В статье анализируются и оцениваются возможности США, Китая и России по созданию смертоносных автономных систем. США, Китай, Россия и другие страны обладают большими возможностями по созданию смертоносных автономных систем. В то же время продолжается обсуждение проблемы гонки вооружений в области искусственного интеллекта на международном уровне. Только политическая воля руководства России, США и Китая может ограничить гонку вооружений с использованием искусственного интеллекта.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
Администрация Президента США Д. Трампа анонсировала запуск амбициозного проекта по разработке искусственного интеллекта под кодовым названием «Stargate» («Звёздные врата»).
Список литературы
1. Автономные системы вооружений: решения об убийстве или уничтожении целей - ответственность людей. Международный Комитет Красного Креста. 2016. URL: https://www.icrc.org/ru/document/avtonomnyesistemy-vooruzheniy-resheniya-ob-ubiystve-iliunichtozhenii-celey-otvetstvennost.
2. Автономные системы вооружений: cерьёзные последствия для будущего войны. Международный Комитет Красного Креста. 2016. URL: https://www.icrc.org/ru/document/avtonomnye-sistemy-vooruzheniy-cereznyeposledstviya-dlya-budushchego-voyny.
3. Адельханян Р. А. Военные преступления в современном праве. М.: Научная книга, 2006. 319 c. EDN: QWZREP
4. Алешин В. В. Международное право вооружённых конфликтов. М.: Юрлитинформ, 2007. 198 с.
5. Алешин В. В., Остроухов Н. В. Теоретические и методологические основы использования основных правовых режимов в период вооружённых конфликтов. М.: Юрлитинформ, 2008. 134 с. EDN: QQQGNH
6. В России завершили работы по проекту робота “Маркер”. РИА Новости. 2022. URL: https://ria.ru/20220111/marker-1767278502.html.
7. Воронцов Н. Искусственный интеллект превзошел военных пилотов. N + 1 - главное издание о науке, технике и технологиях. 2016. URL: https://nplus1.ru/news/2016/06/29/DaisyBell?ysclid=m4tz3t0iob873765268.
8. Выступление заместителя руководителя делегации Российской Федерации К. В. Воронцова в Первом комитете 76-й сессии ГА ООН в ходе тематической дискуссии по разделу “Обычные вооружения”. Постоянное представительство Российской Федерации при ООН. 2021. URL: https://russiaun.ru/ru/news/1comcw13102021.
9. Выступление представителя делегации Российской Федерации с разъяснением позиции по проекту резолюции “Смертоносные автономные системы вооружений” L.77 в Первом комитете 79-й сессии ГА ООН, Нью-Йорк, 6 ноября 2024 г. Официальный сайт Министерства иностранных дел России. URL: https://www.mid.ru/ru/press_service/1979940/.
10. Голованов Г. Anduril представила электромагнитную систему с ИИ для охоты на БПЛА. Хайтек+. 2024. URL: https://hightech.plus/2024/05/07/anduril-predstavila-elektromagnitnuyu-sistemu-sii-dlya-ohoti-na-bpla.
11. Гордиенко Д. В. Космические программы Китайской Народной Республики: Монография. М.: Издательский дом “Научная библиотека”, 2024. 276 с.
12. Гордиенко Д. В. Космические программы Китайской Народной Республики. 2-е издание, испр. и доп. М.: Издательский дом “Научная библиотека”, 2025. 308 с.
13. Гордиенко Д. В. Смертоносные автономные системы США, Китая и России. Гонка вооружений с использованием искусственного интеллекта (Часть 1. Разработка смертоносных автономных систем вооружения США) // Экономика и управление: проблемы, решения. 2025. Т. 1 (154), № 1. С. 84-101.
14. Гордиенко Д. В. Смертоносные автономные системы США, Китая и России. Гонка вооружений с использованием искусственного интеллекта (Часть 2. Разработка смертоносных автономных систем вооружений в Китае и России. Гонка вооружений в области искусственного интеллекта и международное гуманитарное право) // Экономика и управление: проблемы и решения. 2025. Т. 2 (154), № 1. С. 57-75. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2025.01.02.007 EDN: XXQYJN
15. Законность угрозы ядерным оружием или его применения: Консультативное заключение от 8 июля 1996 г. / Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда. 1992-1996. НьюЙорк: Организация Объединённых Наций, 1998. С. 107. URL: https://www.icj-cij.org/files/summaries/summaries-1992-1996-ru.pdf.
