ансамбли представляют собой коллективы, основанные в советское время и продолжающие свою деятельность в настоящий момент на базе культурно-досуговых учреждений (домов, дворцов культуры). Народные ансамбли продолжают конструирование советских традиций, коммуникативные практики и модели поведения, несмотря на отсутствие советской государственной идеологии в России. В статье представлены результаты авторского пилотажного качественного исследования по стратегии кейс-стади. Исследование сфокусировано на том, как советские культурные практики воспроизводятся в досуговых организациях в настоящее время через неформальные/формальные практики коммуникации, визуальные образы и традиции.
Включение в социум детей с расстройствами аутистического спектра является актуальной социальной задачей, требующей в силу своей сложности новых ракурсов научных исследований для обоснованного регулирования инклюзивных процессов. Проблему исследования определило противоречие между социальной значимостью развития инклюзии и существующими в арктическом городе препятствиями включения детей с РАС в городское пространство. В исследовательское поле нами введена категория пространственной депривации детей с расстройствами аутистического спектра, предложена ее авторская интерпретация. Эмпирическое исследование было направлено на выявление состояния включения детей с РАС в пространство арктического города. Результаты исследования по[1]казали их существенную пространственную депривацию в арктическом городе. Она проявляется в отношении публичных, полупубличных пространств, пространств для перемещения, выражаясь как в их недостаточной доступности, так и в значительной ограниченности форм освоения ребенком с РАС. Сделан вывод о низком социальном статусе детей с РАС в арктическом городе, а также о наличии препятствий для реализации ими своих общечеловеческих потребностей. Данная ситуация преимущественно определяется социально-психологическими и организационными факторами и объективирует трудности развития инклюзивных процессов.
В статье рассматриваются основные характеристики теории поколений в контексте трудовых отношений и ценностей работников, выявляется специфика подходов в теории поколений разных авторов, как зарубежных (В. Штрауса, Н. Хоува и др.), так и российских ученых (Ю.А. Левады, В.В. Радаева и др.). Анализируется соотношение возрастных и поколенческих характеристик личности применительно к трудовым отношениям. Потенциал и возможности теории поколений рассматриваются с учетом имеющихся ограничений и недостатков объяснительной модели.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- 420008, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д.18, корп.1
- Юр. адрес
- 420008, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д.18, корп.1
- ФИО
- Сафин Ленар Ринатович (Ректор)
- E-mail адрес
- public.mail@kpfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (843) 2337400
- Сайт
- https:/kpfu.ru