ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (2024)
Обучающаяся молодежь представляет собой особую социально-возрастную группу, имеющую специфическую траекторию развития, которую называют «становящаяся взрослость». У студентов тайминг задач развития, свойственных возрасту, отличается от того, который свойственен необучающейся молодежи, и подчиняется основной цели - приобретению профессии через долгое обучение. Как результат, эта группа подвержена высоким стрессам, психологически неустойчива и нуждается в поддержке социальных и психологических служб. Теоретическую рамку исследования составляют идеи психологии становящейся взрослости, концепция психологического благополучия и событийно-ситуационный подход. Проведены два эмпирических исследования с участием обучающихся в колледже, бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. В первом исследовании участвовали 337 респондентов, из них 243 девушки. Средний возраст - 20,9 года, SDвозраст = 3,0. Проведен опрос, в котором использовались открытые вопросы о трудностях, переживаемых студентами в университете, с последующим структурным табличным тематическим анализом данных. Составлен чек-лист «Трудные жизненные ситуации студентов», включающий 49 трудностей. Во втором исследовании участвовал 751 респондент, из них 613 девушек. Средний возраст - 19,0 лет, SDвозраст = 4,3. В этой выборке 301 респондент переехал для обучения в другой город, из них 23 сменили страну, 416 человек обучаются в том же городе, в котором родились. Для упорядочивания выделенных трудностей использовался метод кластеризации данных. Выделены восемь кластеров: Адаптация к техническим условиям обучения, Адаптация к новой ступени обучения, Недостаток физических и психологических ресурсов, Организация занятий учебным заведением, Социальные условия обучения, Текущие жизненные задачи, Адаптация к новому месту, Потери и страх потерь. Проанализированы самые частые и самые редкие трудности, количество и конфигурация которых различаются в зависимости от пола, ступени образования и факта переезда (трудностей больше у девушек, у студентов бакалавриата и у тех, кто сменил место жительства во время учебы). Полученные результаты позволяют сделать работу психологических служб вузов более эффективной.
Идентификаторы и классификаторы
Статья посвящена идентификации трудных ситуаций в жизни современной обучающейся молодежи. Эта социально-возрастная группа — субъект решений, которые будут определять развитие политики, экономики и культуры нашей страны, и потому исключительно важно прикладывать все возможные усилия для укрепления их душевной устойчивости и повышения личностной зрелости. Актуальной задачей является разработка инструментов диагностики и средств воздействия, способствующих сохранению психического здоровья молодежи, особенно интеллектуалов, поскольку это основа безопасного существования всей популяции.
Список литературы
-
Antsyferova L.I. (1994). Personality in Difficult Life Conditions: Rethinking, Transformation of Situations and Psychological Protection. Psychological Journal, vol. 15, no 1, pp. 3-18 (In Russian). EDN: SAFDIZ
-
Arnett J.J. (2014) The Oxford Handbook of Emerging Adulthood. New York, NY: Oxford University. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199795574.001.0001
-
Arnett J.J. (2001) Conceptions of the Transition to Adulthood: Perspectives from Adolescence through Midlife. Journal of Adult Development, vol. 8, no 2, pp. 133-143. https://doi.org/10.1023/A:1026450103225. EDN: AMJZWV
-
Arnett J.J. (2000) Emerging Adulthood: A Theory of Development from the Late Teens through the Twenties. American Psychologist, vol. 55, no 5, pp. 469-480. DOI: 10.1037/0003-066X.55.5.469 EDN: GSHCAL
-
Arnett J.J., Mitra D. (2020) Are the Features of Emerging Adulthood Developmentally Distinctive? A Comparison of Ages 18-60 in the United States. Emerging Adulthood, vol. 8, no 5, pp. 412-419. DOI: 10.1177/2167696818810073
-
Basyuk V.S., Malyh S.B., Tikhomirova T.N. (2022) Federal Network of Psychological Services of Educational Institutions of Higher Education: Concept, Priorities and Development Resources. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie / Psychological Science and Education, vol. 27, no 6, p. 4-18 (In Russian). DOI: 10.17759/pse.2022270601 EDN: UQZPNI
-
Bezek E. (2010) Gender Differences in Resilience in the Emerging Adulthood Population (Thesis), Rochester: Rochester Institute of Technology. Available at: http://scholarworks.rit.edu/theses (accessed 20 May 2024).
