КАК ИЗМЕРЯТЬ АДАПТОРСКИЙ И ИННОВАТОРСКИЙ КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ: АДАПТАЦИЯ ОПРОСНИКА М. КИРТОНА ДЛЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
В статье описаны результаты создания русскоязычной версии и адаптации Kirton’s Adaptation-Innovation Inventory для измерения когнитивного стиля учителей и административных сотрудников школ. Предложен вариант перевода, который учитывает возникающие в русском языке коннотации и контекст образовательной сферы, но при этом эквивалентен по смыслу оригинальной шкале. Показано, что читаемость суждений соответствует уровню образования целевой аудитории измерения. В рамках итеративного процесса разработки и эмпирической проверки психометрических свойств опросника (N1 = 137, N2 = 1236, N3 = 204) достигнуты удовлетворительные показатели функционирования трех шкал, отдельных суждений и ответных категорий. Анализ производился в рамках классической теории тестирования и IRT-RSM-модели. Итоговый опросник «Адаптор - инноватор» включает 26 суждений и позволяет оценить выраженность трех факторов: «оригинальность и независимость», «доскональность и самоорганизованность», «инертность и запрос на инструкции». Предлагаемый опросник может быть использован в исследовательских и практических целях для изучения когнитивных стилей учителей и администрации школ, а также близких им групп, включая работников других уровней образования и социальной сферы в целом. В статье приведены полная версия опросника и практические рекомендации по работе с инноваторами и адапторами внутри образовательной организации.
Идентификаторы и классификаторы
В основании теории когнитивных стилей лежит представление о наличии между индивидами устойчивых различий в предпочитаемых способах мыслить и решать проблемы. Так, адаптор прилагает усилия к улучшению существующего («делать лучше»), а инноватор стремится к качественному изменению, созданию нового («делать подругому») [ Al Ghazali, 2021; Kirton, 1994]. Свойственный человеку когнитивный стиль сказывается на его предпочтениях, на принимаемых им решениях и на его поведении. Значимость данной индивидуальной характеристики для самых разных сфер жизни объясняет востребованность теории когнитивных стилей в разных исследовательских областях уже в течение нескольких десятилетий.
Список литературы
-
Alalouch C. (2021) Cognitive Styles, Gender, and Student Academic Performance in Engineering Education. Education Sciences, vol. 11, no 9, Article no 502. DOI: 10.3390/educsci11090502
-
Al-Ghazali B.M. (2021) Understanding Employees’ Innovative Work Behavior through Interactionist Perspective: The Effects of Working Style, Supportive Noncontrolling Supervision and Job Complexity. European Journal of Innovation Management, vol. 26, no 1, pp. 230-255. DOI: 10.1108/EJIM-03-2021-0165
-
Andrich D. (1978) A Rating Formulation for Ordered Response Categories. Psychometrika, vol. 43, December, pp. 561-573. DOI: 10.1007/BF02293814
-
Andersen E.B. (1997) The Rating Scale Model. Handbook of Modern Item Response Theory (eds W.J. Linden, R.K. Hambleton), New York, NY: Springer, pp. 67-84. DOI: 10.1007/978-1-4757-2691-6_4
-
Bagozzi R.P., Foxall G.R. (1996) Construct Validation of a Measure of Adaptive-Innovative Cognitive Styles in Consumption.International Journal of Research in Marketing, vol. 13, no 3, pp. 201-213. https://. DOI: 10.1016/0167-8116(96)00010-9 EDN: ALVGBZ
-
Bobic M., Davis E., Cunningham R. (1999) The Kirton Adaptation-Innovation Inventory. Review of Public Personnel Administration, vol. 19, no 2, pp. 18-31. DOI: 10.1177/0734371X9901900204 EDN: JPIHTV
-
Cahill A.M. (2011) Use of Teams to Accomplish Radical Organization Change: Examining the Influence of Team Cognitive Style and Leader Emotional Intelligence (PhD Thesis). New York: Columbia University. DOI: 10.7916/D8P2752J
-
Cantos P., Almela Á. (2019) Readability Indices for the Assessment of Textbooks: A Feasibility Study in the Context of EFL. Vigo International Journal of Applied Linguistics. https://. DOI: 10.35869/vial.v0i16.92
-
Chan D. (2010) Detection of Differential Item Functioning on the Kirton Adaption-Innovation Inventory Using Multiple-Group Mean and Covariance Structure Analyses. Multivariate Behavioral Research, vol. 35, no 2, pp. 169-199,. DOI: 10.1207/S15327906MBR3502_2
-
Clapp R., de Ciantis S., Ruckthum V., Cornelius N. (2010) The Use of the Kirton Adaption-Innovation Inventory in Thailand: An Exploratory Study. AU-GSB e-Journal, vol. 3, no 2, pp. 3-24.
