Социальные характеристики работников в контексте поколенческой теории и возрастной периодизации (2024)
В статье рассматриваются основные характеристики теории поколений в контексте трудовых отношений и ценностей работников, выявляется специфика подходов в теории поколений разных авторов, как зарубежных (В. Штрауса, Н. Хоува и др.), так и российских ученых (Ю.А. Левады, В.В. Радаева и др.). Анализируется соотношение возрастных и поколенческих характеристик личности применительно к трудовым отношениям. Потенциал и возможности теории поколений рассматриваются с учетом имеющихся ограничений и недостатков объяснительной модели.
Идентификаторы и классификаторы
Список литературы
- Кулиненко А.И. Основные типологии индивидуально-психологических свойств личности человека // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011;(8):151-154.
- Николаева В.Г. 2005. 01. 023. Хьюз Э. Ч. Типы личности и разделение труда. Hughes E. C. Personality types and the division of labor // Personality and the social group / ed. By E. W. Burgess. - Chicago: the University of Chicago Press, 1929. - p. 78-94 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. 2005;(1):149-164. (In Russ.)
- Ткачук И.Б. Типология стратегий личностного роста в современной культуре // Вестник ЧГАКИ. 2023;(4):92-100.
- Комф Е.В. Теоретические аспекты типологизации личности в социологии: к постановке проблемы // Вестник экономики, права и социологии. 2021;(3):106-108.
- Борисова А.А., Рязанцева И.В., Снегирев В.А., Коваль А.Л. Теоретико-прикладные исследования по регулированию социально-трудовых отношений с использованием теории поколений // Экономика труда. 2019;(2):677-688.
- Власова О.И. Теоретические подходы к изучению поколений как социальных групп / О. И. Власова // XVI Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана (90-летие со дня рождения) «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 21-22 марта 2013 г. Екатеринбург: УрФУ, 2013. С. 107-114.
- Мангейм К. Проблема поколений // Новое литературное обозрение, 1998;(2(30)):2-9.
- Пипия К.К проблеме поколений в России // Вестник общественного мнения № 1-2 (128) январь-июнь 2019:55-74.
- Семенова В.В. Современные концептуальные и эмпирические подходы к понятию «поколение» // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2003 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2003:213-237.
- Ожиганова Е.М. Теория поколений Н.Хоува и Н.Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015;(1):94-97.
- Ковин Е.А., Лысенко О.В., Практическая ценность современных теорий поколений в социологии // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2020;(1):33-38.
- Ростова А.Т. Цикличное воспроизводство социальных тенденций в теории поколений В.Штрауса и Н. Хоува // Философские и социальные науки. 2018;(7):33-35.
- Депутатова Л.Н., Шишкина К.А. Мотивация персонала в контексте теории поколений // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019;(2):178-191.
- Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Влияние неформального образования на человеческий капитал: поколенческий подход //Интеграция образования. 2020;(24(2)):316-338. - https://doi.org/10.15507/1991-9468.099.024.202002.316-338
- Левада Ю.А. Поколение XX века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001;(5(55)):7-14.
- Радаев В.В. Раскол поколения миллениалов: историческое и эмпирическое обоснование. (Первая часть) // Социологический журнал. 2020;(26(3)):30-63.
- Троцук И.В. «Умолчания» поколенческого анализа: объективное и субъективное значение возраста // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2015;(2):19-35.
- Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.
- Ефлова М.Ю., Виноградова Ю.В., Витушкин А.В. Ценности молодежи в условиях цифровизации: поколенческий анализ // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2022;6(57)):52-56. - https://doi.org/10.26907/2079-5912.2022.6.52-56. - EDN GPXWZK.
- Сигитова М.А., Филиппова К.В. Ключевые особенности молодежи, определяющие поведение на рынке труда // Общество: социология, психология, педагогика. 2021;8(88)):79-84.
- Бутова С.В., Осипова И.В. Производительность труда в России и теория поколений //Естественно-гуманитарные исследования. 2021;6 (38)):86-92.
- Максимова О.А. Цифровая грамотность поколения «третьего возраста» как адаптационный ресурс в условиях информационного общества // Logos et Praxis. 2018;(17(2)):103-110.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность статьи обусловлена тенденциями современного общества, в котором пристальное внимание уделяется процессам формирования гражданской и политической идентичности молодежи. Сам интерес к молодежи, как субъекту региональной истории связан с особенным типом восприятия времени и прогресса, который присущ постоянно меняющемуся постиндустриальному обществу. Ставится цель – рассмотреть, какие инструменты могут быть использованы для активизации участия молодежи группы риска в формировании общественной истории своего региона.
Результаты исследования. Проблемы, связанные с гражданской и политической активностью молодежи группы риска, включают отчуждение молодежи от своих сообществ и институтов, ограничения в возможностях и ресурсах, формальное, а не реальное участие и проблемы вовлечения в процесс формирования общественно-политической истории региона. Автором уточнен инструментальный характер региональной молодёжной политики для активизации гражданского и политического участия молодежи группы риска, которые включают молодежную работу, делиберативные форумы, волонтерство, искусство, спорт и медиа, технологии и социальные сети.
Теоретическая значимость статьи заключается в расширении понимания роли гражданской идентичности городской молодежи в формировании общественно-политической истории региона, а также исследовании социально-политических процессов в контексте социальной и политической философии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для разработки конкретных мероприятий по развитию гражданской идентичности молодежи группы риска.
