ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В КОНТЕКСТЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОРОДА (2024)
На текущем этапе развития малые города находятся в сложной социально-экономической ситуации, когда замедление экономического и социального развития обусловлено многоуровневыми процессами внутреннего, регионального и национального характера. Во многом успешное существование и функционирование малого города зависит от его имиджа, т. е. от привлекательности как для инвесторов и туристов, так и для внутреннего общества - горожан. В современных условиях историко-культурное наследие является основой самобытности и преемственности поколений, что во многом определяет имидж каждого города. Актуальность работы определяется значимостью историко-культурного наследия малых городов Республики Крым в социокультурном и экономическом развитии региона. Новая экономическая реальность актуализирует решение сложного комплекса проблем, препятствующих привлечению инвестиций в малые города и связанных с ограниченностью экономической базы, низким уровнем развития инфраструктурных объектов и социально-культурной сферы. Изучение существующего комплекса памятников историко-культурного наследия дает возможность определения культурного потенциала малых городов Крыма и перспектив его использования. Предметом исследования является анализ историко-культурного наследия малых городов Республики Крым как составной части городского имиджа. Текущая стратегия развития таких городов направлена на поиск, разработку и внедрение эффективных методов адаптации к современным реалиям, а также на создание более выгодных условий для жизни населения. В результате историко-сравнительного и структурно-функционального анализов в исследовании обозначена тесная взаимосвязь между культурным потенциалом малых городов Крыма и внешними факторами воздействия (географические и историко-культурные условия развития поселений).
Идентификаторы и классификаторы
В условиях нарастающих тенденций глобализации и информатизации активно меняющегося мира особое значение отведено проблеме социально-культурного развития города, которое сегодня тесно связано с конструированием его имиджа. В сложившейся реальности именно имидж занимает ведущее место не только в развитии экономики различных государств, но в более локальном, городском развитии. Так, речь идет о влиянии грамотной презентации городского пространства на турпоток, финансовые инвестиции, социальный статус местных жителей и др. Сегодня с уверенностью можно цитировать одно из правил нового мира: «благополучие города зависит от его привлекательности».
Список литературы
- Астафьева О.Н. Диалогичность культурной среды города: культурное наследие как основа ее целостности // Контуры будущего в контексте мирового культурного развития: XVIII Международные Лихачевские научные чтения, 17-19 мая 2018 г. - СПб.: СПбГУП, 2018. - С. 385-386.
- Веденин Ю.А. География наследия. Территориальные подходы к изучению и сохранению наследия. - М.: Новый хронограф, 2018. - 472 с.
- Власова Н.Ю. Культурное наследие и искусство как составляющие брендинга городов // Journal of New Economy. - 2011. - № 6 (38). - С. 56-61. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnoe-nasledie-i-iskusstvo-kak-sostavlyayuschie-brendinga-gorodov (дата обращения: 23.05.2024). EDN: PBDODX
- Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 07.05.1998 № 73-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 19, ч. 1. - Ст. 2069.
- Грибова К.Л. Имидж города в условиях глобализации // Социология. - 2018. - № 3. - С. 93-101. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-goroda-v-usloviyah-globalizatsii (дата обращения: 23.05.2024). EDN: VUTNZE
- Гунажинова Ю.А., Жаркая Г.Ф., Бадашкеева Е.М. Значение малых городов в современной территориальной политике // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Т. 10, № 4. - С. 1051-1062. EDN: KVXFQB
- Косорукова М.И. Культурное наследие России как ресурс ее возрождения и развития // Наука и школа. - 2013. - № 6. - С. 188-193. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnoe-nasledie-rossii-kak-resurs-ee-vozrozhdeniya-i-razvitiya (дата обращения: 23.05.2024). EDN: RTWHLX
- Культурное наследие Республики Крым // Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым: сайт. - URL: https://archive-gkokn.rk.gov.ru/ru/structure/320 (дата обращения: 28.04.2023).
