ЧЕМ ЛИДЕРСТВО В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЛИДЕРСТВА В ТРАДИЦИОННЫХ БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЯХ (2024)
Специфика лидерства в сфере высшего образования раскрывается путем его сопоставления с лидерством в традиционных бизнес-организациях. В результате анализа совместного цитирования 3827 научных работ, отобранных по запросу в Scopus , выборка исследования сужена до шести ключевых публикаций, оказывающих значительное влияние на исследовательский ландшафт. На материале этих публикаций проведен сравнительный анализ лидерства в сфере высшего образования с лидерством в традиционных бизнес-организациях с опорой на авторскую модель лидерства «черты лидера - поведение лидера - контекст ситуации». Показано, что академическая среда характеризуется специфическими вызовами для лидера, отличными от контекста традиционных бизнес-организаций. Адекватным контексту университетской среды является совмещение трех стилей лидерства: транзакционного, трансформационного и ориентированного на отношения. Взаимодействие между лидером и профессорско-преподавательским составом вуза в академическом контексте является скорее партнерством, в котором лидер выступает старшим партнером, чем подчинением, основанным на властных отношениях и характерным для традиционных бизнес-организаций.
Идентификаторы и классификаторы
Лидерство как социально-психологическое явление уже более ста лет привлекает внимание как практиков, так и исследователей, однако в отечественной литературе практически отсутствуют исследования, которые систематизировали бы накопленные в этой области знания (одно из немногих исключений — [Филонович, 2003]). Таких работ немного и за рубежом [Lowe, Gardner, 2000; Avolio, Walumbwa, Weber, 2009; Gardner et al., 2010; Dinh et al., 2014; Zhu et al., 2019].
Список литературы
-
Ames D.R., Rose P., Anderson C.P. (2006) The NPI-16 as a Short Measure of Narcissism. Journal of Research in Personality, vol. 40, no 4, pp. 440-450. DOI: 10.1016/j.jrp.2005.03.002
-
Ashton M.C., Lee K. (2007) Empirical, Theoretical, and Practical Advantages of the HEXACO Model of Personality Structure. Personality and Social Psychology Review, vol. 11, no 2, pp. 150-166. DOI: 10.1177/1088868306294907 EDN: JPBQJJ
-
Avolio B.J., Walumbwa F.O., Weber T.J. (2009) Leadership: Current Theories, Research, and Future Directions. Annual Review of Psychology, vol. 60, no 1, pp. 421-449. DOI: 10.1146/annurev.psych.60.110707.163621
-
Baka Ł. (2019) Explaining Active and Passive Types of Counterproductive Work Behavior: The Moderation Effect of Bullying, the Dark Triad and Job Control.International Journal of Occupational Medicine and Environmental Health, vol. 32, no 6, pp. 777-795. DOI: 10.13075/ijomeh.1896.01447
-
Barrick M.R., Mount M.K. (1991) The Big Five Personality Dimensions and Job Performance: A Meta-Analysis. Personnel Psychology, vol. 44, no 1, pp. 1-26. DOI: 10.1111/j.1744-6570.1991.tb00688.x EDN: BIREBX
-
Bass B.M. (1990) Bass and Stogdill’s Handbook of Leadership: Theory, Research, and Managerial Applications. New York, NY: Free Press.
-
Bass B. (1985) Leadership and Performance beyond Expectations. New York, NY: Free Press.
-
Bass B.M., Riggio R.E. (2006) Transformational Leadership. New York, NY: Lawrence Erlbaum Associates.
-
Bess J.L., Goldman P. (2001) Leadership Ambiguity in Universities and K-12 Schools and the Limits of Contemporary Leadership Theory. The Leadership Quarterly, vol. 12, no 4, pp. 419-450. DOI: 10.1016/S1048-9843(01)00090-4
-
Bolden R., Petrov G., Gosling J. (2008) Tensions in Higher Education Leadership: Towards a Multi-Level Model of Leadership Practice. Higher Education Quarterly, vol. 62, no 4, pp. 358-376. DOI: 10.1111/j.1468-2273.2008.00398.x
-
Braun V., Clarke V. (2006) Using Thematic Analysis in Psychology. Qualitative Research in Psychology, vol. 3, no 2, pp. 77-101. DOI: 10.1191/1478088706qp063oa
-
Brown M.E., Treviño L.K., Harrison D.A. (2005) Ethical Leadership: A Social Learning Perspective for Construct Development and Testing. Organizational Behavior and Human Decision Processes, vol. 97, no 2, pp. 117-134. DOI: 10.1016/j.obhdp.2005.03.002 EDN: XOFRPF
-
Bryman A. (2007) Effective Leadership in Higher Education: A Literature Review. Studies in Higher Education, vol. 32, no 6, pp. 693-710. DOI: 10.1080/03075070701685114
-
Burns J.M. (1978) Leadership. New York, NY: Harper and Row.