-
Clapp R.G., Rucktum V. (2017) The Cross-Cultural Use of the Kirton Adaption-Innovation Inventory: A Further Exploration. ABAC ODI Journal. Vision. Action. Outcome, vol. 4, no 2, Article no 104.
-
Coleman M., Liau T.L. (1975) A Computer Readability Formula Designed for Machine Scoring, Journal of Applied Psychology, vol. 60, no 2, pp. 283-284. DOI: 10.1037/h0076540
-
Crowne D.P., Marlowe D. (1964) The Approval Motive: Studies in Evaluative Dependence. New York, NY: Wiley.
-
Deprez J., Cools E., Robijn W., Euwema M. (2021) Choice for an Entrepreneurial Career: Do Cognitive Styles Matter? Entrepreneurship Research Journal, vol. 11, no 1, Article no 20190003. DOI: 10.1515/erj-2019-0003
-
Efimova G.Z. (2015) Male and Female Teachers: Similarities and Differences in the Sociological Portraits. Naukovedenie, vol. 7, no 5. DOI: 10.15862/137PVN515 EDN: VJKRSJ
-
Ettlie J., O'Keefe R. (2007) Innovative Attitudes, Values, and Intentions in Organizations. Journal of Management Studies, vol. 19, no 2, pp. 163-182. DOI: 10.1111/j.1467-6486.1982.tb00066.x
-
Foxall G.R., Hackett P.M.W. (1994) Styles of Managerial Creativity: A Comparison of Adaption-Innovation in the United Kingdom, Australia and the United States. British Journal of Management, vol. 5, no 2, pp. 85-100. DOI: 10.1111/j.1467-8551.1994.tb00070.x EDN: EPXUJB
-
Fullan M. (2018) Surreal Change. The Real Life of Transforming Public Education. New York, NY: Routledge. DOI: 10.4324/9781315682952
-
Goldsmith R., Matherly T.A. (1986) The Kirton Adaption Innovation Inventory, Faking, and Social Desirability: A Replication and Extension. Psychological Reports, vol. 58, no 1, pp. 269-270. DOI: 10.2466/pr0.1986.58.1.269
-
Gregoire J. (2018) ITC Guidelines for Translating and Adapting Tests.International Journal of Testing, vol. 18, no 2, pp. 101-134. DOI: 10.1080/15305058.2017.1398166
-
Hamby T., Peterson R.A. (2016) A Meta-Analytic Investigation of the Relationship between Scale-Item Length, Label Format, and Reliability. Methodology: European Journal of Research Methods for the Behavioral and Social Sciences, no 12, pp. 89-96. DOI: 10.1027/1614-2241/a000112
-
Johnson K.L., Danis W.M., Dollinger M.J. (2008) Are You an Innovator or Adaptor? The Impact of Cognitive Propensity on Venture Expectations and Outcomes. New England Journal of Entrepreneurship, vol. 11, no 2, pp. 29-45. DOI: 10.1108/NEJE-11-02-2008-B003
-
Im S., Hu M.Y. (2005) Revisiting the Factor Structure of the Kirton Adaption-Innovation Inventory. Psychological Reports, vol. 96, no 2, pp. 408-410E. DOI: 10.2466/pr0.96.2.408-410
-
Kapuza A., Tyumeneva Yu. (2016) Reliability and Dimensionality of the TALIS Scale of Social Desirability: Evidence from the Item Response Theory. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, no 6, pp. 14-29 (In Russian). DOI: 10.14515/monitoring.2016.6.02 EDN: YORVKX
-
Kirton M.J. (1994) A Theory of Cognitive Style. Adaptors and Innovators: Styles of Problem Solving (ed. M.J. Kirton), London: Routledge, pp. 1-33.
