Государственная программа как элемент системы стратегического планирования призвана логически связать осуществление бюджетных расходов с достижением долгосрочных приоритетов социально-экономического развития. В Российской Федерации подавляющую часть расходов региональных бюджетов составляют программные расходы. Вместе с тем обширная практика показывает, что несовершенство устоявшихся методологических подходов к финансированию госпрограмм снижает их результативность. Статья посвящена разработке практико-ориентированных рекомендаций по совершенствованию оценки эффективности финансирования государственных программ субъектов Российской Федерации. Методологическую основу исследования составили подходы программно-целевого бюджетирования. В качестве методов использовались логико-структурный анализ и синтез. Согласно результатам качественного анализа финансирования государственных программ регионального уровня в РФ, основной проблемой является недостаточная согласованность структуры данного финансирования и ожидаемых результатов реализации госпрограмм. Вследствие этого программно-целевой метод применяется формально. Анализ существующей методики оценки эффективности финансирования государственных программ субъектов РФ (на примере Свердловской области) показал, что фактически она оценивает не эффективность, а результативность финансирования. Сформулированы практические рекомендации по совершенствованию данной методики и развитию системы финансирования госпрограмм в субъектах Российской Федерации: следует тщательнее осуществлять декомпозицию целевых показателей, отказаться от включения в программы текущих расходов и мероприятий, ужесточить требования к составу финансирования и качеству целеполагания
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Государственные программы представляют собой основной механизм реализации социально-экономической политики на уровне субъектов Российской Федерации. Программное финансирование составляет подавляющую часть расходов региональных бюджетов, а государственная программа (ГП) как элемент системы стратегического планирования обеспечивает реализацию долгосрочных целей социально-экономического развития. Соответственно, госпрограмма увязывает осуществление бюджетных расходов с достижением стратегических приоритетов
Список литературы
1. Абрамкина С. Р., Владыкина Л. Б., Лукин А. Н. (2019). Использование проектного метода в государственном и муниципальном управлении: от декларирования к результативности // Социум и власть. № 2 (76). С. 37-45. EDN: VCXNHB
2. Аврамчикова Н. Т. (2019). Государственные и муниципальные финансы. Москва: Юрайт. 174 с. EDN: VXWPBJ
3. Аньшин В. М., Ильина О. Н. (2013). Управление проектами: фундаментальный курс. Москва: Высшая школа экономики. 624 с. EDN: SUOMTL
4. Афанасьев М. П., Шаш Н. Н. (2014). Российские бюджетные реформы: от программ социально-экономического развития до государственных программ Российской Федерации // Вопросы государственного и муниципального управления. № 2. С. 48-63. EDN: SFEZST
5. Барбер М. (2011). Приказано добиться результата. Как была обеспечена реализация реформ в сфере государственных услуг Великобритании. Москва: Высшая школа экономики. 394 с.
6. Баркова О. И. (2008). Финансовое обеспечение национального проекта “Доступное и комфортное жилье - гражданам России”: автореф. … канд. экон. наук. Волгоград. 26 с. EDN: NJHXXT
7. Брюйн Х., де (2005). Управление по результатам в государственном секторе. Москва: Ин-т комплекс. стратег. исслед. 188 c.
8. Грей К. Ф., Ларсон Э. У. (2003). Управление проектами: практическое руководство: пер. с англ. Москва: Дело и Сервис. 528 с.
9. Дитхелм Г. (2004). Управление проектами: в 2 т. Т. I. Санкт-Петербург: Бизнес-пресса. 400 с.