-
Blum G., Schmitt M. (2017) The Nonlinear Interaction of Person and Situation (NIPS) Model and Its Values for a Psychology of Situations. The Oxford Handbook of Psychological Situations (eds J.F. Rauthmann, R.A. Sherman, D.C. Funder), New York, NY: Oxford University, pp. 1-17.
-
Bityutskaya E.V. (2020) Structure and Dynamics of the Image of a Difficult Life Situation]. Voprosy psihologii, vol. 66, no 3, pp. 116-131[1] (In Russian). EDN: OVORME
-
Bityutskaya E.V., Korneev A.A. (2021) Subjective Appraisal and Orientations in Difficult Life Situations as Predictors of Coping Strategies. Psychology in Russia: State of the Art, vol. 14, no 3, pp. 180-199 (in Russian). DOI: 10.11621/pir.2021.0312 EDN: VYXQFD
-
Bityutskaya E.V., Korneev A.A. (2021) Subjective Assessment of a Difficult Life Situation: Diagnosis and Structure. Voprosy psihologii, vol. 67, no 4, pp. 100-113. EDN: LHTSGM
-
Claborn R.D., Kane S.T. (2012) First-Year College Students' Homesickness and Separation Anxiety: Implications for Orientation, Retention, and Social Integration. Journal of College Orientation, Transition, and Retention, vol. 19, no 2, pp. 7-17. DOI: 10.24926/jcotr.v19i2.2795
-
Clements K., Turpin G. (1996) The Life Events Scale for Students: Validation for Use with British Samples. Personality and Individual Differences, vol. 20, no 6, pp. 747-751. DOI: 10.1016/0191-8869(96)00005-0
-
Clinciu A.I., Cazan A.M. (2014) Academic Adjustment Questionnaire for the University Students. Procedia-Social and Behavioral Sciences, vol. 127, April, pp. 655-660. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.03.330
-
Connor K.M., Davidson J.R.T. (2003) Development of a New Resilience Scale: The Connor-Davidson Resilience Scale (CD-RISC). Depression and Anxiety, vol. 18, pp. 76-82. DOI: 10.1002/da.10113
-
Crandall C.S., Preisler J.J., Aussprung J. (1992) Measuring Life Event Stress in the Lives of College Students: The Undergraduate Stress Questionnaire (USQ). Journal of Behavioral Medicine, vol. 15, December, pp. 627-662. DOI: 10.1007/BF00844860
-
Dementij L.I., Malenova A.Ju. (2004) Difficulties in Adapting Students to the Conditions of Study at the University and Ways to Overcome Them: Results of the Study. Herald of Omsk University. Series "Psychology", no 4, pp. 54-72 (In Russian).
-
Dericks G., Thompson E., Roberts M., Phua F. (2019) Determinants of PhD Student Satisfaction: The Roles of Supervisor, Department, and Peer Qualities. Assessment & Evaluation in Higher Education, vol. 44, no 7, pp. 1053-1068. DOI: 10.1080/02602938.2019.1570484
-
Diener E., Seligman M.E.P. (2004) Beyond Money: Toward an Economy of Well-Being. Psychological Science in the Public Interest, vol. 5, no 1, pp. 1-31. DOI: 10.1111/j.0963-7214.2004.00501001.x EDN: FLMTEH
-
Dol'nik V.R. (1994) Naughty Child of the Biosphere. Moscow: Pedagogika-press (In Russian).
-
Ferrara T.S. (2022) Understanding the Homesick Experience Through the Narratives of First-Year College Residential Students (PhD Thesis), New York: Molloy College.