-
Carlyle T., MacMechan A. (1901) Carlyle on Heroes, Hero-Worship, and the Heroic in History. Boston, MA: Ginn & Co.
-
Chen Y., Chen Z.X., Zhong L., Son J., Zhang X., Liu Z. (2015) Social Exchange Spillover in Leader-Member Relations: A Multilevel Model. Journal of Organizational Behavior, vol. 36, no 5, pp. 673-697. DOI: 10.1002/job.2021 EDN: VFPQCP
-
Clayson D.E., Sheffet M.J. (2006) Personality and the Student Evaluation of Teaching. Journal of Marketing Education, vol. 28, no 2, pp. 149-160. DOI: 10.1177/0273475306288402 EDN: JNPFOX
-
Contreras F., Baykal E., Abid G. (2020) E-Leadership and Teleworking in Times of COVID-19 and Beyond: What We Know and Where Do We Go. Frontiers in Psychology, no 11, Article no 3484. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.567368
-
Derue D.S., Nahrgang J.D., Wellman N.E.D., Humphrey S.E. (2011) Trait and Behavioral Theories of Leadership: An Integration and Meta-Analytic Test of Their Relative Validity. Personnel Psychology, vol. 64, no 1, pp. 7-52. DOI: 10.1111/j.1744-6570.2010.01201.x
-
Dinh J.E., Lord R.G., Gardner W.L., Meuser J.D., Liden R.C., Hu J. (2014) Leadership Theory and Research in the New Millennium: Current Theoretical Trends and Changing Perspectives. The Leadership Quarterly, vol. 25, no 1, pp. 36-62. DOI: 10.1016/j.leaqua.2013.11.005
-
Dorfman P.W., Hanges P.J., Brodbeck F.C. (2004) Leadership and Cultural Variation: The Identification of Culturally Endorsed Leadership Profiles. Culture, Leadership, and Organizations: The GLOBE Study of 62 Societies (eds R.J. House, P.J. Hanges, M. Javidan, P.W. Dorfman, V. Gupta), Thousand Oaks, CA: Sage, pp. 669-718.
-
Einarsen S., Aasland M.S., Skogstad A. (2007) Destructive Leadership Behaviour: A Definition and Conceptual Model. The Leadership Quarterly, vol. 18, no 3, pp. 207-216. DOI: 10.1016/j.leaqua.2007.03.002
-
Erdogan B., Liden R.C. (2006) Collectivism as a Moderator of Responses to Organizational Justice: Implications for Leader-Member Exchange and Ingratiation. Journal of Organizational Behavior, vol. 27, no 1, pp. 1-17. DOI: 10.1002/job.366
-
Fiedler F.E. (1972) The Effects of Leadership Training and Experience: A Contingency Model Interpretation. Administrative Science Quarterly, vol. 17, no 4, pp. 453-470. DOI: 10.2307/2393826
-
Fiedler F.E. (1967) A Theory of Leadership Effectiveness. New York, NY: McGraw-Hill.
-
Filonovich S.R. (2003) Leadership Theories in Management: History and Perspectives.Russian Management Journal, vol. 1, no 2, pp. 3-24 (In Russian). EDN: HTYFNL
-
Florida R. (2002) The Rise of the Creative Class: And How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. New York, NY: Basic Books.
-
Florida R. (1999) The Role of the University: Leveraging Talent, Not Technology. Issues in Science and Technology, vol. 15, no 4, pp. 67-73. EDN: CZVGAP
-
Florida R., Gates G., Knudsen B., Stolarick K. (2006) The University and the Creative Economy. Available at: https://creativeclass.com/rfcgdb/articles/the%20university%20and%20the%20creative%20economy.pdf (accessed 2 May 2024).
