МЕТОДИКА АННОТИРОВАНИЯ КОРПУСА УСТНОЙ РЕЧИ УЧИТЕЛЕЙ (2024)
Подробно описаны принципы создания корпуса устной речи учителей, который позволит применять этнографический подход к описанию учительских практик: посредством анализа большого массива записей реальных уроков выявлять лингвистические, психологические и социологические факторы, способствующие повышению результативности преподавания. Корпус включает аудиозаписи уроков в 5-8-х классах общеобразовательных школ трех российских городов. Его аннотирование осуществляется в программе Praat . Для определения лингвистических параметров, которые потенциально могут влиять на результативность учителей и должны быть отражены в корпусе, проведен опрос школьников. Учащихся просили описать, как они представляют себе «идеального» и «плохого» учителя, среди прочего им предлагалось охарактеризовать речь такого учителя. С учетом результатов опроса, анализа лингвистических и педагогических исследований и существующих корпусов устной речи авторы разработали систему аннотирования, которая включает 19 уровней. Часть из них совпадает с теми уровнями, которые в том или ином виде присутствуют в любом корпусе устной речи: орфографическая расшифровка с разбивкой на слова, уровень лексем, частей речи, морфологическая разметка. К уровням, наличие которых обусловлено спецификой корпуса, можно отнести выделение частей урока (организационный этап, введение материала и т.п.), уровень, на котором фрагменты чтения вслух отделяются от остальной речи учителя, четыре уровня для разметки пауз, уровень фонетической расшифровки, разметку громкости, два уровня для разметки ошибок (отдельно фонетических и грамматических), четыре уровня, связанных с лексикой (отмечаются слова с особыми словообразовательными показателями, эмоционально-оценочная лексика, сферы употребления слов, дискурсивные маркеры). Корпус, снабженный предлагаемой авторами разметкой, открывает перспективы для создания методики для автоматизированной обработки речевого материала учителя и ученика, которая позволит в результате сравнения собранных данных с «эталонными» образцами выдавать рекомендации по совершенствованию речевого поведения учителя.
Идентификаторы и классификаторы
Одна из ключевых задач исследований в сфере образования состоит в том, чтобы описать результативные стратегии и образцы преподавания (обучения) и объяснить причины их результативности. Мы полагаем, что содержание понятия «результативные практики преподавания» зависит от определения термина «результат преподавания», к которому приводит устойчивая практика. О том, что в школе реализуются результативные практики, позволяют судить устойчивые (не менее трех лет) баллы государственных итоговых аттестаций выше средних значений по региону (субъекту Российской Федерации) и стабильно высокие показатели текущей академической успеваемости. При этом принципиально важно, что эта школа не имеет ни отбора учащихся в любой форме, ни финансовых, материальных или кадровых ресурсов, способных очевидно обеспечить превосходство в практиках преподавания (обучения).
Список литературы
-
Adriosh M., Razı Ö. (2019) Teacher’s Code Switching in EFL Undergraduate Classrooms in Libya: Functions and Perceptions. SAGE Open, vol. 9, no 2, pp. 1-11. DOI: 10.1177/2158244019846214
-
Atkinson A.A., Kaplan R.S., Young S.M, Banker R.D., Banker P.D. (2005) Management Accounting. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
-
Apresjan V.Yu. (2010) Speech Strategies for Expressing Emotions in Russian.Russian Language and Linguistic Theory, vol. 20, no 2, pp. 26-56 (In Russian).
-
Azbel A.A., Ilyushin L.S., Kazakova E.I., Morozova P.A. (2022) Teachers’ and Students’ Attitudes Towards Feedback: Contradictions and Development Trends. The Education and Science Journal, vol. 24, no 7, pp. 76-109. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-7-76-109 EDN: UYSFHS
-
Azizah A.N., Suparno S., Supriyadi S. (2020) Indonesian in Service Teacher’s Production of Directive Speech Acts and Students’ Responses. Randwick International of Education and Linguistics Science Journal, vol. 1, no 3, pp. 449-461. DOI: 10.47175/rielsj.v1i3.158
-
Baeva E.M. (2018) Hesitation Phenomena in Spoken Russian Speech of Low Spontaneity.Communication Studies, vol. 15, no 1, pp. 75-84 (In Russian). DOI: 10.25513/2413-6182.2018.1.75-84
-
Baranov A.N., Plungian V.A., Rakhilina E.V. (1993) A Guidebook to Discourse Words of the Russian Language. Moscow: Pomovski and partners (In Russian).
