В последнее время во всем мире растет численность пожилых людей, нуждающихся в длительном уходе, и повышаются требования к его качеству. В свою очередь, ежегодное увеличение объема государственных инвестиций в систему долговременного ухода за гражданами старшего поколения порождает мультипликативные эффекты в различных сферах предоставления услуг. Статья посвящена разработке методики расчета данных эффектов. Методология исследования базируется на теории мультипликатора Дж. Кейнса и положениях институциональной теории. Использовались статистикоэкономические методы. Расчет производился с помощью авторской методики, основанной на кейнсианском подходе, с применением системы линейных уравнений. Информационную основу работы составили данные двенадцати пилотных учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края. Сформулированы авторские определения понятий «мультипликативный эффект в системе долговременного ухода» и «мультипликатор развития системы долговременного ухода (на примере услуг)». Апробация предложенной методики показала, что ежегодное увеличение государственных инвестиций на реализацию системы долговременного ухода ведет к увеличению расходов учреждений на разные виды услуг (транспортных, коммунальных, образовательных, связи, услуг по организации питания, проведению культурных мероприятий, санаторнокурортному лечению). Результаты исследования вносят вклад в расширение теоретических и практических знаний об особенностях определения мультипликативного эффекта.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Демографические изменения в структуре населения в России и во всем мире, обусловленные ежегодным ростом численности граждан старше трудоспособного возраста, потребовали кардинальных преобразований в социальной сфере. Так, в 2013 г. была создана система социального обслуживания населения, в рамках которой предоставляются услуги социально-бытового, социально-медицинского, социально-правового, социально-психологического, социально-педагогического, социально-трудового характера и др., регулируемая Федеральным законом от 28.12.2013 No 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Список литературы
1. Дегтярев Г. П., Дегтярев А. Г., Нагибин О. А. (2020). Технологии и стандарты долговременного ухода за пожилыми людьми: международная и российская практика // Проблемы стандартизации в здравоохранении. № 5 (6). С. 37-44. DOI: 10.26347/16072502202005-06037-044 EDN: VANHAA
2. Дерен И. И. (2020). Экономические тенденции в сфере услуг в Российской Федерации с учетом глобальных факторов // Вестник Национальной академии туризма. № 3 (55). С. 34-37. EDN: VZLPRB
3. Елисеева И. И. (2015). Эконометрика. Москва: Юрайт. 450 с. EDN: RYTLWE
4. Ермакова С. Ю. (2006). Теория мультипликатора и мультипликационные эффекты в экономике: автореф. дис. канд. экон. наук. Улан-Удэ. 22 с. EDN: NKEHPP
5. Колосова Г. В. (2021). Институционализация долговременного ухода за пожилыми: опыт Санкт-Петербурга // Социальные и гуманитарные знания. Т. 7, № 2. С. 194-203. 10.18255/2412- 6519-2021-2-194-203. DOI: 10.18255/2412-6519-2021-2-194-203 EDN: XENAEP
6. Леонтьев В. В. (1997). Межотраслевая экономика. Москва: Экономика. 477 с.
7. Лопатников Л. И. (2003). Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. Москва: Дело. 519 с.