-
Gadzella B.M. (1994) Student-Life Stress Inventory: Identification of and Reactions to Stressors. Psychological Reports, vol. 74, no 2, pp. 395-402. DOI: 10.2466/pr0.1994.74.2.395 EDN: HKCLXL
-
Germani A., Delvecchio E., Li J.B., Lis A., Nartova-Bochaver S.K., Vazsonyi A.T., Mazzeschi C. (2021) The Link between Individualism-Collectivism and Life Satisfaction among Emerging Adults from Four Countries. Applied Psychology: Health and Well-Being, vol. 13, no 2, pp. 437-453. DOI: 10.1111/aphw.12259 EDN: YFFPCK
-
Golovey L.A., Petrash M.D., Strizhitskaya O.Ju., Savenysheva S.S., Murtazina I.R. (2018) The Role of Psychological Well-Being and Life Satisfaction in the Perception of Daily Stress. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya / Counseling Psychology and Psychotherapy, vol. 26, no 4, pp. 8-26. DOI: 10.17759/cpp.2018260402 EDN: VOGNIZ
-
Gorbunova E.V. (2018) Elaboration of Research on Student Withdrawal from Universities in Russia and the United States. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 110-131 (In Russian). DOI: 10.17323/1814-9545-2018-1-110-131 EDN: XNFQWT
-
Gorbunova E.V., Kondratjeva O.S. (2013) Analysis of Gender Differences in the Dropout of Russian and American Undergraduate Students. Universitas, vol. 1, no 3, pp. 48-69 (In Russian).
-
Gruzdev I.A., Gorbunova E.V., Froumin I.D. (2013) Academic Dismissal in Russian Higher Education Institutions: Defining the Problem. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 2, pp. 67-81 (In Russian). DOI: 10.17323/1814-9545-2013-2-67-81 EDN: QJBMOH
-
Hamaideh S.H. (2011) Stressors and Reactions to Stressors among University Students.International Journal of Social Psychiatry, vol. 57, no 1, pp. 69-80. DOI: 10.1177/0020764009348442
-
Harrison R.V. (1985) The Person-Environment Fit Model and the Study of Job Stress. Human Stress and Cognition in Organizations (eds T.A. Beehr, R.S. Bhagat), New York, NY: Wiley, pp. 23-55.
-
Havighurst R.J. (1956) Research on the Developmental-Task Concept. The School Review, vol. 64, no 5, pp. 215-223. DOI: 10.1086/442319
-
Holmes T.H., Rahe R.H. (1967) The Social Readjustment Rating Scale. Journal of Psychosomatic Research, vol. 11, no 2, pp. 213-218. DOI: 10.1016/0022-3999(67)90010-4
-
Kessler R.C., Berglund P., Demler O., Jin R., Merikangas K.R., Walters E.E. (2005) Lifetime Prevalence and Age-of-Onset Distributions of DSM-IV Disorders in the National Comorbidity Survey Replication. Archives of General Psychiatry, vol. 62, no 6, pp. 593-602. DOI: 10.1001/archpsyc.62.6.593 EDN: YZQHEN
-
Khachaturova M.R., Yerofeyeva V.G., Bardadymov V.A. (2022) Students' Mindset and Subjective Well-Being during the Period of "Emerging Adulthood". Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie / Psychological Science and Education, vol. 27, no 1, pp. 121-135 (In Russian). DOI: 10.17759/pse.2022270110 EDN: ZDNEQX
-
Kharlamenkova N.E. (2017) Intense Stressors and Psychological Consequences of Their Experience in Youth and Early Adulthood. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, vol. 23, no 4, pp. 26-30 (In Russian). EDN: YOSODQ
-
Кlementyeva M. (2023) The Russian Version of Inventory of the Dimensions of Emerging Adulthood (the IDEA-R): Developmental Features of University Students. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, vol. 13, no 2, pp. 164-182 (In Russian). DOI: 10.21638/spbu16.2023.203
-
Kon I.S. (1979) Psychology of Adolescence: Problems of Personality Formation. Moscow: Prosveshchenie.
-
Little B.R. (2000) Free Traits and Personal Contexts: Expanding a Social Ecological Model of Well-Being. Person-Environment Psychology: New Directions and Perspectives (eds W.B. Walsh, K.H. Craik, R.H. Price), Mahwah, NJ: L. Erlbaum, pp. 87-116.