-
Baranova V.V., Panova E.A., Gavrilova T.O., Fedorova K.S. (2012) Language, Society, School. Moscow: Novoe Literaturnoe Obozrenie (In Russian).
-
Blaauw E. (1994) The Contribution of Prosodic Boundary Markers to the Perceptual Difference between Read and Spontaneous Speech. Speech Communication, vol. 14, no 4, pp. 359-375. DOI: 10.1016/0167-6393(94)90028-0
-
Boboshko M.Yu., Riekhakaynen E.I. (2019) Speech Audiometry in Clinical Practice. Saint Petersburg: Dialog (In Russian).
-
Bogdanova N.V. (2001) Live Phonetic Processes in Russian Speech. Saint Petersburg: Saint
Petersburg State University (In Russian).
-
Bogdanova N.V., Asinovsky A.S., Rusakova M.V., Ryko A.I., Stepanova S.B., Sherstinova T.Ju. (2009) A Speech Corpus as a Tool for Monitoring and Fixation of Various Forms of Natural Language.Computational Linguistics and Intellectual Technologies. Proceedings of the the Annual International Conference "Dialogue" (Bekasovo, 2009, 27-31 May), vol. 8, Moscow: Russian State University for the Humanities, vol. 8, pp. 33-48 (In Russian).
-
Bogdanova-Beglarian N.V. (ed.) (2021) Pragmatic Markers of Russian Everyday Speech: Dictionary-Monograph. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya (In Russian).
-
Bogdanova-Beglarian N.V., Blinova O.V., Sherstinova T.Ju., Troshchenkova E.V, Gorbunova D.A, Zajdes K.D., Popova T.I., Sulimova T.S. (2021) Pragmatic Markers of Russian Everyday Speech: Quantitative Data.Computational Linguistics and Intellectual Technologies. Papers from the Annual International Conference "Dialogue", Moscow: Russian State University for the Humanities, iss. 20, pp. 119-126 (In Russian). DOI: 10.28995/2075-7182-2021-20-119-126
-
Bond Z., Moore T.J. (1994) A Note on the Acoustic-Phonetic Characteristics of Inadvertently Clear Speech. Speech Communication, vol. 14, no 4, pp. 325-337. DOI: 10.1016/0167-6393(94)90026-4
-
Bordovskaya N.V., Rean A.A. (2006) Pedagogy. Saint Petersburg: Piter (In Russian).
-
Chernov D.E., Chernova L.V. (2011) Voice and Speech of a Teacher as a Major Element of Professional Skill. Pedagogical Education in Russia, no 5, pp. 218-222 (In Russian). EDN: OOBDED
-
Dale M.E., Godley A.J., Capello S.A., Donnelly P.J., D'Mello S.K., Kelly S.P. (2022) Toward the Automated Analysis of Teacher Talk in Secondary ELA Classrooms. Teaching and Teacher Education, vol. 110, no 3, Article no 103584. DOI: 10.1016/j.tate.2021.103584 EDN: BVHCUX
-
Erofeeva E.V., Yushkova S.V. (2021) Discursive Words in Oral Spontaneous Speech: Social, Individual and Thematic Variation. Socio- and Psycholinguistic Studies, iss. 10, pp. 15-26 (In Russian).
-
Frolova O.E. (2004) Spontaneous Text: Structure and Typology. Proceedings of the Conference "Theory and Practice of Speech Communication" (Moscow, 2004, 7-9 September), pp. 145-148 (In Russian).
-
Galitskikh E.O. (2018) Teacher's Public Speech as a Time of Apprenticeship. Pedagogical IMAGE, vol. 39, no 2, pp. 20-28 (In Russian). EDN: XWAYEX
-
Gorbova E.V., Slepokurova N.A., Chernigovskaya T.V., Komovkina E.P., Matveeva T.V., Riekhakaynen E.I., Romanova A.S. (2006) Preliminary Results of Monitoring Modern Russian Spoken Spontaneous Speech. Modern Russian Speech: State and Functioning. Collection of Analytical Materials. Saint Petersburg: Faculty of Philology, Saint Petersburg State University, vol. 2, pp. 7-30 (In Russian).
