Сложившаяся нормативная база процессов предоставления услуг в сфере социального обслуживания населения не позволяет выполнить требования государственного стандарта в части объективного формирования и распределения необходимых ресурсов. Исследование направлено на создание модели региональной информационной системы согласно алгоритму, который включает разработку пятиуровневого кодификатора социальных услуг, выделение типологических групп их поставщиков, применение среднеотраслевых значений стоимости однородных услуг. Данная модель служит основой автоматизированного формирования нормативов, гарантирующих требуемое стандартом качество социального обслуживания. Методология исследования базируется на концептуальных положениях теории общественных благ и институциональной экономики. Использовались методы структурного, нормативного, сравнительного анализа. Информационную базу работы составили данные статистической, бухгалтерской и аналитической отчетности учреждений социальной защиты Свердловской области. Результаты создания и практической реализации предложенной модели цифровизации процессов разработки нормативных регуляторных мер позволили кастомизировать существующую методику формирования нормативных регуляторов качества услуг с учетом предпочтений индивидуальных потребителей; обеспечить полноту, достоверность и своевременность обоснования расходов на выполнение государственного задания учреждениями социальной защиты и автономными некоммерческими организациями социального обслуживания населения. Результаты исследования вносят вклад в изучение системных эффектов продуктовой, пространственной, временной кастомизации системы социальной поддержки граждан
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Созданная во времена СССР система социального обслуживания населения (СОН) в условиях перехода к рыночным отношениям сохранила базовые принципы ее построения: комплексность социальных мер; обеспечение социального благополучия и уровня доходов не ниже прожиточного минимума; непрерывность социального обслуживания граждан; финансирование расходов на оказание услуг в виде субсидий.
Список литературы
1. Абрамова О. Г., Мухаев Р. Т. (2017). Новая модель публичного управления для современной России // Тренды и управление. № 3. С. 11-30. EDN: ZIPMBN
2. Анимица Е.Г., Балина Т.А., Шарыгин М.Д. (2016). Трансформация научных подходов и методов изучения региональной социоэкономики // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. № 4. С. 209-218. EDN: XSUBFH
3. Анимица Е. Г., Балина Т. А., Шарыгин М. Д. (2017). Эволюция факторов территориальной организации и трансформации региональной экономики в социоэкономику // Социально-экономическая география. Вестник ассоциации российских географов-обществоведов. № 6. С. 12-23. EDN: YPBJPZ
4. Арсланов В. (2016). Инклюзивные институты - основной фактор устойчивого роста? Статья 1 // Общественные науки и современность. № 4. С. 36-47. EDN: WHRXVJ
5. Ахинов Г. А., Жильцов Е. Н. (2008). Экономика общественного сектора. Москва: Инфра-М. 345 с. EDN: QSEQYL
6. Буздалов И. Н. (2010). Социальное рыночное хозяйство: проблемы становления в агропродовольственном секторе России // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. № 4 (61). С. 37-45.
7. Дятлов С. А. (2014). Энтропийная доминанта мировой и российской финансово-экономической системы // Инновации. № 4 (186). С. 28-32.