-
Kirton M.J. (1980) Adaptors and Innovators in Organizations. Human Relations, vol. 33, no 4, pp. 213-224. DOI: 10.1177/001872678003300401 EDN: JMJJMX
-
Kirton M.J. (1976) Adaptors and Innovators: A Description and Measure. Journal of Applied Psychology, vol. 61, no 5, pp. 622-629. DOI: 10.1037//0021-9010.61.5.622
-
Kirton M.J., Pender S. (1982) The Adaption-Innovation Continuum, Occupational Type, and Course Selection. Psychological Reports, vol. 51, no 3, pp. 883-886. DOI: 10.2466/pr0.1982.51.3.883
-
Kubes M. (1989) The Kirton Adaption-Innovation Inventory in Czechoslovakia. Proceedings of International Conference "Psychology of Creative Scientific Work" (Slovak Academy of Sciences, Bratislava, Czechoslovakia), pp. 151-167.
-
Lapushinskaya G.K. (2014) Grants for Schools: Features and Opportunities. Narodnoe obrazovanie, no 4, pp. 111-117 (In Russian). EDN: SBIEXP
-
Linacre J.M. (2002) Optimizing Rating Scale Category Effectiveness. Journal of Applied Measurement, vol. 3, no 1, pp. 85-106.
-
McKenna F.P. (1984) Measures of Field Dependence: Cognitive Style or Cognitive Ability? Journal of Personality and Social Psychology, vol. 47, no 3, pp. 593-603. DOI: 10.1037/0022-3514.47.3.593
-
Merton R.K. (1968) Social Theory and Social Structure. New York, NY: Free Press.
-
Messick F.P. (1984) The Nature of Cognitive Styles: Problems and Promise in Educational Practice. Educational Psychologist, vol. 19, no 2, pp. 59-74. DOI: 10.1080/00461528409529283
-
Mojavezi A., Tamiz M.P. (2012) The Impact of Teacher Self-Efficacy on the Students' Motivation and Achievement. Theory and Practice in Language Studies, vol. 2, no 3, pp. 483-491. DOI: 10.4304/tpls.2.3.483-491
-
Oborneva I.V. (2005) Automation of Text Perception Quality Assessment. MCU Journal of Informatics and Informatization of Education, vol. 2, no 5, pp. 221-233 (In Russian).
-
Opekina T.P. (2022) Relationship of the Generalized Type of Partner Affection and the Functionality of Close Relationships. Proceedings of the VI International Scientific Conference "Psychology of Stress and Coping Behavior: Stability and Variability of Relationships, Personalities, Groups in an Era of Uncertainty" (Kostroma, 2022, September, 22-24), pp. 326-330 (In Russian). EDN: WGCVIK
-
Othman A., Hamzah M., Hashim N. (2014) Conceptualizing the Islamic Personality Model. Procedia-Social and Behavioral Sciences, vol. 130, May, pp. 114-119. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.04.014
-
Panova N.V. (2010) Occupational Strain and the Ways of Its Correction in the Personal and Professional Development of a Teacher. Vestnik of the M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, no 2, pp. 113-120 (In Russian).
-
Paulhus D.L. (2002) Socially Desirable Responding: The Evolution of a Construct. The Role of Constructs in Psychological and Educational Measurement (eds H.I. Braun, D.N. Jackson, D.E. Wiley), New York, NY: Routledge, pp. 49-69. DOI: 10.4324/9781410607454
-
Pološki Vokić N., Aleksić A. (2020) Are Active Teaching Methods Suitable for All Generation Y students?-Creativity as a Needed Ingredient and the Role of Learning Style. Education Sciences, vol. 10, no 4, Article no 87. DOI: 10.3390/educsci10040087
-
Prato Previde G. (1991) Italian Adaptors and Innovators: Is Cognitive Style Underlying Culture? Personality and Individual Differences, vol. 12, no 1, pp. l-10. DOI: 10.1016/0191-8869(91)90125-U
-
Prato Previde G., Massimini F. (1984) Adattatori-Innovatori: Una Teoria ed una Misura della Creativitá nelle Organizzazioni [Adaptors and Innovators: A Description and a Measure of Creativity in Organizations]. Ricerche di Psicologia, no 3, pp. 99-134.