-
Fornell C., Larcker D.F. (1981) Evaluating Structural Equation Models with Unobservable Variables and Measurement Error. Journal of Marketing Research, vol. 18, no 1, pp. 39-50. DOI: 10.2307/3151312
-
Frieder R.E., Wang G., Oh I.S. (2018) Linking Job-Relevant Personality Traits, Transformational Leadership, and Job Performance via Perceived Meaningfulness at Work: A Moderated Mediation Model. Journal of Applied Psychology, vol. 103, no 3, pp. 324-333. DOI: 10.1037/apl0000273
-
Garcia D., Adrianson L., Archer T., Rosenberg P. (2015) The Dark Side of the Affective Profiles: Differences and Similarities in Psychopathy, Machiavellianism, and Narcissism. Sage Open, vol. 5, no 4, pp. 1-14. DOI: 10.1177/2158244015615167
-
Gardner W.L., Lowe K.B., Moss T.W., Mahoney K.T., Cogliser C.C. (2010) Scholarly Leadership of the Study of Leadership: A Review of the Leadership Quarterly's Second Decade, 2000-2009. The Leadership Quarterly, vol. 21, no 6, pp. 922-958. DOI: 10.1016/j.leaqua.2010.10.001 EDN: XSWGJV
-
Gill C.H.D., Berezina E. (2019) Modeling Personality Structure Using Semantic Relationships: Is the HEXACO Honesty-Humility a Distinct Trait? Psychology in Russia: State of the Art, vol. 12, no 1, pp. 89-103. DOI: 10.11621/pir.2019.0106 EDN: FGVPLG
-
Grijalva E., Harms P.D. (2014) Narcissism: An Integrative Synthesis and Dominance Complementarity Model. Academy of Management Perspectives, vol. 28, no 2, pp. 108-127. DOI: 10.5465/amp.2012.0048
-
Hersey P. (1984) The Situational Leader. New York, NY: Warner Books.
-
Hersey P., Blanchard K.H. (1969) Life Cycle Theory of Leadership. Training & Development Journal, vol. 23, no 5, pp. 26-34.
-
Hogan R., Curphy G.J., Hogan J. (1994) What We Know about Leadership: Effectiveness and Personality. American Psychologist, vol. 49, no 6, pp. 493-504. DOI: 10.1037/0003-066X.49.6.493 EDN: HFANDB
-
Holmes Jr. R.M., Hitt M.A., Perrewé P.L., Palmer J.C., Molina-Sieiro G. (2021) Building Cross-Disciplinary Bridges in Leadership: Integrating Top Executive Personality and Leadership Theory and Research. The Leadership Quarterly, vol. 32, no 1, Article no 101490. DOI: 10.1016/j.leaqua.2020.101490
-
House R.J., Mitchell T.R. (1974) Path-Goal Theory of Leadership. Journal of Contemporary Business, vol. 3, no 4, pp. 81-97.
-
Inceoglu I., Thomas G., Chu C., Plans D., Gerbasi A. (2018) Leadership Behavior and Employee Well-Being: An Integrated Review and a Future Research Agenda. The Leadership Quarterly, vol. 29, no 1, pp. 179-202. DOI: 10.1016/j.leaqua.2017.12.006
-
Judge T.A., Bono J.E. (2001) Relationship of Core Self-Evaluations Traits-Self-Esteem, Generalized Self-Efficacy, Locus of Control, and Emotional Stability-with Job Satisfaction and Job Performance: A Meta-Analysis. Journal of Applied Psychology, vol. 86, no 1, pp. 80-92. DOI: 10.1037/0021-9010.86.1.80
-
Judge T.A., Bono J.E., Ilies R., Gerhardt M.W. (2002) Personality and Leadership: A Qualitative and Quantitative Review. Journal of Applied Psychology, vol. 87, no 4, pp. 765-780. DOI: 10.1037/0021-9010.87.4.765 EDN: DVQQDN
-
Judge T.A., Piccolo R.F., Kosalka T. (2009) The Bright and Dark Sides of Leader Traits: A Review and Theoretical Extension of the Leader Trait Paradigm. The Leadership Quarterly, vol. 20, no 6, pp. 855-875. DOI: 10.1016/j.leaqua.2009.09.004
-
Kok S.K., McDonald C. (2017) Underpinning Excellence in Higher Education-An Investigation into the Leadership, Governance and Management Behaviours of High-Performing Academic Departments. Studies in Higher Education, vol. 42, no 2, pp. 210-231. DOI: 10.1080/03075079.2015.1036849
-