8. Папикян Л. М. (2018). Оценка мультипликативного воздействия инвестиционно-строительных проектов на развитие территорий: дис. канд. экон. наук. Москва. 243 с. EDN: EYSQKM
9. Савельева А. С. (2017). Мультипликативный эффект институтов // Современные научные исследования и разработки. № 2 (10). С. 393-395. EDN: YODJMH
10. Самофатова К. А. (2020). Алгоритм функционирования системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста в рамках государственно-частного партнерства // Социальная политика и социология. Т. 19, № 4 (137). С. 50-58. DOI: 10.17922/2071-3665-2020-19-4-50-58 EDN: ELHXKN
11. Холостова Е. И., Кононова Л. И. (2020). Долговременный уход: сущность, организация, технологии и средства реализации: учебно-методическое пособие. 2-е изд. Москва: Дашков и К. 265 с. EDN: IEULQV
12. Яковлев В. М., Линев И. В. (2015). Синергетический и мультипликативный эффекты государственно-частного партнерства в системе жизнеобеспечения граждан // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). Т. 6, № 3. С. 56-61. EDN: UKWFWF
13. Andryushchenko G. I., Savina M. V., Soldatov A. A., Bikbulatova A. A., Samofatova K. A. (2019). Efficiency improvement of long-term care for senior citizens in the Russian Federation. Academic Journal of Interdisciplinary Studies, vol. 8, no. 2, pp. 58-67. DOI: 10.2478/ajis-2019-0017 EDN: IOIIWM
14. Caffrey C., Sengupta M., Melekin A. (2021). Residential care community resident characteristics: United States, 2018 (NCHS Data Brief no. 404). Hyattsville, MD: National Center for Health Statistics. DOI: https://doi.org/10.15620/cdc:103826.
15. Chen A., Fuino M., Sehner T., Wagner J. (2022). Valuation of long-term care options embedded in life annuities. Annals of Actuarial Science, vol. 16, pp. 68-94. DOI: 10.1017/S1748499521000063 EDN: DGVHNJ
16. Gutterman A. S. (2022). Long-term care. 55 p. DOI: 10.2139/ssrn.3849759
17. Hirose K., Czepulis-Rutkowska Z. (2016). Challenges in long-term care of the elderly in Central and Eastern Europe. Budapest: ILO. 37 p.
18. Hoyt J. (2022). A guide to long-term care for seniors. https://www.seniorliving.org/care/.
19. Kahn R. F. (1931). The relation of home investment to unemployment. The Economic Journal, vol. 41, issue 162, pp. 173-198. DOI: 10.2307/2223697
20. Keynes J. M. (1936). The general theory of employment, interest and money. London: Macmillan (reprinted 2007). 190 p.
21. Kotschy R., Bloom D. (2022). A comparative perspective on long-term care systems. International Social Security Review, vol. 75, pp. 47-69. DOI: 10.1111/issr.12307 EDN: LMOEZP
22. Matthews J. (2018). Long-term care: How to plan and pay for it. Berkeley, CA: NOLO. 384 p.
23. Palladino L. M., Mabud R. (2021). It’s time to care. The economic case for investing in a care infrastructure. TIME’S UP Foundation. 28 p.
24. Peace S. (2022). Care home living: A form of long-term care. In: The Environments of Ageing: Space, Place and Materiality (pp. 193-234). DOI: 10.46692/9781447310570.010
25. Pyatt G., Round J. I. (1979). Accounting and fixed price multipliers in a social accounting matrix framework. The Economic Journal, vol. 89, no. 356, pp. 850-873. DOI: 10.2307/2231503
26. Ruffini K. (2020). Worker earnings, service quality, and firm profitability: Evidence from nursing homes and minimum wage reforms. Washington: Washington Center for Equitable Growth. Evidence for a stronger economy. 96 p.