16. Кашин В., Магдалинская Ю. Третья стратегия компенсации министерства обороны США // Экспорт вооружений. 2017. Специальный выпуск. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/8b5/tretya-strategiya-kompensacii-ministerstva-oborony-ssha.pdf?ysclid=m50qta5nlq417797634&utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru.
17. Козюлин В. Б., Ефимов А. Р. Новый Бонд - машина с лицензией на убийство // Индекс безопасности. 2016. № 1. С. 37-60. EDN: XRVAKD
18. Конвенция о “негуманном” оружии. Официальный сайт Министерства иностранных дел России. 2021. URL: https://archive.mid.ru/web/guest/obycnye-vooruzenia/-/asset_publisher/MlJdOT56NKIk/content/id/1130752.
19. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении: Принята в Париже 13 января 1993 г. Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/chemweapons.shtml.
20. Кузнецов В. “Гарпии” над планетой // Наука и техника. 2011. № 4. С. 75. URL: https://books.google.ru/books?id=kw5-AgAAQBAJ&newbks=0&printsec=frontcover&pg=PA75&dq=IAI+Harpy&hl=ru&redir_esc=y#v=onepage&q=IAI%20Harpy&f=false.
21. Лиханова Е. Anduril Industries: история компании. RB.RU. 2024. URL: https://rb.ru/story/anduril-industries/.
22. Международный военно-технический форум “АРМИЯ-2022”. Официальный сайт Министерства обороны России. URL: https://mil.ru/army2022.htm.
23. Минобороны потратит 387 млн руб. на создание и обучение нейросетей для нового поколения военных систем с ИИ. Хабр. 2020. URL: https://habr.com/ru/news/495136/.
24. Морхат П. М. К вопросу о соответствии автономных интеллектуальных систем вооружений принципам международного гуманитарного права // Вестник военного права. 2018. № 2. С. 58-65. EDN: XMZRSH
25. О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 “О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации” и в Национальную стратегию, утверждённую этим Указом: Указ Президента России от 15.02.2024 № 124. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402150063?ysclid=m51469c1ns292635849.
26. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: Указ Президента России от 10.10.2019 № 490. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731.
27. Панкова Л. В., Гусарова О. В. Иновационнотехнологические прорывы: влияние на систему контроля над вооружениями // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63, № 6. С. 73. EDN: CULGBO
28. Петров И. Шойгу сообщил о начале серийного производства боевых роботов. Российская газета. 2021. URL: https://rg.ru/2021/05/21/shojgu-soobshchil-o-nachale-serijnogoproizvodstva-boevyh-robotov.html?ysclid=m4txq96s2e419143426.
29. Поволоцкий Г. Автономные боевые роботы - будет ли новая гонка вооружений? Международная жизнь. 2015. URL: https://interaffairs.ru/news/show/13621.
30. Полончук Р. Военно-гражданская интеграция в Китайской Народной Республике // Новый оборонный заказ. Стратегии. 2020. № 4 (63). URL: https://dfnc-ru.turbopages.org/dfnc.ru/s/arhiv-zhurnalov/2020-4-63/voenno-grazhdanskaya-integratsiya-v-kitajskojnarodnoj-respublike/.
31. Путин: лидер в сфере искусственного интеллекта станет властелином мира. РИА Новости. 2020. URL: https://ria.ru/20170901/1501566046.html?ysclid=m50zy05rp2735805894.
32. Рябов К. Искусственный интеллект в российской армии. Военное обозрение. 2021. URL: https://topwar.ru/189298-iskusstvennyjintellekt-v-rossijskoj-armii.html.
33. С-70 Охотник-Б - тяжёлый ударный беспилотный летательный аппарат. Новый оборонный заказ. Стратегии. 2018. URL: https://dfnc.ru/katalog-vooruzhenij/bpla/s-70-ohotnik-b/.
34. Скуратова А. Ю., Королькова Е. Е. Смертоносные автономные системы вооружений: проблемы международно-правового регулирования / А. Ю. Скуратова, Е. Е. Королькова // Российский юридический журнал. – 2019. – № 1(124). – С. 22-30. EDN: ZCGBML
35. Смирнов А. И., Кохтюлина И. Обновленная Национальная стратегия развития искусственного интеллекта до 2030 года: международные аспекты. Международная жизнь. 2024. URL: https://interaffairs.ru/news/show/44643.
36. УРАН-9. Акционерное общество “Специальное конструкторское бюро МО РФ”. URL: https://skbmo.ru/uran9.html.