- Машковский В.В. Адаптивное использование культурного наследия как способ возрождения и ревитализации малого города // Инновации и инвестиции. - 2021. - № 6. - С. 171-174. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnoe-ispolzovanie-kulturnogo-naslediya-kak-sposob-vozrozhdeniya-i-revitalizatsii-malogo-goroda (дата обращения: 23.05.2024). EDN: GMIZOK
-
Морозова Т.А. Культурно-исторические объекты города как имиджформирующий ресурс для продвижения в СМИ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2, Филология и искусствоведение. - 2010. - № 4. - С. 54-58. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-istoricheskie-obekty-goroda-kak-imidzhformiruyuschiy-resurs-dlya-prodvizheniya-v-smi-retsenzirovana (дата обращения: 23.05.2024). EDN: NDAETP
-
Музычук В.Ю. Сохранение культурного наследия в контексте социально-экономического развития России // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2017. - № 2. - С. 8-31. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-kulturnogo-naslediya-v-kontekste-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii (дата обращения: 23.05.2024). EDN: YFPSFH
-
Министерство культуры Республики Крым. Отчет о деятельности на 31.03.2023. - URL: https://mkult.rk.gov.ru/structure/2720 (дата обращения: 23.05.2024).
-
Официальный сайт Министерства культуры Республики Крым. - URL: https://mkult.rk.gov.ru/ru/structure/295 (дата обращения: 23.05.2024).
-
Подсвирова А.В. Малые города России: специфика и факторы формирования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. - № 4. - С. 52-55. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/malye-goroda-rossii-spetsifika-i-faktory-formirovaniya (дата обращения: 23.05.2024). EDN: VVNKVX
-
Понукалина О.В., Логинова Л.В. Имидж территории в контексте повышения туристской привлекательности региона // Logos et Praxis. - 2016. - № 1 (31). - С. 65-72. -. DOI: 10.15688/jvolsu7.2016.1.9 EDN: VZRUHT
-
Рыжкова О.А. Дискурс культуры и брендирование: аспекты понимания идентичности // Ученые записки Новгородского государственного университета. - 2021. - № 6 (39). - С. 601-604. -. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.6(39).601-604 EDN: VMIGMH
-
Смирнов О.О., Безвербный В.А. Потенциал развития секторов экономики малых городов России: современные тенденции // Социум и власть. - 2022. - № 1 (91). - С. 62-73. -. DOI: 10.22394/1996-0522-2022-1-62-74 EDN: TZKRZL
-
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 26, ч. 1. - Ст. 2519.
-
Шилехина М.С. Культурное пространство современного города как объект междисциплинарного исследования // Культура и образование. - 2017. - № 2 (25). - С. 39-46. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnoe-prostranstvo-sovremennogo-goroda-kak-obekt-mezhdistsiplinarnogo-issledovaniya (дата обращения: 23.05.2024).
-
Яковенко И.М., Карлов Л.С. Подходы к географическому исследованию культурного наследия региона (на примере Крыма) // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. География. Геология. - 2022. - Т. 8 (74), № 3. - С. 240-252.
