Эволюция феномена бюрократии в контексте децентрализации власти (2024)
В статье дан анализ понятию «бюрократия» с точки зрения его эволюции в условиях процессов децентрализации власти. Статья представляет собой теоретическое исследование и социологическое осмысление данного феномена и процессов, обусловливающих его развитие в эпоху постсовременности. Авторами произведен анализ имеющихся теорий и подходов к изучению бюрократии, показаны предпосылки и условия, влияющие на изменение облика бюрократии, влияние процессов децентрализации власти на эволюцию подходов к ее изучению. Выявление основных предпосылок, причин и тенденций эволюции идей является необходимой методологической основой для построения теоретических и практических механизмов внедрения практик децентрализованной власти в современных обществах. На основании проведенного анализа авторы заключают, что современный облик бюрократии в теоретических идеях характеризуется наличием публичности, различных площадок для взаимодействия общества и власти, а также обязательным наличием механизма со-участия граждан и других структур общества (местные сообщества, бизнес-сообщества, некоммерческие организации), в государственном управлении. В совокупности, коммуникативная теория и теории информационного общества привели к современному состоянию теории бюрократии в ходе ее эволюции.
Идентификаторы и классификаторы
Список литературы
- Капогузов Е.А. Теория общественного выбора как теоретический фундамент реформ государственного управления. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2012;(12(2)): 21-30.
- Патрушев С.В. Институционализм в политической науке: этапы, течения, идеи, проблемы. Политическая наука. 2001;(2): 146-186.
- Castells M. Communication, power and counter-power in the network society. International journal of communication. Los Angeles. 2007;(1): 238-266.
- Андриянова Т.В. Общественный диалог» и его управленческие перспективы в коммуникационной теории Б. Пирса и В. Кронена. Коммуникология. 2021;(9(1)): 151-159.
- Безвиконная Е.В. Политический коммуникативный потенциал местного самоуправления в модели самоорганизации: дис. … д-ра полит. наук: 23.00.02. Санкт-Петербург, 2013. 436 с.
- Слок В.И. Социальное управление в обществе риска: философский анализ: Дис… канд. филос. наук: 09.00.11. Уфа, 2017. 159 с.
- Фомин Г.А. Детерминация государственно-политического управления в контексте теорий взаимодействия политической власти и бюрократии. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018;(4): 266-270.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. Под ред. Д.В. Скляднева. СПб.: Наука, 2006. 380 с.
- Хутинаев И.Д. Децентрализация государственной власти как элемент теории институционализации. Социология власти. 2005;(6): 83-95.
- Шарков Ф.И. Социальные сети как основа формирования пространства публичных коммуникаций. Коммуникология. 2019; (7(4)): 32-40.
- Parrish R. The changing nature of communities. Strategies: Journal of Theory, Culture & Politics. 2002;(15(2)): 56-68.
- Pearce W.B., Pearce K.A. Extending the Theory of the Coordinated Management of Meaning (CMM) Through a Community Dialogue Process. Communication Theory. 2000;(4):405-423.
- Масловский М.В. Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология. Монография. Н. Новгород: Изд-во Нижегородск. гос. ун-та, 1997. 211 с.
- Вебер М. Политические работы, 1895-1919 / Пер. с нем. Б.М. Скуратова; послесл. Т.А. Дмитриевой. М.: Праксис, 2003. 424 c.
- Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 1961; (19), Изд. 2-е. М.: Государственное издательство политической литературы: 26-30.
- Бутми Е. Развитие государственного и общественного строя Англии. М., 1904. 342 с.
- Хутинаев И.Д. Указ. соч.
- Капогузов Е.А. указ. соч.
- Niskanen N.W. Bureaucracy and Public Economics. 2nded. Vermont: EdwardElgar, 1994. 332 р.
- Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сб.: Пер. с англ. / Сост. и авт. предисл. В.С. Муравьев. М.: Прогресс, 1989. 448 с.
- Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии. Нобелевские лауреаты по экономике. Джеймс Бьюкенен. М.: Таурус Альфа, 1997. 556 с.
- Tullock G. The Politics of Bureaucracy. Washington: Public Affairs Press, 1965. 398 р.
- Даунс Э. Жизненный цикл бюрократических структур. Классики теории государственного управления: американская школа / Под ред. Дж. Шафритц, А. Хайд; Пер. с англ. Т. И. Борисенко и др. М.: Изд-во МГУ, 2003:341-361.
- Downs A. Officials Milieu, Motives and Goals.The Foundation of Bureaucracy in Economic and Social Thought / Eds. B. Jenkins, C. Edward. UK: Page Edwar Elgar Publishing Chelternham; Northhampton, MA, USA, 2004;(1): 661-674.
- Нисканен В. Особая экономика бюрократии.Вехи экономической мысли. Экономика благосостояния и общественный выбор.2004(4); СПб.: Экономическая школа: 477-493.
- Niskanen N.W.Ibidem.
- Нисканен В.Указ. соч.
- Хабермас Ю. Указ. соч.
- Castells M.Ibidem.
- Владимирова К.А. Методология социологического изучения регионального управления. Казанский вестник молодых ученых. 2018;(2(5)): 131-134.
- Шарков Ф.И. Указ. соч.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность статьи обусловлена тенденциями современного общества, в котором пристальное внимание уделяется процессам формирования гражданской и политической идентичности молодежи. Сам интерес к молодежи, как субъекту региональной истории связан с особенным типом восприятия времени и прогресса, который присущ постоянно меняющемуся постиндустриальному обществу. Ставится цель – рассмотреть, какие инструменты могут быть использованы для активизации участия молодежи группы риска в формировании общественной истории своего региона.