Lee K., Ashton M.C. (2005) Psychopathy, Machiavellianism, and Narcissism in the Five-Factor Model and the HEXACO Model of Personality Structure. Personality and Individual Differences, vol. 38, no 7, pp. 1571-1582. DOI: 10.1016/j.paid.2004.09.016
-
Lowe K.B., Gardner W.L. (2000) Ten Years of the Leadership Quarterly: Contributions and Challenges for the Future. The Leadership Quarterly, vol. 11, no 4, pp. 459-514. DOI: 10.1016/S1048-9843(00)00042-7 EDN: XNJAQD
-
Mael F.A., Waldman D.A., Mulqueen C. (2001) From Scienti c Careers to Organizational Leadership: Predictors of the Desire to Enter Management on the Part of Technical Personnel. Journal of Vocational Behavior, vol. 59, iss. 3, pp. 132-148. DOI: 10.1006/jvbe.2001.1803
-
Mann R.D. (1959) A Review of the Relationships between Personality and Performance in Small Groups. Psychological Bulletin, vol. 56, no 4, pp. 241-270. DOI: 10.1037/h0044587
-
Matthews S.H., Kelemen T.K., Bolino M.C. (2021) How Follower Traits and Cultural Values Influence the Effects of Leadership. The Leadership Quarterly, vol. 32, no 1, Article no 101497. DOI: 10.1016/j.leaqua.2020.101497
-
McIllhatton S., Johnson N., Holden J. (1993) What Can Educational Managers Learn from Private Enterprise? International Journal of Educational Management, vol. 7, no 1, pp. 36-39. DOI: 10.1108/09513549310025145
-
Meek V.L., Goedegebuure L., Santiago R., Carvalho T. (2010) The Changing Dynamics of Higher Education Middle Management. Dordrecht: Springer. DOI: 10.1007/978-90-481-9164-9
-
Middlehurst R. (1987) Leadership Development in Universities. London: Department of Education.
-
Millward L.J., Hopkins L.J. (1998) Psychological Contracts, Organizational and Job Commitment. Journal of Applied Social Psychology, vol. 28, no 16, pp. 1530-1556. DOI: 10.1111/j.1559-1816.1998.tb01689.x EDN: GWWFJF
-
Morley L. (2013) The Rules of the Game: Women and the Leaderist Turn in Higher Education. Gender and Education, vol. 25, no 1, pp. 116-131. DOI: 10.1080/09540253.2012.740888
-
Morris T.L., Laipple J.S. (2015) How Prepared Are Academic Administrators? Leadership and Job Satisfaction within US Research Universities. Journal of Higher Education Policy and Management, vol. 37, no 2, pp. 241-251. DOI: 10.1080/1360080X.2015.1034425
-
Nguyen P.D., Khoi N.H., Le A.N.H., Ho H.X. (2022) Benevolent Leadership and Organizational Citizenship Behaviors in a Higher Education Context: A Moderated Mediation Model. Personnel Review, vol. 52, iss. 4, pp. 1209-1232. DOI: 10.1108/PR-04-2021-0234 EDN: DHFRHU
-
Padhye V. (2013) Influence of Personality on Teaching Performance of College Teachers. Online International Interdisciplinary Research Journal, vol. 3, no 2, pp. 164-173.
-
Patrick C.L. (2011) Student Evaluations of Teaching: Effects of the Big Five Personality Traits,
Grades and the Validity Hypothesis. Assessment & Evaluation in Higher Education, vol. 36, no 2, pp. 239-249. DOI: 10.1080/02602930903308258
-
Paulhus D.L., Williams K.M. (2002) The Dark Triad of Personality: Narcissism, Machiavellianism, and Psychopathy. Journal of Research in Personality, vol. 36, no 6, pp. 556-563. DOI: 10.1016/S0092-6566(02)00505-6 EDN: BCUUER
-
Plachy R.J., Smunt T.L. (2022) Rethinking Managership, Leadership, Followership, and Partnership. Business Horizons, vol. 65, no 4, pp. 401-411. DOI: 10.1016/j.bushor.2022.01.005 EDN: KHKKKF
-
Poznyakov V.V., Vavakina T.S. (2016) Psychology of Business Partnership: Theory and Empirical Research. Moscow: Institute of Psychology RAS (In Russian).
-
Ramsden P. (1998) Learning to Lead in Higher Education. New York, NY: Routledge.