-
The support of the cultural heritage utilization in historical town reserves / M. Kalamarovaa, E. Loucanovab, J. Parobekc, M. Supind // Procedia Economics and Finance. - 2015. - Vol. 26. - P. 914-919. -. DOI: 10.1016/S2212-5671(15)00904-1
-
Kourtit K. Nijkamp P., Romao J. Cultural Heritage Appraisal by Visitors to Global Cities: The Use of Social Media and Urban Analytics in Urban Buzz Research // Sustainability. - 2019. - Vol. 11 (12). -. DOI: 10.3390/su11123470
-
Sanober N., Shooshtarian S. The Role of Cultural Heritage in Promoting Urban Sustainability: A Brief Review // Land. - 2022. - Vol. 11 (9). -. DOI: 10.3390/land11091508
Выпуск
Другие статьи выпуска
Кинематографическое говорение о советском, т. е. массив текстов, формулируемых в контурах кино-, теле- и других экранных искусств, автор полагает одним из репрезентативных источников, оформляющих отечественный дискурс рецепции советского. В рамках настоящей работы исследовательское внимание сосредоточивается на рассмотрении нововременных российских картин о легендах советского спорта, которые в ареале упомянутого кинематографического говорения апеллируют к ряду фразеотем, таких как спорт, личность, героизм, подвижничество, служение, моральные ценности. По мнению автора, повторяющийся характер референций к советской спортивной мифологии сопряжен с необходимостью выполнения некоей сверхзадачи. Эта задача автору представляется культурной, просветительской и дидактической, а не политически предзаданной. Советские спортивные байопики видятся автору удачным поводом для масштабной беседы на уровне обыденного сознания, призванной обеспечить гальванизацию эйдосов, перезапуск ценностей и, если угодно, ребрендинг смыслов. Однако, несмотря на самоочевидно благородную природу таких интенций, современные спортивные драмы оказываются неспособными в полной мере осуществить возложенную на них миссию в силу целого ряда причин. Первой причиной, из-за которой, увы, биографические ленты о советских атлетах не превращаются в руководство к действию, а их протагонисты не становятся востребованными ролевыми моделями, является драматическое несоответствие между воспеваемыми личными качествами героев и магистральными сюжетами актуальной популярной психологии, последовательно насаждающей культ гедонизма, позитивного мышления и легкости («жить “на лайте”»). Вторая причина, которой обусловлено возникновение зрительского «когнитивного лага», связана с единодушным замалчиванием в таких картинах идеологического компонента советских общественных отношений в качестве фактора, с необходимостью формирующего личность (или редукцией этого фактора к маркерам реквизиторским и декоративным). Таким образом, комплекс поведенческих паттернов, выборов и мотивов оказывается непроницаем для зрителя, отсутствует модель-интерпретант. В качестве третьей причины автор называет условную, пунктирную манеру изображения советской темпоральности в «чемпионских киносагах» и приходит к выводу, что распаковка и присвоение дидактического, наставительного потенциала легендарных спортивных сюжетов невозможны без вдумчивого портретирования советского социального времени.
Вопрос о характере человеческой мудрости или возможности ее обрести никогда не предполагал простого решения в истории человеческой мысли. Китайские мыслители и философы тоже по-разному отвечали на этот вопрос. Светский и практический характер понимания мудрости в китайской интеллектуальной традиции в значительной мере был обусловлен влиянием этической и политической доктрины конфуцианства. С точки зрения нормативной этики конфуцианства идея применения хитростей и уловок считалась достаточно сомнительной. В истории китайской мысли бывали периоды, когда интеллектуальная элита успевала осознать начало кризиса в обществе и пыталась не только теоретизировать стратагемное мышление, но и найти достаточные этические основания для возможности применения стратагем в рутинных практиках. Время создания «Книг мудрости» - последняя треть правления династии Мин - была именно таким периодом. В это же время происходит серьезная трансформация ценностных ориентаций образованного сословия в Китае, которая также могла выступать как один из факторов формирования интереса к стратагемам и стратагемному мышлению. Статья посвящена анализу трансформации системы ценностей китайских интеллектуалов, живших в последней трети правления династии Мин, и выявлению ценностных оснований стратагемного мышления, описанного в «Книгах мудрости». В статье представлена классификация релевантных факторов, повлиявших на трансформацию ценностных установок образованных людей при поздней Мин. Описаны и систематизированы данные об отношении минских императоров к образованным людям и конфуцианской этико-политической доктрине. Борьба не только за реальные властные полномочия, но и за символическую власть в области ценностей и идеалов была одним из двигателей трансформации системы ценностей. Кроме того, основным фактором существенного изменения конфуцианской философии стало влияние коммерциализации жизни и массовой культуры. В статье представлен анализ настроений образованных людей, показано, что эти настроения повлекли за собой изменения в подходах к процессу познания и социальным практикам. Таким образом, делается вывод о том, что при поздней династии Мин были сформированы новые модели разрешения социальных конфликтов и ценностные основания стратагемного мышления.