-
Howell P., Kadi-Hanifi K. (1991) Comparison of Prosodic Properties between Read and Spontaneous Speech Material. Speech Communication, vol. 10, no 2, pp. 163-169. DOI: 10.1016/0167-6393(91)90039-v
-
Ishino M. (2024) Inclusive Third-Turn Repeats: Managing or Constraining Students' Epistemic Status? Classroom Discourse, vol. 15, no 1, pp. 24-61. DOI: 10.1080/19463014.2023.2190033 EDN: RKAVTI
-
Ivanovskaja O.G. (2015) The Semantic Resonance at Pupils on the Speech of a Teacher as the Text of Culture. Nizhny Novgorod Education, no 1, pp. 126-130 (In Russian). EDN: UQDWZX
-
Johansson V. (2008) Lexical Diversity and Lexical Density in Speech and Writing. A Developmental Perspective. Lund University, Department of Linguistics and Phonetics: Working Papers, vol. 53, pp. 61-79.
-
Karpova O.S., Reznikova T.I., Arkhangelskiy T.A., Kyuseva M.V., Rakhilina E.V., Ryzhova D.A., Tagabileva M.G. (2010) The Database on Russian Polysemous Adjectives and Adverbs.Computational Linguistics and Intellectual Technologies. Papers from the Annual International Conference "Dialogue", Moscow: Russian State University for the Humanities, vol. 9, pp. 163-168 (In Russian).
-
Khaymovich L.V., Kurlygina O.E. (2020) Formation of an Evaluation Component of a Teacher's Professional Speech. Nizhny Novgorod Education, no 1, pp. 66-73 (In Russian). EDN: OGFPQY
-
Kibrik A.A., Podlesskaya V.I. (2009) Night Dream Stories: A Corpus Study of Spoken Russian Discourse. Moscow: Languages of Slavonic Culture (In Russian).
-
Klimova A.V. Kaurova A.N. (2018) Teacher's Speech and Requirements to Speech. Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov, no 2, pp. 20-25 (In Russian).
-
Kobozeva I.M. (2007) Ambiguity of Discourse Markers - Can It Be Resolved in Clausal Context? (the Case of vot).Computational Linguistics and Intellectual Technologies. Papers from the Annual International Conference "Dialogue", Moscow: Russian State University for the Humanities, iss. 7, pp. 250-255 (In Russian).
-
Kochkina N.L. (2008) Formation of the Speech Culture of the Future Teacher in the Educational Process of the University (PhD Thesis). Voronezh: Voronezh State University (In Russian). EDN: NQEPCT
-
Krause J.C., Braida L.D. (2002) Investigating Alternative Forms of Clear Speech: The Effects of Speaking Rate and Speaking Mode on Intelligibility. The Journal of the Acoustical Society of America, vol. 112, no 5, pp. 2165-2172. DOI: 10.1121/1.1509432 EDN: LRQWFX
-
Krysin L.P. (2013) Modern Russian Language. Lexical Semantics. Lexicology. Phraseology. Lexicography. Moscow: Akademiya (In Russian).
-
Kustova G.I., Lyashevskaya O.N., Paducheva E.V., Rakhilina E.V. Semantic Marking in the Dictionary of the National Corpus of Russian Language: Principles, Problems, and Prospects. National Corpus of Russian Language Results and Prospects. Moscow: Indrik, pp. 155-174 (In Russian).
-
Lam J., Tjaden K., Wilding G. (2012) Acoustics of Clear Speech: Effect of Instruction. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, vol. 55, no 6, pp. 1807-1821. DOI: 10.1044/1092-4388(2012/11-0154
-
Lazurenko E.Iu. (2006) Professional Communication Behavior: An Experimental Study (PhD Thesis). Voronezh: Voronezh State University (In Russian). EDN: NOHSNT
-
Lee J.J. (2020) Spoken Classroom Discourse. The Routledge Handbook of Corpus Approaches to Discourse Analysis (eds E. Friginal, J.A. Hardy), Abingdon: Routledge, pp. 82-97. DOI: 10.4324/9780429259982-6
-
Loukachevitch N.V. Levchik A.V. (2016) Creating Russian Sentiment Lexicon. Open Semantic Technologies for Intelligent System, vol. 6, pp. 377-382 (In Russian).
-
Lyashevskaya O.N. (2016) Corpus Instruments for Russian Grammar Studies. Moscow: Languages of Slavonic Culture (In Russian).
-
Makarova D.V. (2009) Teacher's Speech Behavior in the Structure of Pedagogical Discourse (PhD Thesis). Moscow: Moscow Pedagogical State University (In Russian). EDN: QELNIH
-
Malov E.M., Gorbova E.V. (2007) Discursive Words in Russian Colloquial Speech (Based on the Analysis of Spontaneous Colloquial Speech). Proceedings of the First Interdisciplinary Workshop "Analysis of the Russian Colloquial Speech" (Saint Petersburg, 2007, 29 August), pp. 31-36 (In Russian).