8. Зотов В. В. (2021). Публичное управление в цифровом обществе: к новому общественному договору: монография. Курск: Университетская книга. 236 с. EDN: NOMNGI
9. Королев О. Л., Куссый М. Ю., Сигал А. В. (2013). Применение энтропии при моделировании процессов принятия решений в экономике: монография. Симферополь: ОДЖАКЪ. 148 с. EDN: UWMZRD
10. Невский С. И. (2015). Экономическая политика союзников в послевоенной Западной Германии (1945-1947 гг.) // Экономическая политика. Т. 10, № 6. С. 40-78. DOI: 10.18288/1994-5124-2015-6-03 EDN: VCKTIJ
11. Натхов Т. В. Полищук Л. И. (2017). Политэкономия институтов и развития: как важно быть инклюзивным: Размышления над книгой Д. Асемоглу, Дж. Робинсон “Почему нации терпят неудачу”. Часть II. Институциональная динамика и выводы для России // Журнал Новой экономической ассоциации. № 3 (35). С. 12-32. EDN: ZMJGMP
12. Рубинштейн А. Я., Гринберг Р. С. (1998). Проблемы общей теории социальной экономии // Экономическая наука современной России. № 2. С. 34-56. EDN: IBCBEN
13. Рахмеева И. И. (2021). Региональная регуляторная среда: на распутье: монография. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета. 210 с. EDN: NZTSFG
14. Суходолов А. П., Слободняк И. А., Маренко В. А. (2019). Факторная модель оценки состояния цифровой экономики // Известия Уральского государственного экономического университета. Т. 20, № 1. С. 13-14. DOI: 10.29141/2073-1019-2019-20-1-2 EDN: YYSIMP
15. Худокормов А. Г. (2005). Особенности национальных экономических школ в Германии // Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. Москва: Мысль. Т. 4. С. 29-33. EDN: YMXUWJ
16. Худокормов А. Г., Невский С. И. (2017). Национальные экономические школы в Германии и теория социального рыночного хозяйства // Экономическая политика. Т. 12, № 4. С. 204-249. DOI: 10.18288/1994-5124-2017-4-09 EDN: ZFJDKH
17. Черняков М. К., Чернякова М. М. (2019). Прогнозирование тенденций развития цифрового правительства (e-government) в постсоветских странах // Journal of New Economy. Т. 20, № 4. С. 5-21. DOI: 10.29141/2073-1019-2019-20-4-1 EDN: VPTMFB
18. Якобсон Л. И. (2000). Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. Москва: Высшая школа экономики. 366 с.
19. Acemoglu D., Robinson J. (2013). Why nations fail: The origins of power, prosperity, and poverty. Currency Press. 544 p.
20. Alkhatri N. S., Zaki N., Mohammed E., Shallal M. (2016). The use of data mining techniques to predict the ranking of e-government services. Proc. 12th 2016 Int. Conf. on Innovations in Information Technology (IIT) (pp. 1-6). Al Ain, United Arab Emirates. DOI: 10.1109/INNOVATIONS.2016.7880047
21. Arrow K. (1970). Political and economic evaluation of social effects and externalities. In: Margolis J.
22. The analysis of public output (pp. 1-30). National Bureau of Economic Research.
23. Baker G. (2002). Civil society and democratic theory: Alternative voices. London: Routledge. 191 p.
24. Buchanan J. M., Musgrave R. A. (1998). Public finance and public choice: Two contrasting visions of the state. Cambridge, MA: The MIT Press. 716 p.
25. Buchanan J. M., Tullock G. (1999). The calculus of consent: Logical foundations of constitutional democracy. Liberty Fund. 376 p.
26. Hood С. (1991). A public management for all seasons? Public Administration, vol. 69, issue 1, pp. 3-19. DOI: 10.1111/j.1467-9299.1991.tb00779.x
27. Howard M. M. (2003). The weakness of civil society in post-communist Europe. Cambridge University Press. 222 p. EDN: QOFQHV
28. Keane J. (2003). Global civil society? Cambridge University Press. 236 p. DOI: 10.1017/CBO9780511615023
29. Madison G. B. (1998). The political economy of civil society and human rights. London: Routledge. 320 p.
30. Moreno Enguix M. del Rocio, Lorente Bayona L. V., Gras-Gil E. (2019). Can e-government serve as a tool for public authorities to manage public resources more efficiently? Journal of Global Information Management, vol. 27, no. 2, pp. 122-135. DOI: 10.4018/JGIM.2019040107
31. Nordhaus W., Samuelson P. (2010). Economics. McGraw-Hill. 403 p.
32. Ogorodnikova E. S., Plakhin A. E., Rostovtsev K. V. (2022). Hybrid model for the social services sphere: Organisational and economic aspects. Journal of New Economy, vol. 23, no. 1, pp. 131-148. DOI: 10.29141/2658-5081-2022-23-1-7 EDN: IQVWDF
33. Pigou A. C. (1932). The economics of welfare. London: Macmillan and Co. 872 p.
34. Schmitter P. C. (1999). The future of democracy: Could it be a matter of scale? Social Research, vol. 66, no. 3, pp. 993-958.