В настоящей статье всесторонне рассматривается и анализируется исторический и культурный контексты трансформации прежнего общества потребления в общество впечатлений («общество переживаний»), анализируемые многими исследователями, от Ж. Бодрийяра и Г. Дебора до Г. Шульце, одноименный труд которого внес значительный вклад в процесс понимания причин изменений в установках потребительского поведения, фиксируемых в течение последних десятилетий. Развиваемая Г. Шульце социальная концепция «потребления переживаний» членами современного общества исследована с точки зрения нарастающего кризиса прежних моделей массового потребления, во всё большей степени перестающих удовлетворять требованиям современности. Особое внимание уделено анализу особенностей дальнейшего развития всех этих представлений в форме возникшей контркультуры антиконсьюмеризма, критики перепотребления и ряда психологизаторских подходов к изучению и поиску решения проблем зарождающейся «экономики эмоций» в ее приложении к содержательно более широкой концепции «эмоционального капитализма» в том виде, как она представлена в ряде работ отечественных и зарубежных авторов.
Одним из инструментов, которые участвуют в преобразовании системы идентичностей на стадии перехода от культуры модерна к культуре постмодерна, является рок-культура, предлагающая человеку ряд возможностей идентификации, обладающих иными свойствами по сравнению с возможностями определения себя, характерными для культуры модерна. На данном этапе происходит частичный отказ от маркеров идентичности, характерных для эпохи модерна: возрастного, профессионального, локального, этнического, национального. Идентичность, формируемая рок-культурой в соответствии с актуальными теоретическими концепциями, может быть отнесена к множественным, нарративным, малым идентичностям. В качестве ее основополагающей характерной особенности рассматривается наличие неопределенного ядра идентичности, под которым понимается совокупность феноменов, воспринимаемых и осмысляемых субъектом в качестве основания для установления собственного тождества с иными субъектами. Эта неопределенность заключается в слабых дефинициях рока, в стремлении субъектов к отказу от положительной идентификации себя с роком, в отрицании существования данного феномена как такового. При этом рок не превращается в собственную противоположность, не принимает на себя функции исключенного Другого, оставаясь объектом центробежного или центростремительного движения. Помимо этого, ослабление ядра идентичности связано с тем, что понятие рока превращается в средоточие аксиологических устремлений субъекта. Рок-культура присваивается субъектом, превращаясь в абсолютный эпицентр идентификации. Субъектность, таким образом, выводится за рамки собственной личности и наделяется признаками объекта, получая при этом наименование рока. Реальный объект для выстраивания идентичности исчезает, заменяясь субъектом или хотя бы отдельным его сегментом. Рок-культура порождает идентичность парадоксального типа. Ядро этой идентичности не имеет четкого оформленного содержания, маркеры сложно определить и ограничить, но при этом она подразумевает избыточную лояльность в отношении к номинативному ядру (понятие рока как таковое) со стороны субъекта. Так феномен культуры, обладающий слабыми возможностями для его определения, изначально сводимый к совокупности близких жанров массовой молодежной музыки, превращается в уникальный идентификационный маркер, разрушающий ставшую в условиях культуры модерна устойчивую систему идентичностей и предлагающий взамен способ парадоксального самоопределения себя субъектом, основанный на системе нарративов и на приписывании объекту идентификации субъектных качеств.