-
Mamaev I., Khokhlova M., Dayter M. (2024). Lessons of Secondary School Teachers: From Automatic Speech Analysis to the Markers of Effective Teaching Practices. Education and Self Development, vol. 19, no 1, pp. 27-37. DOI: 10.26907/esd.19.1.03 EDN: HMRUWD
-
Maschler Y., Schiffrin D. (2015) Discourse Markers. Language, Meaning, and Context. The Handbook of Discourse Analysis (eds D. Tannen, H.E. Hamilton, D. Schiffrin), Chichester: John Wiley & Sons, pp. 189-221. DOI: 10.1002/9781118584194.ch9
-
Murashov A.A. (2014) The Teacher's Speech and His Professional Image. School Technologies, no 1, pp. 241-244 (In Russian).
-
Nakamura M., Iwano K., Furui S. (2008) Differences between Acoustic Characteristics of Spontaneous and Read Speech and Their Effects on Speech Recognition Performance.Computer Speech & Language, vol. 22, no 2, pp. 171-184. DOI: 10.1016/j.csl.2007.07.003
-
Nasyrova E.V. (2022) Reduction of Preposition "v" in Russian Spoken Speech. Phonetic Lyceum (eds T. V. Kachkovskaya, A.A. Portnova), iss. 7, pp. 78-82 (In Russian).
-
Nigmatulina Yu.O. (2017) Sound Contraction at Word Boundaries in Spontaneous and Read Aloud Speech: Evidence from Russian. Vestnik SPbSU. Language and Literature, vol. 14, no 1, pp. 76-88 (In Russian). DOI: 10.21638/11701/spbu09.2017.107
-
Petrov S.M. (2003) Loudness Level and Phrase Intelligibility of Spectrally Transformed Speech. Human Physiology, vol. 29, no 4, pp. 45-48 (In Russian). EDN: OOUGEB
-
Pidkasisty P.I. (2011) Pedagogy. Moscow: Jurait (In Russian).
-
Rakhilina E.V., Kustova G.I., Lyashevskaya O.N., Reznikova T.I., Shemanaeva O.Ju. (2009) Tasks and Principles of Semantic Markup of Vocabulary in RNC.Russian National Corpus: 2006-2008. New Results and Prospects. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya, pp. 215-239 (In Russian).
-
Remacle A., Bouchard S., Etienne A.M. et al. (2021) A Virtual Classroom Can Elicit Teachers' Speech Characteristics: Evidence from Acoustic Measurements During in Vivo and in Virtuo Lessons, Compared to a Free Speech Control Situation. Virtual Reality, vol. 25, pp. 935-944. DOI: 10.1007/s10055-020-00491-1
-
Remacle A., Bouchard S., Morsomme D. (2023) Can Teaching Simulations in a Virtual Classroom Help Trainee Teachers to Develop Oral Communication Skills and Self-Efficacy? A Randomized Controlled Trial.Computers & Education, vol. 200, July, Article no 104808. DOI: 10.1016/j.compedu.2023.104808 EDN: RACJLQ
-
Riapina N.E., Permyakova T.M., Balezina E.A. (2023) Approbation of Pedagogical Communication Scales for Educational Online Interaction in Russian Universities. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 2, pp. 161-186 (In Russian). DOI: 10.17323/1814-9545-2023-2-161-186 EDN: ZZQHQR
-
Riekhakaynen E.I. (2020) Corpora of Russian Spontaneous Speech as a Tool for Modelling Natural Speech Production and Recognition. Proceedings of the Annual Computing and Communication Workshop and Conference, CCWC 2020 (Las Vegas, 2020, 6-8 January), pp. 406-411. DOI: 10.1109/ccwc47524.2020.9031251
-
Riekhakaynen E.I. (2016) Perception of Russian Oral Speech: Context + Frequency. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University (In Russian).