10. Езангина И. А., Громышова О. С. (2020). Направления совершенствования системы мониторинга государственных программ социально-экономического развития России // Финансы: теория и практика. Т. 24, № 5. С. 112-127. DOI: 10.26794/2587-5671-2020-24-5-112-127 EDN: GWGGWI
11. Жигалов Д. В. (2009). Применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в практике государственного и муниципального управления // Имущественные отношения в Российской Федерации. № 12 (99). C. 28-45. EDN: KXXEJF
12. Калимуллин Л. В. (2007). Управление социально-экономической системой субъекта Федерации на основе программно-целевого бюджетирования: теория, опыт, направления развития: автореф. … канд. экон. наук. Саратов. 23 с. EDN: ZNITNL
13. Канкулова М. И., Иванова Н. Г. (2019). Государственная программа и проектный подход в бюджетном планировании в Российской Федерации // Экономические науки. № 12 (181). C. 13-21. DOI: 10.14451/1.181.13
14. Лавров А. М. (2019). Логика и перспективы бюджетных реформ в России: в поисках “оптимальной децентрализации”. Москва: Высшая школа экономики. 832 с. EDN: GXBRTF
15. Макашина О. В. (2008). Бюджетирование, ориентированное на результат // Вестник ИГЭУ. Вып. 1. С. 1-5. EDN: PFJKGJ
16. Мастеров А. И. (2019). Программно-целевое бюджетирование как эффективный инструментарий государственных программ // Финансовая жизнь. № 4. С. 85-88. EDN: LDTQPW
17. Наумова Л. В. (2018). Развитие системы финансирования государственных программ в области образования и науки Российской Федерации: автореф. … канд. экон. наук. Москва. 27 с. EDN: JYEZWE
18. Никитина Е. Н. (2009). Организация финансирования муниципальной образовательной системы на основе бюджетирования, ориентированного на результат: автореф. … канд. экон. наук. Москва. 24 с. EDN: NLCPKD
19. Стародубровская И. В. (2008). Бюджетирование, ориентированное на результат, на региональном и муниципальном уровнях: подходы и рекомендации. Москва: ИЭПП. 184 с. EDN: PWPARZ
20. Тамбовцев В. Л. (2021). Целевые программы в Российской Федерации как объекты оценки // Управленец. Т. 12, № 2. С. 46-62. DOI: 10.29141/2218-5003-2021-12-2-4 EDN: BEVWVE
21. Тамбовцев В. Л., Рождественская И. А. (2021). Эффективность в государственном секторе: иллюзия понимания и ее последствия // Terra Economicus. Т. 19, № 1. С. 17-35. DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19-1-17-35 EDN: EEDHAP
22. Федотова Г. В. (2013). Программный бюджет в региональном стратегическом планировании // Дайджест-финансы. № 12 (228). С. 29-34. EDN: RPZLND
23. Фомина Е. А., Ходковская Ю. В. (2017). Финансово-экономические и организационно-правовые формы обеспечения эффективности реализации государственных программ: отечественный и зарубежный опыт // Экономика и управление: научно-практический журнал. № 3 (147). С. 114-119.
24. Якимова М. Н. (2017). Проект как инструмент реализации государственной политики в современной России: дис. … канд. полит. наук. Пермь. 227 с. EDN: ZDWUEP
25. Ястребова О. К., Богачева О. В. (2014). Международный опыт программного бюджетирования: общие принципы и модели // Финансы и кредит. № 40 (616). С. 50-59.
26. Kantsur I. H., Hats L. Ye., Kharchenko T. B., Smahlo O. V., Prokopets L. V. (2020). Application of the program-target method in budget management. International Journal of Management, vol.11, issue 5, pp. 1027-1035. DOI: 10.34218/IJM.11.5.2020.094 EDN: NQUEZM
