Статья: Психологическая устойчивость педагогов общеобразовательных школ во взаимосвязи с их субъективной оценкой психологической безопасности образовательной среды (на примере Камчатского края) (2025)

Читать онлайн

Значимость изучения возможностей обеспечения психологического здоровья педагогов, в том числе проживающих на территориях с экстремальными природно-климатическими условиями, обуславливает актуальность описываемого исследования. Цель – выявить взаимосвязь психологической устойчивости и субъективной оценки психологической безопасности образовательной среды на примере педагогов камчатских общеобразовательных школ. Данная проблема является актуальной в условиях современных образовательных и общественных реалий. Психологическая устойчивость понимается нами как характеристика личности, обеспечивающая человеку способность противостоять неблагоприятному давлению внешних воздействий, сохраняя при этом здоровье, работоспособность, направленность на собственные цели. Психологическую безопасность мы связываем с переживанием человеком своей защищенности / незащищенности в конкретной жизненной ситуации. Новизну исследования составляет рассмотрение взаимосвязи этих концептов применительно к образовательной среде, функционирующей в экстремальных природно-климатических условиях Камчатского края. Нами осуществлено эмпирическое исследование на выборке педагогов камчатских общеобразовательных школ (62 человека). Выборка педагогов была разделена посредством кластерного анализа по показателям психологической устойчивости, был проведен сравнительный анализ субъективной оценки безопасности образовательной среды в полученных эмпирических группах. Сделаны выводы о взаимосвязи феноменов психологической устойчивости педагогов и их субъективной оценки безопасности образовательной среды, о том, что педагоги с разным уровнем выраженности психологической устойчивости имеют как сходные, так и отличающиеся ресурсы построения профессиональной деятельности, источники психологической безопасности образовательной среды. Определено, что психологическая устойчивость педагогов камчатских школ в большей степени связана с их личностными особенностями и характеристиками их отношений, чем с характеристиками Камчатского края как места проживания, характеризующегося экстремальностью природно-климатических условий.

Ключевые фразы: психологическая устойчивость, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, образовательная среда, педагоги, общеобразовательные школы, Камчатский край
Автор (ы): Фризен Марина Александровна, Цуканова Людмила Викторовна
Журнал: СИБСКРИПТ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Психология
УДК
159.9. Психология
Префикс DOI
10.21603/sibscript-2025-27-5-813-823
Для цитирования:
ФРИЗЕН М. А., ЦУКАНОВА Л. В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ИХ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ) // СИБСКРИПТ. 2025. Т. 27, № 5
Текстовый фрагмент статьи