-
Malenova A.Ju. (2019) Exam Psychology: A Resource Approach. Omsk: Dostoevsky Omsk State University (In Russian). EDN: KSIFZS
-
Malenova A.Ju. (2007) Features of the Idea of Coping Behavior and the Choice of Coping Strategies by Students in an Exam Situation. Herald of Omsk University. Series "Psychology", no 1, pp. 12-19 (In Russian).
-
Malenova A.J., Potapova J.V. (2018) Emotional Well-Being of Students and Their Parents in a Separation Situation. Klinicheskaia i spetsial'naia psikhologiia / Clinical Psychology and Special Education, vol. 7, no 2, pp. 83-96 (In Russian). DOI: 10.17759/cpse.2018070206 EDN: XWQWQH
-
Malenova A.Ju., Malenov A.A., Fedotova E.E. (2019) Structure of Subjective Well-Being and Its Gender Peculiarities in Student Youth. Herald of Omsk Universaity. Series "Psychology", no 3, pp. 22-33 (In Russian). DOI: 10.25513/2410-6364.2019.3.22-33
-
Matud M.P., del Pino M.J, Bethencourt J.M., Lorenzo E.D. (2023) Stressful Events, Psychological Distress and Well-Being during the Second Wave of COVID-19 Pandemic in Spain: A Gender Analysis. Applied Research in Quality of Life, vol. 18, no 3, pp. 1291-1319. DOI: 10.1007/s11482-022-10140-1 EDN: UQUSDX
-
Matud M.P., Ibáñez I., Hernández-Lorenzo D.E., Bethencourt J.M. (2023) Gender, Life Events, and Mental Well-Being in Emerging Adulthood.International Journal of Social Psychiatry, vol. 69, no 6, pp. 1432-1443. DOI: 10.1177/00207640231164012 EDN: CBBSMZ
-
Mischel W., Shoda Y. (1999) Integrating Dispositions and Processing Dynamics within a Unified Theory of Personality: The Cognitive-Affective Personality System. Handbook of Personality: Theory and Research (eds L.A. Pervin, O.P. John), New York, NY: Guilford, pp. 197-218.
-
Nartova-Bochaver S.K. (2023) Psychology of Personality and Individual Differences. Saint-Petersburg: Piter (In Russian). EDN: WFYRWP
-
Nartova-Bochaver S., Korneev A., Bochaver K. (2021) Validation of the 10-Item Connor-Davidson Resilience Scale: The Case of Russian Youth. Frontiers in Psychiatry, no 12, Article no 611026. DOI: 10.3389/fpsyt.2021.611026 EDN: SZXLSC
-
Nartova-Bochaver S., Reznichenko S., Ochoa Padilla A., Zulkarnain Zulkarnain (2024) Measurement Invariance of the Modified Utrecht Homesickness Scale: A Case of University Students from Four Countries. Current Psychology. DOI: 10.1007/s12144-024-06075-5 EDN: YOELDM
-
Nartova-Bochaver S.K., Teriushkova Ju.Ju. (2016) The Image of the Future in People with Different Pasts (Longitudinal Study of Youth Crisis Transition). The Principle of Development in Modern Psychology (eds A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko). Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, pp. 439-457 (In Russian). EDN: WGNHBF
-
Neugarten B.L. (1968) Middle Age and Aging: A Reader in Social Psychology. Chicago, IL: University of Chicago.
-
Pownall M., Harris R., Blundell-Birtill P. (2022) Supporting Students during the Transition to University in COVID-19: Five Key Considerations and Recommendations for Educators. Psychology Learning & Teaching, vol. 21, no 1, pp. 3-18. DOI: 10.1177/14757257211032486
-
Rauthmann J.F., Sherman R.A. (2018) The Description of Situations: Towards Replicable Domains of Psychological Situation Characteristics. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 114, no 3, pp. 482-488. DOI: 10.1037/pspp0000162 EDN: YFTKHR
-
Robinson O.C. (2022) Conducting Thematic Analysis on Brief Texts: The Structured Tabular Approach. Qualitative Psychology, vol. 9, no 2, pp. 194-208. DOI: 10.1037/qup0000189 EDN: IYHXFL
-
Robinson O. (2020). Development through Adulthood. London: Bloomsbury Academic.