27. Khan A., Hildreth W. B. (eds). (2002). Budget theory in the public sector. London: Quorum books. 314 p.
28. Kroll A., Moynihan D. P. (2021). Tools of control? Comparing congressional and presidential performance management reforms. Public Administration Review, vol. 81, issue 4, pp. 599-609. DOI: 10.1111/puar.13312 EDN: LOFGYD
29. Miller G. J., Hildreth W. B., Rabin J. (2010). Performance-based budgeting: An ASPA Classic. Taylor and Francis. 504 p. DOI: 10.4324/9780429498411
30. Min B. H., Oh Y. M., Brower R. S. (2021). The effects of diverse feedback dynamics on performance improvement: A typology of performance feedback signals. Administration & Society, vol. 53, no. 1, pp. 123-157. DOI: 10.1177/0095399720933822 EDN: OTRBUF
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рецензия посвящена анализу монографии коллектива авторов, формирующих уральскую научную школу региональной экономики, которая создана под началом профессора Е. Г. Анимицы на базе Уральского государственного экономического университета. Методологически монография опирается на широкий пул подходов в области философии науки, региональной экономики, экономической географии, урбанистики, финансов. Методика исследования – контент-анализ достижений в сферах региональной экономики и смежных наук. Проанализированы взаимосвязи направлений развития уральской научной школы с общими мировыми трендами региональной экономики и выявлены особенности уральской науки. Представлен обзор ключевых параграфов монографии и оценен вклад авторов в становление новых идей, связанных как с теоретической оценкой современной экономической ситуации, так и с прикладными исследованиями экономики регионов, агломераций, городов. Очерчены некоторые дискуссионные вопросы, касающиеся последствий текущих экономических преобразований: возможность возникновения и направленность синергетических эффектов; проблемы подготовки научных кадров и реформирования системы профессионального образования на уровне регионов; развитие системы преобразующих инвестиций; формирование городских агломераций и размещение производительных сил в регионах. Отмечено особое внимание к социальной направленности и комплексному развитию экономики регионов через построение экономики благополучия. Показано, что исследования уральской научной школы региональной экономики находятся в тренде основных проблем науки, а в ряде случаев демонстрируют достижения, опережающие мировую практику
Сложившаяся нормативная база процессов предоставления услуг в сфере социального обслуживания населения не позволяет выполнить требования государственного стандарта в части объективного формирования и распределения необходимых ресурсов. Исследование направлено на создание модели региональной информационной системы согласно алгоритму, который включает разработку пятиуровневого кодификатора социальных услуг, выделение типологических групп их поставщиков, применение среднеотраслевых значений стоимости однородных услуг. Данная модель служит основой автоматизированного формирования нормативов, гарантирующих требуемое стандартом качество социального обслуживания. Методология исследования базируется на концептуальных положениях теории общественных благ и институциональной экономики. Использовались методы структурного, нормативного, сравнительного анализа. Информационную базу работы составили данные статистической, бухгалтерской и аналитической отчетности учреждений социальной защиты Свердловской области. Результаты создания и практической реализации предложенной модели цифровизации процессов разработки нормативных регуляторных мер позволили кастомизировать существующую методику формирования нормативных регуляторов качества услуг с учетом предпочтений индивидуальных потребителей; обеспечить полноту, достоверность и своевременность обоснования расходов на выполнение государственного задания учреждениями социальной защиты и автономными некоммерческими организациями социального обслуживания населения. Результаты исследования вносят вклад в изучение системных эффектов продуктовой, пространственной, временной кастомизации системы социальной поддержки граждан
Социально-экономическое развитие общества неотделимо от накопления и качественного улучшения человеческого капитала, однако до сих пор не решены многие вопросы его оценки. На текущий момент человеческий капитал рассчитывается с помощью абстрактных моделей, опосредованно оценивающих его носителей на основе статистических и натуральных измерений. Такие модели применимы на макроуровне и ограниченно на мезоуровне, но не могут использоваться на микроуровне. Вместе с тем фактические модели способны оценивать непосредственно носителя человеческого капитала с учетом индивидуальных экономических, физиологических, социологических, психологических индикаторов. Исследование направлено на выявление предпосылок формирования и разработку фактической модели оценки человеческого капитала. Методологическую основу работы составили теории человеческого капитала и экономики труда. В ходе исследования применялся комплекс общенаучных методов: сравнительный анализ, синтез, индукция и дедукция, моделирование, математический метод. Информационной базой послужили статистические данные Всемирного банка. Предложена фактическая модель оценки, позволяющая оцифровывать стоимость человеческого капитала, в том числе общего и специального, на основе совокупности 56 индикаторов и субизмерений. Ее особенностью является комплексное рассмотрение всех компонент человеческого капитала: физиологических, когнитивных, социально-эмоциональных. При этом акцент сделан на измерении социально-эмоциональной компоненты с помощью социально-психологического теста и сравнительного индекса достижений и взысканий, полученных сотрудником на предыдущем месте работы. Результаты применения предложенной модели соотносятся с оценками, полученными в рамках общепринятых стоимостных измерений, и могут использоваться на микроуровне как отдельными хозяйствующими субъектами, так и домохозяйствами