35. Walzer M. (1995). Toward a global civil society. Providence: Berghahn Books. 352 p. DOI: 10.3167/9781571810540
36. Wolf C. (1979). A theory of nonmarket failure: Framework for implementation analysis. Journal of Law and Economics, vol. 22, no. 1, pp. 107-139. DOI: 10.1086/466935
37. Zhurukhin G. I., Illarionov I. V., Mokronosov A. G. (2021). Normative basis for regional economy of social service provision. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, vol. 666, 062145. DOI: 10.1088/1755-1315/666/6/062145 EDN: CPAUNQ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рецензия посвящена анализу монографии коллектива авторов, формирующих уральскую научную школу региональной экономики, которая создана под началом профессора Е. Г. Анимицы на базе Уральского государственного экономического университета. Методологически монография опирается на широкий пул подходов в области философии науки, региональной экономики, экономической географии, урбанистики, финансов. Методика исследования – контент-анализ достижений в сферах региональной экономики и смежных наук. Проанализированы взаимосвязи направлений развития уральской научной школы с общими мировыми трендами региональной экономики и выявлены особенности уральской науки. Представлен обзор ключевых параграфов монографии и оценен вклад авторов в становление новых идей, связанных как с теоретической оценкой современной экономической ситуации, так и с прикладными исследованиями экономики регионов, агломераций, городов. Очерчены некоторые дискуссионные вопросы, касающиеся последствий текущих экономических преобразований: возможность возникновения и направленность синергетических эффектов; проблемы подготовки научных кадров и реформирования системы профессионального образования на уровне регионов; развитие системы преобразующих инвестиций; формирование городских агломераций и размещение производительных сил в регионах. Отмечено особое внимание к социальной направленности и комплексному развитию экономики регионов через построение экономики благополучия. Показано, что исследования уральской научной школы региональной экономики находятся в тренде основных проблем науки, а в ряде случаев демонстрируют достижения, опережающие мировую практику
Социально-экономическое развитие общества неотделимо от накопления и качественного улучшения человеческого капитала, однако до сих пор не решены многие вопросы его оценки. На текущий момент человеческий капитал рассчитывается с помощью абстрактных моделей, опосредованно оценивающих его носителей на основе статистических и натуральных измерений. Такие модели применимы на макроуровне и ограниченно на мезоуровне, но не могут использоваться на микроуровне. Вместе с тем фактические модели способны оценивать непосредственно носителя человеческого капитала с учетом индивидуальных экономических, физиологических, социологических, психологических индикаторов. Исследование направлено на выявление предпосылок формирования и разработку фактической модели оценки человеческого капитала. Методологическую основу работы составили теории человеческого капитала и экономики труда. В ходе исследования применялся комплекс общенаучных методов: сравнительный анализ, синтез, индукция и дедукция, моделирование, математический метод. Информационной базой послужили статистические данные Всемирного банка. Предложена фактическая модель оценки, позволяющая оцифровывать стоимость человеческого капитала, в том числе общего и специального, на основе совокупности 56 индикаторов и субизмерений. Ее особенностью является комплексное рассмотрение всех компонент человеческого капитала: физиологических, когнитивных, социально-эмоциональных. При этом акцент сделан на измерении социально-эмоциональной компоненты с помощью социально-психологического теста и сравнительного индекса достижений и взысканий, полученных сотрудником на предыдущем месте работы. Результаты применения предложенной модели соотносятся с оценками, полученными в рамках общепринятых стоимостных измерений, и могут использоваться на микроуровне как отдельными хозяйствующими субъектами, так и домохозяйствами
В условиях неопределенности обостряется проблема трансформации корпоративных стратегий в соответствии с принципами устойчивого развития. Металлургическая отрасль – одна из значимых для экономики России, поскольку от устойчивости ее предприятий зависит управление развитием на отраслевом, региональном и национальном уровнях. Статья посвящена оценке устойчивости ведущих российских металлургических компаний и соответствия их корпоративных стратегий принципам устойчивого развития. Методологической основой исследования являются концепции устойчивого развития и экосистем. Применялся авторский методический инструментарий оценки стратегий компаний, позволяющий определить соответствие их деятельности указанным принципам. Информационной базой послужили сведения о деятельности семи российских предприятий черной и цветной металлургии. Помимо традиционных экономической, социальной и экологической составляющих устойчивого развития рассмотрена инвестиционно-технологическая составляющая. Обоснован выбор показателей для измерения этих компонентов и предложен интегральный индекс, отражающий комплексный уровень устойчивого развития предприятий. Соотношение данного индекса и его среднего квадратичного отклонения позволило эмпирическим путем установить количественные границы для классификации уровня устойчивого развития крупнейших металлургических предприятий России и выделения четырех типов этих предприятий. Значимость исследования определяется выявлением тенденций в области формирования стратегий ведущих металлургических компаний России согласно принципам устойчивого развития