-
Rogoza R., Cieciuch J. (2020) Dark Triad Traits and Their Structure: An Empirical Approach. Current Psychology, vol. 39, no 4, pp. 1287-1302. DOI: 10.1007/s12144-018-9897-6 EDN: BDQBKB
-
Rosenthal S.A., Pittinsky T.L. (2006) Narcissistic Leadership. The Leadership Quarterly, vol. 17, no 6, pp. 617-633. DOI: 10.1016/j.leaqua.2006.10.005
-
Rushton J., Murray H., Paunonen S.V. (1983) Personality, Research Creativity, and Teaching Effectiveness in University Professors. Scientometrics, vol. 5, no 2, pp. 93-116. DOI: 10.1007/BF02016605 EDN: NRMVKA
-
Scheepers R.A., Lombarts K.M., van Aken M.A., Heineman M.J., Arah O.A. (2014) Personality Traits Affect Teaching Performance of Attending Physicians: Results of a Multi-Center Observational Study. PLOS One, vol. 9, no 5, Article no e98107. DOI: 10.1371/journal.pone.0098107
-
Spendlove M. (2007) Competencies for Effective Leadership in Higher Education.International Journal of Educational Management, vol. 21, no 5, pp. 407-417. DOI: 10.1108/09513540710760183
-
Spurk D., Keller A.C., Hirschi A. (2016) Do Bad Guys Get Ahead or Fall Behind? Relationships of the Dark Triad of Personality with Objective and Subjective Career Success. Social Psychological and Personality Science, vol. 7, no 2, pp. 113-121. DOI: 10.1177/1948550615609735
-
Stogdill R.M. (1948) Personal Factors Associated with Leadership: A Survey of the Literature. The Journal of Psychology, vol. 25, no 1, pp. 35-71. DOI: 10.1080/00223980.1948.9917362
-
Triandis H.C., Chan D.K.S., Bhawuk D.P., Iwao S., Sinha J.B. (1995) Multimethod Probes of Allocentrism and Idiocentrism.International Journal of Psychology, vol. 30, no 4, pp. 461-480. DOI: 10.1080/00207599508246580
-
Van Eck N.J., Waltman L. (2007) Bibliometric Mapping of the Computational Intelligence Field.International Journal of Uncertainty, Fuzziness and Knowledge-Based Systems, vol. 15, no 5, pp. 625-664. DOI: 10.1142/S0218488507004911
-
Vroom V.H., Jago A.G. (2007) The Role of the Situation in Leadership. American Psychologist, vol. 62, no 1, pp. 17-24. DOI: 10.1037/0003-066X.62.1.17
-
Vroom V.H., Yetton P.W. (1973) Leadership and Decision-Making. Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh.
-
Weick K.E. (1976) Educational Organizations as Loosely Coupled Systems. Administrative Science Quarterly, vol. 21, no 1, pp. 1-19. DOI: 10.2307/2391875
-
Wingard J. (2023) ChatGPT: A Threat to Higher Education? Available at: https://www.forbes.com/sites/jasonwingard/2023/01/10/chatgpt-a-threat-to-higher-education/?sh=1b5aa4a61e76 (accessed 20 April 2024).
-
Xiao Y., Chatterjee S., Gehringer E. (2022) A New Era of Plagiarism: The Danger of Cheating Using AI. Proceedings of the 20th International Conference on Information Technology Based Higher Education and Training (Antalya, Turkey, 2022, 7-9 November), pp. 1-6.
-
Yukl G., Gordon A., Taber T. (2002) A Hierarchical Taxonomy of Leadership Behavior: Integrating a Half-Century of Behavior Research. Journal of Leadership & Organizational Studies, vol. 9, no 1, pp. 15-32. DOI: 10.1177/107179190200900102 EDN: JNOIXR
-
Zhu J., Song L.J., Zhu L., Johnson R.E. (2019) Visualizing the Landscape and Evolution of Leadership Research. The Leadership Quarterly, vol. 30, no 2, pp. 215-232. DOI: 10.1016/j.leaqua.2018.07.002 EDN: EDTQGI
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье приводится описание процесса разработки и апробации инструмента «Диспозиции критического мышления». Под диспозициями критического мышления понимаются предрасположенности, тенденции или готовность человека реализовывать навыки критического мышления. Человек с низким уровнем диспозиций может не проявлять навыков критического мышления, даже если владеет ими на высоком уровне. На основе обзора литературы проанализированы современные теоретические рамки и инструменты измерения диспозиций критического мышления. Предлагаемый авторами инструмент представляет собой самоотчетный опросник в компьютерном формате. Задача респондента - оценить, насколько его поведение в обычной жизни схоже с описанным в утверждениях. Опросник прошел апробацию, на основе полученных данных проведена проверка факторной структуры, качества разработанных заданий, а также оценена конвергентная и содержательная валидность теста. Результаты психометрической проверки позволяют утверждать, что разработанный инструмент является надежным и валидным способом оценки диспозиций критического мышления у русскоговорящих людей старше 16 лет. Рассмотрены ограничения данного исследования и возможные направления будущих разработок.