В статье на основании рассмотрения наиболее широко распространенных методов оценки капиталовложений вскрываются наиболее существенные методологические проблемы в этой важнейшей области, являющейся основой воспроизводства экономических систем. В статье также приводится краткая теоретическая характеристика капиталовложений. Делается вывод, что на данный момент причиной методологических проблем в оценке капиталовложений является не разрешенный полностью вопрос из области фундаментальной экономической теории о природе капитала. Автор обращает внимание на то, что детально проработанные в научных статьях, диссертациях и других работах методики оценки капиталовложений для конкретных условий хозяйствования отдельных отраслевых экономических систем не получают научного обобщения и взвешенной оценки экономического сообщества. Фактически это означает, что не существует проверенных и используемых многими исследователями и практиками методик. Показывается неправомерность полного отождествления процесса инвестирования, оценки проектов и собственно капиталовложений предприятий. Отмечается существующий в теории и практике работы с инвестициями разрыв между финансовой и технологической эффективностью. На примере российской отрасли передачи электрической энергии автор показывает, насколько могут быть неприменимы общие методы оценки капиталовложений в зависимости от конкретных отраслевых условий, как теоретические и методологические проблемы на практике превращаются в отсутствие инструментария для принятия решений. В завершение на основании рассмотрения диспропорций в механизме оценки осуществления и регулирования капиталовложений обнажается еще один фундаментальный вопрос теории - подход к конфликту интересов и регулированию естественных монополий как к некооперативной игре. Обосновывается необходимость изменения такого подхода.
Изменение системы мирохозяйственных связей в результате санкционной политики в отношении России и дружественных стран заставляет предприятия и организации обосновывать стратегии выхода на внешние рынки с целью получения доходов и включения в новые цепочки создания стоимости. Поэтому целью этого исследования является сравнительный анализ факторов и оценка применения стратегий выхода российских ИТ-компаний на международный рынок. Для достижения цели были применены качественные и количественные методы экономического исследования. Качественные методы охватывали PESTEL-анализ, ситуационный и сравнительный анализ. Количественные методы включали метод издержек и выгод, статистические методы и методы экономического анализа. Для визуализации текста задействованы табличные и графические методы. В этом исследовании были проанализированы факторы, оказывающие влияние на деятельность организаций в международной сфере, а также основные стратегии выхода
ИТ-компаний на внешний рынок. Проведенный сравнительный анализ позволил выявить преимущества и недостатки каждой из стратегий с учетом современных форм бизнеса и валютных рисков. Для российской ИТ-компании, продуктом которой является программное обеспечение, оценены три стратегии: экспорт, франчайзинг и прямые инвестиции. Обоснован выбор ИТ-отрасли для рассмотрения стратегий выхода российских компаний на зарубежные рынки. Среди факторов, влияющих на этот процесс, необходимо выделить развитие новых технологий и инфраструктуры, наличие финансовых ресурсов и давление экономических санкций. Из трех проанализированных стратегий самой низкозатратной и низкодоходной оказалась стратегия франчайзинга. Ее можно использовать при дефиците финансовых ресурсов. Для целей «взрывного роста» применима затратная, но высокодоходная стратегия прямого инвестирования с учетом валютного хеджирования. Исходя из анализа влияющих факторов и правовых условий РФ, целесообразно следовать стратегии среднедоходного экспорта для обеспечения развития компании. Практическое применение стратегий выхода организаций на внешний рынок представляет собой многогранный объект исследований, требующий комплексного анализа различных аспектов экспансии бизнеса. Полученные результаты помогут компаниям принимать взвешенные решения при выборе оптимальной стратегии, расширяющей их бизнес на международном рынке.