В условиях неопределенности обостряется проблема трансформации корпоративных стратегий в соответствии с принципами устойчивого развития. Металлургическая отрасль – одна из значимых для экономики России, поскольку от устойчивости ее предприятий зависит управление развитием на отраслевом, региональном и национальном уровнях. Статья посвящена оценке устойчивости ведущих российских металлургических компаний и соответствия их корпоративных стратегий принципам устойчивого развития. Методологической основой исследования являются концепции устойчивого развития и экосистем. Применялся авторский методический инструментарий оценки стратегий компаний, позволяющий определить соответствие их деятельности указанным принципам. Информационной базой послужили сведения о деятельности семи российских предприятий черной и цветной металлургии. Помимо традиционных экономической, социальной и экологической составляющих устойчивого развития рассмотрена инвестиционно-технологическая составляющая. Обоснован выбор показателей для измерения этих компонентов и предложен интегральный индекс, отражающий комплексный уровень устойчивого развития предприятий. Соотношение данного индекса и его среднего квадратичного отклонения позволило эмпирическим путем установить количественные границы для классификации уровня устойчивого развития крупнейших металлургических предприятий России и выделения четырех типов этих предприятий. Значимость исследования определяется выявлением тенденций в области формирования стратегий ведущих металлургических компаний России согласно принципам устойчивого развития
В последнее время во всем мире растет численность пожилых людей, нуждающихся в длительном уходе, и повышаются требования к его качеству. В свою очередь, ежегодное увеличение объема государственных инвестиций в систему долговременного ухода за гражданами старшего поколения порождает мультипликативные эффекты в различных сферах предоставления услуг. Статья посвящена разработке методики расчета данных эффектов. Методология исследования базируется на теории мультипликатора Дж. Кейнса и положениях институциональной теории. Использовались статистикоэкономические методы. Расчет производился с помощью авторской методики, основанной на кейнсианском подходе, с применением системы линейных уравнений. Информационную основу работы составили данные двенадцати пилотных учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края. Сформулированы авторские определения понятий «мультипликативный эффект в системе долговременного ухода» и «мультипликатор развития системы долговременного ухода (на примере услуг)». Апробация предложенной методики показала, что ежегодное увеличение государственных инвестиций на реализацию системы долговременного ухода ведет к увеличению расходов учреждений на разные виды услуг (транспортных, коммунальных, образовательных, связи, услуг по организации питания, проведению культурных мероприятий, санаторнокурортному лечению). Результаты исследования вносят вклад в расширение теоретических и практических знаний об особенностях определения мультипликативного эффекта.
Геополитическая турбулентность и практика применения масштабных международных санкций обусловливают необходимость оценки степени готовности государств к длительному цивилизационному противостоянию. Статья посвящена построению и апробации нового аналитического инструмента – индекса антихрупкости национальной экономики. Методологической основой исследования послужила идея о наличии ряда отраслей, образующих функциональный фундамент национальной экономики и предопределяющих способность государства к автономному существованию в условиях разрыва международных торговых связей. Для реализации этой идеи предложен эвристический алгоритм построения индекса антихрупкости экономики, учитывающий приоритетное положение таких отраслей, как аграрный сектор, фармацевтика, производство средств труда и добыча полезных ископаемых. Проведены пилотные расчеты указанного индекса на основе национальной статистики восьми государств – США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Бразилии и России. Согласно полученным результатам, на временном интервале 2003–2020 гг. значение индекса антихрупкости повышалось только в России, тогда как в остальных семи странах это значение снижалось. Показано, что индекс антихрупкости позволяет улавливать особенности политических циклов и событийные шоки в мировой экономике. Получено эмпирическое подтверждение того, что смена страны-лидера помимо всего прочего связана с накоплением структурных диспропорций в экономике – ослаблением ее фундамента из жизненно важных отраслей и избыточным усложнением отраслевой надстройки в виде непроизводственной сферы. Предлагается масштабировать построенный индекс на более широкую выборку стран для выявления региональной диспозиции сил в мировом геополитическом пространстве
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/