27. Samuelson P., Nordhaus W. (2009). Economics. 19th ed. McGraw Hill. 744 p.
28. Weller C., Almeida B., Cohen M., Stone R. (2020). Making Care Work Pay. How paying at least a living wage to direct care workers could benefit care recipients, workers, and communities. LeadingAge LTSS Center. 49 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рецензия посвящена анализу монографии коллектива авторов, формирующих уральскую научную школу региональной экономики, которая создана под началом профессора Е. Г. Анимицы на базе Уральского государственного экономического университета. Методологически монография опирается на широкий пул подходов в области философии науки, региональной экономики, экономической географии, урбанистики, финансов. Методика исследования – контент-анализ достижений в сферах региональной экономики и смежных наук. Проанализированы взаимосвязи направлений развития уральской научной школы с общими мировыми трендами региональной экономики и выявлены особенности уральской науки. Представлен обзор ключевых параграфов монографии и оценен вклад авторов в становление новых идей, связанных как с теоретической оценкой современной экономической ситуации, так и с прикладными исследованиями экономики регионов, агломераций, городов. Очерчены некоторые дискуссионные вопросы, касающиеся последствий текущих экономических преобразований: возможность возникновения и направленность синергетических эффектов; проблемы подготовки научных кадров и реформирования системы профессионального образования на уровне регионов; развитие системы преобразующих инвестиций; формирование городских агломераций и размещение производительных сил в регионах. Отмечено особое внимание к социальной направленности и комплексному развитию экономики регионов через построение экономики благополучия. Показано, что исследования уральской научной школы региональной экономики находятся в тренде основных проблем науки, а в ряде случаев демонстрируют достижения, опережающие мировую практику
Сложившаяся нормативная база процессов предоставления услуг в сфере социального обслуживания населения не позволяет выполнить требования государственного стандарта в части объективного формирования и распределения необходимых ресурсов. Исследование направлено на создание модели региональной информационной системы согласно алгоритму, который включает разработку пятиуровневого кодификатора социальных услуг, выделение типологических групп их поставщиков, применение среднеотраслевых значений стоимости однородных услуг. Данная модель служит основой автоматизированного формирования нормативов, гарантирующих требуемое стандартом качество социального обслуживания. Методология исследования базируется на концептуальных положениях теории общественных благ и институциональной экономики. Использовались методы структурного, нормативного, сравнительного анализа. Информационную базу работы составили данные статистической, бухгалтерской и аналитической отчетности учреждений социальной защиты Свердловской области. Результаты создания и практической реализации предложенной модели цифровизации процессов разработки нормативных регуляторных мер позволили кастомизировать существующую методику формирования нормативных регуляторов качества услуг с учетом предпочтений индивидуальных потребителей; обеспечить полноту, достоверность и своевременность обоснования расходов на выполнение государственного задания учреждениями социальной защиты и автономными некоммерческими организациями социального обслуживания населения. Результаты исследования вносят вклад в изучение системных эффектов продуктовой, пространственной, временной кастомизации системы социальной поддержки граждан
Социально-экономическое развитие общества неотделимо от накопления и качественного улучшения человеческого капитала, однако до сих пор не решены многие вопросы его оценки. На текущий момент человеческий капитал рассчитывается с помощью абстрактных моделей, опосредованно оценивающих его носителей на основе статистических и натуральных измерений. Такие модели применимы на макроуровне и ограниченно на мезоуровне, но не могут использоваться на микроуровне. Вместе с тем фактические модели способны оценивать непосредственно носителя человеческого капитала с учетом индивидуальных экономических, физиологических, социологических, психологических индикаторов. Исследование направлено на выявление предпосылок формирования и разработку фактической модели оценки человеческого капитала. Методологическую основу работы составили теории человеческого капитала и экономики труда. В ходе исследования применялся комплекс общенаучных методов: сравнительный анализ, синтез, индукция и дедукция, моделирование, математический метод. Информационной базой послужили статистические данные Всемирного банка. Предложена фактическая модель оценки, позволяющая оцифровывать стоимость человеческого капитала, в том числе общего и специального, на основе совокупности 56 индикаторов и субизмерений. Ее особенностью является комплексное рассмотрение всех компонент человеческого капитала: физиологических, когнитивных, социально-эмоциональных. При этом акцент сделан на измерении социально-эмоциональной компоненты с помощью социально-психологического теста и сравнительного индекса достижений и взысканий, полученных сотрудником на предыдущем месте работы. Результаты применения предложенной модели соотносятся с оценками, полученными в рамках общепринятых стоимостных измерений, и могут использоваться на микроуровне как отдельными хозяйствующими субъектами, так и домохозяйствами