-
Salamonson Y., Andrew S., Watson R., Teo S.T., Deary I.J. (2011) The Stressors in Students (SIS) Scale: Development, Reliability, and Validity. Journal of Clinical Nursing, vol. 20, no 13-14, pp. 2078-2080. DOI: 10.1111/j.1365-2702.2010.03678.x
-
Seiffge-Krenke I. (2016) Leaving Home: Antecedents, Consequences, and Cultural Patterns. The Oxford Handbook of Emerging Adulthood (ed. J.J. Arnett), New York, NY: Oxford University, pp. 177-189.
-
Smith C., Christoffersen K., Davidson H., Herzog P.S. (2011) Lost in Transition: The Dark Side of Emerging Adulthood. New York, NY: Oxford University. :oso/9780199828029.001.0001. DOI: 10.1093/acprof
-
Shamionov R.M. (2015) Criteria of Subjective Personal Well-Being: Socio-Cultural Determinancy. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, vol. 4, iss. 3, pp. 213-218 (In Russian). DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-3-213-218
-
Tarabrina N.V., Zhuravlev A.L., Sergienko E.A., Kharlamenkova N.E. (2017) Everyday and Traumatic Stress: Current Research Directions. Fundamental and Applied Research in Modern Psychology: Results and Development Prospects (eds A.L. Zhuravlev, V.A. Kolʼtsova), Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, pp. 1468-1475 (In Russian). EDN: ZVEALN
-
Tanner J.L. (2006) Recentering during Emerging Adulthood: A Critical Turning Point in Life Span Human Development. Emerging Adults in America: Coming of Age in the 21st Century (eds J.J. Arnett, J.L. Tanner), Washington, DC: American Psychological Association, pp. 21-55. DOI: 10.1037/11381-002
-
Thomae H. (1996) Das Individuum und seine Welt. Gottingen: Hogrefe.
-
Wood D., Crapnell T., Lau L., Bennett A., Lotstein D., Ferris M., Kuo A. (2018) Emerging Adulthood as a Critical Stage in the Life Course. Handbook of Life Course Health Development (eds N. Halfon, C. Forrest, R. Lerner, E. Faustman), New York, NY: Springer, pp. 123-143. DOI: 10.1007/978-3-319-47143-3_7
-
Yerofeyeva V.G., Wang P., Yang Y., Serobyan A.K., Grigoryan A.K., Nartova-Bochaver S.K. (2024) Shimmering Emerging Adulthood: In Search of the Invariant IDEA Model for Collectivistic Countries. Frontiers in Psychology, vol. 15, April, Article no 1349375. DOI: 10.3389/fpsyg.2024.1349375 EDN: XGLYWW
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье приводится описание процесса разработки и апробации инструмента «Диспозиции критического мышления». Под диспозициями критического мышления понимаются предрасположенности, тенденции или готовность человека реализовывать навыки критического мышления. Человек с низким уровнем диспозиций может не проявлять навыков критического мышления, даже если владеет ими на высоком уровне. На основе обзора литературы проанализированы современные теоретические рамки и инструменты измерения диспозиций критического мышления. Предлагаемый авторами инструмент представляет собой самоотчетный опросник в компьютерном формате. Задача респондента - оценить, насколько его поведение в обычной жизни схоже с описанным в утверждениях. Опросник прошел апробацию, на основе полученных данных проведена проверка факторной структуры, качества разработанных заданий, а также оценена конвергентная и содержательная валидность теста. Результаты психометрической проверки позволяют утверждать, что разработанный инструмент является надежным и валидным способом оценки диспозиций критического мышления у русскоговорящих людей старше 16 лет. Рассмотрены ограничения данного исследования и возможные направления будущих разработок.