Результаты исследования. Проблемы, связанные с гражданской и политической активностью молодежи группы риска, включают отчуждение молодежи от своих сообществ и институтов, ограничения в возможностях и ресурсах, формальное, а не реальное участие и проблемы вовлечения в процесс формирования общественно-политической истории региона. Автором уточнен инструментальный характер региональной молодёжной политики для активизации гражданского и политического участия молодежи группы риска, которые включают молодежную работу, делиберативные форумы, волонтерство, искусство, спорт и медиа, технологии и социальные сети.
Теоретическая значимость статьи заключается в расширении понимания роли гражданской идентичности городской молодежи в формировании общественно-политической истории региона, а также исследовании социально-политических процессов в контексте социальной и политической философии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для разработки конкретных мероприятий по развитию гражданской идентичности молодежи группы риска.
«Порядок», «подчинение», «власть», «репрессия» суть явления, с которыми чаще всего ассоциируется понятие «иерархии». Насколько нам известно термин «иерархия» впервые встречается в Ареопагитском корпусе. После герменевтического анализа определения иерархии именно в первом употреблении слова выявлен ряд смыслов, отсутствующих в сегодняшнем понимании иерархии: иерархия является не только порядком, но и знанием, и действием, и богоподражанием, она связана с различием в природе вещей, но в то же время она динамична, а не статична. Исходя из центральной роли понятия «Божественного действия» при описании иерархии, мы утверждаем, что в Ареопагитиках прослеживается процессуальная логика арабо-мусульманского мира, а не субстанциальная логика греко-западноевропейского мира. Предложено объяснение этого парадокса на основе соизмеримости ареопагитской и акбарийской традиций, что и подтверждается историческими данными.
Темой настоящей статьи является исследование мотивации учащихся при обучении онлайн, в рамках репетиторства при подготовке к основному государственному экзамену (далее – ОГЭ). Автор, применяя метод опроса, исследует различные аспекты психологического и социального состояния учащихся, занятых подготовкой к ОГЭ по обществознанию, которое в настоящее время является одним из ключевых предметов для социально-гуманитарного профиля обучения. Исследуются такие аспекты, как гендерный состав, доход и состав семьи, регион проживания, оценка учащимися собственных знаний, а также ставится вопрос, по чьей инициативе участники опроса обратились к репетитору (своей, родителей).
Авторы обращаются к весьма актуальной теме для современной школы: в условиях инклюзии возникают серьезные вызовы педагогическому сообществу, в том числе для эффективного и корректного внедрения инновационных образовательных практик, в частности, медиаобразования. Статья представляет результаты прикладного социологического исследования, направленного на изучение социальных и профессиональных факторов, влияющих на готовность педагогов инклюзивной системы, использовать медиапрактики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), возникающими на этом пути трудности и видение перспектив их преодоления.
В контексте существующих тенденций в политической повестке России, направленных на укрепление традиционных ценностей, поддержку многодетных семей и рождаемости, представляется необходимым анализ текущих брачно-семейных и репродуктивных установок современной молодежи. На основе анкетного опроса студентов были получены данные об отношении молодежи к браку и семье, желании и намерениях иметь детей и предпочитаемых моделей семьи.
Статья посвящена рассмотрению процесса воспроизводства советских традиций в пространстве организованной самодеятельности на примере конкретного коллектива. Самодеятельные народные ансамбли представляют собой коллективы, основанные в советское время и продолжающие свою деятельность в настоящий момент на базе культурно-досуговых учреждений (домов, дворцов культуры). Народные ансамбли продолжают конструирование советских традиций, коммуникативные практики и модели поведения, несмотря на отсутствие советской государственной идеологии в России. В статье представлены результаты авторского пилотажного качественного исследования по стратегии кейс-стади. Исследование сфокусировано на том, как советские культурные практики воспроизводятся в досуговых организациях в настоящее время через неформальные/формальные практики коммуникации, визуальные образы и традиции.
Включение в социум детей с расстройствами аутистического спектра является актуальной социальной задачей, требующей в силу своей сложности новых ракурсов научных исследований для обоснованного регулирования инклюзивных процессов. Проблему исследования определило противоречие между социальной значимостью развития инклюзии и существующими в арктическом городе препятствиями включения детей с РАС в городское пространство. В исследовательское поле нами введена категория пространственной депривации детей с расстройствами аутистического спектра, предложена ее авторская интерпретация. Эмпирическое исследование было направлено на выявление состояния включения детей с РАС в пространство арктического города. Результаты исследования по[1]казали их существенную пространственную депривацию в арктическом городе. Она проявляется в отношении публичных, полупубличных пространств, пространств для перемещения, выражаясь как в их недостаточной доступности, так и в значительной ограниченности форм освоения ребенком с РАС. Сделан вывод о низком социальном статусе детей с РАС в арктическом городе, а также о наличии препятствий для реализации ими своих общечеловеческих потребностей. Данная ситуация преимущественно определяется социально-психологическими и организационными факторами и объективирует трудности развития инклюзивных процессов.
В статье рассматриваются основные характеристики теории поколений в контексте трудовых отношений и ценностей работников, выявляется специфика подходов в теории поколений разных авторов, как зарубежных (В. Штрауса, Н. Хоува и др.), так и российских ученых (Ю.А. Левады, В.В. Радаева и др.). Анализируется соотношение возрастных и поколенческих характеристик личности применительно к трудовым отношениям. Потенциал и возможности теории поколений рассматриваются с учетом имеющихся ограничений и недостатков объяснительной модели.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- 420008, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д.18, корп.1
- Юр. адрес
- 420008, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д.18, корп.1
- ФИО
- Сафин Ленар Ринатович (Ректор)
- E-mail адрес
- public.mail@kpfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (843) 2337400
- Сайт
- https:/kpfu.ru