Выявлена проблема рассогласования между ускоренно возрастающим значением национальной экономической безопасности России и степенью ее научной проработанности по таким критериям, как четкость в определении предмета НЭБ, методология изучения НЭБ, механизмы связи научных исследований с образованием и практикой НЭБ. Статья посвящена исследованию динамики кадрового состава преподавателей и ученых. Исследование проводится новым, разработанным автором Методом потоков. Новизна Метода потоков начинается с изменения представления об объекте исследования. В традиционных подходах фиксируется объект, который исследуется с разных сторон в разные периоды времени. Метод потоков фокусирует внимание исследователя на движении потоков ресурсов в экономической среде. В таком движении ресурсов выделяются притоки, оттоки, аккумуляции. В норме перемещение ресурсов сбалансировано. Уместно рассмотреть санкции как важнейший компонент гибридной войны, нацеленный через блокирование потоков дисбалансировать ресурсы национальной экономики. Исследование показало, что представления движения ресурсов Методом потоков отличается от традиционных представлений в статистическом и бухгалтерском учетах. Апробация Метода при диагностике состояния кадров учреждений науки и образования показала стратегические угрозы для НЭБ РФ. С 2015 года численность ученых и преподавателей, имеющих ученую степень, перманентно снижается. Метод потоков позволяет развеять миф о том, что если из региона А уезжают ученые, то они просто будут работать в другом регионе. Данное исследование опровергает такую гипотезу. Ученые, в частности, могут сменить специальность, уехать из страны и т. п. Отмеченная ситуация является сходной для всех 16 городов-миллионников России, включая Москву, Санкт-Петербург и 18 субъектов РФ. Уменьшается приток молодых ученых при продолжающемся старении кадрового состава. Если игнорировать полученные результаты, то на горизонте в 5-10 лет, к примеру, Омский регион начнет терять способность готовить у себя специалистов с высшим образованием, не говоря уже о кандидатах и докторах наук. Аналогичная ситуация ждет и другие регионы.
В центре внимания статьи - современные приемы количественного анализа финансовых инструментов на основе портфельной теории Марковица, позволяющей конструировать оптимальные портфели финансовых инструментов в предположении о крайней рациональности инвесторов и теории игр, позволяющей учесть фактор взаимодействия игроков - участников финансовых рынков. Актуальность темы исследования обусловлена потребностью в повышении качества принимаемых финансовых решений в условиях повышенной волатильности финансовых рынков. Построено исходное множество финансовых инструментов, состоящее из пятидесяти элементов - альтернативных вариантов размещения денежных средств. Предварительный анализ исходного множества финансовых инструментов позволил сузить его до десяти элементов, наиболее предпочтительных для размещения денежных средств. Классическая модель портфеля Марковица, предполагающая максимизацию ожидаемой доходности портфеля при заданном уровне риска, дополнена вспомогательными ограничениями, позволяющими учесть индивидуальные предпочтения инвесторов. Представленные шесть модификаций портфелей Марковица способствуют выявлению динамики количественных характеристик портфелей в зависимости от индивидуальных предпочтений инвесторов. В качестве количественных характеристик портфелей приняты ожидаемая доходность и ожидаемый риск, оцененные по реальным финансовым данным. Построенная игровая модель имеет вид игры с природой, позволяющей учесть сложный характер взаимодействия игроков, в большинстве случаев не характеризующийся антагонизмом. Игровая модель построена для выбора оптимальной чистой стратегии инвестора, в рамках которой учитываются различные состояния финансового рынка, выражаемые рыночным индексом (рыночным портфелем). Исследование игровой модели реализовано на основе интегрированного критерия Ходжа - Лемана относительно доходности и риска. Его использование позволило учесть индивидуальный уровень доверия инвестора к имеющейся финансовой информации. В процессе практической реализации указанных приемов получены результаты, позволяющие сделать вывод о степени чувствительности оптимальных стратегий инвестирования к индивидуальным предпочтениям и представлениям инвесторов. Построенные модели могут быть использованы для обновления содержания профессиональной подготовки студентов в системе высшего экономического образования, а также для постановки курсов дополнительного профессионального образования.