В условиях неопределенности обостряется проблема трансформации корпоративных стратегий в соответствии с принципами устойчивого развития. Металлургическая отрасль – одна из значимых для экономики России, поскольку от устойчивости ее предприятий зависит управление развитием на отраслевом, региональном и национальном уровнях. Статья посвящена оценке устойчивости ведущих российских металлургических компаний и соответствия их корпоративных стратегий принципам устойчивого развития. Методологической основой исследования являются концепции устойчивого развития и экосистем. Применялся авторский методический инструментарий оценки стратегий компаний, позволяющий определить соответствие их деятельности указанным принципам. Информационной базой послужили сведения о деятельности семи российских предприятий черной и цветной металлургии. Помимо традиционных экономической, социальной и экологической составляющих устойчивого развития рассмотрена инвестиционно-технологическая составляющая. Обоснован выбор показателей для измерения этих компонентов и предложен интегральный индекс, отражающий комплексный уровень устойчивого развития предприятий. Соотношение данного индекса и его среднего квадратичного отклонения позволило эмпирическим путем установить количественные границы для классификации уровня устойчивого развития крупнейших металлургических предприятий России и выделения четырех типов этих предприятий. Значимость исследования определяется выявлением тенденций в области формирования стратегий ведущих металлургических компаний России согласно принципам устойчивого развития
Геополитическая турбулентность и практика применения масштабных международных санкций обусловливают необходимость оценки степени готовности государств к длительному цивилизационному противостоянию. Статья посвящена построению и апробации нового аналитического инструмента – индекса антихрупкости национальной экономики. Методологической основой исследования послужила идея о наличии ряда отраслей, образующих функциональный фундамент национальной экономики и предопределяющих способность государства к автономному существованию в условиях разрыва международных торговых связей. Для реализации этой идеи предложен эвристический алгоритм построения индекса антихрупкости экономики, учитывающий приоритетное положение таких отраслей, как аграрный сектор, фармацевтика, производство средств труда и добыча полезных ископаемых. Проведены пилотные расчеты указанного индекса на основе национальной статистики восьми государств – США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Бразилии и России. Согласно полученным результатам, на временном интервале 2003–2020 гг. значение индекса антихрупкости повышалось только в России, тогда как в остальных семи странах это значение снижалось. Показано, что индекс антихрупкости позволяет улавливать особенности политических циклов и событийные шоки в мировой экономике. Получено эмпирическое подтверждение того, что смена страны-лидера помимо всего прочего связана с накоплением структурных диспропорций в экономике – ослаблением ее фундамента из жизненно важных отраслей и избыточным усложнением отраслевой надстройки в виде непроизводственной сферы. Предлагается масштабировать построенный индекс на более широкую выборку стран для выявления региональной диспозиции сил в мировом геополитическом пространстве
Государственная программа как элемент системы стратегического планирования призвана логически связать осуществление бюджетных расходов с достижением долгосрочных приоритетов социально-экономического развития. В Российской Федерации подавляющую часть расходов региональных бюджетов составляют программные расходы. Вместе с тем обширная практика показывает, что несовершенство устоявшихся методологических подходов к финансированию госпрограмм снижает их результативность. Статья посвящена разработке практико-ориентированных рекомендаций по совершенствованию оценки эффективности финансирования государственных программ субъектов Российской Федерации. Методологическую основу исследования составили подходы программно-целевого бюджетирования. В качестве методов использовались логико-структурный анализ и синтез. Согласно результатам качественного анализа финансирования государственных программ регионального уровня в РФ, основной проблемой является недостаточная согласованность структуры данного финансирования и ожидаемых результатов реализации госпрограмм. Вследствие этого программно-целевой метод применяется формально. Анализ существующей методики оценки эффективности финансирования государственных программ субъектов РФ (на примере Свердловской области) показал, что фактически она оценивает не эффективность, а результативность финансирования. Сформулированы практические рекомендации по совершенствованию данной методики и развитию системы финансирования госпрограмм в субъектах Российской Федерации: следует тщательнее осуществлять декомпозицию целевых показателей, отказаться от включения в программы текущих расходов и мероприятий, ужесточить требования к составу финансирования и качеству целеполагания
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/