-
Rudneva E.A. (2016) Anthropology of Politeness: Cultural and Local Interaction Norms. Forum for Anthropology and Culture, vol. 30, pp. 215-242 (In Russian). EDN: XEJCNN
-
Sergomanov P.A., Bysik N.V. (2022) Teaching Practices: Research and Its Platformization in the Digital Age. The Educational Policy, vol. 89, no 1, pp. 54-65 (In Russian). Х-2022-1-54-65. DOI: 10.22394/2078-838
-
Sergomanov P.A., Maltsev M.A., Bysik N.V., Beketov V.Yu., Baiburin R.F. (2023) Sociology of the Lesson: Discourse Organization of Successful Teaching Practices. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 191-218 (In Russian). DOI: 10.17323/1814-9545-2023-1-191-218 EDN: TMHEGD
-
Shalina I.V., Chuvasheva N.L. (2006) Teacher's Explanatory Speech: Linguorhetorical Aspect. Philological Class, vol. 16, no 2, pp. 45-49 (In Russian). EDN: OZQJLT
-
Shanahan L.E., Roof L.M. (2013) Developing Strategic Readers: A Multimodal Analysis of a Primary School Teacher's Use of Speech, Gesture and Artefacts. Literacy, vol. 47, no 2, pp. 157-164. DOI: 10.1111/lit.12002
-
Sharonov I.A. (2016) Discursive Words and Communicatives.Computational Linguistics and Intellectual Technologies. Proceedings of the Annual International Conference "Dialogue", Moscow: Russian State University for the Humanities, iss. 15, pp. 605-615 (In Russian). EDN: XMYECF
-
Sharpe T. (2008) How Can Teacher Talk Support Learning? Linguistics and Education, vol. 19, no 2, pp. 132-148. DOI: 10.1016/j.linged.2008.05.001
-
Shcherba L.V. (1957) On Different Pronunciation Styles and Ideal Phonetic Word Composition. Selected Works of Russian Language (ed. M.I. Matusevich), Moscow: Uchpedgiz, pp. 21-26 (In Russian).
-
Sherstinova T.Ju., Ryko A.I., Stepanova S.B. (2009) Annotation System in the ORD Speech Corpus. Proceedings of the XXXVIII International Philological Conference (Saint Petersburg, 2009, 16-20 March), pp. 66-75 (In Russian).
-
Tognini-Bonelli E. (2001) Corpus Linguistics at Work. Amsterdam: John Benjamins.
-
Trouvain J., Werner R., Möbius B. (2020) An Acoustic Analysis of Inbreath Noises in Read and Spontaneous Speech. Proceedings of the 10th International Conference on Speech Prosody (online, 2020, 25 May - 31 August), pp. 789-793. DOI: 10.21437/speechprosody.2020-161
-
Utkina O.N. (2012) Technique of Measurement of a Loudness Level Voices of the Teacher. Bulletin of Surgut State Pedagogical University, no 3. pp. 215-221 (In Russian). EDN: OYTEUN
-
Ventsov A.V., Grudeva E.V. (2008) Frequency dictionary of Russian language word forms (project). Cherepovets: ChSU.
-
Ventsov A.V., Slepokurova N.A. (2013) Phonetic Transcription of Speech Corpora: Problems and Solutions. Topical Issues of Theoretical and Applied Phonetics. Collection of Articles for the Anniversary of O.F. Krivnova (eds A.V. Arkhipov, I.M. Kobozeva, K.P. Semenova), Moscow: Buki Vedi, pp. 33-42 (In Russian).
-
Ventsov A.V., Slepokurova N.A., Snyugina E.A. (2011) Pause Features of Spontaneous and Read Texts. Proceedings of the Fifth Interdisciplinary Workshop "Analysis of the Russian Colloquial Speech" (Saint Petersburg, 2011, 25-26 August), pp. 27-32 (In Russian).
-
Vinogradova Iu.S., Prokaeva V.O., Riekhakaynen E.I. (2023) Not All Pauses Are the Same: Multidimensional Classification of Pauses for the Annotation of Russian Spoken Corpora.Russian Speech, no 6, pp. 7-23 (In Russian). DOI: 10.31857/S013161170029350-4
-
Yanko T.E. (2023) Intonation. Materials for the Corpora Description Project of the Russian Grammar (In Russian). Available at: http://rusgram.ru/ (accessed 21 April 2024).
-
Zakharov V.P. (2016) Prolegomena to Corpus Linguistics. Journal of Psycholinguistics, vol. 28, no 2, pp. 150-161 (In Russian). EDN: WDDXWL
-
Zalevskaya A.A. (2007) Introduction to Psycholinguistics. Moscow: Russian State University for the Humanities (In Russian).