«Порядок», «подчинение», «власть», «репрессия» суть явления, с которыми чаще всего ассоциируется понятие «иерархии». Насколько нам известно термин «иерархия» впервые встречается в Ареопагитском корпусе. После герменевтического анализа определения иерархии именно в первом употреблении слова выявлен ряд смыслов, отсутствующих в сегодняшнем понимании иерархии: иерархия является не только порядком, но и знанием, и действием, и богоподражанием, она связана с различием в природе вещей, но в то же время она динамична, а не статична. Исходя из центральной роли понятия «Божественного действия» при описании иерархии, мы утверждаем, что в Ареопагитиках прослеживается процессуальная логика арабо-мусульманского мира, а не субстанциальная логика греко-западноевропейского мира. Предложено объяснение этого парадокса на основе соизмеримости ареопагитской и акбарийской традиций, что и подтверждается историческими данными.
Темой настоящей статьи является исследование мотивации учащихся при обучении онлайн, в рамках репетиторства при подготовке к основному государственному экзамену (далее – ОГЭ). Автор, применяя метод опроса, исследует различные аспекты психологического и социального состояния учащихся, занятых подготовкой к ОГЭ по обществознанию, которое в настоящее время является одним из ключевых предметов для социально-гуманитарного профиля обучения. Исследуются такие аспекты, как гендерный состав, доход и состав семьи, регион проживания, оценка учащимися собственных знаний, а также ставится вопрос, по чьей инициативе участники опроса обратились к репетитору (своей, родителей).
Авторы обращаются к весьма актуальной теме для современной школы: в условиях инклюзии возникают серьезные вызовы педагогическому сообществу, в том числе для эффективного и корректного внедрения инновационных образовательных практик, в частности, медиаобразования. Статья представляет результаты прикладного социологического исследования, направленного на изучение социальных и профессиональных факторов, влияющих на готовность педагогов инклюзивной системы, использовать медиапрактики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), возникающими на этом пути трудности и видение перспектив их преодоления.
В статье дан анализ понятию «бюрократия» с точки зрения его эволюции в условиях процессов децентрализации власти. Статья представляет собой теоретическое исследование и социологическое осмысление данного феномена и процессов, обусловливающих его развитие в эпоху постсовременности. Авторами произведен анализ имеющихся теорий и подходов к изучению бюрократии, показаны предпосылки и условия, влияющие на изменение облика бюрократии, влияние процессов децентрализации власти на эволюцию подходов к ее изучению. Выявление основных предпосылок, причин и тенденций эволюции идей является необходимой методологической основой для построения теоретических и практических механизмов внедрения практик децентрализованной власти в современных обществах. На основании проведенного анализа авторы заключают, что современный облик бюрократии в теоретических идеях характеризуется наличием публичности, различных площадок для взаимодействия общества и власти, а также обязательным наличием механизма со-участия граждан и других структур общества (местные сообщества, бизнес-сообщества, некоммерческие организации), в государственном управлении. В совокупности, коммуникативная теория и теории информационного общества привели к современному состоянию теории бюрократии в ходе ее эволюции.
В контексте существующих тенденций в политической повестке России, направленных на укрепление традиционных ценностей, поддержку многодетных семей и рождаемости, представляется необходимым анализ текущих брачно-семейных и репродуктивных установок современной молодежи. На основе анкетного опроса студентов были получены данные об отношении молодежи к браку и семье, желании и намерениях иметь детей и предпочитаемых моделей семьи.
Статья посвящена рассмотрению процесса воспроизводства советских традиций в пространстве организованной самодеятельности на примере конкретного коллектива. Самодеятельные народные ансамбли представляют собой коллективы, основанные в советское время и продолжающие свою деятельность в настоящий момент на базе культурно-досуговых учреждений (домов, дворцов культуры). Народные ансамбли продолжают конструирование советских традиций, коммуникативные практики и модели поведения, несмотря на отсутствие советской государственной идеологии в России. В статье представлены результаты авторского пилотажного качественного исследования по стратегии кейс-стади. Исследование сфокусировано на том, как советские культурные практики воспроизводятся в досуговых организациях в настоящее время через неформальные/формальные практики коммуникации, визуальные образы и традиции.
Включение в социум детей с расстройствами аутистического спектра является актуальной социальной задачей, требующей в силу своей сложности новых ракурсов научных исследований для обоснованного регулирования инклюзивных процессов. Проблему исследования определило противоречие между социальной значимостью развития инклюзии и существующими в арктическом городе препятствиями включения детей с РАС в городское пространство. В исследовательское поле нами введена категория пространственной депривации детей с расстройствами аутистического спектра, предложена ее авторская интерпретация. Эмпирическое исследование было направлено на выявление состояния включения детей с РАС в пространство арктического города. Результаты исследования по[1]казали их существенную пространственную депривацию в арктическом городе. Она проявляется в отношении публичных, полупубличных пространств, пространств для перемещения, выражаясь как в их недостаточной доступности, так и в значительной ограниченности форм освоения ребенком с РАС. Сделан вывод о низком социальном статусе детей с РАС в арктическом городе, а также о наличии препятствий для реализации ими своих общечеловеческих потребностей. Данная ситуация преимущественно определяется социально-психологическими и организационными факторами и объективирует трудности развития инклюзивных процессов.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- 420008, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д.18, корп.1
- Юр. адрес
- 420008, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д.18, корп.1
- ФИО
- Сафин Ленар Ринатович (Ректор)
- E-mail адрес
- public.mail@kpfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (843) 2337400
- Сайт
- https:/kpfu.ru