Статья: Личностная стрессоустойчивость как фактор эффективности обучения навыкам первой психологической помощи (2025)

Читать онлайн

В статье освещается проблема значимости личностной стрессоустойчивости для освоения навыка грамотной коммуникации с человеком, находящимся в ситуации острого эмоционального страдания. Для подтверждения актуальности проблемы личностной готовности к оказанию первой психологической помощи страдающему человеку авторами проведено эмпирическое исследование в ходе тренингов навыков грамотной коммуникации с пострадавшим методами опроса (анкетирования), стандартизированного наблюдения и моделирования сценария трагической ситуации (симуляции). В тренингах приняли участие 40 человек (большинство – психологи и студенты психологических факультетов). Для обоснования дизайна эмпирического исследования обозначены теоретические подходы, на основании которых сформулированы алгоритмы реализации навыка грамотной коммуникации с пострадавшими, являющиеся научнодоказательным теоретическим основанием для формирования методических пособий международных благотворительных институтов и отечественных обучающих практик навыку грамотной коммуникации с пострадавшим. Акцентировано и то, что личностные компетенции и стрессоустойчивость специалиста определяют эффективность реализации обучающих мероприятий по первой психологической помощи для участников тренингов. Соответственно, поставлена проблема подготовки профессионального сообщества психологов к ведению тренингов навыка первой психологической помощи для аудитории, не владеющей специальными психологическими знаниями. Исследование показало, что большинство участников тренингов ориентированы на алгоритмы и речевые модули реализации грамотной коммуникации. Они хорошо подготовлены теоретически, но уровень собственного стресса при реагировании на острое эмоциональное состояние пострадавшего человека ранее не рефлексировали и не учитывали. В выводах по результатам исследования отмечено, что на тренингах навыков грамотной коммуникации с пострадавшим и других обучающих мероприятиях по первой психологической помощи важно использовать образовательные технологии, способствующие развитию стрессоустойчивости участников подобных образовательных мероприятий и личностных компетенций тех, кто их проводит.

Ключевые фразы: первая психологическая помощь, кризисная ситуация, трудная жизненная ситуация, экстренная ситуация, чрезвычайная ситуация, социальное взаимодействие, поведенческий автоматизм, психосоциальная поддержка, личностные компетенции специалиста-психолога, принципы психологической помощи, просветительские мероприятия, участники образовательных отношений
Автор (ы): Колесник Татьяна Олеговна, Брель Елена Юрьевна
Журнал: СИБСКРИПТ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Психология
УДК
159.9. Психология
Префикс DOI
10.21603/sibscript-2025-27-5-931-946
Для цитирования:
КОЛЕСНИК Т. О., БРЕЛЬ Е. Ю. ЛИЧНОСТНАЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПЕРВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ // СИБСКРИПТ. 2025. Т. 27, № 5
Текстовый фрагмент статьи