37. Шакиров О. Бесчеловечное решение: как развитие боевых роботов достигло опасной черты. Forbes. 2021. URL: https://www.forbes.ru/obshchestvo/431583-beschelovechnoe-reshenie-kak-razvitie-boevyh-robotov-dostiglo-opasnoy-cherty.
38. (2004) 1980 Convention on certain conventional weapons and its protocols - Ratification kit.International Committee of the Red Cross. URL: https://www.icrc.org/en/document/1980convention-certain-conventional-weapons-andits-protocols-ratification-kit#.VKkgXWSG-rY.
39. (2013) A/HRC/23/47: Report of the Special Rapporteur on extrajudicial, summary or arbitrary executions, Christof Heyns. United Nations General Assembly. URL: https://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/RegularSession/Session23/A-HRC-23-47_en.pdf.
40. (2023) AI-wielding tech firms are giving a new shape to modern warfare. The Economis. URL: https://www.economist.com/business/2023/02/16/ai-wielding-tech-firms-aregiving-a-new-shape-to-modern-warfare.
41. (2024) Anduril & Oracle Partner to Deliver AI-Powered Defense Solutions from the Datacenter to the Tactical Edge. Anduril. URL: https://www.anduril.com/article/anduril-andoracle-partner-to-deliver-ai-powered-defensesolutions-from-the-datacenter-to-the/.
42. Blinde L. (2024) Booz Allen and Palantir announce partnership.Intelligence Community News. URL: https://intelligencecommunitynews.com/booz-allen-and-palantir-announce-partnership/.
43. CCW/CONF.V/10: Заключительный документ Пятой обзорной Конференции стран-участниц КНО по рассмотрению действия Конвенции. Сайт официальной документации ООН. 2016. URL: https://web.archive.org/web/20210915180326/https://undocs.org/pdf?symbol=ru/CCW/CONF.V/10.
44. CCW/GGE.1/2023/WP.5: “О Концепции деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в сфере разработки и применения систем вооружений с использованием технологий искусственного интеллекта”: Рабочий документ Российской Федерации / Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие: Материалы заседаний Группы правительственных экспертов по новым технологиям в сфере создания смертоносных автономных систем вооружений, Женева, 6-10 марта и 15-19 мая 2023 г. URL: https://docs-library.unoda.org/Convention_on_Certain_Conventional_Weapons_-Group_of_Governmental_Experts_on_Lethal_Autonomous_Weapons_Systems_(2023)/CCW_GGE1_2023_WP.5_0.pdf.
45. CCW/MSP/2019/9: Совещание Высоких Договаривающихся Сторон Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Женева, 13-15 ноября 2019 г Пункт 15 повестки дня: Рассмотрение и принятие заключительного доклада. URL: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/g19/343/66/pdf/g1934366.pdf.
46. Clark J. (2024) DOD’s Chief AI Officer Launches Rapid Capability Cell, Frontier AI Pilots to Accelerate Adoption of Cutting Edge Tech. U.S. Department of Defense. URL: https://www.defense.gov/News/News-Stories/Article/Article/3999805/dods-chief-ai-officer-launches-rapid-capability-cell-frontier-ai-pilots-to-acce/.
47. Cordesman A. H. (2016) Chinese Space Strategy and Developments. Center for Strategic & International Studies. URL: https://www.csis.org/analysis/china-space-strategy-and-developments.
48. Cronk T. M. (2022) New DOD Chief Digital Artificial Intelligence Office Launches. U.S. Department of Defense. URL: https://www.defense.gov/News/News-Stories/Article/Article/2923986/new-dod-chief-digital-artificial-intelligence-office-launches/.
49. Davison L. (2025) Trump Reiterates He’s Considering 10% China Tariffs at Day-Two Press Event. Bloomberg. URL: https://www.bloomberg.com/news/live-blog/2025-01-21/trump-s-first-full-day-in-office?srnd=homepage-europe.
50. Donald D. (2021) General Atomics Advances SeaGuardian Systems. Aviation International News. URL: https://www.ainonline.com/aviation-news/defense/2021-01-20/general-atomics-advances-seaguardian-systems.
51. Ewing P. (2021) GA-ASI: The Future of Small UAS. General Atomics Aeronautical Systems Inc. URL: https://www.ga-asi.com/ga-asi-thefuture-of-small-uas.