Качество школьного образования - не только нормативное, но и социальное понятие, находящееся в актуальном коммуникативном поле практически всех общественных групп. Отношение к качеству образования и мерам, направленным на его повышение, - сложная и неоднозначная мировоззренческая конструкция, которая способна как объединять людей, относящихся к разным профессиям, проживающих на разных территориях, придерживающихся разных политических взглядов, так и разъединять людей, относящихся, казалось бы, к гомогенной общественной группе. Данная публикация вносит вклад в исследование факторов, оказывающих влияние на восприятие разными стейкхолдерами качества школьного образования, на их отношение к мерам, направленным на его повышение. По результатам интервью с представителями разных социальных групп, заинтересованных в качестве школьного образования, представлен дискурсивный анализ понятия «качество образования» с позиций современных социальных теорий. Особый акцент сделан на выявлении причин фиксируемых различий в представлениях членов разных общественных групп о качестве школьного образования, что в итоге позволяет выйти на методы прогнозирования их поведения в отношении предпринимаемых государством мер по управлению качеством школьного образования.
Совмещение учебы в вузе с работой приобрело в России массовый характер. По данным Мониторинга трудоустройства выпускников, около 53% студентов бакалавриата и специалитета очной формы обучения работали хотя бы один месяц на протяжении срока обучения в вузе. В статье представлены комплексный анализ характеристик совмещения учебы с работой и оценка их вклада в индивидуальные зарплаты и вероятность занятости через год после выпуска из вуза. Установлено, что регулярная трудовая занятость во время академического года по частоте распространения преобладает над временной работой в летние месяцы. В среднем факт совмещения учебы с работой увеличивает вероятность занятости через год после выпуска на 16-19% и приносит выпускникам зарплатную премию в размере 14%. При этом существует значительная дифференциация в размере отдачи от совмещения в зависимости от характеристик занятости и образовательных факторов. Чем ближе курс совмещения к выходу на рынок труда, тем выше вклад совмещения и в заработные платы, и в трудоустройство, хотя и опыт работы на начальных курсах продолжает приносить небольшую отдачу после выпуска. Имеются значимые перекрестные эффекты между совмещением учебы с работой, направлениями подготовки и уровнем селективности оконченного университета. Наблюдаемые закономерности позволяют судить о сформировавшейся в России особой модели перехода от учебы к работе, в которой процесс трудоустройства и входа в профессиональную сферу предваряет получение диплома. Результаты исследования свидетельствуют о наличии сильной комплементарности между образованием и совмещением учебы с работой. При этом без качественного образования совмещение учебы с работой не дает высокой отдачи, успех на рынке труда обеспечивает сочетание разных образовательных факторов и их взаимодействие.
Подробно описаны принципы создания корпуса устной речи учителей, который позволит применять этнографический подход к описанию учительских практик: посредством анализа большого массива записей реальных уроков выявлять лингвистические, психологические и социологические факторы, способствующие повышению результативности преподавания. Корпус включает аудиозаписи уроков в 5-8-х классах общеобразовательных школ трех российских городов. Его аннотирование осуществляется в программе Praat . Для определения лингвистических параметров, которые потенциально могут влиять на результативность учителей и должны быть отражены в корпусе, проведен опрос школьников. Учащихся просили описать, как они представляют себе «идеального» и «плохого» учителя, среди прочего им предлагалось охарактеризовать речь такого учителя. С учетом результатов опроса, анализа лингвистических и педагогических исследований и существующих корпусов устной речи авторы разработали систему аннотирования, которая включает 19 уровней. Часть из них совпадает с теми уровнями, которые в том или ином виде присутствуют в любом корпусе устной речи: орфографическая расшифровка с разбивкой на слова, уровень лексем, частей речи, морфологическая разметка. К уровням, наличие которых обусловлено спецификой корпуса, можно отнести выделение частей урока (организационный этап, введение материала и т.п.), уровень, на котором фрагменты чтения вслух отделяются от остальной речи учителя, четыре уровня для разметки пауз, уровень фонетической расшифровки, разметку громкости, два уровня для разметки ошибок (отдельно фонетических и грамматических), четыре уровня, связанных с лексикой (отмечаются слова с особыми словообразовательными показателями, эмоционально-оценочная лексика, сферы употребления слов, дискурсивные маркеры). Корпус, снабженный предлагаемой авторами разметкой, открывает перспективы для создания методики для автоматизированной обработки речевого материала учителя и ученика, которая позволит в результате сравнения собранных данных с «эталонными» образцами выдавать рекомендации по совершенствованию речевого поведения учителя.
