Архив статей

Взаимосвязь стилей юмора с социабельностью и характеристиками самоотношения студентов (2025)
Выпуск: Т. 27, № 5 (2025)
Авторы: Юсупов Павел Рафаэльевич

Подчеркивается необходимость четкого разделения понятий чувства юмора и стилей юмора, которые могут представлять единую систему, но изучать эти феномены можно достаточно независимо. Цель – выявить взаимосвязи между используемыми стилями юмора, социабельностью как личностной устремленностью к социальному взаимодействию и аспектами самоотношения на студенческой выборке. Выборку составили 48 студентов медицинского вуза в возрасте 18–24 лет. Применены: опросник стилей юмора Р. Мартина; методика диагностики социабельности личности; тест-опросник самоотношения; прогрессивные матрицы Равена. Использованы методы корреляционного, кластерного анализа, анализ сравнения средних. Стили юмора сближаются с понятиями когнитивных инструментов, стратегий работы с информацией, копинг-стратегий, помогающих снижать когнитивную / эмоциональную уязвимость перед стрессами. Проанализированы исследования, изучающие взаимосвязь стилей юмора с целым рядом переменных: оценкой ситуации, когнитивной гибкостью, эмоциональным интеллектом, самооценкой, психологическим дистрессом, одиночеством, предрасположенностью к депрессии, перфекционизмом. Результаты исследования подтверждают, что использование адаптивных стилей юмора может быть связано с хорошей стрессовой устойчивостью, средним или высоким эмоциональным интеллектом, когнитивной гибкостью, верой в персональный успех, направленностью на общение и взаимодействие с другими, позитивным самоотношением и т. д. Неадаптивные стили юмора в целом чаще обнаруживают связь с психологическим дистрессом, когнитивной негибкостью, невысокой социабельностью, противоречивым самоотношением. Однако, результаты (как и результаты некоторых других исследований) скорее заставляют задуматься о сложной и противоречивой природе связей между использованием стилей юмора, ситуационным контекстом, личностными особенностями, мотивацией, способностью самоконтроля и т. д. Определена важность развития адаптивных стилей юмора как ресурса для повышения самооценки, улучшения межличностных отношений и адаптации студентов в учебной среде.

Сохранить в закладках