52. Geist E. M. (2016) It’s already too late to stop the AI arms race - We must manage it instead. Bulletin of the Atomic Scientists, vol. 72, issue 5, pp. 318-321. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/. DOI: 10.1080/00963402.2016.1216672
53. H.R.6216 - National Artificial Intelligence Initiative Act of 2020. URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/6216/text.
54. Judson J. (2024) US Army extends Palantir’s contract for its data-harnessing platform. Defense News. URL: https://www.defensenews.com/land/2024/12/18/us-army-extends-palantirs-contract-for-its-data-harnessing-platform/.
55. King I. (2015) China Has Big Plans for Homegrown Chips. Bloomberg. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2015-06-25/china-has-big-plans-for-homegrown-chips.
56. Lagrone S. (2015) Document: China’s Military Strategy. USNI News. URL: https://news.usni.org/2015/05/26/document-chinas-military-strategy.
57. Maas M. M. (2019) How viable is international arms control for military artificial intelligence? Three lessons from nuclear weapons. Contemporary Security Policy, vol. 40, issue 3, pp. 285- 311. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/. DOI: 10.1080/13523260.2019.1576464
58. (2019) Maintaining American Leadership in Artificial Intelligence: A Presidential Document by the Executive Office of the President on 02/14/2019. URL: https://www.federalregister.gov/documents/2019/02/14/2019-02544/maintaining-american-leadership-in-artificial-intelligence.
59. (2023) Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China: Annual Report to Congress. U.S. Department of Defense. URL: https://media.defense.gov/2023/Oct/19/2003323409/-1/-1/1/2023-MILITARY-AND-SECURITY-DEVELOPMENTSINVOLVING-THE-PEOPLES-REPUBLICOF-CHINA.PDF.
60. (2024) Palantir’s Inaugural Warp Speed Cohort to Power Manufacturing and Production Capabilities Through Advanced AI & Technology. Yahoo Finance. URL: https://finance.yahoo.com/news/palantir-inaugural-warp-speed-cohort-115900407.html.
61. Pike J. (2011) The Samsung Techwin SGR-A1 Sentry Guard Robot. Global Security. URL: https://web.archive.org/web/20180308035133/ https://www.globalsecurity.org/military/world/rok/sgr-a1.htm.
62. (2024) Red Cat Partners with Palantir to Enhance Black Widow Drones with AI Navigation; RCATSurges16400M Army Contract. DeepNewz. URL: https://deepnewz.com/stocks/red-cat-partners-palantir-to-enhance-black-widow-drones-ai-navigation-rcat16-1c3ef5a4.
63. (2024) Report to Congress on Replicator Initiative. U.S. Naval Institute Staff. URL: https://news.usni.org/2024/11/05/report-to-congress-on-replicator-initiative.
64. (2024) S.4638 - National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2025 (NDAA 2025). URL: https://www.congress.gov/bill/118th-congress/senate-bill/4638/text.
65. Simonite T. (2017) For Superpowers, Artificial Intelligence Fuels New Global Arms Race.Russia, China, US are rushing to weaponize artificial intelligence. WIRED. URL: https://www.wired.com/story/for-superpowers-artificial-intelligence-fuels-new-global-arms-race/.
66. (2016) The National Artificial Intelligence Research and Development Strategic Plan. National Science and Technology Council, Networking and Information Technology Research and Development Subcommittee. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/whitehouse_files/microsites/ostp/NSTC/national_ai_rd_strategic_plan.pdf.
67. (2019) The National Artificial Intelligence Research and Development Strategic Plan: 2019 Update: A Report by the Select Committee on Artificial Intelligence of the National Science & Technology Council. URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2019/06/National-AI-Research-and-Development-Strategic-Plan-2019-Update-June-2019.pdf.
68. (2023) The National Artificial Intelligence Research and Development Strategic Plan: 2023 Update. The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2023/05/National-Artificial-Intelligence-Research-and-Development-Strategic-Plan-2023-Update.pdf.
69. Trimble S. (2024) Black Widow Selected For U.S. Army’s Next Quadcopter Drone. Aviation Week Network. URL: https://aviationweek.com/defense/aircraft-propulsion/black-widowselected-us-armys-next-quadcopter-drone.
70. Vena D. (2024) 4 Things Palantir Investors May Have Missed This Week. The Motley Fool. URL: https://www.fool.com/investing/2024/12/21/4things-palantir-investors-may-have-missedthis-w/.
