ISSN 1814-9545 · EISSN 2412-4354
Языки: ru · en

Статья: ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (2024)

Читать онлайн

Обучающаяся молодежь представляет собой особую социально-возрастную группу, имеющую специфическую траекторию развития, которую называют «становящаяся взрослость». У студентов тайминг задач развития, свойственных возрасту, отличается от того, который свойственен необучающейся молодежи, и подчиняется основной цели - приобретению профессии через долгое обучение. Как результат, эта группа подвержена высоким стрессам, психологически неустойчива и нуждается в поддержке социальных и психологических служб. Теоретическую рамку исследования составляют идеи психологии становящейся взрослости, концепция психологического благополучия и событийно-ситуационный подход. Проведены два эмпирических исследования с участием обучающихся в колледже, бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. В первом исследовании участвовали 337 респондентов, из них 243 девушки. Средний возраст - 20,9 года, SDвозраст = 3,0. Проведен опрос, в котором использовались открытые вопросы о трудностях, переживаемых студентами в университете, с последующим структурным табличным тематическим анализом данных. Составлен чек-лист «Трудные жизненные ситуации студентов», включающий 49 трудностей. Во втором исследовании участвовал 751 респондент, из них 613 девушек. Средний возраст - 19,0 лет, SDвозраст = 4,3. В этой выборке 301 респондент переехал для обучения в другой город, из них 23 сменили страну, 416 человек обучаются в том же городе, в котором родились. Для упорядочивания выделенных трудностей использовался метод кластеризации данных. Выделены восемь кластеров: Адаптация к техническим условиям обучения, Адаптация к новой ступени обучения, Недостаток физических и психологических ресурсов, Организация занятий учебным заведением, Социальные условия обучения, Текущие жизненные задачи, Адаптация к новому месту, Потери и страх потерь. Проанализированы самые частые и самые редкие трудности, количество и конфигурация которых различаются в зависимости от пола, ступени образования и факта переезда (трудностей больше у девушек, у студентов бакалавриата и у тех, кто сменил место жительства во время учебы). Полученные результаты позволяют сделать работу психологических служб вузов более эффективной.

Ключевые фразы: обучение, СТАНОВЯЩАЯСЯ ВЗРОСЛОСТЬ, ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ, стресс, адаптация, СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Автор (ы): Нартова-Бочавер Софья Кимовна, Бардадымов Василий Анатольевич, Ерофеева Виктория Георгиевна, Хачатурова Милана Радионовна, Хачатрян Нарине Гагиковна
Журнал: ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
378.18. Внеучебная жизнь студентов
Для цитирования:
НАРТОВА-БОЧАВЕР С. К., БАРДАДЫМОВ В. А., ЕРОФЕЕВА В. Г., ХАЧАТУРОВА М. Р., ХАЧАТРЯН Н. Г. ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ // ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ. 2024. № 2
Текстовый фрагмент статьи