В последнее время во всем мире растет численность пожилых людей, нуждающихся в длительном уходе, и повышаются требования к его качеству. В свою очередь, ежегодное увеличение объема государственных инвестиций в систему долговременного ухода за гражданами старшего поколения порождает мультипликативные эффекты в различных сферах предоставления услуг. Статья посвящена разработке методики расчета данных эффектов. Методология исследования базируется на теории мультипликатора Дж. Кейнса и положениях институциональной теории. Использовались статистикоэкономические методы. Расчет производился с помощью авторской методики, основанной на кейнсианском подходе, с применением системы линейных уравнений. Информационную основу работы составили данные двенадцати пилотных учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края. Сформулированы авторские определения понятий «мультипликативный эффект в системе долговременного ухода» и «мультипликатор развития системы долговременного ухода (на примере услуг)». Апробация предложенной методики показала, что ежегодное увеличение государственных инвестиций на реализацию системы долговременного ухода ведет к увеличению расходов учреждений на разные виды услуг (транспортных, коммунальных, образовательных, связи, услуг по организации питания, проведению культурных мероприятий, санаторнокурортному лечению). Результаты исследования вносят вклад в расширение теоретических и практических знаний об особенностях определения мультипликативного эффекта.
Геополитическая турбулентность и практика применения масштабных международных санкций обусловливают необходимость оценки степени готовности государств к длительному цивилизационному противостоянию. Статья посвящена построению и апробации нового аналитического инструмента – индекса антихрупкости национальной экономики. Методологической основой исследования послужила идея о наличии ряда отраслей, образующих функциональный фундамент национальной экономики и предопределяющих способность государства к автономному существованию в условиях разрыва международных торговых связей. Для реализации этой идеи предложен эвристический алгоритм построения индекса антихрупкости экономики, учитывающий приоритетное положение таких отраслей, как аграрный сектор, фармацевтика, производство средств труда и добыча полезных ископаемых. Проведены пилотные расчеты указанного индекса на основе национальной статистики восьми государств – США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Бразилии и России. Согласно полученным результатам, на временном интервале 2003–2020 гг. значение индекса антихрупкости повышалось только в России, тогда как в остальных семи странах это значение снижалось. Показано, что индекс антихрупкости позволяет улавливать особенности политических циклов и событийные шоки в мировой экономике. Получено эмпирическое подтверждение того, что смена страны-лидера помимо всего прочего связана с накоплением структурных диспропорций в экономике – ослаблением ее фундамента из жизненно важных отраслей и избыточным усложнением отраслевой надстройки в виде непроизводственной сферы. Предлагается масштабировать построенный индекс на более широкую выборку стран для выявления региональной диспозиции сил в мировом геополитическом пространстве
Государственная программа как элемент системы стратегического планирования призвана логически связать осуществление бюджетных расходов с достижением долгосрочных приоритетов социально-экономического развития. В Российской Федерации подавляющую часть расходов региональных бюджетов составляют программные расходы. Вместе с тем обширная практика показывает, что несовершенство устоявшихся методологических подходов к финансированию госпрограмм снижает их результативность. Статья посвящена разработке практико-ориентированных рекомендаций по совершенствованию оценки эффективности финансирования государственных программ субъектов Российской Федерации. Методологическую основу исследования составили подходы программно-целевого бюджетирования. В качестве методов использовались логико-структурный анализ и синтез. Согласно результатам качественного анализа финансирования государственных программ регионального уровня в РФ, основной проблемой является недостаточная согласованность структуры данного финансирования и ожидаемых результатов реализации госпрограмм. Вследствие этого программно-целевой метод применяется формально. Анализ существующей методики оценки эффективности финансирования государственных программ субъектов РФ (на примере Свердловской области) показал, что фактически она оценивает не эффективность, а результативность финансирования. Сформулированы практические рекомендации по совершенствованию данной методики и развитию системы финансирования госпрограмм в субъектах Российской Федерации: следует тщательнее осуществлять декомпозицию целевых показателей, отказаться от включения в программы текущих расходов и мероприятий, ужесточить требования к составу финансирования и качеству целеполагания
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/