-
Prato Previde G., Rotondi P. (1996) Leading and Managing Change through Adaptors and Innovators. Journal of Leadership Studies, vol. 3, no 3, pp. 120-134. DOI: 10.1177/107179199700300312
-
Preston C.C., Colman A.M. (2000) Optimal Number of Response Categories in Rating Scales: Reliability, Validity, Discriminating Power, and Respondent Preferences. Acta Psychologia, vol. 104, iss. 1, pp. 1-15. DOI: 10.1016/S0001-6918(99)00050-5
-
Prokhorova M.V., Teregulova A.D. (2014) Diagnostics of Adaptiove-Innovative Cognitive Style. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, no 2, pp. 400-406 (In Russian). EDN: SIBWPZ
-
Rodosky R. (2021) School Improvement Grant: Analysis of Kentucky Cohort I Schools (PhD Thesis). Louisville: University of Louisville. DOI: 10.18297/etd/3633
-
Rogers C.R. (1959) Toward a Theory of Creativity. Creativity and Its Cultivation (ed. H.H. Anderson), New York, NY: Harper & Brothers, pp. 69-82.
-
Rubashkin D. (2014) A Collective Model of Advanced Teacher Training: An International Experience. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 110-133 (In Russian). DOI: 10.17323/1814-9545-2014-1-110-133 EDN: QLJZQE
-
Savchenko T.N., Faustova A.G. (2016) Adaptation of M. Kernis - A. Paradise "The Contingent Self-Esteem Scale". Eksperimental'naâ psihologiya / Experimental Psychology, vol. 9, no 4, pp. 79-89 (In Russian). DOI: 10.17759/exppsy.2016090408 EDN: YGGIFP
-
Sailer M., Murböck J., Fischer F. (2021) Digital Learning in Schools: What Does It Take beyond Digital Technology? Teaching and Teacher Education, vol. 103, July, Article no 103346. DOI: 10.1016/j.tate.2021.103346
-
Salgado J. (2005) Personality and Social Desirability in Organizational Settings: Practical Implications for Work and Organizational Psychology. Papeles Del Psicólogo, vol. 26, pp. 115-127.
-
Scott R., Robinson B. (1996) Managing Technological Change in Education-What Lessons Can We All Learn? Computers & Education, vol. 26, no 1, pp. 131-134. DOI: 10.1016/0360-1315(96)00007-3 EDN: ANNNOB
-
Shalashova M.M., Shevchenko N.I. (2016) The Corporate Model of Advanced Training: Preparing School Teams of Teachers for the Implementation of the FSES of General Education. Bulletin of Moscow Region State University, Series: Pedagogics, no 2, pp. 190-199 (In Russian). DOI: 10.18384/2310-7219-2016-2-190-199 EDN: VYUIID
-
Skinner N.F., Hutchinson L., Lukenda A., Drake G., Boucher J. (2003) National Personality Characteristics: 11. Adaption-Innovation in Canadian, American, and British Samples. Psychologzcal Reports, vol. 92, no 2, pp. 1-22. DOI: 10.2466/pr0.2003.92.1.21
-
Stum J. (2009) Kirton's Adaption-Innovation Theory: Managing Cognitive Styles in Times of Diversity and Change. Emerging Leadership Journeys, vol. 2, no 1, pp. 66-78.