-
Zotova T.Ju., Surkova A.P. (2022) Tactics of Speech Influence in the Aspect of Studying the Communicative Behavior of the Teacher. Problems of Modern Pedagogical Education, vol. 74, no 4, pp. 78-82 (In Russian). EDN: RZURKG
-
Zuyeva D.A. (2009) Mathematical Speech Standards of a Teacher: Basic Qualities and Conditions for Their Development. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no 112, pp. 134-139 (In Russian). EDN: KUIEST
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье приводится описание процесса разработки и апробации инструмента «Диспозиции критического мышления». Под диспозициями критического мышления понимаются предрасположенности, тенденции или готовность человека реализовывать навыки критического мышления. Человек с низким уровнем диспозиций может не проявлять навыков критического мышления, даже если владеет ими на высоком уровне. На основе обзора литературы проанализированы современные теоретические рамки и инструменты измерения диспозиций критического мышления. Предлагаемый авторами инструмент представляет собой самоотчетный опросник в компьютерном формате. Задача респондента - оценить, насколько его поведение в обычной жизни схоже с описанным в утверждениях. Опросник прошел апробацию, на основе полученных данных проведена проверка факторной структуры, качества разработанных заданий, а также оценена конвергентная и содержательная валидность теста. Результаты психометрической проверки позволяют утверждать, что разработанный инструмент является надежным и валидным способом оценки диспозиций критического мышления у русскоговорящих людей старше 16 лет. Рассмотрены ограничения данного исследования и возможные направления будущих разработок.
Качество школьного образования - не только нормативное, но и социальное понятие, находящееся в актуальном коммуникативном поле практически всех общественных групп. Отношение к качеству образования и мерам, направленным на его повышение, - сложная и неоднозначная мировоззренческая конструкция, которая способна как объединять людей, относящихся к разным профессиям, проживающих на разных территориях, придерживающихся разных политических взглядов, так и разъединять людей, относящихся, казалось бы, к гомогенной общественной группе. Данная публикация вносит вклад в исследование факторов, оказывающих влияние на восприятие разными стейкхолдерами качества школьного образования, на их отношение к мерам, направленным на его повышение. По результатам интервью с представителями разных социальных групп, заинтересованных в качестве школьного образования, представлен дискурсивный анализ понятия «качество образования» с позиций современных социальных теорий. Особый акцент сделан на выявлении причин фиксируемых различий в представлениях членов разных общественных групп о качестве школьного образования, что в итоге позволяет выйти на методы прогнозирования их поведения в отношении предпринимаемых государством мер по управлению качеством школьного образования.
Совмещение учебы в вузе с работой приобрело в России массовый характер. По данным Мониторинга трудоустройства выпускников, около 53% студентов бакалавриата и специалитета очной формы обучения работали хотя бы один месяц на протяжении срока обучения в вузе. В статье представлены комплексный анализ характеристик совмещения учебы с работой и оценка их вклада в индивидуальные зарплаты и вероятность занятости через год после выпуска из вуза. Установлено, что регулярная трудовая занятость во время академического года по частоте распространения преобладает над временной работой в летние месяцы. В среднем факт совмещения учебы с работой увеличивает вероятность занятости через год после выпуска на 16-19% и приносит выпускникам зарплатную премию в размере 14%. При этом существует значительная дифференциация в размере отдачи от совмещения в зависимости от характеристик занятости и образовательных факторов. Чем ближе курс совмещения к выходу на рынок труда, тем выше вклад совмещения и в заработные платы, и в трудоустройство, хотя и опыт работы на начальных курсах продолжает приносить небольшую отдачу после выпуска. Имеются значимые перекрестные эффекты между совмещением учебы с работой, направлениями подготовки и уровнем селективности оконченного университета. Наблюдаемые закономерности позволяют судить о сформировавшейся в России особой модели перехода от учебы к работе, в которой процесс трудоустройства и входа в профессиональную сферу предваряет получение диплома. Результаты исследования свидетельствуют о наличии сильной комплементарности между образованием и совмещением учебы с работой. При этом без качественного образования совмещение учебы с работой не дает высокой отдачи, успех на рынке труда обеспечивает сочетание разных образовательных факторов и их взаимодействие.
Анализируются результаты реализации курса «Критическое мышление», разработанного для платформы «Яндекс.Практикум». Курс спроектирован в парадигме проблемноориентированного обучения и представлен в онлайн-формате с синхронной и асинхронной частями, он ориентирован на взрослую аудиторию и включает задания из общепрофессионального контекста. Разработке курса предшествовал обзор исследований формирования критического мышления у взрослых, в результате которого выявлены преимущества и недостатки применения с этой целью проблемноориентированного обучения. Для оценки уровня критического мышления разработан и валидизирован тест на основе методологии evidence-centered design . Исследование проводилось по модели интервенции с претестом и посттестом без контрольной группы. В ходе итогового тестирования (n=184) обнаружены значимые изменения показателей развития компонентов критического мышления у участников, завершивших курс: анализа информации (+0,12), логики (+0,1) и аргументации (+0,17). Полученные данные свидетельствуют в пользу гипотезы о результативности данного курса, для развития критического мышления у взрослых. Дальнейшие исследования с использованием разработанных инструментов позволят уточнить влияние конкретных педагогических инструментов и учебных форматов на развитие критического мышления.