Качество школьного образования - не только нормативное, но и социальное понятие, находящееся в актуальном коммуникативном поле практически всех общественных групп. Отношение к качеству образования и мерам, направленным на его повышение, - сложная и неоднозначная мировоззренческая конструкция, которая способна как объединять людей, относящихся к разным профессиям, проживающих на разных территориях, придерживающихся разных политических взглядов, так и разъединять людей, относящихся, казалось бы, к гомогенной общественной группе. Данная публикация вносит вклад в исследование факторов, оказывающих влияние на восприятие разными стейкхолдерами качества школьного образования, на их отношение к мерам, направленным на его повышение. По результатам интервью с представителями разных социальных групп, заинтересованных в качестве школьного образования, представлен дискурсивный анализ понятия «качество образования» с позиций современных социальных теорий. Особый акцент сделан на выявлении причин фиксируемых различий в представлениях членов разных общественных групп о качестве школьного образования, что в итоге позволяет выйти на методы прогнозирования их поведения в отношении предпринимаемых государством мер по управлению качеством школьного образования.
Совмещение учебы в вузе с работой приобрело в России массовый характер. По данным Мониторинга трудоустройства выпускников, около 53% студентов бакалавриата и специалитета очной формы обучения работали хотя бы один месяц на протяжении срока обучения в вузе. В статье представлены комплексный анализ характеристик совмещения учебы с работой и оценка их вклада в индивидуальные зарплаты и вероятность занятости через год после выпуска из вуза. Установлено, что регулярная трудовая занятость во время академического года по частоте распространения преобладает над временной работой в летние месяцы. В среднем факт совмещения учебы с работой увеличивает вероятность занятости через год после выпуска на 16-19% и приносит выпускникам зарплатную премию в размере 14%. При этом существует значительная дифференциация в размере отдачи от совмещения в зависимости от характеристик занятости и образовательных факторов. Чем ближе курс совмещения к выходу на рынок труда, тем выше вклад совмещения и в заработные платы, и в трудоустройство, хотя и опыт работы на начальных курсах продолжает приносить небольшую отдачу после выпуска. Имеются значимые перекрестные эффекты между совмещением учебы с работой, направлениями подготовки и уровнем селективности оконченного университета. Наблюдаемые закономерности позволяют судить о сформировавшейся в России особой модели перехода от учебы к работе, в которой процесс трудоустройства и входа в профессиональную сферу предваряет получение диплома. Результаты исследования свидетельствуют о наличии сильной комплементарности между образованием и совмещением учебы с работой. При этом без качественного образования совмещение учебы с работой не дает высокой отдачи, успех на рынке труда обеспечивает сочетание разных образовательных факторов и их взаимодействие.
Подробно описаны принципы создания корпуса устной речи учителей, который позволит применять этнографический подход к описанию учительских практик: посредством анализа большого массива записей реальных уроков выявлять лингвистические, психологические и социологические факторы, способствующие повышению результативности преподавания. Корпус включает аудиозаписи уроков в 5-8-х классах общеобразовательных школ трех российских городов. Его аннотирование осуществляется в программе Praat . Для определения лингвистических параметров, которые потенциально могут влиять на результативность учителей и должны быть отражены в корпусе, проведен опрос школьников. Учащихся просили описать, как они представляют себе «идеального» и «плохого» учителя, среди прочего им предлагалось охарактеризовать речь такого учителя. С учетом результатов опроса, анализа лингвистических и педагогических исследований и существующих корпусов устной речи авторы разработали систему аннотирования, которая включает 19 уровней. Часть из них совпадает с теми уровнями, которые в том или ином виде присутствуют в любом корпусе устной речи: орфографическая расшифровка с разбивкой на слова, уровень лексем, частей речи, морфологическая разметка. К уровням, наличие которых обусловлено спецификой корпуса, можно отнести выделение частей урока (организационный этап, введение материала и т.п.), уровень, на котором фрагменты чтения вслух отделяются от остальной речи учителя, четыре уровня для разметки пауз, уровень фонетической расшифровки, разметку громкости, два уровня для разметки ошибок (отдельно фонетических и грамматических), четыре уровня, связанных с лексикой (отмечаются слова с особыми словообразовательными показателями, эмоционально-оценочная лексика, сферы употребления слов, дискурсивные маркеры). Корпус, снабженный предлагаемой авторами разметкой, открывает перспективы для создания методики для автоматизированной обработки речевого материала учителя и ученика, которая позволит в результате сравнения собранных данных с «эталонными» образцами выдавать рекомендации по совершенствованию речевого поведения учителя.
