Трудности и перспективы использования медиапрактик с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивной школы: социальные оценки педагогов (2024)
Авторы обращаются к весьма актуальной теме для современной школы: в условиях инклюзии возникают серьезные вызовы педагогическому сообществу, в том числе для эффективного и корректного внедрения инновационных образовательных практик, в частности, медиаобразования. Статья представляет результаты прикладного социологического исследования, направленного на изучение социальных и профессиональных факторов, влияющих на готовность педагогов инклюзивной системы, использовать медиапрактики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), возникающими на этом пути трудности и видение перспектив их преодоления.
Идентификаторы и классификаторы
Список литературы
- «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017- 2030 гг.» Указ Президента РФ. URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения 02.04.2024)
- Навигатор педагога-наставника: методическое пособие для образовательных организаций / М. В. Бывшева, Е. С. Воробьева, А. С. Демышева, О. И. Идрисова, И. М. Колотовкина; Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург.2022: 37 с.
- Водяха С.А., Водяха Ю.Е., Симбирцева Н.А., Шалагина Е.В. Вызовы времени: самопроектирование молодежи как междисциплинарная задача // Общество. Среда. Развитие. 2021;(1(58): 15-20.
- Вебер В. Портфолио медиаграмотности // Информатика и образование.2002;(1).URL:http://www.infojournal.ru/journal_arxiv/2002/17. (дата обращения 02.04.2024)
- Воронова А. А., Кравец К. К. Формирование медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019; (10 (октябрь): 52-64. URL:http://e-koncept.ru/2019/191065.htm. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2019-11065.
- Мурзина И. Я. Медиапрактики в патриотическом воспитании (приобщение к ценностям региональной истории и культуры): учебно-методическое пособие / И. Я. Мурзина, Н. А. Симбирцева. Екатеринбург: Институт образовательных стратегий. 2021: 200 с.
- Навигатор молодого педагога: методическое пособие для образовательных организаций / М. В. Бывшева, Е. С. Воробьева, А. С. Демышева, О. И. Навигатор педагога-наставника: методическое пособие для образовательных организаций / М. В. Бывшева, Е. С. Воробьева, А. С. Демышева, О. И. Идрисова, И. М. Колотовкина; Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург: УрГПУ. 2022: 17 с.
- Винтерхофф-Шпурк Петер.Медиапсихология. Основные принципы. М. Гуманитарный центр. 2016: 168 с.
- Schludermann W. Media Maturity - The Pedagogic Return to Basics of Media Pedagogy // Educating for the Media and the Digital Age. Vienna, 1999: 345 p.
- Джаней Р. Инклюзивная практика обучения: изменение и адаптация школьных учебных программ. Главы из книги / Р. Джаней, М. Е. Снелл: пер. с англ. И. С. Аникеев. М., 2013: 63.
- Прямикова Е.В., Шалагина Е.В., Шапко И.В. Особенности изучения ценностных ориентаций подростков в современном обществе: опыт прикладных исследований// Молодёжь в меняющемся мире: вызовы современности. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. В 2-х выпусках. 2017: 152-161.
- Симбирцева, Н. А. Мультимедийный текст и альтернативные коммуникативные практики / Н. А. Симбирцева // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2019; Т. 25,1(183): 88-98.
- Симбирцева, Н. А. Медиапедагогика как приоритетное направление современного образования / Н. А. Симбирцева // Педагогическое образование в России. 2018;(5): 21-26.
- Плаксина, Е. Б. Инклюзивные практики поликультурной среды: способы достижения диалога / Е. Б. Плаксина, Н. А. Симбирцева // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2022; (Т. 28, 1): 174-184.
- Челышева, И. В. Современное состояние и перспективы просветительской деятельности в сфере массового медиаобразования / И. В. Челышева, Н. А. Симбирцева // BulletinoftheInterna tionalCentreofArtandEducation. 2021;(6): 39-49.
- Симбирцева Н. А. Кинограмотность: от постановки задач к действию / Н. А. Симбирцева // Медиаобразование: традиции и инновации в практиках современной культуры: материалы всероссийского круглого стола, Екатеринбург, 01-31 марта 2021 года. Екатеринбург. Уральский государственный педагогический университет. 2021: 68-73.
- Усов Ю. Н. Медиаобразование. Программа для учащихся десятого-одиннадцатого класса общеобразовательной школы / Ю. Н. Усов // Основы экранной культуры.М. 1998: 55.
- Скибина, О. М. Педагогические условия повышения медиаграмотности для детей с ограниченными возможностями здоровья / О. М. Скибина, А. А. Чернова // Проблемы современного педагогического образования. 2017;(56-1): 245.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность статьи обусловлена тенденциями современного общества, в котором пристальное внимание уделяется процессам формирования гражданской и политической идентичности молодежи. Сам интерес к молодежи, как субъекту региональной истории связан с особенным типом восприятия времени и прогресса, который присущ постоянно меняющемуся постиндустриальному обществу. Ставится цель – рассмотреть, какие инструменты могут быть использованы для активизации участия молодежи группы риска в формировании общественной истории своего региона.
Результаты исследования. Проблемы, связанные с гражданской и политической активностью молодежи группы риска, включают отчуждение молодежи от своих сообществ и институтов, ограничения в возможностях и ресурсах, формальное, а не реальное участие и проблемы вовлечения в процесс формирования общественно-политической истории региона. Автором уточнен инструментальный характер региональной молодёжной политики для активизации гражданского и политического участия молодежи группы риска, которые включают молодежную работу, делиберативные форумы, волонтерство, искусство, спорт и медиа, технологии и социальные сети.