-
Subotic M., Maric M., Mitrovic S., Mesko M. (2018) Differences between Adaptors and Innovators in the Context of Entrepreneurial Potential Dimensions. Kybernetes, vol. 47, no 7, pp. 1363-1377. DOI: 10.1108/K-05-2017-0183
-
Tobing G., Angelina V.E., Franceline D., Anwar M.Y., Suwartono C., Halim M. (2020) Construct Validity of the Indonesian Version of Kirton's Adaptaion-Innovation Inventory. Jurnal Psikologi Ulayat, vol. 1, no 2, pp. 303-316. DOI: 10.24854/jpu19
-
Tullett A.D., Kirton M.J. (1995) Further Evidence for the Independence of Adaptive-Innovative (A-I) Cognitive Style from National Culture. Personality and Individual Differences, vol. 19, no 3, pp. 393-396. https://. DOI: 10.1016/0191-8869(95)00077-j
-
Wakita T., Ueshima N., Noguchi H. (2012) Psychological Distance between Categories in the Likert Scale: Comparing Different Numbers of Options. Educational and Psychological Measurement, vol. 72, no 4, pp. 533-546. DOI: 10.1177/0013164411431162
-
Weber M. (1970) Essays in Sociology. London: Routledge & Kegan Paul.
-
Wilcox K.C., Lawson H.A. (2018) Teachers' Agency, Efficacy, Engagement, and Emotional Resilience during Policy Innovation Implementation. Journal of Educational Change, vol. 19, no 2, pp. 181-204. DOI: 10.1007/s10833-017-9313-0
-
Xu Y., Tuttle B.M. (2012) Adaption-Innovation at Work: A New Measure of Problem-Solving Styles. Journal of Applied Management Accounting Research, vol. 10, no 1, pp. 17-34.
-
Zeer Ye.F., Korneeva N.A. (2006) Social Hypocrisy as a Professionally Conditioned Deformation of the Teacher. The Education and Science Journal, no 4, pp. 81-90. EDN: IYQADN
-
Zhang L. (2006) Does Student-Teacher Thinking Style Match/Mismatch Matter in Students' Achievement? Educational Psychology, vol. 26, no 3, pp. 395-409. DOI: 10.1080/01443410500341262
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье приводится описание процесса разработки и апробации инструмента «Диспозиции критического мышления». Под диспозициями критического мышления понимаются предрасположенности, тенденции или готовность человека реализовывать навыки критического мышления. Человек с низким уровнем диспозиций может не проявлять навыков критического мышления, даже если владеет ими на высоком уровне. На основе обзора литературы проанализированы современные теоретические рамки и инструменты измерения диспозиций критического мышления. Предлагаемый авторами инструмент представляет собой самоотчетный опросник в компьютерном формате. Задача респондента - оценить, насколько его поведение в обычной жизни схоже с описанным в утверждениях. Опросник прошел апробацию, на основе полученных данных проведена проверка факторной структуры, качества разработанных заданий, а также оценена конвергентная и содержательная валидность теста. Результаты психометрической проверки позволяют утверждать, что разработанный инструмент является надежным и валидным способом оценки диспозиций критического мышления у русскоговорящих людей старше 16 лет. Рассмотрены ограничения данного исследования и возможные направления будущих разработок.
Качество школьного образования - не только нормативное, но и социальное понятие, находящееся в актуальном коммуникативном поле практически всех общественных групп. Отношение к качеству образования и мерам, направленным на его повышение, - сложная и неоднозначная мировоззренческая конструкция, которая способна как объединять людей, относящихся к разным профессиям, проживающих на разных территориях, придерживающихся разных политических взглядов, так и разъединять людей, относящихся, казалось бы, к гомогенной общественной группе. Данная публикация вносит вклад в исследование факторов, оказывающих влияние на восприятие разными стейкхолдерами качества школьного образования, на их отношение к мерам, направленным на его повышение. По результатам интервью с представителями разных социальных групп, заинтересованных в качестве школьного образования, представлен дискурсивный анализ понятия «качество образования» с позиций современных социальных теорий. Особый акцент сделан на выявлении причин фиксируемых различий в представлениях членов разных общественных групп о качестве школьного образования, что в итоге позволяет выйти на методы прогнозирования их поведения в отношении предпринимаемых государством мер по управлению качеством школьного образования.