В условиях радикального сокращения международной мобильности российских ученых возрастает значимость внутрироссийских программ. Проведено исследование с целью оценить масштабы программ внутрироссийской академической мобильности, создать портрет заинтересованных в участии в таких программах и описать результаты такого участия на примере молодых кандидатов наук. Исследование основано на результатах репрезентативных опросов российских преподавателей, ученых и выпускников аспирантуры, состоявшихся в рамках Мониторинга экономики образования в июне - октябре 2022 г., а также на материалах глубинных интервью с участниками программы российских постдоков, проведенных авторами в июне - сентябре 2022 г. Установлено, что уровень внутрироссийской мобильности преподавателей и ученых невысок: только 3% из них проходили длительные стажировки внутри страны в 2019-2021 гг. и 3% выпускников аспирантуры участвовали в программах российских постдоков. Невысок и уровень потенциальной мобильности: треть российских преподавателей (30%) не готовы менять место жительства ради нового места работы. Участники программ российских постдоков отмечают многочисленные положительные эффекты этих программ: существенный рост квалификации, формирование новых компетенций, расширение профессиональных связей. Тем не менее развитию внутрироссийской академической мобильности препятствует множество институциональных барьеров: закрытость академической среды и настороженное отношение к мобильности, отсутствие поддержки при переезде.
Обучающаяся молодежь представляет собой особую социально-возрастную группу, имеющую специфическую траекторию развития, которую называют «становящаяся взрослость». У студентов тайминг задач развития, свойственных возрасту, отличается от того, который свойственен необучающейся молодежи, и подчиняется основной цели - приобретению профессии через долгое обучение. Как результат, эта группа подвержена высоким стрессам, психологически неустойчива и нуждается в поддержке социальных и психологических служб. Теоретическую рамку исследования составляют идеи психологии становящейся взрослости, концепция психологического благополучия и событийно-ситуационный подход. Проведены два эмпирических исследования с участием обучающихся в колледже, бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. В первом исследовании участвовали 337 респондентов, из них 243 девушки. Средний возраст - 20,9 года, SDвозраст = 3,0. Проведен опрос, в котором использовались открытые вопросы о трудностях, переживаемых студентами в университете, с последующим структурным табличным тематическим анализом данных. Составлен чек-лист «Трудные жизненные ситуации студентов», включающий 49 трудностей. Во втором исследовании участвовал 751 респондент, из них 613 девушек. Средний возраст - 19,0 лет, SDвозраст = 4,3. В этой выборке 301 респондент переехал для обучения в другой город, из них 23 сменили страну, 416 человек обучаются в том же городе, в котором родились. Для упорядочивания выделенных трудностей использовался метод кластеризации данных. Выделены восемь кластеров: Адаптация к техническим условиям обучения, Адаптация к новой ступени обучения, Недостаток физических и психологических ресурсов, Организация занятий учебным заведением, Социальные условия обучения, Текущие жизненные задачи, Адаптация к новому месту, Потери и страх потерь. Проанализированы самые частые и самые редкие трудности, количество и конфигурация которых различаются в зависимости от пола, ступени образования и факта переезда (трудностей больше у девушек, у студентов бакалавриата и у тех, кто сменил место жительства во время учебы). Полученные результаты позволяют сделать работу психологических служб вузов более эффективной.
Учителя трех общеобразовательных школ участвовали в проекте, целью которого было оценить возможности исследования действием - «изучения, как что-то делать, делая это» - как способа изменить их представления и профессиональные практики. После продолжительного курса обучения учителя самостоятельно проектировали и проводили уроки по своему предмету с использованием цифровых инструментов для стимулирования активного учения. В ходе этой работы они получали постоянную поддержку наставника - автора статьи, а также проходили входное, промежуточные и итоговое интервью. Эти интервью дали возможность проследить, как меняется отношение учителя к цифровым инструментам, как он воспринимает деятельность учащихся в условиях применения этих инструментов, как оценивает собственную работу по проектированию и проведению урока. Установлено, что представления учителей трансформируются таким образом, что предпочтительной формой организации урока становится обучение, центрированное на ученике. Учителя отметили, что самостоятельно проведенное ими исследование на собственном классе помогло им принять предлагаемые инструменты и формы работы. Изменилось отношение учителей к цифровым сервисам: они стали рассматриваться как инструмент не только для себя, но и для учеников. Новые способы применения цифровых инструментов изменили характер урока, спровоцировали переход от фронтального обучения к активным формам работы. При этом работа с цифровым инструментом стала для учителей более осознанной и осмысленной.