Теоретическая значимость статьи заключается в расширении понимания роли гражданской идентичности городской молодежи в формировании общественно-политической истории региона, а также исследовании социально-политических процессов в контексте социальной и политической философии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для разработки конкретных мероприятий по развитию гражданской идентичности молодежи группы риска.
«Порядок», «подчинение», «власть», «репрессия» суть явления, с которыми чаще всего ассоциируется понятие «иерархии». Насколько нам известно термин «иерархия» впервые встречается в Ареопагитском корпусе. После герменевтического анализа определения иерархии именно в первом употреблении слова выявлен ряд смыслов, отсутствующих в сегодняшнем понимании иерархии: иерархия является не только порядком, но и знанием, и действием, и богоподражанием, она связана с различием в природе вещей, но в то же время она динамична, а не статична. Исходя из центральной роли понятия «Божественного действия» при описании иерархии, мы утверждаем, что в Ареопагитиках прослеживается процессуальная логика арабо-мусульманского мира, а не субстанциальная логика греко-западноевропейского мира. Предложено объяснение этого парадокса на основе соизмеримости ареопагитской и акбарийской традиций, что и подтверждается историческими данными.
Темой настоящей статьи является исследование мотивации учащихся при обучении онлайн, в рамках репетиторства при подготовке к основному государственному экзамену (далее – ОГЭ). Автор, применяя метод опроса, исследует различные аспекты психологического и социального состояния учащихся, занятых подготовкой к ОГЭ по обществознанию, которое в настоящее время является одним из ключевых предметов для социально-гуманитарного профиля обучения. Исследуются такие аспекты, как гендерный состав, доход и состав семьи, регион проживания, оценка учащимися собственных знаний, а также ставится вопрос, по чьей инициативе участники опроса обратились к репетитору (своей, родителей).
В статье дан анализ понятию «бюрократия» с точки зрения его эволюции в условиях процессов децентрализации власти. Статья представляет собой теоретическое исследование и социологическое осмысление данного феномена и процессов, обусловливающих его развитие в эпоху постсовременности. Авторами произведен анализ имеющихся теорий и подходов к изучению бюрократии, показаны предпосылки и условия, влияющие на изменение облика бюрократии, влияние процессов децентрализации власти на эволюцию подходов к ее изучению. Выявление основных предпосылок, причин и тенденций эволюции идей является необходимой методологической основой для построения теоретических и практических механизмов внедрения практик децентрализованной власти в современных обществах. На основании проведенного анализа авторы заключают, что современный облик бюрократии в теоретических идеях характеризуется наличием публичности, различных площадок для взаимодействия общества и власти, а также обязательным наличием механизма со-участия граждан и других структур общества (местные сообщества, бизнес-сообщества, некоммерческие организации), в государственном управлении. В совокупности, коммуникативная теория и теории информационного общества привели к современному состоянию теории бюрократии в ходе ее эволюции.
В контексте существующих тенденций в политической повестке России, направленных на укрепление традиционных ценностей, поддержку многодетных семей и рождаемости, представляется необходимым анализ текущих брачно-семейных и репродуктивных установок современной молодежи. На основе анкетного опроса студентов были получены данные об отношении молодежи к браку и семье, желании и намерениях иметь детей и предпочитаемых моделей семьи.
Статья посвящена рассмотрению процесса воспроизводства советских традиций в пространстве организованной самодеятельности на примере конкретного коллектива. Самодеятельные народные ансамбли представляют собой коллективы, основанные в советское время и продолжающие свою деятельность в настоящий момент на базе культурно-досуговых учреждений (домов, дворцов культуры). Народные ансамбли продолжают конструирование советских традиций, коммуникативные практики и модели поведения, несмотря на отсутствие советской государственной идеологии в России. В статье представлены результаты авторского пилотажного качественного исследования по стратегии кейс-стади. Исследование сфокусировано на том, как советские культурные практики воспроизводятся в досуговых организациях в настоящее время через неформальные/формальные практики коммуникации, визуальные образы и традиции.
Включение в социум детей с расстройствами аутистического спектра является актуальной социальной задачей, требующей в силу своей сложности новых ракурсов научных исследований для обоснованного регулирования инклюзивных процессов. Проблему исследования определило противоречие между социальной значимостью развития инклюзии и существующими в арктическом городе препятствиями включения детей с РАС в городское пространство. В исследовательское поле нами введена категория пространственной депривации детей с расстройствами аутистического спектра, предложена ее авторская интерпретация. Эмпирическое исследование было направлено на выявление состояния включения детей с РАС в пространство арктического города. Результаты исследования по[1]казали их существенную пространственную депривацию в арктическом городе. Она проявляется в отношении публичных, полупубличных пространств, пространств для перемещения, выражаясь как в их недостаточной доступности, так и в значительной ограниченности форм освоения ребенком с РАС. Сделан вывод о низком социальном статусе детей с РАС в арктическом городе, а также о наличии препятствий для реализации ими своих общечеловеческих потребностей. Данная ситуация преимущественно определяется социально-психологическими и организационными факторами и объективирует трудности развития инклюзивных процессов.
В статье рассматриваются основные характеристики теории поколений в контексте трудовых отношений и ценностей работников, выявляется специфика подходов в теории поколений разных авторов, как зарубежных (В. Штрауса, Н. Хоува и др.), так и российских ученых (Ю.А. Левады, В.В. Радаева и др.). Анализируется соотношение возрастных и поколенческих характеристик личности применительно к трудовым отношениям. Потенциал и возможности теории поколений рассматриваются с учетом имеющихся ограничений и недостатков объяснительной модели.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- 420008, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д.18, корп.1
- Юр. адрес
- 420008, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д.18, корп.1
- ФИО
- Сафин Ленар Ринатович (Ректор)
- E-mail адрес
- public.mail@kpfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (843) 2337400
- Сайт
- https:/kpfu.ru