Анализируются результаты реализации курса «Критическое мышление», разработанного для платформы «Яндекс.Практикум». Курс спроектирован в парадигме проблемноориентированного обучения и представлен в онлайн-формате с синхронной и асинхронной частями, он ориентирован на взрослую аудиторию и включает задания из общепрофессионального контекста. Разработке курса предшествовал обзор исследований формирования критического мышления у взрослых, в результате которого выявлены преимущества и недостатки применения с этой целью проблемноориентированного обучения. Для оценки уровня критического мышления разработан и валидизирован тест на основе методологии evidence-centered design . Исследование проводилось по модели интервенции с претестом и посттестом без контрольной группы. В ходе итогового тестирования (n=184) обнаружены значимые изменения показателей развития компонентов критического мышления у участников, завершивших курс: анализа информации (+0,12), логики (+0,1) и аргументации (+0,17). Полученные данные свидетельствуют в пользу гипотезы о результативности данного курса, для развития критического мышления у взрослых. Дальнейшие исследования с использованием разработанных инструментов позволят уточнить влияние конкретных педагогических инструментов и учебных форматов на развитие критического мышления.
В условиях радикального сокращения международной мобильности российских ученых возрастает значимость внутрироссийских программ. Проведено исследование с целью оценить масштабы программ внутрироссийской академической мобильности, создать портрет заинтересованных в участии в таких программах и описать результаты такого участия на примере молодых кандидатов наук. Исследование основано на результатах репрезентативных опросов российских преподавателей, ученых и выпускников аспирантуры, состоявшихся в рамках Мониторинга экономики образования в июне - октябре 2022 г., а также на материалах глубинных интервью с участниками программы российских постдоков, проведенных авторами в июне - сентябре 2022 г. Установлено, что уровень внутрироссийской мобильности преподавателей и ученых невысок: только 3% из них проходили длительные стажировки внутри страны в 2019-2021 гг. и 3% выпускников аспирантуры участвовали в программах российских постдоков. Невысок и уровень потенциальной мобильности: треть российских преподавателей (30%) не готовы менять место жительства ради нового места работы. Участники программ российских постдоков отмечают многочисленные положительные эффекты этих программ: существенный рост квалификации, формирование новых компетенций, расширение профессиональных связей. Тем не менее развитию внутрироссийской академической мобильности препятствует множество институциональных барьеров: закрытость академической среды и настороженное отношение к мобильности, отсутствие поддержки при переезде.
Учителя трех общеобразовательных школ участвовали в проекте, целью которого было оценить возможности исследования действием - «изучения, как что-то делать, делая это» - как способа изменить их представления и профессиональные практики. После продолжительного курса обучения учителя самостоятельно проектировали и проводили уроки по своему предмету с использованием цифровых инструментов для стимулирования активного учения. В ходе этой работы они получали постоянную поддержку наставника - автора статьи, а также проходили входное, промежуточные и итоговое интервью. Эти интервью дали возможность проследить, как меняется отношение учителя к цифровым инструментам, как он воспринимает деятельность учащихся в условиях применения этих инструментов, как оценивает собственную работу по проектированию и проведению урока. Установлено, что представления учителей трансформируются таким образом, что предпочтительной формой организации урока становится обучение, центрированное на ученике. Учителя отметили, что самостоятельно проведенное ими исследование на собственном классе помогло им принять предлагаемые инструменты и формы работы. Изменилось отношение учителей к цифровым сервисам: они стали рассматриваться как инструмент не только для себя, но и для учеников. Новые способы применения цифровых инструментов изменили характер урока, спровоцировали переход от фронтального обучения к активным формам работы. При этом работа с цифровым инструментом стала для учителей более осознанной и осмысленной.