Настоящая статья посвящена проблемам поведенческой экономики, определяющей границы рационального выбора потребителей и исследующей модели и сценарии потребительского поведения. Автор рассмотрел особенности потребительского поведения в условиях экономических и геополитических кризисов, которые прошла современная Россия с 1990-х годов и до настоящего времени. В статье приводится периодизация кризисов с учетом их специфики, причин и последствий. В ходе исследований был проведен анализ моделей и сценариев потребительского поведения в течение острой фазы кризисного периода 2022 года, сравнительный анализ структуры расходов; были приведены индексы падения и роста расходов на основные категории товаров и услуг, а также была проанализирована готовность потребителей к отказу от покупок. Существенное внимание в работе было уделено сравнительному анализу основных тенденций потребительского поведения в кризис 1997-1998 годов и в кризис 2022 года, в ходе которого было отмечено, что на потребительское поведение существенное внимание оказывает возросшая зрелость рынков и подготовленность системы государственного управления к кризисным ситуациям. Сделан вывод о необходимости учета возрастающей роли потребительского поведения, отклоняющегося от привычных рациональных моделей, что подчеркивает необходимость выработки новых форм к выстраиванию экономической политики государственных органов управления. В заключении особое внимание автор акцентирует на том, что при принятии управленческих решений по формированию программ поддержки отраслей и сфер экономики необходимо учитывать складывающиеся модели и сценарии потребительского поведения.
Эта статья является завершающей, второй частью исследования, посвященного анализу экономической истории СССР в начальный период Великой Отечественной войны (1941-1942). Освещаются аспекты экономического развития, не рассмотренные в первой части статьи. Наибольшее место занимает анализ уровня жизни населения в различных его аспектах. Используются многочисленные источники, включая статистические сборники военных лет, обзорные справочники и воспоминания современников. Помимо текущего потребления товаров, рассматривается также потребление услуг и бытовые условия населения. Подробно анализируется роль в экономике СССР ленд-лиза. Поставки по программам ленд-лиза рассматриваются не только для данного периода, но и в течение всей войны. Анализ ведется по отдельным товарным группам. Показывается. что вопреки сложившимся в литературе представлениям о незначительности доли поставок по программе ленд-лиза, основанным на их оценках в стоимостном выражении, по отдельным, причем во многом ключевым позициям роль этих поставок в экономике СССР периода войны была огромной. Рассматривается состояние науки и высшего образования в переломный период войны. Показывается, что они сохранялись и играли важную роль в повышении квалификации кадров и качества военной техники. Особое внимание уделяется начальному этапу исследований по атомному оружию. Показывается, что, несмотря на ограниченность ресурсов, уже в самый тяжелый период войны в СССР начались исследования по созданию ядерного оружия.
В связи с чрезвычайным разнообразием условий хозяйствования уровень межрегиональных различий в России уникален. Меру этих различий обычно измеряют традиционными индикаторами вариации на базе показателей душевого ВРП. Однако движение коэффициента вариации хотя и отражает системные свойства исследуемого объекта, может не уловить структурных пространственных сдвигов. Но именно эти смещения, если они устойчивы, представляют особый интерес и как предмет научного исследования, и как объект управления со стороны органов власти. Основной вопрос, который ставится в статье, состоит в следующем: существует ли связь между уровнем экономического развития региона и его «склонностью» к структурным перемещениям? Или иначе: насколько устойчиво положение территории в межрегиональном рейтинге показателей душевого ВРП, зависит ли оно от значения душевого ВРП? Оказалось, что заметные структурные перемещения (преимущественный рост или всё большее отставание душевого ВРП региона относительно среднего по стране значения) являются прерогативой, прежде всего, территорий с уровнем душевого ВВП, близким к среднему.
Издательство
- Издательство
- НГУЭУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630099, Новосибирская область, город Новосибирск, Каменская ул., д. 56
- Юр. адрес
- 630099, Новосибирская область, город Новосибирск, Каменская ул., д. 56
- ФИО
- Новгородов Павел Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- p.a.novgorodov@nsuem.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2439595
- Сайт
- https://nsuem.ru