Совмещение учебы в вузе с работой приобрело в России массовый характер. По данным Мониторинга трудоустройства выпускников, около 53% студентов бакалавриата и специалитета очной формы обучения работали хотя бы один месяц на протяжении срока обучения в вузе. В статье представлены комплексный анализ характеристик совмещения учебы с работой и оценка их вклада в индивидуальные зарплаты и вероятность занятости через год после выпуска из вуза. Установлено, что регулярная трудовая занятость во время академического года по частоте распространения преобладает над временной работой в летние месяцы. В среднем факт совмещения учебы с работой увеличивает вероятность занятости через год после выпуска на 16-19% и приносит выпускникам зарплатную премию в размере 14%. При этом существует значительная дифференциация в размере отдачи от совмещения в зависимости от характеристик занятости и образовательных факторов. Чем ближе курс совмещения к выходу на рынок труда, тем выше вклад совмещения и в заработные платы, и в трудоустройство, хотя и опыт работы на начальных курсах продолжает приносить небольшую отдачу после выпуска. Имеются значимые перекрестные эффекты между совмещением учебы с работой, направлениями подготовки и уровнем селективности оконченного университета. Наблюдаемые закономерности позволяют судить о сформировавшейся в России особой модели перехода от учебы к работе, в которой процесс трудоустройства и входа в профессиональную сферу предваряет получение диплома. Результаты исследования свидетельствуют о наличии сильной комплементарности между образованием и совмещением учебы с работой. При этом без качественного образования совмещение учебы с работой не дает высокой отдачи, успех на рынке труда обеспечивает сочетание разных образовательных факторов и их взаимодействие.
Подробно описаны принципы создания корпуса устной речи учителей, который позволит применять этнографический подход к описанию учительских практик: посредством анализа большого массива записей реальных уроков выявлять лингвистические, психологические и социологические факторы, способствующие повышению результативности преподавания. Корпус включает аудиозаписи уроков в 5-8-х классах общеобразовательных школ трех российских городов. Его аннотирование осуществляется в программе Praat . Для определения лингвистических параметров, которые потенциально могут влиять на результативность учителей и должны быть отражены в корпусе, проведен опрос школьников. Учащихся просили описать, как они представляют себе «идеального» и «плохого» учителя, среди прочего им предлагалось охарактеризовать речь такого учителя. С учетом результатов опроса, анализа лингвистических и педагогических исследований и существующих корпусов устной речи авторы разработали систему аннотирования, которая включает 19 уровней. Часть из них совпадает с теми уровнями, которые в том или ином виде присутствуют в любом корпусе устной речи: орфографическая расшифровка с разбивкой на слова, уровень лексем, частей речи, морфологическая разметка. К уровням, наличие которых обусловлено спецификой корпуса, можно отнести выделение частей урока (организационный этап, введение материала и т.п.), уровень, на котором фрагменты чтения вслух отделяются от остальной речи учителя, четыре уровня для разметки пауз, уровень фонетической расшифровки, разметку громкости, два уровня для разметки ошибок (отдельно фонетических и грамматических), четыре уровня, связанных с лексикой (отмечаются слова с особыми словообразовательными показателями, эмоционально-оценочная лексика, сферы употребления слов, дискурсивные маркеры). Корпус, снабженный предлагаемой авторами разметкой, открывает перспективы для создания методики для автоматизированной обработки речевого материала учителя и ученика, которая позволит в результате сравнения собранных данных с «эталонными» образцами выдавать рекомендации по совершенствованию речевого поведения учителя.
Анализируются результаты реализации курса «Критическое мышление», разработанного для платформы «Яндекс.Практикум». Курс спроектирован в парадигме проблемноориентированного обучения и представлен в онлайн-формате с синхронной и асинхронной частями, он ориентирован на взрослую аудиторию и включает задания из общепрофессионального контекста. Разработке курса предшествовал обзор исследований формирования критического мышления у взрослых, в результате которого выявлены преимущества и недостатки применения с этой целью проблемноориентированного обучения. Для оценки уровня критического мышления разработан и валидизирован тест на основе методологии evidence-centered design . Исследование проводилось по модели интервенции с претестом и посттестом без контрольной группы. В ходе итогового тестирования (n=184) обнаружены значимые изменения показателей развития компонентов критического мышления у участников, завершивших курс: анализа информации (+0,12), логики (+0,1) и аргументации (+0,17). Полученные данные свидетельствуют в пользу гипотезы о результативности данного курса, для развития критического мышления у взрослых. Дальнейшие исследования с использованием разработанных инструментов позволят уточнить влияние конкретных педагогических инструментов и учебных форматов на развитие критического мышления.