Анализируются результаты реализации курса «Критическое мышление», разработанного для платформы «Яндекс.Практикум». Курс спроектирован в парадигме проблемноориентированного обучения и представлен в онлайн-формате с синхронной и асинхронной частями, он ориентирован на взрослую аудиторию и включает задания из общепрофессионального контекста. Разработке курса предшествовал обзор исследований формирования критического мышления у взрослых, в результате которого выявлены преимущества и недостатки применения с этой целью проблемноориентированного обучения. Для оценки уровня критического мышления разработан и валидизирован тест на основе методологии evidence-centered design . Исследование проводилось по модели интервенции с претестом и посттестом без контрольной группы. В ходе итогового тестирования (n=184) обнаружены значимые изменения показателей развития компонентов критического мышления у участников, завершивших курс: анализа информации (+0,12), логики (+0,1) и аргументации (+0,17). Полученные данные свидетельствуют в пользу гипотезы о результативности данного курса, для развития критического мышления у взрослых. Дальнейшие исследования с использованием разработанных инструментов позволят уточнить влияние конкретных педагогических инструментов и учебных форматов на развитие критического мышления.
В условиях радикального сокращения международной мобильности российских ученых возрастает значимость внутрироссийских программ. Проведено исследование с целью оценить масштабы программ внутрироссийской академической мобильности, создать портрет заинтересованных в участии в таких программах и описать результаты такого участия на примере молодых кандидатов наук. Исследование основано на результатах репрезентативных опросов российских преподавателей, ученых и выпускников аспирантуры, состоявшихся в рамках Мониторинга экономики образования в июне - октябре 2022 г., а также на материалах глубинных интервью с участниками программы российских постдоков, проведенных авторами в июне - сентябре 2022 г. Установлено, что уровень внутрироссийской мобильности преподавателей и ученых невысок: только 3% из них проходили длительные стажировки внутри страны в 2019-2021 гг. и 3% выпускников аспирантуры участвовали в программах российских постдоков. Невысок и уровень потенциальной мобильности: треть российских преподавателей (30%) не готовы менять место жительства ради нового места работы. Участники программ российских постдоков отмечают многочисленные положительные эффекты этих программ: существенный рост квалификации, формирование новых компетенций, расширение профессиональных связей. Тем не менее развитию внутрироссийской академической мобильности препятствует множество институциональных барьеров: закрытость академической среды и настороженное отношение к мобильности, отсутствие поддержки при переезде.
Обучающаяся молодежь представляет собой особую социально-возрастную группу, имеющую специфическую траекторию развития, которую называют «становящаяся взрослость». У студентов тайминг задач развития, свойственных возрасту, отличается от того, который свойственен необучающейся молодежи, и подчиняется основной цели - приобретению профессии через долгое обучение. Как результат, эта группа подвержена высоким стрессам, психологически неустойчива и нуждается в поддержке социальных и психологических служб. Теоретическую рамку исследования составляют идеи психологии становящейся взрослости, концепция психологического благополучия и событийно-ситуационный подход. Проведены два эмпирических исследования с участием обучающихся в колледже, бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. В первом исследовании участвовали 337 респондентов, из них 243 девушки. Средний возраст - 20,9 года, SDвозраст = 3,0. Проведен опрос, в котором использовались открытые вопросы о трудностях, переживаемых студентами в университете, с последующим структурным табличным тематическим анализом данных. Составлен чек-лист «Трудные жизненные ситуации студентов», включающий 49 трудностей. Во втором исследовании участвовал 751 респондент, из них 613 девушек. Средний возраст - 19,0 лет, SDвозраст = 4,3. В этой выборке 301 респондент переехал для обучения в другой город, из них 23 сменили страну, 416 человек обучаются в том же городе, в котором родились. Для упорядочивания выделенных трудностей использовался метод кластеризации данных. Выделены восемь кластеров: Адаптация к техническим условиям обучения, Адаптация к новой ступени обучения, Недостаток физических и психологических ресурсов, Организация занятий учебным заведением, Социальные условия обучения, Текущие жизненные задачи, Адаптация к новому месту, Потери и страх потерь. Проанализированы самые частые и самые редкие трудности, количество и конфигурация которых различаются в зависимости от пола, ступени образования и факта переезда (трудностей больше у девушек, у студентов бакалавриата и у тех, кто сменил место жительства во время учебы). Полученные результаты позволяют сделать работу психологических служб вузов более эффективной.