71. Vincent J. (2016) The US Navy’s new autonomous warship is called the Sea Hunter. The Verge. URL: https://www.theverge.com/2016/4/8/11391840/us-navy-autonomous-ship-sea-hunter-christened.
72. (2017) 新一代人工智能发展规划. 中国政府网_中央人民政府门户网站. URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/2017-07/20/content_5211996.htm.
73. (2017) 中央军委军事科学研究指导委员会今年诞生. 资讯_凤凰网. URL: https://news.ifeng.com/a/20170725/51497094_0.shtml.
74. (2019) 抢占人工智能技术发展制高点. 中国军网 - 中国人民解放军官方军事新闻门户. URL: http://www.81.cn/2019zt/2019-07/31/content_9574802.htm.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются стратегические преимущества цифрового маркетинга в деятельности субъекта хозяйствования. Представлена характеристика применяемых инструментов, технологических решений и зависимости факторов влияния от динамики изменений конъюнктуры и проч. Выделены особенности воздействия условий рынка на развитие digital-маркетинга в социально-экономическом пространстве. Определены ключевые элементы механизмов цифрового маркетинга, оптимизирующие процессы на предприятии. Обозначена роль цифровизации маркетинговых механизмов в контексте развития государственной рыночной системы.
В данной статье рассматривается влияние искусственного интеллекта (ИИ) на развитие стартапов и трансформацию предпринимательства. Особое внимание уделяется тому, как нейросети и другие технологии ИИ изменяют подходы к созданию и управлению бизнесами, улучшая процессы автоматизации, прогнозирования и аналитики. Также анализируются риски и вызовы, с которыми сталкиваются предприниматели в условиях быстрого внедрения технологий ИИ, и предлагаются пути преодоления возможных препятствий. В статье подчеркивается, как ИИ открывает новые возможности для инноваций и ведения бизнеса в условиях глобальной цифровизации.
Ежегодно у большинства членов Ассоциации самых красивых деревень и городков России наблюдается увеличение туристического потока. В целом ряде популярных у горожан и туристов сельских населенных пунктов возникает проблема джентрификации. Если в городах джентрификация имеет чаще положительное значение и под ней подразумевается реновация и оживление неблагополучных или разрушенных районов через физическое изменение среды, привлечение более состоятельных жителей и создание рабочих мест, то в сельской местности под ней чаще понимают процессы вытеснения местных жителей купившими недвижимость богатыми горожанами, возрастанием стоимости жизни и т. п. Ряд популярных членов Ассоциации уже стоят на пороге сверхтуризма или фиксируют чрезмерные турпотоки в сезонные пики и на известных событийных мероприятиях, что в ряде случаев приводит к конфликтным ситуациям между гостями и местными жителями. Данная ситуация свидетельствует о возникновении таких рисков, как сверхтуризм и туризмофобия у местного населения. Кроме того, многие участники Ассоциации находятся в местах компактного проживания многочисленных народов и этносов России, которые стремятся сохранить и развивать свои культуру, наследие, языки и традиции. Несмотря на большую привлекательность этнотуризма сегодня, при его организации может возникать целый ряд вызовов, ставящих аборигенное население в затруднительное положение: финансовую зависимость, утрату своего наследия. Эти и другие современные риски от развития туризма на сельских территориях побудили авторов к поиску направлений по их снижению, что было предпринято в рамках данного исследования.
В статье исследованы организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования ресурсного обеспечения технологического суверенитета в решении задач регионального и национального экономического развития. Рассматриваются ключевые финансовые механизмы и инструменты ресурсного обеспечения. Представлены количественные оценки бюджетных расходов на развитие технологий, а также динамика инвестиций в НИОКР. Установлены ограничения, проявляющиеся в: недостаточном объеме государственных инвестиций в критически важных секторах, низкой эффективности государственно-частного партнерства, финансовой доступности к привлечению заемного финансирования. Анализ показал необходимость совершенствования финансовой инфраструктуры, включая развитие венчурного капитала и фондов прямых инвестиций, ориентированных на развитие высокотехнологичных производств.
В настоящей статье исследуется проблема устойчивости цепочек поставок в условиях глобальных кризисов, связанных как с экономический, так и с эпидемиологической ситуацией. Основное внимание уделяется встречной поставке как способу получения товаров по контрактам внешней торговли. В статье предлагаются конкретные шаги и рекомендации для специалистов по управлению цепочками поставок, закупщиков, логистов, финансистов, а также лиц, принимающих решения, сталкивающихся с проблемами в управлении поставками в условиях экономической нестабильности.