В условиях радикального сокращения международной мобильности российских ученых возрастает значимость внутрироссийских программ. Проведено исследование с целью оценить масштабы программ внутрироссийской академической мобильности, создать портрет заинтересованных в участии в таких программах и описать результаты такого участия на примере молодых кандидатов наук. Исследование основано на результатах репрезентативных опросов российских преподавателей, ученых и выпускников аспирантуры, состоявшихся в рамках Мониторинга экономики образования в июне - октябре 2022 г., а также на материалах глубинных интервью с участниками программы российских постдоков, проведенных авторами в июне - сентябре 2022 г. Установлено, что уровень внутрироссийской мобильности преподавателей и ученых невысок: только 3% из них проходили длительные стажировки внутри страны в 2019-2021 гг. и 3% выпускников аспирантуры участвовали в программах российских постдоков. Невысок и уровень потенциальной мобильности: треть российских преподавателей (30%) не готовы менять место жительства ради нового места работы. Участники программ российских постдоков отмечают многочисленные положительные эффекты этих программ: существенный рост квалификации, формирование новых компетенций, расширение профессиональных связей. Тем не менее развитию внутрироссийской академической мобильности препятствует множество институциональных барьеров: закрытость академической среды и настороженное отношение к мобильности, отсутствие поддержки при переезде.
Обучающаяся молодежь представляет собой особую социально-возрастную группу, имеющую специфическую траекторию развития, которую называют «становящаяся взрослость». У студентов тайминг задач развития, свойственных возрасту, отличается от того, который свойственен необучающейся молодежи, и подчиняется основной цели - приобретению профессии через долгое обучение. Как результат, эта группа подвержена высоким стрессам, психологически неустойчива и нуждается в поддержке социальных и психологических служб. Теоретическую рамку исследования составляют идеи психологии становящейся взрослости, концепция психологического благополучия и событийно-ситуационный подход. Проведены два эмпирических исследования с участием обучающихся в колледже, бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. В первом исследовании участвовали 337 респондентов, из них 243 девушки. Средний возраст - 20,9 года, SDвозраст = 3,0. Проведен опрос, в котором использовались открытые вопросы о трудностях, переживаемых студентами в университете, с последующим структурным табличным тематическим анализом данных. Составлен чек-лист «Трудные жизненные ситуации студентов», включающий 49 трудностей. Во втором исследовании участвовал 751 респондент, из них 613 девушек. Средний возраст - 19,0 лет, SDвозраст = 4,3. В этой выборке 301 респондент переехал для обучения в другой город, из них 23 сменили страну, 416 человек обучаются в том же городе, в котором родились. Для упорядочивания выделенных трудностей использовался метод кластеризации данных. Выделены восемь кластеров: Адаптация к техническим условиям обучения, Адаптация к новой ступени обучения, Недостаток физических и психологических ресурсов, Организация занятий учебным заведением, Социальные условия обучения, Текущие жизненные задачи, Адаптация к новому месту, Потери и страх потерь. Проанализированы самые частые и самые редкие трудности, количество и конфигурация которых различаются в зависимости от пола, ступени образования и факта переезда (трудностей больше у девушек, у студентов бакалавриата и у тех, кто сменил место жительства во время учебы). Полученные результаты позволяют сделать работу психологических служб вузов более эффективной.