Как исследователи, так и практики образования рассматривают образовательное поведение студентов в качестве основного предиктора образовательных результатов в университете. Однако понятие «образовательное поведение» до сих пор концептуализируется и измеряется фрагментарно: в разных исследованиях выделяются и оцениваются отдельные аспекты образовательного поведения или предпринимаются попытки построить типологию, которая чрезмерно упрощает данное явление и не способна описать и объяснить все многообразие образовательного поведения. Авторы предпринимают попытку построить собственную концептуальную модель образовательного поведения. На основе анализа транскриптов 119 полуструктурированных интервью со студентами восьми российских университетов выделены пять основных характеристик образовательного поведения, которые могут быть использованы для описания большинства поведенческих паттернов, встречаемых в вузах. Это академическое усердие, учебная активность, интеграция в группу, конформность и внеучебная активность. Дано определение понятию «образовательное поведение» и пяти его характеристикам. Эти характеристики проиллюстрированы цитатами из интервью со студентами. Разработанная концептуальная модель может быть использована при разработке инструментов для количественного измерения образовательного поведения.
Проанализированы теоретические концепции, объясняющие роль образования в формировании гендерного неравенства на рынке труда, а также связанные с этими концепциями эмпирические исследования, в которых оценивается вклад образования в формирование гендерного неравенства на всех этапах взаимодействия индивидов с системой образования: до поступления в вуз, во время обучения, а также после окончания вуза. Вклад образования в формирование гендерного неравенства рассматривается сквозь призму теории человеческого капитала, теории компенсационных различий, теорий дискриминации и сегрегации, а также гендерного подхода в образовании. Представлена оценка текущей ситуация с гендерным неравенством в системе образования и на рынке труда в России. На основании систематизации международного опыта использования инструментов по снижению гендерного неравенства выявлены меры, которые потенциально могут сократить гендерное неравенство в России.
Специфика лидерства в сфере высшего образования раскрывается путем его сопоставления с лидерством в традиционных бизнес-организациях. В результате анализа совместного цитирования 3827 научных работ, отобранных по запросу в Scopus , выборка исследования сужена до шести ключевых публикаций, оказывающих значительное влияние на исследовательский ландшафт. На материале этих публикаций проведен сравнительный анализ лидерства в сфере высшего образования с лидерством в традиционных бизнес-организациях с опорой на авторскую модель лидерства «черты лидера - поведение лидера - контекст ситуации». Показано, что академическая среда характеризуется специфическими вызовами для лидера, отличными от контекста традиционных бизнес-организаций. Адекватным контексту университетской среды является совмещение трех стилей лидерства: транзакционного, трансформационного и ориентированного на отношения. Взаимодействие между лидером и профессорско-преподавательским составом вуза в академическом контексте является скорее партнерством, в котором лидер выступает старшим партнером, чем подчинением, основанным на властных отношениях и характерным для традиционных бизнес-организаций.
В статье описаны результаты создания русскоязычной версии и адаптации Kirton’s Adaptation-Innovation Inventory для измерения когнитивного стиля учителей и административных сотрудников школ. Предложен вариант перевода, который учитывает возникающие в русском языке коннотации и контекст образовательной сферы, но при этом эквивалентен по смыслу оригинальной шкале. Показано, что читаемость суждений соответствует уровню образования целевой аудитории измерения. В рамках итеративного процесса разработки и эмпирической проверки психометрических свойств опросника (N1 = 137, N2 = 1236, N3 = 204) достигнуты удовлетворительные показатели функционирования трех шкал, отдельных суждений и ответных категорий. Анализ производился в рамках классической теории тестирования и IRT-RSM-модели. Итоговый опросник «Адаптор - инноватор» включает 26 суждений и позволяет оценить выраженность трех факторов: «оригинальность и независимость», «доскональность и самоорганизованность», «инертность и запрос на инструкции». Предлагаемый опросник может быть использован в исследовательских и практических целях для изучения когнитивных стилей учителей и администрации школ, а также близких им групп, включая работников других уровней образования и социальной сферы в целом. В статье приведены полная версия опросника и практические рекомендации по работе с инноваторами и адапторами внутри образовательной организации.
Издательство
- Издательство
- ВШЭ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- Юр. адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- ФИО
- Анисимов Никита Юрьевич (Ректор)
- E-mail адрес
- hse@hse.ru
- Сайт
- https://www.hse.ru/