СОВЕТСКИЙ СПОР(Т): ПОПЫТКИ ГАЛЬВАНИЗАЦИИ ЭЙДОСОВ В НОВОВРЕМЕННЫХ КИНОКАРТИНАХ О ВЫДАЮЩИХСЯ СОВЕТСКИХ СПОРТСМЕНАХ (2024)

Кинематографическое говорение о советском, т. е. массив текстов, формулируемых в контурах кино-, теле- и других экранных искусств, автор полагает одним из репрезентативных источников, оформляющих отечественный дискурс рецепции советского. В рамках настоящей работы исследовательское внимание сосредоточивается на рассмотрении нововременных российских картин о легендах советского спорта, которые в ареале упомянутого кинематографического говорения апеллируют к ряду фразеотем, таких как спорт, личность, героизм, подвижничество, служение, моральные ценности. По мнению автора, повторяющийся характер референций к советской спортивной мифологии сопряжен с необходимостью выполнения некоей сверхзадачи. Эта задача автору представляется культурной, просветительской и дидактической, а не политически предзаданной. Советские спортивные байопики видятся автору удачным поводом для масштабной беседы на уровне обыденного сознания, призванной обеспечить гальванизацию эйдосов, перезапуск ценностей и, если угодно, ребрендинг смыслов. Однако, несмотря на самоочевидно благородную природу таких интенций, современные спортивные драмы оказываются неспособными в полной мере осуществить возложенную на них миссию в силу целого ряда причин. Первой причиной, из-за которой, увы, биографические ленты о советских атлетах не превращаются в руководство к действию, а их протагонисты не становятся востребованными ролевыми моделями, является драматическое несоответствие между воспеваемыми личными качествами героев и магистральными сюжетами актуальной популярной психологии, последовательно насаждающей культ гедонизма, позитивного мышления и легкости («жить “на лайте”»). Вторая причина, которой обусловлено возникновение зрительского «когнитивного лага», связана с единодушным замалчиванием в таких картинах идеологического компонента советских общественных отношений в качестве фактора, с необходимостью формирующего личность (или редукцией этого фактора к маркерам реквизиторским и декоративным). Таким образом, комплекс поведенческих паттернов, выборов и мотивов оказывается непроницаем для зрителя, отсутствует модель-интерпретант. В качестве третьей причины автор называет условную, пунктирную манеру изображения советской темпоральности в «чемпионских киносагах» и приходит к выводу, что распаковка и присвоение дидактического, наставительного потенциала легендарных спортивных сюжетов невозможны без вдумчивого портретирования советского социального времени.

Тип: Статья
Автор (ы): Липицкая Валентина Михайловна
Ключевые фразы: СОВЕТСКОЕ, РЕЦЕПЦИЯ СОВЕТСКОГО, СПОРТИВНЫЕ ДРАМЫ, КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ГОВОРЕНИЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, БАЙОПИК, СОВЕТСКАЯ ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
130.2. Философия культуры. Системы культуры. Культурологические учения
Текстовый фрагмент статьи