Учителя трех общеобразовательных школ участвовали в проекте, целью которого было оценить возможности исследования действием - «изучения, как что-то делать, делая это» - как способа изменить их представления и профессиональные практики. После продолжительного курса обучения учителя самостоятельно проектировали и проводили уроки по своему предмету с использованием цифровых инструментов для стимулирования активного учения. В ходе этой работы они получали постоянную поддержку наставника - автора статьи, а также проходили входное, промежуточные и итоговое интервью. Эти интервью дали возможность проследить, как меняется отношение учителя к цифровым инструментам, как он воспринимает деятельность учащихся в условиях применения этих инструментов, как оценивает собственную работу по проектированию и проведению урока. Установлено, что представления учителей трансформируются таким образом, что предпочтительной формой организации урока становится обучение, центрированное на ученике. Учителя отметили, что самостоятельно проведенное ими исследование на собственном классе помогло им принять предлагаемые инструменты и формы работы. Изменилось отношение учителей к цифровым сервисам: они стали рассматриваться как инструмент не только для себя, но и для учеников. Новые способы применения цифровых инструментов изменили характер урока, спровоцировали переход от фронтального обучения к активным формам работы. При этом работа с цифровым инструментом стала для учителей более осознанной и осмысленной.
Как исследователи, так и практики образования рассматривают образовательное поведение студентов в качестве основного предиктора образовательных результатов в университете. Однако понятие «образовательное поведение» до сих пор концептуализируется и измеряется фрагментарно: в разных исследованиях выделяются и оцениваются отдельные аспекты образовательного поведения или предпринимаются попытки построить типологию, которая чрезмерно упрощает данное явление и не способна описать и объяснить все многообразие образовательного поведения. Авторы предпринимают попытку построить собственную концептуальную модель образовательного поведения. На основе анализа транскриптов 119 полуструктурированных интервью со студентами восьми российских университетов выделены пять основных характеристик образовательного поведения, которые могут быть использованы для описания большинства поведенческих паттернов, встречаемых в вузах. Это академическое усердие, учебная активность, интеграция в группу, конформность и внеучебная активность. Дано определение понятию «образовательное поведение» и пяти его характеристикам. Эти характеристики проиллюстрированы цитатами из интервью со студентами. Разработанная концептуальная модель может быть использована при разработке инструментов для количественного измерения образовательного поведения.
Проанализированы теоретические концепции, объясняющие роль образования в формировании гендерного неравенства на рынке труда, а также связанные с этими концепциями эмпирические исследования, в которых оценивается вклад образования в формирование гендерного неравенства на всех этапах взаимодействия индивидов с системой образования: до поступления в вуз, во время обучения, а также после окончания вуза. Вклад образования в формирование гендерного неравенства рассматривается сквозь призму теории человеческого капитала, теории компенсационных различий, теорий дискриминации и сегрегации, а также гендерного подхода в образовании. Представлена оценка текущей ситуация с гендерным неравенством в системе образования и на рынке труда в России. На основании систематизации международного опыта использования инструментов по снижению гендерного неравенства выявлены меры, которые потенциально могут сократить гендерное неравенство в России.
Специфика лидерства в сфере высшего образования раскрывается путем его сопоставления с лидерством в традиционных бизнес-организациях. В результате анализа совместного цитирования 3827 научных работ, отобранных по запросу в Scopus , выборка исследования сужена до шести ключевых публикаций, оказывающих значительное влияние на исследовательский ландшафт. На материале этих публикаций проведен сравнительный анализ лидерства в сфере высшего образования с лидерством в традиционных бизнес-организациях с опорой на авторскую модель лидерства «черты лидера - поведение лидера - контекст ситуации». Показано, что академическая среда характеризуется специфическими вызовами для лидера, отличными от контекста традиционных бизнес-организаций. Адекватным контексту университетской среды является совмещение трех стилей лидерства: транзакционного, трансформационного и ориентированного на отношения. Взаимодействие между лидером и профессорско-преподавательским составом вуза в академическом контексте является скорее партнерством, в котором лидер выступает старшим партнером, чем подчинением, основанным на властных отношениях и характерным для традиционных бизнес-организаций.
Издательство
- Издательство
- ВШЭ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- Юр. адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- ФИО
- Анисимов Никита Юрьевич (Ректор)
- E-mail адрес
- hse@hse.ru
- Сайт
- https://www.hse.ru/