В последние годы в системе регулирования глобального нефтяного рынка происходит внедрение нерыночных методов, таких как введение потолка цен или полного эмбарго на покупку нефти одного из производителей. Целью настоящей работы является построение математической модели этого рынка, в которой предусмотрена возможность торговли нефтью как через биржу, так и по частным договорам, заключаемым между отдельными производителями и потребителями. В работе предложена теоретико-игровая модель, пригодная для исследования рынка в обычном режиме и в режиме эмбарго, когда часть потребителей объявляет полный запрет на покупку нефти одного из производителей. Включение производителей и потребителей в число игроков модели позволило исследовать различные варианты сотрудничества участников рынка. Установлено, что в обычном режиме эффективным средством его регулирования является сотрудничество производителей по формированию согласованного предложения нефти на бирже. Исследование режима эмбарго по разработанной модели показало, что присоединение к санкциям установленного в работе числа потребителей приводит к дестабилизации рынка. Эффективным средством противодействия санкционному режиму является купляпродажа нефти по частным договорам. Выводы, сделанные в работе, подтверждаются современной практикой функционирования глобального нефтяного рынка.
В статье выделена и обоснована экологическая проблематика участия предпринимательских структур в устойчивом развитии отрасли. Сформулированы две основные проблемы: 1) окружающая среда не является важной темой для предпринимателей; и 2) действительно ли экологическая проблема является объективной для устойчивого развития отрасли. Научная новизна работы заключается в обнаружении проблем и нахождении путей их решения за счёт инновационных экологических технологий; создания адаптивной системы управления предпринимательской структурой; увеличения осведомлённости общества. Практическая значимость работы основана на эмпирическом исследовании социальной и экологической политики 50 компаний Российской Федерации, которое выявило, что социальная политика проводится во всех компаниях, в то время как экологическая политика присутствует не везде.
Настоящая статья, обращаясь к структурно-инфраструктурному подходу, осуществляет концептуальное разделение проблем рынка труда и проблем развития рынка труда. Проблемами рынка труда называют возникающие сложности функционирования сложившегося механизма взаимодействия между агентами. Под проблемами развития рынка труда понимаются сложности, с которыми экономика сталкивается при выходе из кризиса (при выборе пути развития). Кризис знаменует собой период, когда сложившиеся внутри системы отношений механизмы взаимодействия не могут в полной мере отвечать и разрешать назревающие вызовы. В результате система отношений встаёт перед выбором - интенсивного (качественного) или экстенсивного (количественного) преобразования. Эта концептуализация рассмотрена на примере российского рынка труда с особым фокусом на перспективах и рисках цифровизации.
Сегодня сложно не отметить рост популярности использования искусственного интеллекта в различных сферах жизни общества - от социальных сетей до внедрения в существующие алгоритмы различных программ. В то же время предприятия стараются стать всё более человекоцентричными не только в области отношений с клиентами, но и в отношении сотрудников: создать условия для развития, сформировать чувство уверенности и безопасности, создать комфортную организационную культуру. Цели настоящей статьи - выделение конфликтообразующих факторов, рассмотрение природы их влияния на сотрудников компании, выявление основных элементов, их формирующих. Понимание этих моментов поможет руководству предприятия избежать серьёзных проблем на пути внедрения новых технологий и использования методов искусственного интеллекта в деятельности компании. Также автором выделены достоинства и недостатки применения методов машинного обучения в управленческой деятельности. Среди негативных выделено отсутствие эмпатии и человеческого подхода, что, с другой стороны, является и плюсом наравне с точностью и эффективностью обработки информации и принятия решений, поскольку позволяет это делать без лишних эмоций, которые часто ведут к снижению правильности результатов.
В настоящей статье представлено исследование всех ступеней влияния «мягкой силы» отчётов об устойчивом развитии на предприятия железнодорожной отрасли. В качестве примера, на котором рассматривалось влияние «мягкой силы», был взят холдинг ОАО «РЖД» - лидер пассажирских перевозок в России.
Издательство
- Издательство
- ИД НБ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 123022, г. Москва, шоссе Звенигородское, дом 5, строение 1
- Юр. адрес
- 123022, г. Москва, шоссе Звенигородское, дом 5, строение 1
- ФИО
- Дерновой Владимир Борисович (Генеральный директор)
- E-mail адрес
- idnb11@yandex.ru
- Контактный телефон
- +7 (915) 0877376