Как исследователи, так и практики образования рассматривают образовательное поведение студентов в качестве основного предиктора образовательных результатов в университете. Однако понятие «образовательное поведение» до сих пор концептуализируется и измеряется фрагментарно: в разных исследованиях выделяются и оцениваются отдельные аспекты образовательного поведения или предпринимаются попытки построить типологию, которая чрезмерно упрощает данное явление и не способна описать и объяснить все многообразие образовательного поведения. Авторы предпринимают попытку построить собственную концептуальную модель образовательного поведения. На основе анализа транскриптов 119 полуструктурированных интервью со студентами восьми российских университетов выделены пять основных характеристик образовательного поведения, которые могут быть использованы для описания большинства поведенческих паттернов, встречаемых в вузах. Это академическое усердие, учебная активность, интеграция в группу, конформность и внеучебная активность. Дано определение понятию «образовательное поведение» и пяти его характеристикам. Эти характеристики проиллюстрированы цитатами из интервью со студентами. Разработанная концептуальная модель может быть использована при разработке инструментов для количественного измерения образовательного поведения.
Проанализированы теоретические концепции, объясняющие роль образования в формировании гендерного неравенства на рынке труда, а также связанные с этими концепциями эмпирические исследования, в которых оценивается вклад образования в формирование гендерного неравенства на всех этапах взаимодействия индивидов с системой образования: до поступления в вуз, во время обучения, а также после окончания вуза. Вклад образования в формирование гендерного неравенства рассматривается сквозь призму теории человеческого капитала, теории компенсационных различий, теорий дискриминации и сегрегации, а также гендерного подхода в образовании. Представлена оценка текущей ситуация с гендерным неравенством в системе образования и на рынке труда в России. На основании систематизации международного опыта использования инструментов по снижению гендерного неравенства выявлены меры, которые потенциально могут сократить гендерное неравенство в России.
Специфика лидерства в сфере высшего образования раскрывается путем его сопоставления с лидерством в традиционных бизнес-организациях. В результате анализа совместного цитирования 3827 научных работ, отобранных по запросу в Scopus , выборка исследования сужена до шести ключевых публикаций, оказывающих значительное влияние на исследовательский ландшафт. На материале этих публикаций проведен сравнительный анализ лидерства в сфере высшего образования с лидерством в традиционных бизнес-организациях с опорой на авторскую модель лидерства «черты лидера - поведение лидера - контекст ситуации». Показано, что академическая среда характеризуется специфическими вызовами для лидера, отличными от контекста традиционных бизнес-организаций. Адекватным контексту университетской среды является совмещение трех стилей лидерства: транзакционного, трансформационного и ориентированного на отношения. Взаимодействие между лидером и профессорско-преподавательским составом вуза в академическом контексте является скорее партнерством, в котором лидер выступает старшим партнером, чем подчинением, основанным на властных отношениях и характерным для традиционных бизнес-организаций.
В статье описаны результаты создания русскоязычной версии и адаптации Kirton’s Adaptation-Innovation Inventory для измерения когнитивного стиля учителей и административных сотрудников школ. Предложен вариант перевода, который учитывает возникающие в русском языке коннотации и контекст образовательной сферы, но при этом эквивалентен по смыслу оригинальной шкале. Показано, что читаемость суждений соответствует уровню образования целевой аудитории измерения. В рамках итеративного процесса разработки и эмпирической проверки психометрических свойств опросника (N1 = 137, N2 = 1236, N3 = 204) достигнуты удовлетворительные показатели функционирования трех шкал, отдельных суждений и ответных категорий. Анализ производился в рамках классической теории тестирования и IRT-RSM-модели. Итоговый опросник «Адаптор - инноватор» включает 26 суждений и позволяет оценить выраженность трех факторов: «оригинальность и независимость», «доскональность и самоорганизованность», «инертность и запрос на инструкции». Предлагаемый опросник может быть использован в исследовательских и практических целях для изучения когнитивных стилей учителей и администрации школ, а также близких им групп, включая работников других уровней образования и социальной сферы в целом. В статье приведены полная версия опросника и практические рекомендации по работе с инноваторами и адапторами внутри образовательной организации.
Издательство
- Издательство
- ВШЭ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- Юр. адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- ФИО
- Анисимов Никита Юрьевич (Ректор)
- E-mail адрес
- hse@hse.ru
- Сайт
- https://www.hse.ru/