Учителя трех общеобразовательных школ участвовали в проекте, целью которого было оценить возможности исследования действием - «изучения, как что-то делать, делая это» - как способа изменить их представления и профессиональные практики. После продолжительного курса обучения учителя самостоятельно проектировали и проводили уроки по своему предмету с использованием цифровых инструментов для стимулирования активного учения. В ходе этой работы они получали постоянную поддержку наставника - автора статьи, а также проходили входное, промежуточные и итоговое интервью. Эти интервью дали возможность проследить, как меняется отношение учителя к цифровым инструментам, как он воспринимает деятельность учащихся в условиях применения этих инструментов, как оценивает собственную работу по проектированию и проведению урока. Установлено, что представления учителей трансформируются таким образом, что предпочтительной формой организации урока становится обучение, центрированное на ученике. Учителя отметили, что самостоятельно проведенное ими исследование на собственном классе помогло им принять предлагаемые инструменты и формы работы. Изменилось отношение учителей к цифровым сервисам: они стали рассматриваться как инструмент не только для себя, но и для учеников. Новые способы применения цифровых инструментов изменили характер урока, спровоцировали переход от фронтального обучения к активным формам работы. При этом работа с цифровым инструментом стала для учителей более осознанной и осмысленной.
Как исследователи, так и практики образования рассматривают образовательное поведение студентов в качестве основного предиктора образовательных результатов в университете. Однако понятие «образовательное поведение» до сих пор концептуализируется и измеряется фрагментарно: в разных исследованиях выделяются и оцениваются отдельные аспекты образовательного поведения или предпринимаются попытки построить типологию, которая чрезмерно упрощает данное явление и не способна описать и объяснить все многообразие образовательного поведения. Авторы предпринимают попытку построить собственную концептуальную модель образовательного поведения. На основе анализа транскриптов 119 полуструктурированных интервью со студентами восьми российских университетов выделены пять основных характеристик образовательного поведения, которые могут быть использованы для описания большинства поведенческих паттернов, встречаемых в вузах. Это академическое усердие, учебная активность, интеграция в группу, конформность и внеучебная активность. Дано определение понятию «образовательное поведение» и пяти его характеристикам. Эти характеристики проиллюстрированы цитатами из интервью со студентами. Разработанная концептуальная модель может быть использована при разработке инструментов для количественного измерения образовательного поведения.
Проанализированы теоретические концепции, объясняющие роль образования в формировании гендерного неравенства на рынке труда, а также связанные с этими концепциями эмпирические исследования, в которых оценивается вклад образования в формирование гендерного неравенства на всех этапах взаимодействия индивидов с системой образования: до поступления в вуз, во время обучения, а также после окончания вуза. Вклад образования в формирование гендерного неравенства рассматривается сквозь призму теории человеческого капитала, теории компенсационных различий, теорий дискриминации и сегрегации, а также гендерного подхода в образовании. Представлена оценка текущей ситуация с гендерным неравенством в системе образования и на рынке труда в России. На основании систематизации международного опыта использования инструментов по снижению гендерного неравенства выявлены меры, которые потенциально могут сократить гендерное неравенство в России.
В статье описаны результаты создания русскоязычной версии и адаптации Kirton’s Adaptation-Innovation Inventory для измерения когнитивного стиля учителей и административных сотрудников школ. Предложен вариант перевода, который учитывает возникающие в русском языке коннотации и контекст образовательной сферы, но при этом эквивалентен по смыслу оригинальной шкале. Показано, что читаемость суждений соответствует уровню образования целевой аудитории измерения. В рамках итеративного процесса разработки и эмпирической проверки психометрических свойств опросника (N1 = 137, N2 = 1236, N3 = 204) достигнуты удовлетворительные показатели функционирования трех шкал, отдельных суждений и ответных категорий. Анализ производился в рамках классической теории тестирования и IRT-RSM-модели. Итоговый опросник «Адаптор - инноватор» включает 26 суждений и позволяет оценить выраженность трех факторов: «оригинальность и независимость», «доскональность и самоорганизованность», «инертность и запрос на инструкции». Предлагаемый опросник может быть использован в исследовательских и практических целях для изучения когнитивных стилей учителей и администрации школ, а также близких им групп, включая работников других уровней образования и социальной сферы в целом. В статье приведены полная версия опросника и практические рекомендации по работе с инноваторами и адапторами внутри образовательной организации.
Издательство
- Издательство
- ВШЭ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- Юр. адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- ФИО
- Анисимов Никита Юрьевич (Ректор)
- E-mail адрес
- hse@hse.ru
- Сайт
- https://www.hse.ru/